27.01.2022 20:19
27.01.2022 20:19
Фотографии: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»
В 2021 году в Иркутске на улице Урицкого появилось новое место — независимый книжный магазин «Пространство», где, помимо печатных изданий, можно купить сувениры, а также выпить хорошего кофе и перекусить. За год он полюбился иркутянам и даже выиграл премию «Верблюда в огне» в номинации «Культурный проект года». Владельцы рассказали, как решились открываться на теряющей популярность улице Урицкого, кого можно встретить здесь за столиками и о том, что вскоре появится на втором этаже «Пространства».
Основателей «Пространства» четверо — супруги Игорь и Мария, пара Сергей и Дарья. Первые отвечают за инвестиции, а вторые управляют бизнесом. Лицом компании выступает Дарья, она же — ответственная за коммуникации. Девушка родом из Иркутска, закончила политех, долгое время работала в маркетинге. Род деятельности остальных сооснователей команда не афиширует.
По словам Дарьи, авторам проекта казалось, что в Иркутске мало мест с хорошим кофе, куда они могли бы сходить, особенно с собакой. Поэтому решили создать такую дог-френдли кофейню, которую самим хотелось бы посещать.
На «Авито» нашли помещение на улице Урицкого. По словам основателей, на тот момент оно «выглядело по-настоящему жутко», в нем раньше располагался ломбард. «Ты заходишь туда, и такое ощущение, что попал в нору, в которой надо сдать все золото либо тебя убьют», — вспоминает Дарья. Потом локацию изучили получше, увидели внутренний двор, окна в пол, и поняли, что у этого места есть потенциал.
Судьбу заведения во многом предопределили потолки высотой четыре метра — благодаря им у создателей проекта возникла картинка бесконечно высоких стеллажей с книгами. И так появилась идея открыть не просто кофейню, а книжный магазин, совмещенный с ней.
Единственным спорным вопросом оставалось расположение будущего книжного-кофейни. «Когда Сергей пришел в первый раз на улицу Урицкого, на него надели шубу и орали, чтобы он ее купил», — смеется Дарья. И добавляет, что пешеходные улицы в других городах обычно другие, — это место для молодежной тусовки, ночной жизни, круглосуточной «движухи», а не для активной продажи шуб. Однако команда все равно была уверена, что в улице заложен потенциал, просто до этого не было тех, кто хотел бы его развивать.
Спойлер: в итоге о локации не пожалели. «Сейчас мы видим, что люди готовы ехать с любого конца города, чтобы сюда попасть. И мы думаем, что можем стать отправной точкой для развития Урицкого», — говорит Дарья.
В проект вложили около девяти миллионов рублей, большая часть суммы ушла на закупку товаров, часть — на ремонт. Для отделки помещения было сложно найти квалифицированных подрядчиков, из-за чего работы затянулись на полгода. Основная задача в создании интерьера была сохранить самобытную историческую архитектуру. Так, например, в помещении оставили участки незакрытой кирпичной кладки, оригинальные деревянные двери и оконные рамы.
Проблемы возникли и при наборе персонала. Как вспоминает Дарья, многие потенциальные работники не понимали, для чего нужны стандарты и почему нужно им следовать. Пришлось создать свою кадровую стратегию: в «Пространство» берут на работу молодых людей и учат их с нуля, акцентируя внимание на ценностях компании, главная из которых — стремление к развитию. Так удалось сформировать команду, и с момента открытия она увеличилась с шести до 14 сотрудников. Сейчас они называют себя «Пространство-fam» (Fam — сокращение от слова family. — Прим. ред.).
Кофейное направление развивали постепенно. Как рассказывает Дарья, сначала зерна заказывали у местных обжарщиков. Это было время, когда команда училась разбираться в кофе, консультировалась с профессионалами, вникала в кофейную индустрию. Сейчас в «Пространстве» работают в спешелти-сегменте, зерна заказывают у московских обжарщиков The Welder Catherine.
Кофе здесь варят как классическими, так и альтернативными способами. Можно заказать фильтр, пуровер или лунго. В ассортименте обычно четыре разных вида зерна для «альтернативы». Есть тематическое меню, например, зимнее посвящено вселенной Гарри Поттера — можно попробовать «сливочное пиво» из Хогсмида или «оборотное зелье». Еще одна фишка — это напиток «Раф-Гаф», 10% с покупки которого отчисляют в приют для животных «Поводог».
Из еды изначально были только десерты, позже появились полноценные завтраки, которые можно заказать целый день. Так, сейчас в меню «Пространства» можно найти драники, вафли, сырники, супы, каши, яичницу или скрэмбл.
«Мы вдохновляемся атмосферой Петербурга, его развитием в гастроиндустрии, общаемся с ребятами оттуда и учимся у них. Сейчас готовим полное обновление меню, в этом нам помогал красноярский бренд-шеф Иван Ряполов», — рассказывает Дарья.
Однако главное — в «Пространстве» представлено более восьми тысяч книг и еще две тысячи других товаров, канцелярии и сувениров. Это разные принадлежности для скетчинга, открытки, натуральная органическая косметика от российских производителей, соевые свечи, товары с тематикой Иркутска и Байкала, а также легендарные блокноты Moleskine и перьевые ручки Lamy.
Дарья рассказывает, что каждую книгу в «Пространстве» отбирали, опираясь на результаты рейтингов издательств, а также оценок на LiveLib и «ЛитРес». «Плюс в целом мы ориентируемся на свои предпочтения. И стараемся привозить какие-то нишевые, узкоспециализированные издания. У нас представлены издательства „Сеанс“ с книгами о кинематографе, TATLIN, который специализируется на архитектуре, No Kidding Press — только про феминизм. „Институт музыкальных инициатив“ вообще, мне кажется, никто не возит в Иркутск. Они выпускают книги про отсылки в музыке». Компания планирует начать сотрудничать с англоязычными издательствами и, например, привезти «Гарри Поттера» в оригинале.
2021 год
6
сотрудников
100
посетителей в день
2022 год
14
сотрудников
130
посетителей в день
В магазине нет программ лояльности и бонусных систем, но зато, по утверждению авторов проекта, действует минимальная наценка на книги, чтобы сюда могли приходить люди с самым разным достатком. Дарья отмечает, что «Пространство» не может соперничать в ценах с маркетплейсами, но по сравнению с сетевыми офлайн-магазинами книги здесь дешевле на 10–15%. Однако владельцы отмечают, что сейчас будет сложнее придерживаться этой позиции, — цены на книгопечатную продукцию в последнее время возросли на 30%. «Книжной индустрии приходится нелегко, так как цены на сырье для печатной продукции выросли, а крупные типографии забиты госзаказами на печать учебной литературы», — комментирует Дарья.
В «Пространстве» поддерживают тренд на экологичность. Так, например, используют биоразлагаемые стаканчики и крышки для кофе. «Если их закопать в землю, они разложатся за 90 дней и не принесут никакого вреда окружающей среде», — отмечает Дарья. Это увеличивает затраты, но в компании готовы на них идти, потому что считают важным внести даже небольшой вклад в сохранение экологии.
Гости «Пространства» — это любители книг, туристы, фрилансеры, которым важен стабильный вайфай и розетки у каждого стола, а также молодые девушки, ценящие эстетичный визуал. Нередко — горожане с собаками. Питомцам здесь всегда рады: предложат миску с водой и почешут за ухом («Верблюд» ранее оценивал «Пространство» в обзоре дог-френдли кафе. — Прим. ред.).
Сооснователи признаются, что не боялись открывать проект во время пандемии, тем не менее период введения QR-кодов переживали сложно. У компании нет сайта для онлайн-торговли и пока нет возможности принимать заказы навынос — из-за этого сильно упали выручка и трафик. При этом зарплаты сотрудникам выплачивали в полном размере.
В планах у «Пространства» — проведение ивентов, но, по словам Дарьи, пока авторы проекта не определились, в какой форме те будут проходить. «Это не будут книжные чтения, мы хотим какую-то более движовую историю делать, интерпретировать это как-то иначе. Мы хотим создавать что-то на стыке субкультур».
Проводить мероприятия планируют не в нынешнем «Пространстве», а в новых помещениях после расширения. У книжного есть второй этаж, где сейчас идет ремонт. Там появится гастробистро под другим названием, отдельный проект «Пространства-fam». Во внутреннем дворе будет летняя терраса для обоих заведений. Там же планируют проводить сезонные экомаркеты с товарами локальных производителей.
Еще в планах «Пространства» — ввести больше продукции местных авторов и мастеров. «Как бы это пафосно ни звучало, мы считаем, что такое место, как «Пространство», должно быть на всех пешеходных улицах страны. Получится ли это когда-то или нет — не знаю. Чтобы это грамотно работало, нужно упаковать некую франшизу, но мы пока не готовы», — говорит Дарья.
Вложения окупятся в течение пяти-шести лет, прогнозируют сооснователи. Это игра вдолгую: «Мы могли бы сделать более бизнесовую историю, на которой инвестиции вернулись бы быстрее, но мы пошли другим путем. Жалеем ли? Нет. Мы про бизнес, но деньги в этом проекте не приоритет. Нам важна возможность реализовать свои идеи в рамках нашего города».
Читайте также:
Эксперимент: редакция тестирует 6 дог-френдли заведений Иркутска
Еще больше интересного — в телеграм-канале «Верблюда в огне»!
Комментариев 1
snagornaya85
Пиццерия там была в свое время от СибАтом он же Багира. Может потом и ломбард воткнули.
01.02.2022 17:00