• Пробки 2
  • Погода
  • Возможность: помочь иркутским общественникам с исследованием возле перехода у МузтеатраМузтеатра
  • Рейтинг: самые популярные ролики года в российском YouTubeYouTube
  • Крупнейшие киносети отказываются брать в прокат фильм «Елки 8»8»

Главная > Искры 28.10.2021 11:55

Smart Data: как на Байкале спасают экологию с помощью IT

Яна Шутова

Яна Шутова

0 Читать комментарии
Smart Data: как на Байкале спасают экологию с помощью IT - Верблюд в огне

Иллюстрации: Ксения Яненко / «Верблюд в огне»

Высокие технологии пронизывают нашу жизнь ежеминутно. Полезные сервисы не только облегчают покупки, заказ такси, обучение и общение, но также помогают решать глобальные задачи в области экологии. Иркутская IT-компания Smart Data создает программное обеспечение, которое позволяет вовремя вывозить мусор с контейнерных площадок, контролировать наплыв туристов в нацпарках, отказаться от бумажного документооборота. «Верблюд» узнал, как создаются и работают зеленые технологии на берегу Байкала.


Партнерский материал

Умные мусоровозы

Утро в обычном иркутском дворе. К полной контейнерной площадке подъезжает мусоровоз, из него выходит водитель. Но забирать отходы он не спешит: вместо этого достает планшет, фотографирует контейнеры, делает пометки, только после этого переворачивает баки и напоследок снова их фотографирует. На экране высвечивается следующий адрес, машина отправляется по маршруту.

Таких контейнерных площадок только на юге области у регионального оператора «РТ-НЭО Иркутск» — 17 тысяч. Так что без планшета и приложения «МуТКО» вышла бы полная неразбериха. Программа, разработанная компанией Smart Data, помогает не пропустить ни один из адресов, логично выстроить маршрут и зафиксировать все проблемы. Ее начали внедрять через год после старта мусорной реформы, рассказала Ирина Михайлова, представитель «РТ-НЭО Иркутск».

«»

«Раньше водители ездили с печатными маршрутными листами. Теперь оптимальный путь выстраивает программа. У нас более 17 тысяч контейнерных площадок: придомовые территории обслуживаются ежедневно, а у юридических лиц собственный график. Поэтому каждый день маршрут немного меняется и нужно проложить его так, чтобы охватить как можно больше площадок и сократить транспортные издержки», — говорит Ирина Михайлова.

Фотофиксация — теперь обязательная часть работы водителей. Сделанные ими снимки «до» и «после» автоматически подгружаются в сервис. Благодаря этому диспетчеры могут оценить работу водителей, а потребители — удостовериться, что отходы ТБО вывозят регулярно. Кроме того, изображения подтверждают различные проблемы: сломанный контейнер, строительный мусор (вывоз которого не относится к обязанностям регионального оператора), отсутствие подъездных путей из-за припаркованных машин и другие.

«На сегодняшний день это единственный в России полноценный сервис, который охватывает все потребности регионального оператора. После его запуска точность графика вывоза у нас возросла до 98,7%», — добавляет Ирина Михайлова.

При разработке продукта Smart Data предусмотрела еще две важные составляющие: личный кабинет потребителя и систему взысканий. В личном кабинете можно видеть все квитанции, отслеживать начисления, подписывать документы, оплачивать услуги картой, оставлять обращения. Сейчас эта функция доступна только для юридических лиц, но в ближайшее время ей смогут пользоваться все жители области. Еще одно новшество системы — автоматический поиск стихийных свалок.

«»

«Новый модуль „МуТКО“ с помощью искусственного интеллекта и снимков из космоса научился распознавать несанкционированные свалки, — рассказал Антон Соколов, генеральный директор Smart Data. — Пилотный запуск прошел на Байкале, программа просканировала прибрежную полосу шириной шесть километров. Теперь надеемся найти все средние и крупные завалы мусора на берегах и начать ликвидацию с региональным оператором».

Сервис «МуТКО» работает уже два года и постоянно совершенствуется. Разработчики пока не раскрывают всех планов, но известно, что они готовят модуль по переходу на раздельный сбор мусора и интернет-магазин, где можно будет приобрести товары из вторичного сырья.

Нацпарк в телефоне

Еще одна крупная разработка Smart Data существенно облегчила жизнь туристам и инспекторам Прибайкальского национального парка. Речь о сервисе Baikalpass — его программисты создали вместе с эколого-туристической компанией РТ-ИЭТК и «Заповедным Прибайкальем». Раньше за разрешением на посещение заповедных территорий туристам нужно было лично ехать в дирекцию нацпарка или лесничество, с декабря 2020 года они выдаются онлайн и — самое главное — контролируемо.

«В программе заложены расчетные показатели по количеству посетителей в сутки для каждой конкретной территории, и она не выдаст больше разрешений, чем положено. При „бумажном“ оформлении регулировать этот момент было сложнее. Кроме того, при выдаче разрешений система учитывает такие факторы, как показатели пожарной опасности, состояние дорог в зависимости от метеоусловий, опасности на маршрутах, например выход диких зверей», — объясняет Кристина Глотова, начальник отдела познавательного туризма «Заповедного Прибайкалья».

Также Кристина Глотова добавляет, что нацпарку теперь не нужно нанимать дополнительных администраторов на «высокий» сезон, расход бумаги уменьшился. Стала легче аналитическая работа: собирать и обрабатывать большие массивы данных теперь быстрее и проще.

Baikalpass — это не только сайт для туристов, но и мобильное приложение для инспекторов. Благодаря ему проверка разрешений стала быстрой и удобной. Инспектор считывает смартфоном QR-код и получает всю информацию о посетителе: маршрут, сроки пребывания, транспорт, варианты размещения. Через приложение можно внести в систему протокол об административном правонарушении. Кстати, после внедрения Baikalpass нарушений стало меньше на треть.

«»

«Мы хотим развить этот сервис в средство управления антропогенной нагрузки на природу. Планируем собирать в системе всю экологическую информацию: замеры воздуха и воды, температурные режимы, описывать инфраструктуру, в том числе отходную. Чтобы разрешения на строительство новых объектов выдавались с учетом нагрузки на инфраструктуру», — говорит Антон Соколов, генеральный директор Smart Data.

Турист в будущем получит интерактивную карту Baikalpass, на которой наглядно видно, где он уже побывал, на какие маршруты стоит обратить внимание исходя из личных предпочтений, как доехать до выбранной точки, где переночевать или взять оборудование в прокат.

Командный дух и «ни слова о работе»

Такие зеленые сервисы разрабатывает Smart Data — IT-компания с главным штабом в Иркутске. Сегодня штат разработчиков насчитывает около 80 человек: из них 70% — иркутяне, остальные живут по всей стране, от Хабаровска до Москвы, свои люди есть даже в Турции и Киргизии. Поддерживать командный дух помогают неформальные мероприятия (например онлайн-квиз по пятницам), а управлять командой на расстоянии — собственный сервис «Цифра».

«„Цифра“ шире, чем просто электронный документооборот. Это веб-сервис с ботами и мобильным приложением, с помощью которого можно управлять задачами, заявками, согласованиями и держать руку на пульсе, даже когда команда разбросана по всему миру, как у нас, — объясняет Антон Соколов. — Этот бизнес-помощник прямо сейчас проходит краш-тест в Тулуне и Нижнеудинске на строительстве защитных дамб, необходимых для предотвращения наводнений в будущем. Пока на строительной площадке орудует тяжелая техника, всю административную работу выполняет „Цифра“».

Создавая зеленые технологии, разработчики Smart Data и сами вовлекаются в экологичную жизнь. В офисе компании есть цветные урны для раздельного сбора мусора и пункт приема батареек, нет лишней бумаги и одноразовой посуды. Создатель IT-компании Антон Соколов еще в начале 2000-х стал экоактивистом и даже участвовал в акциях протеста, связанных с охраной природы. Поэтому в своей компании он сделал приоритетом разработку продуктов, направленных на бережное отношение к окружающей среде.

«MyТКО» и Baikalpass скоро начнут работать по всей стране. Сервис для управления отходами будет внедрен в Забайкальском крае и Республике Бурятия, им также заинтересовались Санкт-Петербург, Омск, Калининград и Москва. Стратегия по продукту расписана на три года вперед.

«»

«Baikalpass готовится к запуску в „Заповедном Подлеморье“ (это Забайкальский национальный парк и Баргузинский заповедник), параллельно ведутся переговоры со всеми нацпарками России. За этими сервисами уже выстроилась очередь, так что работы хватит на несколько лет», — отмечает руководитель компании.

Именно поэтому Smart Data расширяет штат разработчиков. Компании требуются специалисты всех уровней: джуниоры, мидлы и сениоры. Они будут заниматься внедрением сервисов «MyТКО» и Baikalpass в других регионах, а также созданием новых обучающих систем, бизнес-игр, разработкой в области искусственного интеллекта. Помимо интересных проектов — гибкий график, конкурентная зарплата и возможность работать из любой точки планеты.

«»

«У нас все основано на доверии. Мы не стоим с таймером за спиной разработчика. Сотрудники берут обязательства на неделю, месяц и исходя из этого сами планируют свой рабочий день. Важнее выполнить задачу, чем отсидеть за монитором положенные часы», — подчеркивает Екатерина Рогожина, заместитель генерального директора Smart Data.

Сейчас почти все программисты на удаленке, но благодаря рабочим чатам создается ощущение командной работы. Кроме того, сотрудники Smart Data встречаются в офисе в проектные дни, раз в две недели проводят внутренние митапы (неформальные обсуждения на выбранную тему) для обмена опытом, обязательно собирают всю команду на релизы новых продуктов, чтобы разработчики видели, чем занимаются их коллеги. А для неформального общения существует отдельный телеграм-чат «ни слова о работе» и традиция заказывать пироги в офис по пятницам.

В команду Smart Data нужны опытные разработчики по направлениям Java, React/Vue, Flutter (Dart), которые понимают принципы реактивного программирования и умеют кодить на разных платформах. В компании предлагают зарплату на уровне рынка, возможность удаленки и спрос только за результат. Молодых программистов компания тоже берет: они начинают как специалисты техподдержки и с накоплением опыта переходят в штат разработчиков.

КАК ПОПАСТЬ В SMART DATA


Посмотреть список актуальных вакансий, требования к соискателям и заполнить форму можно на сайте компании

Инстаграм


Подписывайтесь на телеграм-канал «Верблюда в огне»!

Комментариев 0

Искры 16.11.2021 14:32

Иркутск называют «городом падающих самолетов». В чем причины и как это исправить?

Диана Полякова

Автор Диана Полякова

0 Читать комментарии

Недавно под Иркутском разбился Ан-12, погибли девять человек. Город вновь стали называть местом падающих самолетов. Некоторые иркутяне связывают частые авиакатастрофы с близостью аэропорта к центру — из-за этого после крушения Ан-12 даже прошли пикеты за перенос авиаузла. «Верблюд» попытался разобраться, действительно ли в Иркутске чаще, чем в других городах, происходят крушения самолетов, в чем причины и как это исправить.


Что случилось?

3 ноября в районе села Пивовариха близ Иркутска при заходе на посадку потерпел крушение грузовой самолет Ан-12. Он принадлежал белорусской авиакомпании «Гродно», летел по маршруту Кепервеем — Якутск — Иркутск. Самолет перевозил продукты на Чукотку и возвращался в аэропорт базирования. На борту находились девять человек, в том числе пять членов экипажа и четыре человека, сопровождающих груз, — все погибли. Среди них были граждане Белоруссии, Украины и России.

Фото: Правительство Иркутской области

Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник, катастрофу мог спровоцировать ледяной дождь. «Первичные данные — в том числе об этом свидетельствует то, что удалось понять из первичного анализа самописца, — говорят в пользу версии об обледенении руля высоты при попытке захода на второй круг», — приводит его слова издание. При этом известно, что упавший Ан-12 эксплуатировался с 1968 года.

Авиакатастрофы в Иркутске
за последние 30 лет


Год

1994

1997

 2001

 2006

2011

2021

Самолет

 Ту-154

  Ан-124

 Ту-154

А310

Ми-8

 Ан-12

Число жертв

125 человек

   72 человека

145 человек

125 человек

   2 человека

 9 человек

Спустя неделю после падения самолета в Иркутске активисты вышли на пикеты к зданию правительства области — они требовали перенести аэропорт за город. «За последние 20 лет в зоне снижения/набора высоты Иркутского аэропорта разбились 13 самолетов. Взлетно-посадочная полоса расположена таким образом, что любой следующий взлет или посадка могут стать фатальными», — приводит их слова издание «Сибирьмедиа».

Активисты считают, что о переносе аэропорта «чиновники в очередной раз поговорят и забудут». По словам одного из участников, после пикета у одного из них «начались проблемы», поэтому они боятся выглядеть «оппозиционерами» и отказываются от комментариев СМИ. «Мы не оппозиционеры и вообще не имеем никакого отношения к политике, мы просто хотим спокойно жить, не боясь, что на нас свалится самолёт», — рассказал один из участников пикета изданию.

«Верблюд» посчитал, что за последние 30 лет в Иркутске или рядом с ним произошло шесть авиакатастроф с погибшими: Ту-154 в 1994 году — 125 жертв, Ан-124 в 1997 году — 72 жертвы, Ту-154 в 2001 году — 145, А310 в 2006 году — 125, Ми-8 в 2011 году — двое, недавнее крушение Ан-12 — девять. Для сравнения: в Хабаровске за тот же период случились три крушения самолетов, в Красноярске — одно.

Фото: Глеб Осокин / Википедия

Что не так с иркутским аэропортом?

Первоначально площадка для посадки самолетов в Иркутске появилась на Левом берегу в 1925 году, а на нынешнем месте, в районе Красных казарм, аэродром создали в 1933 году. Сейчас от центра города аэропорт отделяют всего около пяти километров. Вопрос его переноса за пределы города начали обсуждать еще в советские годы и продолжают по сей день.

Проект строительства нового аэропорта разработали в 2010 году, но его не согласовало Министерство обороны РФ. В 2014 году президент России Владимир Путин поручил перенести объект за город, однако с того момента власти региона так и не смогли согласовать подходящий участок под строительство.

В октябре 2021 года на встрече с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Александром Нерадько губернатор Иркутской области Игорь Кобзев заявил, что проект 2010 года планируют доработать и сейчас власти региона занялись этим.

Для переноса аэропорта сейчас рассматривают две площадки — деревню Позднякова и местность Ключевая Падь. Ранее для первой уже создавали проект, но он не прошел экспертизу. Власти региона планируют определиться с местом будущего строительства до конца года. Согласовать новый проект хотят до 2025 года, чтобы войти в федеральную программу «Развитие транспортной инфраструктуры» и начать строительство. По словам Кобзева, уже нашлись несколько соинвесторов.

🛫

Как развивался аэропорт Иркутска в 2000-х


2008

удлинили взлетно-посадочную полосу до 3563 метров

2009

открыли новое здание терминала внутренних авиалиний

2010

разработали проект нового аэропорта

2015

передали аэропорт в областную собственность

2016

завершили реконструкцию «взлетки» спустя 12 лет

Параллельно с разговорами о переносе не раз обсуждали вопрос о необходимости глобальной модернизации аэропорта. По факту осовременивать объект на протяжении многих лет удавалось небольшими частями. Так, в 2008 году взлетно-посадочную полосу удлинили до 3563 метров, что позволило увеличить число принимаемых судов. В 2009 году открылось обновленное современное здание терминала внутренних авиалиний (международный терминал по-прежнему находится в здании 1938 года постройки). В 2015 году ОАО «Международный аэропорт Иркутск» передали из федеральной собственности в областную — это было сделано, чтобы привлекать инвесторов для развития авиаузла. В 2016 году завершили реконструкцию взлетно-посадочной полосы, которая длилась 12 лет.

В 2016–2017 годах экс-губернатор области Сергей Левченко вел переговоры с холдингом «Новапорт» Романа Троценко в качестве инвестора. ФАС дважды предупреждала главу региона о незаконности выбора партнера без конкурса. В 2018 году власти привлекли к развитию действующего аэропорта госкорпорацию «Ростех». Предполагалось, что ее дочерняя компания построит новый терминал, который объединит международные и внутренние линии. В августе даже торжественно заложили камень на месте будущего здания, но дальше этого дело не сдвинулось. В июле 2020 года ФАС оштрафовала Сергея Левченко на 30 тысяч рублей за выбор инвестора без конкурса.

Фото: Правительство Иркутской области

В 2020 году уже новое правительство региона признавало, что до 2024 года еще необходимо провести реконструкцию рулежных дорожек и светосигнального оборудования, построить площадку для обработки судов противообледенительной жидкостью, новый аэровокзальный комплекс международных и внутренних авиалиний, привокзальную площадь и подъездные дороги, а также возвести перрон и очистные сооружения. На эти работы требуется 16,3 миллиарда рублей.

В чем причина частых авиакатастроф?

Если в массовом сознании авиакатастрофы связаны исключительно с расположением и состоянием аэропорта, то в реальности все менее однозначно. Однако совсем отрицать роль авиаузла нельзя. Так, например, в трагедии 2006 года, когда пассажирский лайнер А-310 выкатился за пределы ВПП (взлетно-посадочной полосы) и загорелся, главную роль сыграла небольшая полоса безопасности — расстояние от «взлетки» до ближайших построек, писали СМИ. Для сравнения: когда в аэропорту Домодедово за ВВП выехал Ил-62, выполнявший рейс из Триполи, он без помех уехал на полкилометра. Самолет получил повреждения, но пожара не последовало.

Кроме того, иркутский аэропорт находится в зоне частых туманов — влияют высота в 500 метров над уровнем моря и близость водохранилища. Туманы препятствуют хорошему обзору. Об этом рассказал «Верблюду» экс-начальник отдела авиатранспорта министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Александр Арфаниди. Однако он отметил, что конкретную причину крушений самолетов назвать сложно.

Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что переносить аэропорт необходимо. Начальник производственно-диспетчерской службы иркутского аэропорта Евгений Еловский в 2016 году рассказывал изданию «ИркСиб», что такой объект должен находиться в 30–40 километрах от города и больше всего подходит участок в деревне Позднякова: «Позднякова не попадает в нашу туманную зону и там нет застойной низкой облачности, как у нас. Кроме того, площадка находится в 45 км от города, что, с одной стороны, безопасно для жителей, а с другой — дает возможность для дальнейшего развития, строительства».

По мнению Александра Арфаниди, переносить аэропорт необходимо в ближайшее время. «На мой взгляд, чем дольше затягивать, тем менее удобоваримо можно разрешить этот вопрос. Потому что площадки рассматриваются давно и долго, а жизнь не стоит на месте и эти земли застраиваются», — сказал «Верблюду» эксперт.

Есть и другое мнение о причинах авиакатастроф в Иркутске. Как рассказал «Верблюду» действующий пилот одной из авиакомпаний, это никак не связано с аэропортом, что подтверждается расследованиями авиационных происшествий. Но при этом специалист признает, что в аэропорту Иркутска есть свои сложности и особенности. К ним относятся нестандартный угол наклона глиссады (траектории снижения авиасудна) и градиент полосы (полоса находится под уклоном). Собеседник отметил, что в связи с этим в некоторых авиакомпаниях действуют ограничения: неопытных пилотов не допускают к посадке в Иркутске.

«»

«Да, постройка нового аэропорта со стандартным углом наклона глиссады и меньшим градиентом упростили бы посадку, однако, повторю, что ни одно авиационное происшествие в Иркутске прямо или косвенно не было вызвано особенностями аэропорта», — отметил специалист.

Также он считает, что нужно построить новый аэропорт, но тот факт, что делать это нужно за чертой города, связывает исключительно с тем, что в центре нет для него места: «Лично я был бы рад постройке нового современного аэропорта и как пилот, и как иркутянин. Это и новая железнодорожная ветка для электричек, и новое многополосное шоссе, развязки, улучшение всей транспортной инфраструктуры. Я за постройку нового аэропорта с современной полосой и терминалом. В городе он находится или посреди поля — на безопасность полетов влияния не оказывает никакого».

Фото: Правительство Иркутской области

❗️

Что может быть причинами частых авиакатастроф в Иркутске


  • Небольшая полоса безопасности иркутского аэропорта
  • Расположение «взлетки» в зоне частых туманов
  • Слабая система управления безопасностью полетов в региональных авиакомпаниях

Как прокомментировал «Верблюду» начальник отдела по связям с общественностью аэропорта «Иркутск» Клим Куликов, расположение и состояние аэропорта никак не связано с авиакатастрофами. «За эти 30 лет только один самолет упал в аэропорту, это было в 2006 году, но там признали причиной авиакатастрофы техническую неисправность самолета. Расположение, работа аэропорта к этому делу и ни к одной из авиакатастроф отношения не имеют. Всегда есть заключение, где указана причина крушения. И нет ни одного случая, где сказали бы: „Вот в этой авиакатастрофе виноват аэропорт“. Везде были технические неисправности или ошибки экипажа», — считает Клим Куликов.

По мнению пилота, беседовавшего с «Верблюдом», сократить число авиакатастроф помогут расследования уже случившихся происшествий, выявление факторов риска и принятие мер для сокращения этих рисков: «В авиакомпаниях есть система управления безопасностью полетов (СУБП). Она жестко регламентирована и приносит свои плоды. С 2006 года статистика поменялась в лучшую сторону. Имеют место катастрофы в небольших компаниях — подозреваю, что там с СУБП не все так хорошо. Выход — усилить надзор за всеми эксплуатантами, а не только за самыми крупными».

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому