• Пробки 2
  • Погода
  • Осталось пятеро: два кандидата в губернаторы Иркутской области отказались участвовать в выборахвыборах
  • Более половины опрошенных медиков не доверяют отечественной вакцине от коронавирусакоронавируса
  • Задержания, забастовки и увольнения. Коротко о том, что происходит в БелоруссииБелоруссии

Главная > Тренды 12.09.2019 14:57

«Эстетика подполья»: как устроен и кто делает панк-гараж «Глотка»

АНАСТАСИЯ БЛИНОВА

АНАСТАСИЯ БЛИНОВА

0Комментариев

«Эстетика подполья»: как устроен и кто делает панк-гараж «Глотка» - Верблюд в огне

В 2013 году несколько иркутских панк-музыкантов, которые до этого в основном играли в городских барах, решили, что им нужно место, где можно было бы играть собственные концерты, проводить репетиции и не зависеть от организаторов концертов и арендодателей. Так появился панк-гараж «Глотка» — известная всем иркутским панк-музыкантам репетиционная точка в гаражном кооперативе Академгородка и место для локальных панк-концертов в Иркутске. Корреспондент «Верблюда» сходила на концерт в «Глотке», поговорила с основателем панк-гаража Михаилом Желтиковым (более известным как Михаил Желтый) и рассказывает, почему «Глотка» — знаковое для Иркутска место.


«Добрых песен нет»

Чтобы попасть в панк-гараж «Глотка» на концерт 7 сентября, нужно было сначала пройти по размытым от дождя дорогам Академгородка к нужному гаражному кооперативу — ГК 14а на улице Фаворского. Однако и там будет сложно найти это место — кооператив из гаражных боксов похож скорее на лабиринт. Но чем ближе к цели, тем больше парней и девушек с разноцветными волосами.

В субботу на гиге (так здесь называют концерты) выступали три группы: красноярский коллектив «Public Terror» и две местные группы — «Шаг против» и «Тoi! ГА». В тот день на концерт собралось около 50 человек. Некоторые демонстрировали свою принадлежность к субкультуре: ирокез, куча нашивок с логотипами любимых групп и шипованные украшения, — но выделялись, скорее, те, кто выглядел совершенно обычно.

Обе иркутские группы играют панк в жанре oi! — «панк-рок для рабочего класса»: более медленное (в сравнении с панком) звучание, сверхагрессивность и прямолинейные тексты. «Поем о ненависти ко всему. К пожарным, церкви, водителям… И следующая песня, „Воины не спят“, — о том, как мы хотим дать всем *** [бить]», — говорит со сцены Павел Смирнов, вокалист группы «Toi! ГА», выступавшей первой. Группа начинает играть громкую и злую музыку, а в центре зала смелые слушатели устраивают мошпит — хаотично прыгают, толкаются, врезаются друг в друга. Кажется, есть шанс получить травму, но адреналин берет верх и самые безбашенные направляются в центр. Во время сета «Toi! ГИ» состоялся диалог вокалиста и зрителя:— Следующая песня опять о ненависти! — А что-то доброе есть? — Нет, доброго нет.

Затем выступили «Шаг против», где играет основатель «Глотки» Михаил Желтый. Иркутские панки любят эту группу — концерты проходят регулярно. Каждую песню встречали одобрительными возгласами и аплодисментами, подпевая и скандируя припевы, а уже к третьей песне в зале практически не осталось спокойно стоящих людей. После того как вокалист Игорь Кузнецов сказал: «Те, кто пришли постоять в центре зала, ну вы попали *****», почти все стали участниками мошпита, а в перерыве выходили покурить насквозь мокрые, хотя на.улице было холодно.

Наконец, последними выступили красноярские «Public Terror», которые играют хардкор-панк и вдохновляются старым британским панком 80-х. По мнению людей, которые следят за творчеством группы, они поют об «угнетении со стороны власти», но на концерте было практически невозможно расслышать слова. Сет получился абсолютно безбашенный и сумасшедший: все 50 зрителей прыгали, кричали и веселились.

Как возникла «Глотка»

ПГ «Глотка» основали осенью 2013 года несколько иркутских музыкантов, но идеей больше всех были увлечены участник группы «Шаг против» Михаил Желтый и музыкант Игорь Огородников из группы «Антикап». По словам Желтого, идея была простая — открыть точку, где местные панк-группы смогут репетировать и проводить свои «домашние» концерты. Раньше у иркутских панков не было своего места и приходилось играть в барах, а репетиции проводить в «точках» с дорогой арендой.

Основателям удалось убедить председателя гаражного кооператива, что музыканты не будут мешать соседям. Но все же за время существования на «Глотку» дважды поступали анонимные заявления в полицию — о шуме в ночное время и якобы об изготовлении наркотиков. Желтому приходилось объясняться с полицией, но обе истории закончились мирно. Ночью в гараже никто не шумит (он закрывается в полночь и открывается в 6 утра), а наркотики — очевидно выдуманная история. В «Глотке» категорически против наркотиков (алкоголь там тоже не наливают, но можно приносить с собой).

У музыкантов уже была часть музыкальной аппаратуры. На собственные деньги купили остальное оборудование и обшили стены звукоизоляцией. Концепция DIY—пространства не требовала больших вложений: на чем-то похожем на барную стойку стоит чайник, из мебели — только диван. Сначала на концерты приходило меньше 20 человек, денег было мало и аренду гаража оплачивали помесячно, вспоминает Желтый.

Но все же, по мнению Желтого, проект получился успешным. Со временем в «Глотке» появились другие группы, людей на концертах прибавилось (сейчас в среднем 50-60 человек) и «Глотка» оплачивает гараж на несколько месяцев вперед. ПГ, по словам Желтого, — некоммерческий проект, на нем никто не зарабатывает, он держится на идее и желании. Сам Желтый работает сотрудником отдела логистики. Огородников больше не участвует в деятельности «Глотки», а многие группы развалились. Сейчас, по словам Желтого, все деньги за недорогие билеты (200 — 250 рублей), доход от аренды репетиционных точек (одной из самых дешевых в городе — 200 рублей в час), а также пожертвования уходят на аренду. Часть средств перераспределяют на благотворительность.

Не только панк

Несмотря на слово «панк» в названии, в «Глотке» открыты для любых жанров музыки. Здесь проводятся не только панк-гиги, играют также рэп (обратите внимание на группы «сашина плеш», «ЛЭП»), металл («дневная доза дискомфорта», My Lonely Sea) и проводятся рейвы с электронной музыкой (tesalado, blixakiss), а на концерты ходят представители различных субкультур: эмо, панки, металлисты, анархисты, хардкорщики и другие. В «Глотке» нет фейс-контроля. На вопрос «Верблюда» о правилах для музыкантов и посетителей ответил звукарь Николай Синестралов: «Если ты не поддерживаешь национализм, расизм и подобные взгляды и находишься в адекватном состоянии, то добро пожаловать».

Как правило, в «Глотке» играют иркутские музыканты, например MENARCHE или Supersonic. Начинающие могут выступить на сцене и получить первую аудиторию. Андрей Белых (сейчас вокалист группы «Supersonic», выступающей в «Глотке») собирал разные группы, пытаясь пробиться на коммерческую сцену города, но, как он говорит, его музыку не принимали. «Атмосфера гаража невероятная. Именно в таком месте должна рождаться музыка, противопоставленная окружающей действительности», — делится с «Верблюдом» Белых.

«Попасть к нам на сцену очень легко. Достаточно иметь интересы, хоть немного схожие с нашими, и желание выступать», — сказала «Верблюду» организатор концертов в «Глотке» Ольга Брик. В группе панк-гаража во «Вконтакте» перечислены их принципы: взаимоуважение и поддержка. Несмотря на «эстетику подполья» и панковую брутальность в «Глотке» часто проводятся благотворительные концерты. Например, под Новый год проводят акции в помощь детским домам, поддерживают приюты для животных, а недавно собирали средства для фонда «Чашки супа» — команды волонтеров, которая на добровольных началах заботится об иркутских бездомных. Деньги поступают с пожертвований и билетов на мероприятия.

Кроме местных групп, в панк-гараже примерно раз в месяц выступают приезжие команды, которым платят за выступления. «Если, например, группа сама едет в тур, тебе нужно только договориться с ними о деньгах и райдере, позвать местные группы, которые будут играть в этот день, создать группу мероприятия во „Вконтакте“, нарисовать афишу, распределить обязанности во время концерта, найти жилье для приезжих и остальные мелочи», — рассказывает Брик, которая, как и остальные, работает в «Глотке» бесплатно. За последние несколько лет благодаря «Глотке» в Иркутск приезжали панк-группы «Карамельный узник» из Якутии, «Закон о грешниках» из Апатитов и «Кушать продано» из Санкт-Петербурга. Постоянно выступают команды из Ангарска. Недавно была даже португальская группа «dUASsEMIcOLCHEIASiNVERTIDAS». Они заехали в Иркутск во время панк-гастролей «Газель смерти» — это проект Дениса Алексеева, который организует туры по России для иностранных музыкантов и при этом сам ездит за рулем.

Зачем Иркутску панк-гараж

«Глотка» важна для развития локальной иркутской сцены: исполнителям, которые хотят петь о проблемах в обществе, высказываться о власти или церкви, концертов в барах не видать. В «Глотке» они могут найти свою аудиторию.

Здесь могут задешево репетировать начинающие музыканты, а если желаете окунуться в иркутскую панк-культуру, можно просто прийти на концерты. Белых говорит: «У места плохая репутация — будто там собираются неформалы, бьют друг друга и выпивают. А когда мы пришли туда на репетицию, [то нам бросилась в глаза] приветливость людей».

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 30.07.2020 14:00

Гостиница «Сибирь», Госбанк СССР и дом сотрудников НКВД. Семь главных конструктивистских зданий Иркутска

Вадим Палько

Автор Вадим Палько

0Комментариев

Говоря об архитектурном наследии Иркутска, горожане чаще всего вспоминают дореволюционные памятники — классические деревянные усадьбы и каменные особняки. На их фоне незаслуженно незамеченным остаётся авангардная советская архитектура — здания в стиле конструктивизма, прорывного направления в отечественном искусстве, которое высоко ценят за рубежом. «Верблюд в огне» рассказывает о семи зданиях, представляющих конструктивизм в Иркутске.


Конструктивизм в архитектуре — авангардистское направление, получившее развитие в 1920-х — начале 1930-х годов и на много десятилетий опередившее своё время. Ключевая идея конструктивистов — функциональный подход к внутренним пространствам, разделение здания на отдельные блоки со специальным назначением (жилой, коммунальный и прочие), которые должны задавать его форму.

В то же время внешний облик должен ограничиваться взаимодействием блоков — простых геометрических форм, — а выразительность достигается не за счёт декоративных элементов (они признаются лишними, нефункциональными), а через динамику простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободу плана здания. Именно поэтому фасады конструктивистских зданий отличаются строгостью и лаконичностью.

Гостиница «Сибирь»

Адрес: Ленина, 18

Годы постройки: 1931—1933

Архитектор: Казимир Миталь

В 1930 году иркутский зодчий Казимир Миталь стал главным архитектором города, и с этого момента в Иркутске стали активно строить конструктивистские здания. Многие из них спроектировал сам же Миталь. Самый масштабный конструктивистский проект стал одновременно одним из первых зданий Иркутска в этом стиле.

К началу 1930-х годов в городе задумались над строительством главной гостиницы — многие дореволюционные отели успели передать под госучреждения и общежития, а оставшихся явно не хватало. Строительство «Сибири» — первого и на долгие годы самого большого конструктивистского здания в городе — завершили в 1933 году. Это был по-настоящему масштабный для Иркутска объект: первое в городе пятиэтажное здание занимало целый квартал от улицы Свердлова до Кооперативного переулка (ныне улица Канадзавы).

Центральный объём гостиницы — параллелепипед, в который вписан цилиндр — входная группа. По обе стороны от него расположены два крыла, плавным полукругом обозначающие углы квартала.

Изначально гостиница звалась «Центральной», но в 1960-е годы из-за строительства неподалёку ещё большей по размерам «Ангары» название сменили на «Сибирь». В 1995 году произошла трагедия: крупный пожар унёс жизни нескольких человек и уничтожил два корпуса здания, которые затем решили снести. Сейчас осталось только одно крыло — на углу улиц Ленина и Канадзавы. Внутри расположен небольшой бизнес-центр.

Госбанк СССР

Адрес: Ленина, 16

Год постройки: 1936

Архитектор: Владимир Волков

В 1934 году для иркутского отделения Госбанка СССР начали строить новое просторное здание на углу улицы Ленина и Кооперативного переулка (ныне улица Канадзавы) — ровно через дорогу от гостиницы «Сибирь». Прежнее строение, расположенное на улице Ленина, 3, уже не отвечало потребностям организации (позднее его передали Иркутскому государственному университету).

Проект архитектора Волкова должен был сочетать производственную и жилую функции: в левом крыле, по плану, размещались семьи сотрудников банка, а в правом, с видом на главную площадь, находилась административная зона. В ходе строительства проект заметно изменился (в том числе здание дополнилось классическими элементами в убранстве фасадов), но конструктивистские формы остались основой композиции.

К сожалению, последняя реконструкция здания, проведённая уже в XXI веке, серьёзно исказила его облик. Появились обширные мансардные помещения, а в центральном объёме — стеклянный купол, что исказило изначальные пропорции строения. Вдобавок к этому дом получил несвойственные ему яркие фасады. Теперь в здании Госбанка СССР памятник конструктивизма узнаётся не сразу — нужно вглядеться.

Жилой дом партактива («Тихвинское колесо»)

Адрес: Свердлова, 22

Год постройки: 1933

Архитектор: Казимир Миталь

Очередное здание Миталя в центре Иркутска. Жилой дом для актива коммунистической партии построили в 1933 году, почти одновременно с гостиницей «Центральная». Он расположился на углу улиц Свердлова и Красной Звезды (до революции она звалась Тихвинской; затем советские власти ещё раз её переименовали — с тех пор она носит имя монгольского революционера Сухэ-Батора).

По задумке Миталя здание разделили на две половины — жилую и коммунальную. Первая выходила на улицу Свердлова, вторая — на Красной Звезды. Присутствуют типичные элементы конструктивизма: большие окна, вертикальное ленточное остекление лестничных пролётов и просторные длинные балконы на угловой части здания.

После распада СССР за домом постепенно закрепилось новое название, «Тихвинское колесо», — по магазину на первом этаже, чья вывеска располагается на одном из полукруглых балконов.

Дом сотрудников НКВД

Адрес: Пионерский переулок, 10

Год постройки: 1934

Архитектор: Казимир Миталь

Следуя практике «профессиональных» жилых объектов, отдельное здание в начале 1930-х годов решили построить и для сотрудников НКВД. Столь ответственную задачу тоже взял на себя главный архитектор Миталь.

Прогрессивное авангардное здание гармонично вписалось в тихий переулок среди деревянных усадеб и классических каменных особняков. Этого удалось достичь благодаря переменной этажности и относительной компактности здания. Главная особенность Дома сотрудников НКВД — выразительный объём с протяжёнными балконами, выходящий на угол улиц.

Из-за плачевного состояния дома — у него серьёзно обветшал фасад — хорошо видны материалы, использовавшиеся при строительстве. Именно в них кроется ключевая особенность иркутского конструктивизма, отличающая его от каноничных представителей стиля.

Дело в том, что в 1930-е годы железобетон, основной материал конструктивистских объектов, был большой редкостью в Иркутске. Поэтому Миталь использовал его лишь в нескольких местах (например для создания балконов). В остальном же дом возведён из кирпича, оштукатуренного «под бетон», — так архитектор одновременно решил проблему острой нехватки необходимого материала и достиг внешнего соответствия стилю.

В 1938 году архитектор, построивший жильё для сотрудников НКВД, стал жертвой этого же ведомства. Его заподозрили в одновременном шпионаже в пользу Германии и Польши и арестовали. Меньше чем через год главный иркутский конструктивист умер в тюрьме.

Дом специалистов

Адрес: Марата, 29

Годы постройки: 1933—1935

Архитектор: Казимир Миталь

Ещё один крупный конструктивистский объект в центре — Дом специалистов — тоже построен по проекту Миталя. Возводить его начали после постановления Совета народных комиссаров о строительстве по всей стране жилья для советской интеллигенции в технической, педагогической и медицинской сферах. В такие дома заселяли, как правило, самых успешных и прославленных деятелей искусства и науки.

Дом специалистов в Иркутске стал масштабным проектом — это первый пятиэтажный жилой дом во всём регионе. Здесь жили врач Хаим-Бер Ходос (его имя носит сквер в центре Иркутска), профессор Захария Франк-Каменецкий (в честь него переименована одна из центральных улиц города) и сам Казимир Миталь.

Кроме того, в одной из квартир на пятом этаже когда-то жила семья стоматолога Соломона Вайса, которая переехала в Иркутск из Казани. Его дочь Аида, учившаяся в иркутском инязе, увлеклась здесь музыкой и затем решила переехать в Москву, где прославилась на всю страну как Аида Ведищева — исполнительница песен «Лесной олень», «Колыбельная медведицы», «Помоги мне» и «Песни о медведях».

Дом был известен своими жильцами, но у этой славы была и другая сторона. В нём жили люди, которые могли в любой момент оказаться неугодными советской власти. В годы репрессий сюда не раз приезжали «черные воронки». Этот адрес стал последним не только для архитектора Миталя. Именно отсюда сотрудники НКВД забрали и другого известного иркутянина — писателя Петра Петрова, которого высоко ценил Максим Горький.

Дом лётчика

Адрес: Горького, 29

Год постройки: 1936

Архитектор: группа московских архитекторов

Уже в начале 1930-х годов государство начало насаждать помпезный неоклассицизм. Аскетичный авангард стали показательно клеймить, а готовые проекты переделывать или дополнять декором. Такие дома (конструктивистские, но уже имеющие элементы классицизма) часто называют постконструктивизмом.

Яркий пример этого направления — жилое здание по улице Горького, 29, известное как Дом лётчика. Туда заселяли семьи лётного состава гражданского воздушного флота СССР (на фасаде даже есть его эмблема). Как писали об этом здании иркутские архитекторы Марк Меерович и Василий Лисицин, одна из трудно объяснимых особенностей здания — египетский стиль в капителях пилястр. Это исключительно нестандартное решение для советской архитектуры.

Но внимание горожан привлекла не эта особенность декора, а материал облицовки колонн у центрального входа со стороны улицы, — на чёрных плитах без особого труда можно было прочесть имена людей и даты жизни и смерти некоторых из них. Дело в том, что при строительстве здания для облицовки колонн использовали надгробия с Иерусалимского кладбища, закрытого в те же годы.

Уже в XXI веке из-за всплеска внимания к плитам после публикаций в интернете колонны облицевали сайдингом. В таком виде эта часть здания находится по сей день.

Дом культуры авиастроителей

Адрес: Макаренко, 6

Год постройки: 1937

Архитектор: Николай Четвериков

Практически все конструктивистские здания Иркутска находятся в его центре, но есть исключения. В жилом районе Иркутск-2 на северной окраине города расположено одно из последних, самых поздних зданий — представителей конструктивистской архитектуры.

Эта местность, изначально известная как поселок Иннокентьевский, в советские годы стала поселком Ленино. Его решили развивать как рабочее поселение нового авиастроительного завода.

При этом предприятии к 1937 году построили дом культуры. В облике здания отражён дух этого периода: в основные конструктивистские объёмы тоже вторглись неоклассические «излишества», но автору проекта Николаю Четверикову всё равно удалось создать гармоничное здание на стыке двух конфликтующих стилей. Примечательно, что Четвериков — не именитый архитектор-конструктивист, а инженер-строитель иркутского авиазавода, занимавшийся прежде заводскими строениями.

С момента создания облик Дома культуры претерпел некоторые изменения. Изначально угловой полукруглый корпус состоял из трех цилиндров, возложенных друг на друга по мере уменьшения размера. В конце 1970-х годов второй ярус расширили так, что он «слился» с объёмом первого этажа.

Известно также, что вначале у входа в Дом культуры стояли два памятника — Ленину и Сталину. Но после развенчания культа личности памятник второму исчез. Позднее убрали и памятник Ленину. С осени 1961 года и по сей день Дом культуры носит имя Юрия Гагарина.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому