• С 1 апреля в Иркутске пройдет месячник по санитарной очистке города
  • Выставка минералов откроется в Иркутском краеведческом музее
  • «Безопасные качественные дороги» Приангарья: подрядчики на этот год определены

Главная > Тренды 20.11.2019 16:28

Семейное образование: родители о том, почему их дети не ходят в школу

Екатерина Балагурова

Екатерина Балагурова

0 Читать комментарии
Семейное образование: родители о том, почему их дети не ходят в школу - Верблюд в огне

«Верблюд» поговорил с родителями, чьи дети учатся дома, — и узнал, почему они выбрали семейное образование, как оно проходит и в чем его преимущества.


Для начала разберемся в терминах. Домашнее и семейное обучение — разные формы получения знаний, но многие их путают. Домашнее обучение ориентировано на детей, которые из-за болезней не могут посещать школу, поэтому к ребенку приходят школьные учителя и занимаются с ним по общей программе дома. При семейном обучении, о котором сегодня речь, не подразумевается обязательная программа и уроки учителей. Перейти на такую форму образования могут все дети — родителям достаточно написать заявление в департамент образования. Семья сама выбирает учебную программу и график аттестации. Чтобы сдавать экзамены, можно бесплатно прикрепиться к любой школе. Более удобный вариант — платный, когда аттестация проходит дистанционно или офлайн на базе аккредитованной школы. Стоимость зависит от выбранного сервиса аттестации.


Анна Буковская

Мама 7-летней Мии

«Я всё время гоняла в голове вопрос, как бы нам вообще не ходить в школу, избежать этого».

Мии 7 лет, и в этом году она не пошла в школу. То, что индивидуальные занятия позволяют достичь эффекта быстрее, чем в школе, я впервые поняла, когда поступала в вуз. Нужно было сдавать вступительные экзамены — математику, биологию и русский язык, — а школьных знаний для этого не хватало, они были нулевые. Пришлось всё выучить за лето: брать репетиторов, штудировать учебники, — в итоге меня приняли.

Когда старшая дочь училась в школе, история повторилась. Программа там «узкая» и непонятная: приходилось закреплять знания дома, проходить материал заново. Я всё время гоняла в голове вопрос, как бы вообще не отправлять детей в школу, избежать этого. Но тогда просто не знала, что все дети могут учиться дома. До девятого класса мы кое-как доходили в школу, а чтобы сдать выпускные экзамены, наняли репетиторов. Зато теперь, когда пришел Миин черед идти в первый класс, мы выбрали семейное обучение.

Во-первых, я не хочу впустую тратить время, ни свое, ни ребенка. Вся эта стандартная ученическая жизнь — с ранними подъемами и слезами, занятиями в школе и кружках, возвращением домой в темноте, а затем еще двух-трехчасовыми мучениями над домашними заданиями под ночной лампой — повергает меня в ужас.

К тому же нет желания отдавать дочь под многочасовое воздействие ровесников и чужих «теть и дядь». Где тогда связь родителей и детей? В чем воспитание, если вы даже не видите своего ребенка? Для меня важно быть рядом, вкладываться, видеть и чувствовать его. Ради этого я оставила работу. Людям кажется, что они должны отдать своего ребенка в школу, чтобы он закалился, привык к нормам общества, чтобы ему в жизни было проще. Но это не так. Это как с рассадой: никто не сажает помидоры и огурцы в декабре, все делают это весной, и сначала в теплицу. Для меня отдать ребенка в школу — выкинуть его в бурлящее море, чтобы он научился плавать. Мы все сделаем постепенно. К тому же дети, которые учатся дома, могут приходить в школу на аттестацию и видеться с друзьями во дворе. Для общения со сверстниками не обязательно сидеть за партой ежедневно по 6 — 7 часов.

Мы с дочерью учимся в игровой форме. С понедельника по пятницу занимаемся чтением, письмом и математикой по программе «Русская классическая школа». Она логичнее и качественнее современных методик. Чтобы освоить чтение, часто Мия читает вслух рецепты, а потом мы вместе по ним готовим: дочь отсчитывает ингредиенты по граммам, складывает и вычитает, — математика. Потом прошу ее написать рецепт, и это урок русского языка. Вторая половина дня свободная: Мия ходит в бассейн и играет с сестрами, — у меня четыре дочери.

Дважды в неделю устраиваем «живые уроки»: встречаемся с другими первоклашками на семейном обучении. В нашей группе 5 детей: берем тему, например «Ледяной мир»: показываем видео, играем, танцуем, а иногда и готовим тематические блюда.

Люди говорят: «Ладно первый класс. А как же дальше? Начнется химия, физика». Меня это не пугает: сейчас много методичек и онлайн-курсов, благодаря которым можно давать ребенку знания, не будучи учителем. Не справлюсь сама — найму преподавателей. На это нужны деньги, но и в обычной школе каждый второй занимается с репетиторами.

Екатерина Полякова

Мама 14-летней Веры

«Дочь спросила: „Мама, зачем мне вообще идти в школу?“»

Вере 14 лет, на семейном обучении она третий год. Когда дочь оканчивала пятый класс, я, как всегда, с трудом ее будила, а она спросила: «Мама, зачем мне вообще идти в школу?» Я сама отличница с двумя высшими образованиями, идеальный продукт школьной системы, но при этом у меня возникли проблемы с самореализацией. Вопрос дочери заставил задуматься, насколько учеба в школе действительно правильная стратегия. Мне вовремя попалась книга Ольги Валяевой «Предназначение быть мамой». Одна глава там посвящена анскулингу.

Одна из причин, почему мы перешли на «семейку», — художественная школа: Вере нравится рисовать, и у нее это получается. Я поощряю интересы ребенка, но параллельная учеба в двух школах — слишком большая нагрузка.

Также важен вопрос общения: помню, как мальчики ведут себя в период полового созревания. Хотелось бы от этого оградить мою дочь. Думаю, она успеет пообщаться с противоположными полом, когда будет к этому готова. Дети общаются со сверстниками, которым интересны те же области знаний, например в художественной школе. В кружках нет соперничества из-за более модных кроссовок, телефонов и неважных прочих вещей. При этом у Веры есть подружки и из школы: она гуляет с ними, ходит на концерты.

Ребенку на семейном обучении не нужно соблюдать субординацию, сидеть и молчать, потому что учитель требует тишины. В результате дети вырастают более свободными, имеют свое мнение.

Семейное обучение подразумевает комфортный ритм. Нет стресса, связанного с гонкой и тем, что нужно успеть к началу занятий. Вера формирует расписание сама, я ее не контролирую. Есть образовательные блоки под художественную школу, английский язык, на который дочь ходит дополнительно, занятия по школьным предметам. Мы покупаем учебники, также Вера проходит онлайн-курсы по физике, химии, биологии, географии, астрономии и другим предметам — их очень много в интернете. Репетитора зовем, когда ребенок совсем не понимает какую-то тему. Это бывает крайне редко.

Потом по каждому предмету дочь сдает аттестацию — дистанционно. Сначала прикрепились к школе, но это был горький опыт: нужно было сначала писать завучу, я постоянно бегала за учителями, искала их. В плане отношения к семейному обучению всё было нормально, но сама организация процесса хромала. Еще неудобно, что нельзя сдать предмет сразу после его прохождения, например в октябре: вопросы для аттестации у школы появляются только весной. Дистанционную аттестацию можно проходить 24/7, когда готов.

Хочу предупредить родителей, думающих о семейном обучении для ребенка: к этому надо подготовиться. Когда мы решили перейти на семейную форму обучения, я не понимала, что конкретно делать. Поэтому съездила на семинар специалиста по семейному обучению Любови Сгонник: узнала о философии анскулинга и поняла, что мне нужно поменять сознание, пройти «расшколивание». Научиться слышать ребенка, позволять ему пробовать то, что интересно, и не зацикливаться на результатах. Дети ищут себя себя, это их право. Всё это и есть процесс «расшколивания» родителя — знание, что не нужно соблюдать регламенты и гнаться за оценками.

Юлия Колбасина

Мама 11-летнего Максима
и 8-летней Кати

«Дома ребенок успевает гораздо больше, чем успевал в школе»

У меня двое детей: пятиклассник Максим и второклассница Катя. Сын с этого учебного года на семейном обучении, дочь на домашнем. Катя не ходит, она колясочница.

Я перевела сына на семейное обучение, потому что меня не устраивает качество школьного образования. В «началке» у Максима был сильный учитель, но теперь начался старший блок. В нашем учебном заведении он слабый — учителя часто увольняются и не всегда соответствуют квалификации. Не хочу, чтобы у сына пропал интерес к учебе.

Еще я увидела, как много времени в школе уходит на дисциплину. Весь прошлый год я ходила с дочерью в первый класс и сидела на уроках, помогала. И наблюдала учебный процесс изнутри. Дисциплина, организационные вопросы, подписи каких-то бумаг — вот чем заняты учителя. Я их не ругаю: в классах много детей — первоклашек было 37. Нереально каждому дать знания в нужном количестве.

Кроме того, в прошлом году перед экзаменами сын занимался с репетитором. Оказалось, учиться индивидуально ему интереснее. Еще один немаловажный фактор — безопасность. Например, в нашей школе была история: кто-то принес наркотики. Да и возраст начинается непростой — мальчишки пробуют курить, первый алкоголь. Хочу оградить сына от всего этого.

Другая причина — экономия времени. Максим ходит в музыкальную школу. Полдня он сидел в обычной школе, потом в музыкалке, а вечером мы вместе по 4 часа делали домашние задания — усваивали школьный материал, потому что уроке ребенок впитывал только 20% знаний. Ходили в спортивную секцию — пришлось бросить, не успевали.

Когда мы перешли на семейное обучение, я хотела прикрепиться к школе, чтобы Максим сдавал аттестацию там, но директор была настроена агрессивно. Она указала на недостаток моего интеллекта и пообещала, что на первой же аттестации моего ребенка завалят. Я знала, что закон на моей стороне, но решила не устраивать скандалы и не тратить нервы — свои и сына. Мы забрали документы и прикрепились к петербургской школе ЦОДИВ — теперь у нас заочное семейное обучение. Сделали это просто: заверили документы у нотариуса, оплатили учебу и отправили бумаги почтой. Сын смотрит видеоуроки, которые выложены на сайте школы, затем читает материал в учебниках, делает упражнения в рабочей тетради, проходит тесты. Аттестация — два раза в год.

Когда Максим узнал, что я хочу перевести его на домашнее образование, он расстроился, посчитал это наказанием. Потом мы сели и все разложили по полочкам: нет гонки, нервотрепки, мы идем в своем темпе. Если нужно, потратим на тему больше времени, нет — пройдем материал быстрее. У нас есть репетитор по математике, еще сын ходит в школу английского языка. По остальным предметам пока успевает сам.

В плане общения со сверстниками почти ничего не изменилось. Максим очень активный и коммуникабельный: дружит с одноклассниками, созванивается, ходит к ним в гости.

У нас составлено расписание. Учеба — первая половина дня, после обеда — музыка и спорт. Еще занимаемся в онлайн-клубе, который создали мамы детей на семейном образовании: смотрим видео, ставим опыты.

Но самое большое счастье семейного образования — нет домашней работы. В итоге в спокойном ритме ребенок успевает гораздо больше, чем успевал в школе. А знания те же.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»

Комментариев 0

Читайте также

109 новых автобусов прибыли в Иркутскую область

04.03.2024 11:28

109 новых автобусов прибыли в Иркутскую область

81 новый НЕФАЗ выйдет на маршруты города Иркутска, остальная техника отправится по области. Планируется, что новые автобусы будут работать на 17 муниципальных и 24 межмуниципальных маршрутах. В Иркутске техника будет задействована как на городских, так и на садоводческих маршрутах.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому