• Пробки 2
  • Погода
  • Осталось пятеро: два кандидата в губернаторы Иркутской области отказались участвовать в выборахвыборах
  • Более половины опрошенных медиков не доверяют отечественной вакцине от коронавирусакоронавируса
  • Задержания, забастовки и увольнения. Коротко о том, что происходит в БелоруссииБелоруссии

Главная > Тренды 08.11.2019 15:02

С чего начинается дом: самые красивые подъезды Иркутска

Екатерина Балагурова

Екатерина Балагурова

0Комментариев

С чего начинается дом: самые красивые подъезды Иркутска - Верблюд в огне

Золотой домофон, море цветов и праздник каждый день. Корреспондент «Верблюда» нашел необычные подъезды и выяснил у местных жителей, сложно ли создавать уют за пределами квартир.


«Не подъезд, а детский сад»

на Чайковского, 20

Попасть внутрь удалось вместе с уборщицами, через 40 минут ожидания: здесь всего 8 квартир, поэтому люди заходят и выходят нечасто, а домофоны молчат, — вероятно, никого нет дома.

На ярком, оранжевом фоне стен сверху донизу пестреет зелень. Цветы, кажется, всюду: в два ряда на каждом лестничном пролете, в горшках вдоль стен и даже в длинных балконных ящиках, прикрепленных к перилам плотно сплетенной веревкой. Пока фотографируем «сказочный лес», появляются жильцы.

«Летом 2017 года моя сестра уезжала на юг. У нее много цветов, а поливать некому, вот она и попросила: „Оля, возьми себе“. Я сразу согласилась, потому что знала, куда их поставлю», — рассказывает Ольга Ламинская о том, как началось озеленение подъезда. Идею поддержали соседи: цветов становилось всё больше.

Со временем окна занавесили тюлем — для домашней атмосферы. Еще позже в подъезде появились картины: на каждом этаже висят пейзажи, натюрморты, детские рисунки. «У меня было много ненужных рамок, — говорит Ирина Поплавская. — Я педагог: на каждый праздник вручают грамоты, выражают благодарность, — вот и накопилось. Я их вынесла в подъезд, сосед прикрепил рамки к стенам. Соседи присоединились: несколько рамок даже докупали, сбрасывались по 100 рублей. А теперь в этих рамках картины».

Все 7 жителей, которых мы встретили, говорят друг о друге с энтузиазмом и знают, кто где работает и у кого сколько детей. «Дом построен в 1960 году, многие как заселились, так и живут, — объясняет Ирина Поплавская, — мы все общаемся, дружим». Ольга Ламинская продолжает: «Поэтому и подъезд у нас уютный. Никто не портит цветы и не рисует на стенах. Муж смеется: говорит, живем как в садике. И действительно: не подъезд, а большой, теплый, красивый детский сад».

Подъезд-музей в новом доме

на Бульваре Гагарина

Самый центр Иркутска. Нижняя Набережная. Элитное жилье. Этот подъезд в 4-этажном доме виден издалека: здесь не привычная глазу железная дверь, а резная деревянная, с цветочным витражом. Домофон тоже выделяется: латунь благородного золотистого цвета, его инициаторы ремонта подъезда привезли из Италии.

Подъезд обустроен в стиле ар-нуво, с отказом от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных». На первом этаже — два больших зеркала в деревянных рамах с резными элементами и плавными очертаниями. Рядом размещен деревянный столик, тоже резной — как и почтовые ящики. Вокруг и внутри лифта — барельеф с цветами и обилием мелких деталей, на полу кабины — мозаика.

На стенах подъезда — репродукции графических работ чешского художника Альфонса Мухи: изображения прекрасных женщин в обрамлении цветов и узоров. Его творчество — эталон ар-нуво. «Мы привезли плакаты из Праги, — рассказывает Анна Иванова (по желанию героини фамилия изменена). — Тогда как раз шел ремонт подъезда, а мы с мужем за него отвечали».

Стоимость ремонта жильцы разделили между квартирами: их в подъезде 7. Сумму Иванова не называет, но говорит, что работы шли почти год: «Соседи единогласно проголосовали за то, чтобы всё сделать качественно — и надолго. Поэтому мы выбирали самые лучшие материалы, которые со временем не потускнеют, не разрушатся и не загрязнятся. Ремонту уже 5 лет, а выглядит всё так, будто закончили только вчера».

Цветы Зои Ивановны и ее соседей

на Трилиссера, 48

У серой 4-этажной хрущевки на лавочке сидят местные бабушки. Заходим в обшарпанный второй подъезд: трещины по стенам, осыпавшаяся штукатурка, побитые лестницы. На первом этаже плесень: видно, что в подъезде было подтопление. Однако есть здесь что-то родное: несмотря на всю невзрачность, в подъезде очень уютно. На каждом лестничном пролете постелен линолеум и стоят цветы — на полу и подоконнике, на скамеечках и табуретах, всего около 30 растений. Их здесь разводят с 1971 года, с самой постройки дома. Все 48 лет «старшая по цветам» одна и та же.

«Когда мы заселились сюда, в новую квартиру, мне было всего 33 года, — вспоминает 81-летняя Зоя Коваленок. — Вся жизнь здесь прошла. Мы все подружились, были сплошные молодые семьи, ребятишки у всех родились. Я всегда любила цветы и сразу же стала потихоньку засаживать подъезд. То на работе листочек оторву, то в гостях где-то. Дома поставлю в воду — отросток появится. Подращу его — и в подъезд. Потому что дома тоже всегда было полно цветов, ставить некуда. И так все соседи делали. Не нужен цветок — в подъезд его. И поливаю я всё с самого начала. А теперь мужа похоронила. Сын 19 лет отлетал пилотом, и сердце разорвалось. Всё, одна осталась: только я и цветы». Зоя Ивановна приглашает нас в квартиру — действительно, ее дом очень похож на ботанический сад. Цветы на стенах, на шкафах, подоконниках и на полу. Зоя Ивановна поливает их по расписанию, каждую среду и воскресенье:

— Я хожу уже совсем плохо. С тросточкой. На каждую поливку уходит примерно час. А что еще старухе делать? Эти цветы — единственная радость, мне в удовольствие скоротать время. Только не все люди уважительно относятся. Недавно соседи ремонт делали, выносили мебель и два моих цветка снесли. Они висели на стенах. Будто трудно было снять — горшки все на крючках, секунда делов. Всё на пол уронили и ушли. Я собрала землю, теперь дома их снова выращиваю. Раньше были случаи, когда шприцы могла найти в горшках или окурки. Сейчас, к счастью, такого нет.

Лифт
с магнитами

на Лермонтова, 81/16

Типичная новостройка. 12 этажей. В холле стоят горшки с цветами, а над ними висит триптих с зебрами. Но главная особенность этого подъезда — в лифтах (их два). Точнее, в магнитах, которые там висят: «Мамочка, я люблю тебя», «Закрой холодильник — убьёт», сувенирные с названиями городов и стран.

— Традиция появилась больше года назад, — рассказывает Константин Ищенко. — Соседка Наталья в группе дома в Viber скинула фото лифта, увешанного магнитами — сувенирами из отпусков. Постепенно стены и наших лифтов наполнились магнитами, и не только с отдыха, а какими угодно.

В доме действует правило: каждый может взять понравившийся магнитик, если взамен прицепил пару других. Но как-то из одной кабины пропали все украшения. По видеонаблюдению хулигана вычислили, поговорили — и он примагнитил украденное на место.

«У нас хоть и 12 этажей, 46 квартир, но живем мы дружно, — рассказывает „Верблюду“ местная жительница Наталья Ясюк. — Большинство работает в ИРНИТУ, который расположен рядом: коллеги, конечно, друг друга знают. Это и отличает наш дом от остальных. Вопросы решаются очень быстро: что нового сделать в подъезде, у кого вдруг отключили электричество, протекла батарея, когда организовать собрание, кто сегодня не туда поставил машину. Это чистый, ухоженный, а главное, сплоченный и безопасный подъезд».

Всегда
солнечно

на Лермонтова 136/2

Дом построен в 2008 году, в нем 10 этажей. Большой просторный подъезд. Заходишь — и сразу повышается настроение: в холле обустроена инсталляция. К потолку прикреплены деревянные рейки, на которых размещен летне-осенний «привет» всем жильцам дома: искусственные подсолнухи, сирень, кленовые листья. В углу — большой букет из искусственных цветов.

«У нас есть активные жители, главная из них — Ирина Масаева. Они все время украшают подъезд, делают поздравления к праздникам, — рассказывает местный житель Олег Пятнаев. — Я в этом участия не принимаю, но радуюсь, что живу в красоте. Поддерживаю морально».

«В Новый Год на первом этаже у нас настоящая сказка, — продолжает Елена Бояркина, одна из тех самых активисток. — А на каждой двери висит наклейка: колокольчик, снеговик, животное-символ года, Дед Мороз. К 23 февраля и 8 марта тоже готовимся: рисуем стенгазету и размещаем ее в лифте». Сейчас в кабине украшен только потолок: там — наклейки с изображениями неба и бабочек, которые создают ощущение невесомости.

Не пустуют и лестничные пролеты: там игрушки, детские поделки, статуэтки и цветы — искусственные, живые и даже засушенные, а затем покрытые серебряной краской. На некоторых дверях висят наклейки — бабочки, солнышко. А у кого-то — видимо, всесезонно, — новогодние колокольчики.

Еще здесь живет кошка: ее приютили недавно, чтобы спасти от грядущих сибирских холодов.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 30.07.2020 14:00

Гостиница «Сибирь», Госбанк СССР и дом сотрудников НКВД. Семь главных конструктивистских зданий Иркутска

Вадим Палько

Автор Вадим Палько

0Комментариев

Говоря об архитектурном наследии Иркутска, горожане чаще всего вспоминают дореволюционные памятники — классические деревянные усадьбы и каменные особняки. На их фоне незаслуженно незамеченным остаётся авангардная советская архитектура — здания в стиле конструктивизма, прорывного направления в отечественном искусстве, которое высоко ценят за рубежом. «Верблюд в огне» рассказывает о семи зданиях, представляющих конструктивизм в Иркутске.


Конструктивизм в архитектуре — авангардистское направление, получившее развитие в 1920-х — начале 1930-х годов и на много десятилетий опередившее своё время. Ключевая идея конструктивистов — функциональный подход к внутренним пространствам, разделение здания на отдельные блоки со специальным назначением (жилой, коммунальный и прочие), которые должны задавать его форму.

В то же время внешний облик должен ограничиваться взаимодействием блоков — простых геометрических форм, — а выразительность достигается не за счёт декоративных элементов (они признаются лишними, нефункциональными), а через динамику простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободу плана здания. Именно поэтому фасады конструктивистских зданий отличаются строгостью и лаконичностью.

Гостиница «Сибирь»

Адрес: Ленина, 18

Годы постройки: 1931—1933

Архитектор: Казимир Миталь

В 1930 году иркутский зодчий Казимир Миталь стал главным архитектором города, и с этого момента в Иркутске стали активно строить конструктивистские здания. Многие из них спроектировал сам же Миталь. Самый масштабный конструктивистский проект стал одновременно одним из первых зданий Иркутска в этом стиле.

К началу 1930-х годов в городе задумались над строительством главной гостиницы — многие дореволюционные отели успели передать под госучреждения и общежития, а оставшихся явно не хватало. Строительство «Сибири» — первого и на долгие годы самого большого конструктивистского здания в городе — завершили в 1933 году. Это был по-настоящему масштабный для Иркутска объект: первое в городе пятиэтажное здание занимало целый квартал от улицы Свердлова до Кооперативного переулка (ныне улица Канадзавы).

Центральный объём гостиницы — параллелепипед, в который вписан цилиндр — входная группа. По обе стороны от него расположены два крыла, плавным полукругом обозначающие углы квартала.

Изначально гостиница звалась «Центральной», но в 1960-е годы из-за строительства неподалёку ещё большей по размерам «Ангары» название сменили на «Сибирь». В 1995 году произошла трагедия: крупный пожар унёс жизни нескольких человек и уничтожил два корпуса здания, которые затем решили снести. Сейчас осталось только одно крыло — на углу улиц Ленина и Канадзавы. Внутри расположен небольшой бизнес-центр.

Госбанк СССР

Адрес: Ленина, 16

Год постройки: 1936

Архитектор: Владимир Волков

В 1934 году для иркутского отделения Госбанка СССР начали строить новое просторное здание на углу улицы Ленина и Кооперативного переулка (ныне улица Канадзавы) — ровно через дорогу от гостиницы «Сибирь». Прежнее строение, расположенное на улице Ленина, 3, уже не отвечало потребностям организации (позднее его передали Иркутскому государственному университету).

Проект архитектора Волкова должен был сочетать производственную и жилую функции: в левом крыле, по плану, размещались семьи сотрудников банка, а в правом, с видом на главную площадь, находилась административная зона. В ходе строительства проект заметно изменился (в том числе здание дополнилось классическими элементами в убранстве фасадов), но конструктивистские формы остались основой композиции.

К сожалению, последняя реконструкция здания, проведённая уже в XXI веке, серьёзно исказила его облик. Появились обширные мансардные помещения, а в центральном объёме — стеклянный купол, что исказило изначальные пропорции строения. Вдобавок к этому дом получил несвойственные ему яркие фасады. Теперь в здании Госбанка СССР памятник конструктивизма узнаётся не сразу — нужно вглядеться.

Жилой дом партактива («Тихвинское колесо»)

Адрес: Свердлова, 22

Год постройки: 1933

Архитектор: Казимир Миталь

Очередное здание Миталя в центре Иркутска. Жилой дом для актива коммунистической партии построили в 1933 году, почти одновременно с гостиницей «Центральная». Он расположился на углу улиц Свердлова и Красной Звезды (до революции она звалась Тихвинской; затем советские власти ещё раз её переименовали — с тех пор она носит имя монгольского революционера Сухэ-Батора).

По задумке Миталя здание разделили на две половины — жилую и коммунальную. Первая выходила на улицу Свердлова, вторая — на Красной Звезды. Присутствуют типичные элементы конструктивизма: большие окна, вертикальное ленточное остекление лестничных пролётов и просторные длинные балконы на угловой части здания.

После распада СССР за домом постепенно закрепилось новое название, «Тихвинское колесо», — по магазину на первом этаже, чья вывеска располагается на одном из полукруглых балконов.

Дом сотрудников НКВД

Адрес: Пионерский переулок, 10

Год постройки: 1934

Архитектор: Казимир Миталь

Следуя практике «профессиональных» жилых объектов, отдельное здание в начале 1930-х годов решили построить и для сотрудников НКВД. Столь ответственную задачу тоже взял на себя главный архитектор Миталь.

Прогрессивное авангардное здание гармонично вписалось в тихий переулок среди деревянных усадеб и классических каменных особняков. Этого удалось достичь благодаря переменной этажности и относительной компактности здания. Главная особенность Дома сотрудников НКВД — выразительный объём с протяжёнными балконами, выходящий на угол улиц.

Из-за плачевного состояния дома — у него серьёзно обветшал фасад — хорошо видны материалы, использовавшиеся при строительстве. Именно в них кроется ключевая особенность иркутского конструктивизма, отличающая его от каноничных представителей стиля.

Дело в том, что в 1930-е годы железобетон, основной материал конструктивистских объектов, был большой редкостью в Иркутске. Поэтому Миталь использовал его лишь в нескольких местах (например для создания балконов). В остальном же дом возведён из кирпича, оштукатуренного «под бетон», — так архитектор одновременно решил проблему острой нехватки необходимого материала и достиг внешнего соответствия стилю.

В 1938 году архитектор, построивший жильё для сотрудников НКВД, стал жертвой этого же ведомства. Его заподозрили в одновременном шпионаже в пользу Германии и Польши и арестовали. Меньше чем через год главный иркутский конструктивист умер в тюрьме.

Дом специалистов

Адрес: Марата, 29

Годы постройки: 1933—1935

Архитектор: Казимир Миталь

Ещё один крупный конструктивистский объект в центре — Дом специалистов — тоже построен по проекту Миталя. Возводить его начали после постановления Совета народных комиссаров о строительстве по всей стране жилья для советской интеллигенции в технической, педагогической и медицинской сферах. В такие дома заселяли, как правило, самых успешных и прославленных деятелей искусства и науки.

Дом специалистов в Иркутске стал масштабным проектом — это первый пятиэтажный жилой дом во всём регионе. Здесь жили врач Хаим-Бер Ходос (его имя носит сквер в центре Иркутска), профессор Захария Франк-Каменецкий (в честь него переименована одна из центральных улиц города) и сам Казимир Миталь.

Кроме того, в одной из квартир на пятом этаже когда-то жила семья стоматолога Соломона Вайса, которая переехала в Иркутск из Казани. Его дочь Аида, учившаяся в иркутском инязе, увлеклась здесь музыкой и затем решила переехать в Москву, где прославилась на всю страну как Аида Ведищева — исполнительница песен «Лесной олень», «Колыбельная медведицы», «Помоги мне» и «Песни о медведях».

Дом был известен своими жильцами, но у этой славы была и другая сторона. В нём жили люди, которые могли в любой момент оказаться неугодными советской власти. В годы репрессий сюда не раз приезжали «черные воронки». Этот адрес стал последним не только для архитектора Миталя. Именно отсюда сотрудники НКВД забрали и другого известного иркутянина — писателя Петра Петрова, которого высоко ценил Максим Горький.

Дом лётчика

Адрес: Горького, 29

Год постройки: 1936

Архитектор: группа московских архитекторов

Уже в начале 1930-х годов государство начало насаждать помпезный неоклассицизм. Аскетичный авангард стали показательно клеймить, а готовые проекты переделывать или дополнять декором. Такие дома (конструктивистские, но уже имеющие элементы классицизма) часто называют постконструктивизмом.

Яркий пример этого направления — жилое здание по улице Горького, 29, известное как Дом лётчика. Туда заселяли семьи лётного состава гражданского воздушного флота СССР (на фасаде даже есть его эмблема). Как писали об этом здании иркутские архитекторы Марк Меерович и Василий Лисицин, одна из трудно объяснимых особенностей здания — египетский стиль в капителях пилястр. Это исключительно нестандартное решение для советской архитектуры.

Но внимание горожан привлекла не эта особенность декора, а материал облицовки колонн у центрального входа со стороны улицы, — на чёрных плитах без особого труда можно было прочесть имена людей и даты жизни и смерти некоторых из них. Дело в том, что при строительстве здания для облицовки колонн использовали надгробия с Иерусалимского кладбища, закрытого в те же годы.

Уже в XXI веке из-за всплеска внимания к плитам после публикаций в интернете колонны облицевали сайдингом. В таком виде эта часть здания находится по сей день.

Дом культуры авиастроителей

Адрес: Макаренко, 6

Год постройки: 1937

Архитектор: Николай Четвериков

Практически все конструктивистские здания Иркутска находятся в его центре, но есть исключения. В жилом районе Иркутск-2 на северной окраине города расположено одно из последних, самых поздних зданий — представителей конструктивистской архитектуры.

Эта местность, изначально известная как поселок Иннокентьевский, в советские годы стала поселком Ленино. Его решили развивать как рабочее поселение нового авиастроительного завода.

При этом предприятии к 1937 году построили дом культуры. В облике здания отражён дух этого периода: в основные конструктивистские объёмы тоже вторглись неоклассические «излишества», но автору проекта Николаю Четверикову всё равно удалось создать гармоничное здание на стыке двух конфликтующих стилей. Примечательно, что Четвериков — не именитый архитектор-конструктивист, а инженер-строитель иркутского авиазавода, занимавшийся прежде заводскими строениями.

С момента создания облик Дома культуры претерпел некоторые изменения. Изначально угловой полукруглый корпус состоял из трех цилиндров, возложенных друг на друга по мере уменьшения размера. В конце 1970-х годов второй ярус расширили так, что он «слился» с объёмом первого этажа.

Известно также, что вначале у входа в Дом культуры стояли два памятника — Ленину и Сталину. Но после развенчания культа личности памятник второму исчез. Позднее убрали и памятник Ленину. С осени 1961 года и по сей день Дом культуры носит имя Юрия Гагарина.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому