• 237 мемориалов отреставрируют в Иркутской области в этом году
  • В Иркутске зальют 27 катков для массового и спортивного катания
  • Иркутянина осудили за незаконную прослушку чужих разговоров

Главная > Искры 03.02.2022 15:31

Из чего состоит выставка современного искусства «Селедка под шубой», на которую вы еще можете попасть

Екатерина Фалалеева

Екатерина Фалалеева

0 Читать комментарии
Из чего состоит выставка современного искусства «Селедка под шубой», на которую вы еще можете попасть - Верблюд в огне

Фотографии: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

В конце декабря в галерее Виктора Бронштейна открылась выставка «Селедка под шубой», которая будет работать до 27 февраля. 12 художников из восьми городов России представили свое видение традиционных праздников: в экспозиции увидите картины с изображением праздничных блюд и напитков, шумных семейных торжеств и моментов подготовки к ним. Диджитал-арт, инсталляции, живопись, керамика — авторам проекта удалось органично соединить в одном пространстве самые разные техники и направления и отрефлексировать феномен традиционного застолья. «Верблюд» поговорил с руководителем галереи, куратором и авторами работ о том, как родилась идея «перепридумать русское застолье» и что ждать от этой уникальной выставки современного искусства.


ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

Ольга Бронштейн

директор галереи

Формат выставки с большим количеством авторов, объединенных общей концепцией, мы задумали около трех лет назад. Некоторые идеи стоит проверить временем, не всегда нужно реализовывать их немедленно. Это был как раз тот случай — задумке проекта дали отлежаться и сформироваться окончательно. Вернулись к ней в прошлом году. Выставка попадала на новогодние праздники, и это навело нас на мысль, что было бы интересно порефлексировать на тему русского застолья, его традиций, того, как они развивались со временем и как их воспринимает молодое поколение.

Готовиться начали в конце лета — для такого проекта это кратчайшие сроки. Но в итоге почти все, что задумывали, удалось воплотить. Каждая выставка — это командная работа. Вместе мы решаем, какая должна быть концепция, смысл, какой примерно видим круг художников. Эти наработки не всегда полностью реализуются, обычно конечный результат немного не похож на первоначальное видение.

Сначала мы размышляли, будет ли история про Новый год связана с темой волшебства или все-таки — это про застолье? Остановились на последнем. Затем стали отсматривать художников, которые создают работы на тему еды. Казалось бы, натюрморт — вещь распространенная. Но на самом деле тех художников, которые осмысляют его именно как застолье и общение, — мало. Натюрморт обычно воспринимается в более традиционном смысле.

Куратор выставки Алина Свердлова-Александрова хорошо знакома с местной художественной средой, частично — с авторами из центральной России. Кто-то подсказывал, на кого из коллег можно обратить внимание. В сентябре вели переговоры с авторами. Почти все, с кем хотелось сотрудничать, откликнулись. Работа над произведениями началась с октября. Художники представляли эскизы. Понятно, что мы не диктовали, что конкретно нужно написать: авторы ознакомились с концепцией и предложили варианты. Эскизы нужны были для того, чтобы мы понимали, что говорим на одном языке. Параллельно отбирали готовые работы — в основном их предложили иногородние художники.

«»

Мы хотели, чтобы выставка получилась гармоничной и в то же время хаотичной. Это была одна из самых сложных задач: из тотально разных работ собрать цельное повествование. В итоге куратору проекта это удалось.

Активно в процессе участвовала дизайнер экспозиции Анастасия Байкалова. Она помогла собрать всю картинку воедино и добавить акценты и детали, которые сделали выставку по-настоящему интересной.

Экспозиция настолько взаимодополняемая и цельная, что сложно выделить что-то одно. Но лично мне в этом проекте нравится то, что связано с фотографиями: работы Вячеслава Мизина и Игоря Смирнова. Поразила концептуальная картина петербурженки Катерины Муравьевой «Кассовый аппарат. Огурцы». Ее основная идея — Новый год начинается не тогда, когда мы садимся за стол, а когда приходим в магазин за продуктами.

За шесть лет работы галереи у нас появился свой стиль, понимание, что мы можем делать в галерее, а что не наш формат. Проект «Селедка под шубой» показал, что это именно то направление, в котором нам было бы интересно развиваться и дальше. Раньше галерея делала больше сольных проектов, здесь же много авторов. И они смотрятся гармонично. Как бы мы ни старались создать некий хаос, все равно получили выверенную историю — куратору проекта удалось гармонично сформировать экспозицию, в которой есть цельность.

Алина Свердлова-Александрова

куратор проекта

«Селедка под шубой» — выставка не просто про еду, а, скорее, про общение. Здесь много отсылок к семейным традициям, знакомым всем с детства. Проект всероссийский: мы хотели, чтобы был отражен взгляд на застолье художников из разных городов. У нас собрались авторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Улан-Удэ, Новосибирска, Красноярска, Иркутска и Ангарска. Почти со всеми работали прицельно, но в то же время объявили open call среди иркутян. По его итогам на выставку попала инсталляция Алексея Крупяника — это интерактивный «Стол воспожеланий», за которым можно собрать свою тарелку из арт-объектов.

Часть произведений были созданы специально для выставки. Например, серия художника из Ангарска Сергея Атавина «Семейное застолье», которая встречает посетителей. Это десять картин с изображением блюд из «Книги о вкусной и здоровой пище», которая была у каждой советской хозяйки. Когда в мастерскую к Сергею приходили знакомые, там разгорались споры: в одних семьях к запеченной курице добавляли горошек, в других — лук, а у художника — только укроп. Кстати, именно по атавинской «Селедке под шубой» мы подбирали «свекольный» оттенок для стен в зале, где размещена экспозиция.

Одной из задач было органичное смешение направлений. Мы взяли и салонное искусство, как, например, натюрморты Андрея Балычева из Воронежа, и наивный примитивизм. У нас он представлен картинами художника из Красноярска Александра Сурикова, которого в Иркутске очень любят. В его произведениях много отсылок к авангарду начала века, к детскому рисунку. При этом все тонко, интеллектуально: за яркой юмористической оберткой всегда скрывается философская мысль.

На выставке найдете также и современную иллюстрацию, и абсолютно концептуальные вещи. Например, кухонный супрематизм Вячеслава Мизина и группы «Синие носы». Это отсылка к известной выставке «0, 10», которая прошла в 1915 году и где экспонировался «Черный квадрат» Малевича. Только у Мизина геометрические формы заменены хлебом и колбасой. Здесь нет какой-то явной провокации. Колбаса, мне кажется, нравится всем.

Посетителям мы предлагаем бесплатный аудиогид, он очень необычный. Идея аудиогида такого формата появилась вместе с концепцией выставки. Было понятно, что работы будут разные, но при этом хотелось, чтобы прозвучало личное отношение художника к феномену праздничного стола. Мы просили рассказать, как родилась работа и как сам автор относится к традиции русского застолья. Истории авторов записывали Станислав и Анна Чернышевы, солисты иркутского музыкального театра. А еще посетителей сопровождает музыкальное оформление от творческого объединения U Sin Prod. В треке музыканты объединили знакомые всем мелодии со звуками застолья — шипением шампанского и звоном бокалов.

Игорь Смирнов

художник

Тематика выставки вписывается в структуру современного подхода: молодые кураторы пытаются преодолеть штампы и ищут новые темы. Команда галереи обратила внимание на тему, которая, в общем-то, лежит на поверхности, но почему-то игнорировалась раньше художественным сообществом. Необычный взгляд на привычные вещи — это то, что меня всегда интересует в искусстве. Поэтому на предложение участвовать в проекте «Селедка под шубой» ответил с энтузиазмом.

Куратор проекта Алина побывала на моей выставке и попросила сделать две работы в той же манере для ее проекта. Это фотография, которая несколько раз дублируется в зеркальном отображении, и получается калейдоскопичный мир. Сверху детали дописываются акрилом для усиления эффекта. Технику придумал сам в прошлом году: тогда в объектив попали виды Иркутска.

Вообще, в своей жизни я брался за многие вещи, ставил перед собой разные задачи — мне все было интересно. Занимался церковной живописью и боди-артом, работал в ночных клубах, расписывал монументальные сооружения. Такие амплитуды в творчестве помогают найти себя.

«»

Мне кажется, искусство имеет право быть любым. Оно должно адекватно отражать эпоху и передавать мироощущение автора, который не должен замыкаться в собственных рефлексиях. В погоне за эпохой важно видеть то, что лежит в плоскости повседневности. Традиции — часть этого. С одной стороны, традиции нужно переосмыслять, рефлексировать над ними, а с другой стороны — их нужно сохранять, потому что это важно и свято для любого общества.

Василий Каптырев (Basil LST)

стрит-арт-художник

Основное направление, на котором я специализируюсь, — это стрит-арт. Летом путешествую по России, участвую в фестивалях, расписываю фасады. Зима — неподходящее время для стрит-арта, поэтому в холодный период переключаюсь на вещи, которые можно делать в студии. Работаю с иллюстрациями, холстом. Картину «Четверг. Вечер» создал специально для этого проекта. Она написана на холсте акриловыми красками.

В моей работе — обобщающие воспоминания из детства, там нет конкретных людей, это все собирательные образы. Например, это гости, среди которых — красивые женщины, в детстве они казались такими эффектными. Люди именно такие, какими я их запомнил: остались ощущения от образов, манеры поведения, жестов.

В своем творчестве я переосмысляю традиции, но не привязываюсь к ним. Никогда не затрагиваю тему традиций с целью их раскритиковать. Как художник, я напоминаю о них как о факте существования.

«»

Сейчас у меня практически не получается побыть в семейном кругу. Мне кажется, сама культура изменилась. Если раньше мы много общались, то сейчас люди собираются, чтобы вместе за одним столом посидеть в телефонах.

Основная задача искусства — в любом случае, что бы художник ни делал, это должно быть красиво. Автор со своей идеей наделен властью создать что-то уникальное, избавляясь от пустоты, от белого фона. Сейчас мы живем в достаточно трудное время, поэтому я считаю, что недопустимо художнику погружать своего зрителя в негативные эмоции. Задача художника — напомнить о светлых вещах.


Еще больше интересного — в телеграм-канале «Верблюда в огне»!

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому