— Сегодня прокрастинацией мы называем постоянное откладывание дел на потом. Так было всегда?
— Нет. Прокрастинация — термин современный. В моей юности это явление ассоциировалось с выверенным, продуманным решением. Сегодня, поскольку темп жизни стал очень быстрым, мир провоцирует нас делать массу дел одновременно и говорит «давай быстрее», решение нужно прямо сейчас. А мы иногда просто не готовы ежесекундно это решение принять. Любая идея, как и ребенок, требует, чтобы ее выносили. Преждевременные «роды» могут спровоцировать нежизнеспособную идею.
Я сама, в некотором роде, люблю прокрастинировать. Когда меня приглашают выступить где-то с открытой лекцией и называют только тему, я не готова в этот же день сесть, приготовить и написать материал. Я ношу тему в себе, как зернышко, занимаюсь обычными делами, но начинаю обдумывать будущую лекцию — как я буду ее вести, о чем говорить, подмечаю, что из повседневной жизни может мне пригодиться в качестве примера. Что-то запоминаю, что-то записываю. И только в последний вечер перед выступлением я собираю весь материал, структурирую его и записываю. Это мой способ работы. Думаю, так у многих людей. Именно такой вид прокрастинации не является проблемой для человека.
— Прокрастинация отличается от лени?
— Лени, как термина, в психологии вообще не существует. На самом деле, лень — это всего лишь отсутствие контакта со своими потребностями. Мы ленимся, либо когда очень устали, либо когда понимаем, что это кому-то надо сделать, а мне не надо совсем. Например, дети ленятся убираться в своей комнате, потому что у них ещё нет такой потребности. Чаще порядок нужен родителям. Когда же ценность созревает (например, к подростку в гости придет девушка), лень как рукой снимет и порядок наводится в два счета.
Что касается прокрастинации, то человек осознаёт важность и нужность выполнения задачи, но откладывает ее выполнение по каким-то причинам. При этом один из главных внутренних признаков прокрастинации — тревожность. Человек постоянно думает: сроки подходят, надо срочно делать, но не приступает к работе. Получается, он и не отдыхает, потому что постоянно крутит эти мысли, и не работает.
— Почему мы прокрастинируем?
— Чаще всего из-за внутренних конфликтов «хочу и надо». Человек просто не хочет делать эту задачу, но почему-то должен: это часть его обязанностей на работе, например. Также под прокрастинацией может скрываться невыраженная агрессия, когда ты не умеешь говорить «нет». Тогда ты соглашаешься на трудную (скучную, нудную) работу, но начинаешь саботировать и прокрастинировать. Про себя как бы говоришь при этом: «А вот побегай теперь за мной, поуговаривай!». Получается такая схема: я тебе пообещал, сказал «да», но делать я не буду. Или буду, но сроки запорю. Это может быть сценарием жизни — мои родители так делали всегда, всё оттягивали, обещали и не делали, и я так привык. Кому-то такая ситуация даже нравится, это придает адреналин — «о, здорово, сейчас возьму и напишу курсовую за одну ночь».
Комментариев 0