20.01.2020 20:25
20.01.2020 20:25
Предпринимательская деятельность Алексея Кима началась с нескольких фруктовок, сшитых для знакомых, а теперь компания Reus включает в себя собственное производство, два магазина, первую в городе экокофейню и экологическую организацию. В бизнес Ким пришел из далеко не смежной сферы — более 10 лет он профессионально занимался спортивными танцами. О том, как прошел процесс кардинальной смены профессии, что покупают иркутяне в экошопах и как они отнеслись к кофе в оборотной таре, Алексей Ким рассказал «Верблюду».
Последние два года тема экологии в Иркутске звучит все чаще: проводятся фестивали, акции и ярмарки, а иркутяне активно включаются в раздельный сбор отходов. Призыв «зеленого движения» Reduce, Reuse, Recycle («Сокращай потребление, используй повторно, сдавай на переработку») для многих стал собственным девизом. Экопросвещением в городе занимаются не официальные организации, а неформальное сообщество активных горожан.
Заметную роль в этом движении играет Алексей Ким — создатель компании Reus и бывший тренер по спортивным танцам. Он всегда любил систематизацию и порядок, а также хотел меньше мусорить. Он заинтересовался сортировкой отходов и задумался, как можно отказаться от лишнего пластика. И сшил себе фруктовки — мешочки из ткани, размером с полиэтиленовый пакет.
Компания Reus, возможно, не появилась, если бы три года назад Алексей Ким не рассказал в соцсетях о том, как он ходит в магазин со своими фруктовками. Практика беспакетного шопинга сначала заинтересовала друзей, а потом сработало сарафанное радио: писали незнакомые люди с просьбами сшить им «такие же мешочки». В мае 2017 года он создал аккаунт в инстаграме и стал шить на заказ, но первое время относился к этому как к хобби.
Через год Ким задумался об открытии магазина, потому что спрос рос, а возможности купить фруктовки и другие zero waste товары в Иркутске не было. Осенью 2018 года нашлась площадка для будущего магазинчика: в торговом центре «Новый» предлагали сниженную аренду в первые три месяца. За два дня бизнесмен оформил ИП, за неделю оборудовал торговое место — на полтора квадратных метра. В октябре магазин открылся.
На его запуск предприниматель потратил чуть больше 50 тысяч рублей: материалы для прилавка (который собрал сам) и вывеска обошлись в 20 тысяч рублей, самым большим расходом стала установка онлайн-кассы за 30 тысяч рублей. В первое время магазин давал убыток, поэтому Ким не спешил расстаться с основным местом работы — тренерством по спортивным танцам. Через два месяца после открытия стало ясно, что товаров собственного производства (на тот момент это были только фруктовки и сумки) недостаточно. Чуть позже ассортимент расширился: появились многоразовые бутылки и стаканчики, металлические трубочки. Магазин начал себя окупать спустя три месяца.
Поначалу администрация рынка и другие арендаторы отнеслись к эколавке несерьезно: руководители ТЦ заключили договор на месяц, так как считали, что больше пары месяцев ей не продержаться, а местные торговцы и вовсе посмеивались. «Экосумки» и «фруктовки» для всех были просто непонятными словами. Сейчас ситуация изменилась: и администрация, и продавцы увидели, что направление перспективное. Теперь относятся спокойно и даже заинтересованно, признаются, что покупатели приходят с брендированными мешочками (точка Reus на рынке «Новом» находится как раз недалеко от рядов с фруктами, орехами и овощами).
За два года в торговом центре сменилось несколько директоров, а аренда повысилась в три раза. Добавились и дополнительные платежи, например, вывоз мусора. Для Reus этот платеж не обоснован: компания самостоятельно сортирует отходы и сдает вторсырье в переработку. Тем не менее, уходить с площадки владелец компании не собирается: «Люди уже привыкли, что мы там есть, и спустя полтора года эта точка начала давать неплохие результаты, стала узнаваемой». К тому же формат ТЦ подходит компании: из-за большого и разнообразного потока покупателей удается привлекать новых клиентов и дальше популяризировать тему экологии.
К весне 2019 года работа магазина стала стабильной, и предприниматель решил расширяться. В мае он оставил основную работу, бизнес требовал всё больше внимания. К тому же развития в прежней сфере он не видел, а новое дело оказалось нужным и интересным. Кардинальная смена деятельности далась просто: по его словам, всё произошло естественно и закономерно.
Когда Ким стал искать новое помещение, он не знал, в каком ключе будет расширение. На поиски ушло полгода, новая площадка нашлась случайно, и это было попадание в точку: два зала, центр города, адекватные условия аренды.
Идея о совмещении эколавки с кофейней пришла уже после заключения договора. «Все оказалось не так гладко и дешево, как я предполагал изначально, — признается предприниматель, — по ходу возникло немало проблем и вопросов: от выбора оборудования и кофейного зерна до связанных с этим непредвиденных расходов. Но отступать было некуда». В итоге на покупку кофемашины и сопутствующих товаров ушло в несколько раз больше запланированного. Удалось сэкономить на другом: к ремонту предприниматель подошел обдуманно и многое делал сам. «Умение работать руками здорово помогает в сбережении средств», — делится Алексей Ким.
Подготовка к открытию длилась полтора месяца. Эргономику и дизайн предприниматель продумывал, исходя из соображений экологичности: минимум отходов, минимум новых покупок — важно было использовать то, что уже есть. Мебель выполнили на заказ по его проектам. Декоративные элементы создали по принципу вторичного использования. Например, медные трубы, вписавшиеся в дизайн барной стойки, остались от прошлых арендаторов, а старые венгерские стулья нашлись на даче и после переобшивки и покраски получили вторую жизнь.
Кофейня, конечно, тоже включена в концепцию экологичного бизнеса: одноразовые стаканчики Ким заменил оборотной тарой — стаканами, в которых напиток можно взять с собой под залог в 120 рублей. Решение смелое: подобный формат, который лишь недавно начал развиваться в европейских заведениях, в России еще совсем непривычен. Так, Reus стала одной из первых российских кофеен, внедривших оборотную тару для кофе с собой. К депозитным стаканчикам иркутяне отнеслись с интересом, правда, многие их не возвращают, а продолжают пользоваться. Предприниматель уверен, что такой формат будет работать, вопрос во времени и усилиях — необходимо рассказывать людям об альтернативе, объясняя вред одноразовой посуды.
В основном, покупатели магазинов Reus — те, кто задумывается об окружающей среде. «Особенность в том, что такие люди относятся к покупкам взвешенно и не будут покупать лишнего, поэтому процесс “созревания” перед покупкой длительный», — говорит Ким. Сейчас ассортимент Reus включает в себя 15 наименований товаров собственного производства — это шоперы, рюкзаки, губки для мытья посуды, бахилы, хлопковые диски, восковые салфетки и другое. Ходовой товар — фруктовки и экосумки, они шьются беспрерывно. Спрос на бахилы сезонный: резко повышается в сентябре, с началом учебного года, и не прекращается до лета.
Контейнеры из нержавеющей стали приглянулись рыбакам и охотникам, которые используют их не только как ланч-боксы, но и как котелки. С открытием кофейни появилась еще одна аудитория — любители кофе. Проводя время в кофейне, они попутно знакомятся с ассортиментом магазина, и часто уходят с новым стаканчиком для кофе — бамбуковым, складным или дизайнерскими Keep Cup. Так кофейня привлекала к теме экологии новых людей.
Аудитория двух точек различается. В ТЦ она смешанная, тогда как основной поток покупателей в кофейне — это люди «в теме». Это отражается на специфике работы: клиентов на рынке нужно «воспитывать», включать в экологическое движение, именно поэтому там часто размещают плакаты о загрязнении окружающей среды, информацию о том, что такое фруктовки и почему ими нужно заменить одноразовые пакеты. Просветительской деятельности предприниматель уделяет отдельное внимание — это помогает расширять аудиторию.
В ближайших планах у Алексея Кима — провести аналитику деятельности, оформить статистику продаж, чтобы сделать распределение на производстве и организовать его работу так, чтобы оно функционировало без постоянного контроля. Пока что всеми направлениями работы компании предприниматель полностью занимается сам: даже разработку сайта и написание текстов он не готов делегировать. «В создании сайта пришлось разбираться с нуля. Все макеты я тоже рисую сам. Сложно доверить работу, особенно ту, которая связана с эстетикой и визуализацией, — лучше я сразу сделаю сам так, как считаю нужным. Еще пока не нашел надежного человека для ведения аккаунтов: чувствую огромную ответственность за то, что компания транслирует в массы, и всегда проверяю множество источников».
С подбором персонала в магазины тоже все непросто: тематика компании узконаправленная, поэтому владелец ищет специалистов, которые либо уже в теме, либо готовы быстро в ней разобраться. Неслучайно продавца-консультанта Reus называют экогидом — он должен свободно ориентироваться в предмете, потому что вопросов у покупателей бывает много.
Для того, чтобы полноценно вести свой бизнес, Алексею Киму пришлось освоить инструменты и навыки из десятка профессий — от штукатура до бариста и фотографа. «Имея один лишь коммерческий интерес, хороший бизнес не построишь. Прозвучит банально, но главное в работе — это любовь к своему делу. Тогда ты легко включаешься в любые процессы, быстро учишься новому: теперь я варю кофе, верстаю макеты, разбираюсь в SMM и SEO, могу отлично покрасить стены и организовать большое городское мероприятие», — говорит Ким.
В этом году бизнесмен планирует расширить цех, который будет отшивать оптовые заказы бахил для медучреждений, фитнес-центров — такие запросы уже поступали. У Кима есть планы на экокофейню: потенциал помещения еще не раскрыт полностью, и скоро оно превратится в пространство для полезного досуга — здесь будут показывать фильмы, проводить мастер-классы по раздельному сбору отходов и лекции о формировании культуры экопотребления. А вот открытие следующих точек пока не предвидится.
Большое внимание предприниматель уделяет волонтерской деятельности. Летом 2019 года Ким зарегистрировал НКО Eco2day («Экология сегодня»), которая популяризирует тему экологии среди горожан. Как экоконсультант он сопровождал акцию «360» — впервые при уборке берегов Байкала провели раздельный сбор мусора, и два грузовика уехали не на полигон, а на переработку.
«Просто прибраться — это уже пройденный этап, — считает руководитель Reus. — Нужно выходить на новый уровень — разделять собранные отходы».
Фото
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»
Комментариев 0