• Пробки 2
  • Погода
  • На российском вокзале появилась платформа 9¾ из книг и фильмов о Гарри ПоттереПоттере
  • Москва подарила Ангарску нерабочие трамваитрамваи
  • Глава СК поручил проверить песни Оксимирона и Noize MC из-за шуточного доносадоноса

Главная > Герои 30.12.2020 15:06

Как и зачем иркутяне становятся самозанятыми

Екатерина Фалалеева

Екатерина Фалалеева

0 Читать комментарии
Как и зачем иркутяне становятся самозанятыми - Верблюд в огне

Фото: gettyimages

В 2019 году в нескольких регионах России появился налог на профессиональный доход — с ним люди, работающие не по трудовому договору (фрилансеры, репетиторы, блогеры, няни и многие другие), могут зарегистрироваться в качестве самозанятых и таким образом легализовать свои доходы. В июле 2020 года этот налоговый режим начал работать и в Приангарье. Мы поговорили с самозанятыми из Иркутской области и узнали о плюсах и минусах их статуса.


Коротко: как работает налог для самозанятых

Самозанятыми могут стать физлица или индивидуальные предприниматели, у которых нет работодателя, максимальный годовой доход не превышает 2,4 млн рублей и которые не имеют наемных работников. Этот статус можно совмещать с основной работой: например, быть трудоустроенным в компании и при этом сдавать недвижимость в качестве самозанятого.

У самозанятых есть несколько преимуществ: низкая налоговая ставка (4 % для расчетов с физлицами и 6 % — с юрлицами), нет налоговой отчетности и страховых взносов, не нужна контрольно-кассовая техника, налог рассчитывается автоматически ежемесячно.

По данным Федеральной налоговой службы, на конец сентября зарегистрировано 1,1 млн самозанятых. Их доход превысил 155 млрд рублей, они выплатили 3,7 млрд рублей налогов.


Алина Барбарис

Мастер ногтевого сервиса

Я училась в магистратуре ИрГУПС, но знала, что не буду работать по специальности, — [транспортная] сфера казалось слишком системной и скучной. Мне хотелось разнообразия и творчества. После университета я работала администратором в оздоровительном центре, а через год пошла на курсы по ногтевому сервису. Некоторое время совмещала основную работу и «ногти», но в мае этого года уволилась и стала полноценно работать мастером.

О самозанятости узнала год назад. Стала интересоваться, читать отзывы жителей тех регионов, где режим уже работал. Поняла, что мне бы это подошло: я планирую совершать крупные покупки, и мне понадобится подтверждение моих доходов, чтобы взять кредит или ипотеку.

Фото: gettyimages

Я зарегистрировалась как самозанятая 11 июля. Процедуру регистрации прошла в «Сбербанке Онлайн». После заполнения заявления почти сразу пришло подтверждение. Вместе с ним пришел налоговый бонус — 22 тыс. рублей, которые идут в счет уплаты налогов до конца года.

Вести учет дохода можно в личном кабинете банка, но удобнее это делать через приложение «Мой налог». Чтобы зафиксировать доход, нужно вручную создать чек: заполнить поля «Наименование товара/услуги», «Стоимость» и кому услуга оказывается — физическому или юрлицу. При этом нет разницы, каким способом получены деньги, — пришли переводом на карту или вам заплатили наличными. Больше нет никаких форм отчетности. Каждый месяц до 25 числа нужно погасить налог, который автоматически рассчитывается в приложении. В общем, всё довольно просто.

Была ли мне чем-то полезна самозанятость? Пока что нет. В октябре я пыталась взять кредит в крупном банке, но там сказали, что самозанятых не кредитуют. Оказалось, что у большинства банков нет формата кредитования самозанятых, они просто не представляют, кто мы такие и как с нами работать.

В ноябре в другом банке вышло постановление, что они могут кредитовать самозанятых. Я сделала справку с подтверждением своего дохода в «Моем налоге» и пошла в банк. Сотрудница банка сказала, что я первая самозанятая, которая обратилась в их отделение. Мою справку приняли, но результат всё равно отрицательный, — банк посчитал, что у меня недостаточный доход, хотя объективно доход высокий. Плюс у меня хорошая кредитная история — досрочно погашена ипотека и рефинансирование.

После пяти месяцев опыта я уже не уверена, что хочу оставаться самозанятой. Регистрация мне особо ничего не дала, но и не забрала — налог из собственных средств из-за бонуса я не платила. Но на сегодняшний день он почти исчерпан, к тому же с 1 декабря налог только частично можно гасить бонусом. Той пользы, которую ждала, я не получила, — банки не воспринимают всерьез самозанятых, получить кредит сложно.


Алексей Багин

Мастер ремонтных работ

Мой основной профиль — установка окон, но еще я занимаюсь отделочными и строительными работами. В 2008 году открыл ООО, которое просуществовало 12 лет — до весны этого года. Обстоятельства вынудили закрыть предприятие. Осенью я зарегистрировался в качестве самозанятого, и теперь могу сравнить оба подхода к ведению дел.

Нельзя однозначно ответить, что лучше. И в том и в другом случае есть свои плюсы и минусы. Из очевидных преимуществ спецрежима — пройти процесс регистрации самозанятости или снять этот статус гораздо проще, чем открывать и закрывать юрлицо. Операция по закрытию ООО в моем случае тянулась полгода: каждую бумагу нужно было нотариально заверить и представить в несколько инстанций. На процедуру потратил 3040 тыс. рублей.

Фото: Ksenia Сhernaya/Pexels

Другой плюс самозанятости — отсутствие отчетности и, как следствие, дополнительных расходов на оплату бухгалтера и выплату штрафов, которые возникали практически ежегодно из-за небольших ошибок в документах. Еще в самом начале деятельности я в течение полугода не сдавал отчетность, потому что не было никаких финансовых операций, и через два года пришел штраф — по 500 рублей за каждый пропущенный месяц. Кроме того, самозанятые не тратятся на ведение расчетного счета и банковские списания за транзакции.

Еще одной обязательной статьей расхода стала покупка онлайн-кассы для обслуживания физлиц, обошлась в 25 тыс. рублей. Жаль, что в итоге она даже не пригодилась, поскольку я работал в основном с юрлицами.

«»

Как владельца предприятия, меня иногда дергали проверяющие из разных инстанций — просто чтобы отчитаться. Это не занимало много времени, но все-таки отвлекало. Теперь таких эксцессов происходить не будет.

Словом, всё выглядит так, будто оформление самозанятости стало идеальным вариантом. Но есть нюанс, и он существенный: пока не совсем понятно, как именно скажется налог на профессиональный доход на моей чистой прибыли. Мое предприятие было на общей системе налогообложения, я платил 20 % налога на прибыль. Как самозанятый — 4 % или 6 % на доход, без учета расходов на материалы, которые в моей сфере могут занимать до 70 % оборота. Таким образом, я могу терять в фактической прибыли. Правда, эта сумма должна быть не очень большой.

Сейчас я продолжаю работать с той базой клиентов, которая сформировалась за годы практики. И пока не знаю, как отнесутся ко мне как к самозанятому новые клиенты. Предполагаю, что поначалу с недоверием, — все-таки это пока новая для нас форма занятости и мы сами не до конца вникли, как всё работает и будет развиваться.


Вероника

Сдает квартиру

Раньше я сдавала квартиру на долгий срок, а этим летом сделала ремонт и занялась посуточной арендой. Как и большинство частных арендодателей, я не задумывалась о налоговых отчислениях, получала от жильцов наличные или переводы на карту. Но с краткосрочной арендой не могу себе такого позволить — все-таки люди часто меняются, мне кажется, частые переводы могут вызвать подозрения. Чтобы легализовать расчеты, оформила самозанятость. Мне это нужно, чтобы быть спокойной: не будет вопросов ни у соседей, ни у налоговой.

Фото: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»

Я стала самозанятой два месяца назад. Регистрация оказалась проще, чем я ожидала: заполнила форму в приложении «Мой налог», получила подтверждение, и всё это заняло 10 минут. Кстати, для регистрации нужна подтвержденная учётная запись на «Госуслугах».

Недавно я узнала, что готовится законопроект о самозанятых. Подробностей пока нет, но некоторые эксперты предполагают, что его цель — «закрепостить» самозанятых. В законе могут появиться положения, которые сейчас никак не регулируются, — начисление стажа, социальные гарантии, а еще отчисления в ПФР И ФСС. Возникает вопрос: как это осуществить без повышения налоговой ставки?

Теперь я смотрю и думаю: а надо ли мне выходить вчистую? С одной стороны, был благородный порыв легализовать доходы, чтобы душа и совесть были спокойны. А сейчас, когда я вижу, что изменения условий все-таки вероятны, сомневаюсь. Боюсь, что просто навешают налоги. Ощущение, что нас взяли «на дурачка».

У меня есть большая цель. Я хочу создать актив, который потом будет приносить пассивный доход. На пенсию от государства не рассчитываю. Самозанятость мне в этом, видимо, не поможет. От специального налогового режима я вижу только одну пользу: теперь я могу официально предоставлять отчетные документы юридическим лицам.


Яна Малашина

Преподаватель вокала

У меня необычный опыт использования этого налогового режима: я стала самозанятой не по собственной инициативе, а по просьбе работодателя. Осенью выступала в ресторане с вокальными номерами, и там предложили рассчитываться через оформление самозанятости.

«»

В сфере небольших ивентов не особо распространено составление официальных бумаг — разовые выступления практически никто не оформляет, гонорар платят «в конверте». Возможно, для работодателей, которым нужна прозрачность финансовых операций, проведение оплаты через самозанятость — это самый удобный и простой вариант.

Ресторан провел пару транзакций, а потом мы перестали сотрудничать. Я ненадолго забыла, что оформлена как самозанятая. У меня есть основная работа — я три года руковожу кружком по вокалу в муниципальном творческом клубе. Благодаря этой работе поняла, что хочу дальше развиваться как преподаватель вокала. Только не в том направлении, которое диктует муниципальный клуб, а в том, которое мне интересно.

Фото: gettyimages

Сейчас я возвращаюсь к самозанятости — в январе открываю свой вокальный класс. В первое время планирую совмещать обе деятельности, пока не пойму, что лучше — работать в найме или свободный путь.

Арендодатель помещения, которое мы присмотрели, до меня работал только с юрлицами — ему важно фиксировать все финансовые операции. Но мы поговорили, и он согласился работать со мной, поскольку я самозанятая. Уже заключили договор.

Хотя у меня совсем небольшой опыт использования режима для самозанятых, я вижу в нем больше плюсов. Во-первых, сотрудничество с юрлицами. Во-вторых, небольшая налоговая ставка, к тому же я сама могу контролировать, какой доход фиксировать. В-третьих, это просто удобно для контроля над своими финансами. А в дальнейшем, возможно, это скажется на сотрудничестве с банками — есть основания полагать, что в недалеком будущем взаимодействие самозанятых с ними наладится. В целом, на мой взгляд, потенциал у проекта хороший.

Комментариев 0

Искры 16.11.2021 14:32

Иркутск называют «городом падающих самолетов». В чем причины и как это исправить?

Диана Полякова

Автор Диана Полякова

0 Читать комментарии

Недавно под Иркутском разбился Ан-12, погибли девять человек. Город вновь стали называть местом падающих самолетов. Некоторые иркутяне связывают частые авиакатастрофы с близостью аэропорта к центру — из-за этого после крушения Ан-12 даже прошли пикеты за перенос авиаузла. «Верблюд» попытался разобраться, действительно ли в Иркутске чаще, чем в других городах, происходят крушения самолетов, в чем причины и как это исправить.


Что случилось?

3 ноября в районе села Пивовариха близ Иркутска при заходе на посадку потерпел крушение грузовой самолет Ан-12. Он принадлежал белорусской авиакомпании «Гродно», летел по маршруту Кепервеем — Якутск — Иркутск. Самолет перевозил продукты на Чукотку и возвращался в аэропорт базирования. На борту находились девять человек, в том числе пять членов экипажа и четыре человека, сопровождающих груз, — все погибли. Среди них были граждане Белоруссии, Украины и России.

Фото: Правительство Иркутской области

Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник, катастрофу мог спровоцировать ледяной дождь. «Первичные данные — в том числе об этом свидетельствует то, что удалось понять из первичного анализа самописца, — говорят в пользу версии об обледенении руля высоты при попытке захода на второй круг», — приводит его слова издание. При этом известно, что упавший Ан-12 эксплуатировался с 1968 года.

Авиакатастрофы в Иркутске
за последние 30 лет


Год

1994

1997

 2001

 2006

2011

2021

Самолет

 Ту-154

  Ан-124

 Ту-154

А310

Ми-8

 Ан-12

Число жертв

125 человек

   72 человека

145 человек

125 человек

   2 человека

 9 человек

Спустя неделю после падения самолета в Иркутске активисты вышли на пикеты к зданию правительства области — они требовали перенести аэропорт за город. «За последние 20 лет в зоне снижения/набора высоты Иркутского аэропорта разбились 13 самолетов. Взлетно-посадочная полоса расположена таким образом, что любой следующий взлет или посадка могут стать фатальными», — приводит их слова издание «Сибирьмедиа».

Активисты считают, что о переносе аэропорта «чиновники в очередной раз поговорят и забудут». По словам одного из участников, после пикета у одного из них «начались проблемы», поэтому они боятся выглядеть «оппозиционерами» и отказываются от комментариев СМИ. «Мы не оппозиционеры и вообще не имеем никакого отношения к политике, мы просто хотим спокойно жить, не боясь, что на нас свалится самолёт», — рассказал один из участников пикета изданию.

«Верблюд» посчитал, что за последние 30 лет в Иркутске или рядом с ним произошло шесть авиакатастроф с погибшими: Ту-154 в 1994 году — 125 жертв, Ан-124 в 1997 году — 72 жертвы, Ту-154 в 2001 году — 145, А310 в 2006 году — 125, Ми-8 в 2011 году — двое, недавнее крушение Ан-12 — девять. Для сравнения: в Хабаровске за тот же период случились три крушения самолетов, в Красноярске — одно.

Фото: Глеб Осокин / Википедия

Что не так с иркутским аэропортом?

Первоначально площадка для посадки самолетов в Иркутске появилась на Левом берегу в 1925 году, а на нынешнем месте, в районе Красных казарм, аэродром создали в 1933 году. Сейчас от центра города аэропорт отделяют всего около пяти километров. Вопрос его переноса за пределы города начали обсуждать еще в советские годы и продолжают по сей день.

Проект строительства нового аэропорта разработали в 2010 году, но его не согласовало Министерство обороны РФ. В 2014 году президент России Владимир Путин поручил перенести объект за город, однако с того момента власти региона так и не смогли согласовать подходящий участок под строительство.

В октябре 2021 года на встрече с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Александром Нерадько губернатор Иркутской области Игорь Кобзев заявил, что проект 2010 года планируют доработать и сейчас власти региона занялись этим.

Для переноса аэропорта сейчас рассматривают две площадки — деревню Позднякова и местность Ключевая Падь. Ранее для первой уже создавали проект, но он не прошел экспертизу. Власти региона планируют определиться с местом будущего строительства до конца года. Согласовать новый проект хотят до 2025 года, чтобы войти в федеральную программу «Развитие транспортной инфраструктуры» и начать строительство. По словам Кобзева, уже нашлись несколько соинвесторов.

🛫

Как развивался аэропорт Иркутска в 2000-х


2008

удлинили взлетно-посадочную полосу до 3563 метров

2009

открыли новое здание терминала внутренних авиалиний

2010

разработали проект нового аэропорта

2015

передали аэропорт в областную собственность

2016

завершили реконструкцию «взлетки» спустя 12 лет

Параллельно с разговорами о переносе не раз обсуждали вопрос о необходимости глобальной модернизации аэропорта. По факту осовременивать объект на протяжении многих лет удавалось небольшими частями. Так, в 2008 году взлетно-посадочную полосу удлинили до 3563 метров, что позволило увеличить число принимаемых судов. В 2009 году открылось обновленное современное здание терминала внутренних авиалиний (международный терминал по-прежнему находится в здании 1938 года постройки). В 2015 году ОАО «Международный аэропорт Иркутск» передали из федеральной собственности в областную — это было сделано, чтобы привлекать инвесторов для развития авиаузла. В 2016 году завершили реконструкцию взлетно-посадочной полосы, которая длилась 12 лет.

В 2016–2017 годах экс-губернатор области Сергей Левченко вел переговоры с холдингом «Новапорт» Романа Троценко в качестве инвестора. ФАС дважды предупреждала главу региона о незаконности выбора партнера без конкурса. В 2018 году власти привлекли к развитию действующего аэропорта госкорпорацию «Ростех». Предполагалось, что ее дочерняя компания построит новый терминал, который объединит международные и внутренние линии. В августе даже торжественно заложили камень на месте будущего здания, но дальше этого дело не сдвинулось. В июле 2020 года ФАС оштрафовала Сергея Левченко на 30 тысяч рублей за выбор инвестора без конкурса.

Фото: Правительство Иркутской области

В 2020 году уже новое правительство региона признавало, что до 2024 года еще необходимо провести реконструкцию рулежных дорожек и светосигнального оборудования, построить площадку для обработки судов противообледенительной жидкостью, новый аэровокзальный комплекс международных и внутренних авиалиний, привокзальную площадь и подъездные дороги, а также возвести перрон и очистные сооружения. На эти работы требуется 16,3 миллиарда рублей.

В чем причина частых авиакатастроф?

Если в массовом сознании авиакатастрофы связаны исключительно с расположением и состоянием аэропорта, то в реальности все менее однозначно. Однако совсем отрицать роль авиаузла нельзя. Так, например, в трагедии 2006 года, когда пассажирский лайнер А-310 выкатился за пределы ВПП (взлетно-посадочной полосы) и загорелся, главную роль сыграла небольшая полоса безопасности — расстояние от «взлетки» до ближайших построек, писали СМИ. Для сравнения: когда в аэропорту Домодедово за ВВП выехал Ил-62, выполнявший рейс из Триполи, он без помех уехал на полкилометра. Самолет получил повреждения, но пожара не последовало.

Кроме того, иркутский аэропорт находится в зоне частых туманов — влияют высота в 500 метров над уровнем моря и близость водохранилища. Туманы препятствуют хорошему обзору. Об этом рассказал «Верблюду» экс-начальник отдела авиатранспорта министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Александр Арфаниди. Однако он отметил, что конкретную причину крушений самолетов назвать сложно.

Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что переносить аэропорт необходимо. Начальник производственно-диспетчерской службы иркутского аэропорта Евгений Еловский в 2016 году рассказывал изданию «ИркСиб», что такой объект должен находиться в 30–40 километрах от города и больше всего подходит участок в деревне Позднякова: «Позднякова не попадает в нашу туманную зону и там нет застойной низкой облачности, как у нас. Кроме того, площадка находится в 45 км от города, что, с одной стороны, безопасно для жителей, а с другой — дает возможность для дальнейшего развития, строительства».

По мнению Александра Арфаниди, переносить аэропорт необходимо в ближайшее время. «На мой взгляд, чем дольше затягивать, тем менее удобоваримо можно разрешить этот вопрос. Потому что площадки рассматриваются давно и долго, а жизнь не стоит на месте и эти земли застраиваются», — сказал «Верблюду» эксперт.

Есть и другое мнение о причинах авиакатастроф в Иркутске. Как рассказал «Верблюду» действующий пилот одной из авиакомпаний, это никак не связано с аэропортом, что подтверждается расследованиями авиационных происшествий. Но при этом специалист признает, что в аэропорту Иркутска есть свои сложности и особенности. К ним относятся нестандартный угол наклона глиссады (траектории снижения авиасудна) и градиент полосы (полоса находится под уклоном). Собеседник отметил, что в связи с этим в некоторых авиакомпаниях действуют ограничения: неопытных пилотов не допускают к посадке в Иркутске.

«»

«Да, постройка нового аэропорта со стандартным углом наклона глиссады и меньшим градиентом упростили бы посадку, однако, повторю, что ни одно авиационное происшествие в Иркутске прямо или косвенно не было вызвано особенностями аэропорта», — отметил специалист.

Также он считает, что нужно построить новый аэропорт, но тот факт, что делать это нужно за чертой города, связывает исключительно с тем, что в центре нет для него места: «Лично я был бы рад постройке нового современного аэропорта и как пилот, и как иркутянин. Это и новая железнодорожная ветка для электричек, и новое многополосное шоссе, развязки, улучшение всей транспортной инфраструктуры. Я за постройку нового аэропорта с современной полосой и терминалом. В городе он находится или посреди поля — на безопасность полетов влияния не оказывает никакого».

Фото: Правительство Иркутской области

❗️

Что может быть причинами частых авиакатастроф в Иркутске


  • Небольшая полоса безопасности иркутского аэропорта
  • Расположение «взлетки» в зоне частых туманов
  • Слабая система управления безопасностью полетов в региональных авиакомпаниях

Как прокомментировал «Верблюду» начальник отдела по связям с общественностью аэропорта «Иркутск» Клим Куликов, расположение и состояние аэропорта никак не связано с авиакатастрофами. «За эти 30 лет только один самолет упал в аэропорту, это было в 2006 году, но там признали причиной авиакатастрофы техническую неисправность самолета. Расположение, работа аэропорта к этому делу и ни к одной из авиакатастроф отношения не имеют. Всегда есть заключение, где указана причина крушения. И нет ни одного случая, где сказали бы: „Вот в этой авиакатастрофе виноват аэропорт“. Везде были технические неисправности или ошибки экипажа», — считает Клим Куликов.

По мнению пилота, беседовавшего с «Верблюдом», сократить число авиакатастроф помогут расследования уже случившихся происшествий, выявление факторов риска и принятие мер для сокращения этих рисков: «В авиакомпаниях есть система управления безопасностью полетов (СУБП). Она жестко регламентирована и приносит свои плоды. С 2006 года статистика поменялась в лучшую сторону. Имеют место катастрофы в небольших компаниях — подозреваю, что там с СУБП не все так хорошо. Выход — усилить надзор за всеми эксплуатантами, а не только за самыми крупными».

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому