• Стабильная связь теперь есть в поселке Октябрьский-2 в Приангарье
  • 55 тонн макулатуры собрали в Иркутской области по экологической акции «БумБатл»
  • В России запретят управлять электросамокатами подросткам до 16 лет

Главная > Практика 21.01.2020 19:39

Прокрастинация: почему мы не хотим заниматься обязательными делами

Екатерина Балагурова

Екатерина Балагурова

0 Читать комментарии
Прокрастинация: почему мы не хотим заниматься обязательными делами - Верблюд в огне

Психолог-консультант Ульяна Белозерцева о прокрастинации: как зафиксировать это явление у себя, эффективен ли тайм-менеджмент для творческих людей и как построить жизнь так, чтобы в основном отдыхать, а только в промежутках работать.


— Сегодня прокрастинацией мы называем постоянное откладывание дел на потом. Так было всегда?

— Нет. Прокрастинация — термин современный. В моей юности это явление ассоциировалось с выверенным, продуманным решением. Сегодня, поскольку темп жизни стал очень быстрым, мир провоцирует нас делать массу дел одновременно и говорит «давай быстрее», решение нужно прямо сейчас. А мы иногда просто не готовы ежесекундно это решение принять. Любая идея, как и ребенок, требует, чтобы ее выносили. Преждевременные «роды» могут спровоцировать нежизнеспособную идею.

Я сама, в некотором роде, люблю прокрастинировать. Когда меня приглашают выступить где-то с открытой лекцией и называют только тему, я не готова в этот же день сесть, приготовить и написать материал. Я ношу тему в себе, как зернышко, занимаюсь обычными делами, но начинаю обдумывать будущую лекцию — как я буду ее вести, о чем говорить, подмечаю, что из повседневной жизни может мне пригодиться в качестве примера. Что-то запоминаю, что-то записываю. И только в последний вечер перед выступлением я собираю весь материал, структурирую его и записываю. Это мой способ работы. Думаю, так у многих людей. Именно такой вид прокрастинации не является проблемой для человека.

— Прокрастинация отличается от лени?

— Лени, как термина, в психологии вообще не существует. На самом деле, лень — это всего лишь отсутствие контакта со своими потребностями. Мы ленимся, либо когда очень устали, либо когда понимаем, что это кому-то надо сделать, а мне не надо совсем. Например, дети ленятся убираться в своей комнате, потому что у них ещё нет такой потребности. Чаще порядок нужен родителям. Когда же ценность созревает (например, к подростку в гости придет девушка), лень как рукой снимет и порядок наводится в два счета.

Что касается прокрастинации, то человек осознаёт важность и нужность выполнения задачи, но откладывает ее выполнение по каким-то причинам. При этом один из главных внутренних признаков прокрастинации — тревожность. Человек постоянно думает: сроки подходят, надо срочно делать, но не приступает к работе. Получается, он и не отдыхает, потому что постоянно крутит эти мысли, и не работает.

— Почему мы прокрастинируем?

— Чаще всего из-за внутренних конфликтов «хочу и надо». Человек просто не хочет делать эту задачу, но почему-то должен: это часть его обязанностей на работе, например. Также под прокрастинацией может скрываться невыраженная агрессия, когда ты не умеешь говорить «нет». Тогда ты соглашаешься на трудную (скучную, нудную) работу, но начинаешь саботировать и прокрастинировать. Про себя как бы говоришь при этом: «А вот побегай теперь за мной, поуговаривай!». Получается такая схема: я тебе пообещал, сказал «да», но делать я не буду. Или буду, но сроки запорю. Это может быть сценарием жизни — мои родители так делали всегда, всё оттягивали, обещали и не делали, и я так привык. Кому-то такая ситуация даже нравится, это придает адреналин — «о, здорово, сейчас возьму и напишу курсовую за одну ночь».

Ульяна Белозерцева

Психолог-консультант, магистр педагогики, специалист в сфере медиации, автор и ведущая курса «Эмоциональное здоровье»

Важное значение имеет и приоритетность задач. Например, студент, который в конце семестра начинает выполнять задание, полученное полгода назад, не просто «лежит на печи» весь семестр до этого. Он встречается с друзьями, строит отношения с девушками, ходит в клубы. Для него эти задачи гораздо приоритетнее, чем написание работы. Они — ведущая деятельность юности. Так же как для дошкольника ведущая деятельность — игра, а не обучение. И так во всем. Без задержек мы делаем только то, на что у нас достаточно мотивации.

В конце концов, причины могут быть связаны с нагрузками. Наша психика одновременно может удерживать во внимании семь-восемь объектов. Если их больше, мы что-то начинаем упускать из вида. Именно поэтому прокрастинация обычно начинается в средней школе: становится больше предметов, преподавателей, кабинетов, информации в целом. Соответственно, каким-то предметам ребенок начинает уделять больше внимания, а что-то оставляет на потом. Так он концентрируется и защищается от перегрузок.

— Как бороться с прокрастинацией?

— Я за то, чтобы выяснять причины и работать с ними, а не бороться. Опять же, нужно задавать себе вопросы. Первый — соответствует ли в целом задача, которую ты откладываешь, твоим целям и ценностям жизни? Если нет, то логичен вопрос: зачем ты это вообще делаешь? А если соответствует (например, это любимая работа, но у тебя есть на ней не интересная для тебя обязанность), то есть варианты. Например, делегировать задачу кому-то.

Если этого сделать нельзя (например, мои маленькие дети, которые в данный момент меня раздражают, потому что я просто очень устала в декрете, а помочь некому), задаем себе вопрос — сколько времени будет длиться эта обязанность? Если она имеет конечный срок, с ней можно справиться. Наша психика, скорее всего, выдержит. Обозначение этого срока — тоже хорошая мотивация. Дети вырастут или найдется кто-то из близких, кто сможет посидеть с ними какое-то время.

Студент, откладывающий написание диплома, сдаст его все-таки к определенной дате, останется защищаться на следующий год или будет отчислен. Вечно не может продолжаться почти ничего. Нужно всегда напоминать себе о конечной цели: для чего я сейчас делаю то, что мне не нравится. Скорее всего, чтобы в итоге получить что-то более весомое, ценное. Пишу диплом, чтобы в итоге окончить вуз. Писать не хочу, а окончить очень хочу. Это моя главная итоговая цель.

— Сегодня много литературы и разных курсов по тайм-менеджменту. Насколько они эффективны, на ваш взгляд? И для всех ли?

— Я считаю, что все техники тайм-менеджмента изобретены для высоко организованных структурированных личностей такими же по складу ума людьми. Человеку творческому и импульсивному очень трудно их применить. Но есть те, которые полезно знать и хотя бы частично применять каждому.

Например, «матрица Эйзенхауэра». Очень хорошо помогает расставить приоритеты. Когда скапливается очень много дел, организм начинает вырабатывать «антидела». Срабатывает инстинкт самосохранения — буду делать всё, только не то, что реально требует внимания, потому что и так столько всего, что не разберешься. И в этом момент мы начинаем залипать в соцсетях, стряпать и смотреть фильмы. Только бы не заниматься документацией, которую надо сдать завтра.

Когда мы осознали, что снова прокрастинируем, важно собраться и перенести все важные дела из головы на бумагу. Это первый и важный шаг. Теперь мы видим «масштаб бедствия». Иногда у меня получается 150-200 дел. А дальше распределяем их по матрице и расставляем приоритеты. Тогда становится понятно, что совсем не важное, а что нужно прямо сейчас сделать. Дело после этого должно сдвинуться с места.

Хорошо помогает техника «помидора»: деление большой задачи на множество мелких. В большом деле – написание диплома – нужно определить тему. Это будет первый шаг. Его тоже разбиваем на шажки: выбрать научного руководителя, обсудить тему с ним, подумать, что мне самому будет интересно, и что будет перспективно для дальнейшего трудоустройства. И так во всём. Также будильник, который звонит через каждые, например, минут 15, не даст вам залипнуть на ненужном — например, на пролистывании ленты в соцсети.

Еще важно делать разноплановые дела, чередовать физическую и интеллектуальную деятельность. Написал часть курсовой — сходил в магазин, составил отчет — убрался в квартире. Еще я поняла, что здорово составлять для себя сначала план отдыха, а в него вставлять работу. Например, прочитать интересную книгу, вкусно пообедать в ресторане, сходить в спортзал, погулять по набережной, а между этим — написать отчет, встретиться с заказчиком, сделать презентацию. Делать акцент на том, что вообще-то я живу в кайф, отдыхаю, а только в промежутках работаю. Это очень мотивирует.

И главное. Всегда нужно помнить, что человека невозможно заставить что-то делать. Если у вас есть знакомые, которые всегда откладывают дела на потом, бессмысленно их лечить. Они начнут решать проблему только тогда, когда сами осознают необходимость справиться с ней.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому