Около 2 тыс. человек отмечали наступление 1903 года на катке детской площадки Иркутска, рассказывает Ю. Караваева в книге «Иркутск новогодний». Здесь впервые устроили массовое новогоднее гуляние с маскарадом и танцами, продолжалось оно более 6 часов. Когда стемнело, на катке зажгли иллюминацию, горели разноцветные электрические лампочки, играл оркестр военной музыки. Распорядители праздника были в костюмах голландцев и норвежцев. Деду Морозу в тот вечер не повезло: он, катаясь на катке вместе с елкой, загорелся, но был вовремя потушен. А 2 января там же состоялся детский праздник с плясками, шествием ряженых, катаниями с горок.
Инцидент с возгоранием волшебника повторился через год, но уже на другой елке: праздник проходил в бесплатной библиотеке-читальне А. В. Потаниной. Купец Н. Поляков прислал 25 фунтов чаю, чтобы раздать детям: чай был желанным подарком, поскольку на торжество пригласили детей из бедных семей. Небольшую украшенную ель в зал на салазках привез Дед Мороз, роль которого исполнял одиннадцатилетний мальчик Василий Плотников. В маске и с накладной бородой, одетый в длинный халат, покрытый блестящей ватой, он прошел мимо горящего «для большего эффекта» магния. Один кусочек отскочил и попал на подол ватного костюма. Он мгновенно вспыхнул, в считанные мгновения с мальчика сорвали одежду, однако подбородок и руки оказались обожженными. Несчастного Деда Мороза увезли в детскую больницу. «Мальчуган все время бодрился и упрашивал взволнованных устроителей, чтобы они не огорчались», — писали в «Восточном обозрении». Но праздник был испорчен, а раздача подарков — отложена. Через год в иркутских газетах предупреждали: «Вата… при прикосновении к ней огня неминуемо вспыхнет ярким белым пламенем и приближается по степени взрывчатости к пороховой мякоти».
В январе 1912 года в Первом общественном собрании было не протолкнуться: на маскарад пришли 2,5 тыс. гостей. На костюмированном вечере, который затянулся до самого утра, разыгрывали призы за лучший наряд — можно было выиграть золотые и серебряные предметы. Первый мужской приз дали за костюм «Черепахожабль» — он высмеивал скорость новых летательных аппаратов.
На маскарадах любили устраивать «живые картины»: дети и взрослые становились в определенную живописную композицию и замирали. В 1916 году на елке в Первом общественном собрании, к примеру, представляли живые картины «Волшебница зима», «Северный ветер», «Вьюга», «Мороз», «Снежная королева», «Снежинки» и «Снежные чучела».
В то время Рождество в Иркутске встречали с цветами. В Знаменском предместье существовало садовое заведение «Северный букет», которое предлагало огромное количество цветущих и декоративных растений. В одной рекламе сообщалось: «расцвели сирени» — благоухающими ветвями предлагали украсить залы с новогодней елкой. Садоводство Половникова — конкурент «Северного букета» — рекламировало к Рождеству цветущие гиацинты, тюльпаны, тацеты и еще не распустившиеся азалии. А араукарии шли в качестве маленьких домашних елочек.
«Перед Рождеством отмывался весь дом, выбеливались стены, готовился большой праздничный стол. Традицией было не только устраивать праздник себе, но и помочь бедным. Женщины отправлялись с корзинами пирогов в приюты и богадельни. В Рождество, за день до праздника, в комнату вносили большую до потолка елку. Пахло лесом и морозным воздухом. Самая трудоемкая работа доставалась нам с тетей Сашей, она была мастером украшать елку, научилась у художников, которые оформляли витрины магазина у Самсонова (магазин находился на Пестеревской, ныне Урицкого). Елку ставили в большое ведро, замаскированное под ледяную горку, под ней размещали ватные игрушки — мальчиков, катающихся с горки на санках, пешеходов…», — вспоминает праздники начала XX века Лидия Тамм в «Записках иркутянки».
Комментариев 0