• 237 мемориалов отреставрируют в Иркутской области в этом году
  • В Иркутске зальют 27 катков для массового и спортивного катания
  • Иркутянина осудили за незаконную прослушку чужих разговоров

Главная > Тренды 08.09.2020 16:48

«У нас каждое второе выступление — неудачное». Кто отвечает за новый юмор в Иркутске

Ксения Хабибулина

Ксения Хабибулина

0 Читать комментарии
«У нас каждое второе выступление — неудачное». Кто отвечает за новый юмор в Иркутске - Верблюд в огне

Фотографии: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»

17 февраля 2015 года в баре «Магадан» (находился рядом с ночным клубом «Манхэттен») прошел первый в Иркутске стендап-вечер. Пять лет спустя выступления комиков проходят в городе еженедельно — их организует объединение «Стендап Сибирь. Иркутск». «Верблюд» встретился с одним из его участников, Андреем Корчевским, и узнал, почему комики не любят КВН, как иркутяне реагируют на стендап, сколько в их команде женщин и как быстро понять, что твои шутки — не очень.


Андрей Корчевский,

программист, стендап-комик

Начало

В 2015 году у иркутской команды КВН «Молодые люди» возникла идея организовать стендап-вечер. После этого начали проходить мероприятия, сначала только среди кавээновской тусовки, потом уже с привлечением других комиков. Три года работали под названием «Иркутский стендап», но со временем у зрителей пропал интерес — комики мало выступали, люди мало ходили. Ситуация была плачевной, и, чтобы привлечь народ и новых выступающих, воспользовались обычной маркетинговой практикой: создали что-то новое. По сути, мы присоединились к красноярскому клубу «Стендап Сибирь», создали его филиал. Команда, таргет, менеджер, концертный директор, дизайнер у нас общие. Первый концерт после ребрендинга прошел 30 сентября 2019 года.

Сейчас в Иркутске две организации, которые проводят стендап выступления: «Стендап Иркутск» и «Стендап.Сибирь» (бывший «Иркутский стендап»). Мы не конкурируем, наши комики выступают на обоих мероприятиях, но наш клуб делает вечера чаще — два-три раза в неделю, а они — от одного до трех раз в месяц.

Чем КВН отличается от стендапа

КВН — это не так серьезно, как стендап. Ты работаешь в команде, в которой как минимум десять человек, есть группа авторов, а если среди вас есть чисто внешне смешной человек — вы уже смешно выступили. Получается, что у квнщиков маленькая нагрузка, а в стендапе есть только ты и твоя история. Но КВН популярнее стендапа, причем не только в Иркутске, а во всех городах России. Его развитие поддерживают и университеты, и администрация Иркутска, стендапу такой поддержки не добиться.

К тому же КВН существует очень давно, любого человека спроси — он точно о нем слышал. Естественно, что он популярнее, — стендап появился шесть лет назад, а активно в городах начал развиваться года три назад. Через 1015 лет, надеюсь, стендап будет популярен не меньше, но чтобы он полноценно вошел в культуру, затронул все слои общества, нужно много времени.

О чем шутят иркутские комики

У нашего клуба молодая аудитория — зрителям в среднем по 23 года. Самим комикам примерно столько же. Когда ты и твоя аудитория молоды, шутить о каких-то супер сердечных вещах ты не можешь. А так стендап-комики обсуждают всё: «О, давайте я расскажу вам про самолет», а через полторы минуты: «А теперь поговорим про отношения». Политические темы так или иначе проскальзывают, потому что это волнует и касается каждого, даже тех, кто не разбирается в этом или не хочет разбираться.

Про местную власть смысла шутить нет — это неуместно, подойдет только для перебивок. И вообще комики стараются не писать на региональные темы, потому что смешными эти шутки будут только в Иркутске. А юмор сейчас старается быть нацеленным на массовость: круто, когда ты пошутил у себя в городе, но посмеялись не только иркутяне.

«»

Тем более многие хотят пробиться в телик, на «Открытый микрофон», в «Стендап», «Камеди Батл», поэтому часто в Иркутске комики просто проверяют материалы перед участием в кастинге. Их цель — понравиться редакторам телеканалов, а локальными шутками про иркутскую политику их не рассмешить.

Среди наших постоянных резидентов — Катя Сорокина. Она выступает достаточно давно, долго была единственной девушкой среди нас. Сейчас появилась новая участница, которая уже выступила семь раз. Условного деления на мужской и женский юмор нет, когда смешно, тогда смешно. Да, среди женщин комиков меньше, но к ним и отношение другое, более лояльное. К парням зрители всегда требовательнее.

Неловкие шутки и неудачные выступления

[Драк] никогда не было. Один раз нас выгнали из бара после конфликта из-за аппаратуры и один раз была перепалка с гостем после неудачной шутки, но закончилось всё хорошо. Бывает, что комики пытаются взаимодействовать со зрителем: задавать вопросы, обшучивать ответы. Иногда получается неудачно, в итоге и зрители, и мы, как организация, попадаем в неловкое положение. А мы стараемся создать комфортную обстановку, хоть и юмористическую.

Неловко, когда комик начинает уходить в неуместные вопросы, вплоть до личных отношений докапываться. Конечно, такой формат комедии распространен и хорошо заходит, но нужно уметь в нем работать. Илья Соболев умеет, но это не значит, что это легко. Конечно, надо учиться, отрабатывать и практиковаться, но нужно понимать, когда следует остановиться. Прийти домой и подумать над ошибками, а не тянуть время неудобными вопросами.

«»

На самом деле, у нас каждое второе выступление — неудачное. Такое бывает очень часто, причем не только с неопытными комиками. Даже на своем сотом выступлении можно быть несмешным. Но это хорошо — такие ситуации дают пинка, чтобы делать лучше. Если над твоими шутками всегда смеются, это сильно расслабляет.

А еще сильно расслабляет слишком теплый зал — это когда по каким-то причинам (атмосфера или алкоголь) публика смеется почти над всем. В таких ситуациях заходят даже слабые шутки, поэтому воспринимать эти выступления всерьез нельзя.

Гараж как идеальная площадка

Идеального бара для стендапа в Иркутске нет, но есть несколько подходящих. Edison craft bar — хорошая площадка, которую мы используем только для больших концертов. Правда, есть минус — длинный зал: во время выступления сложно понять, куда смотреть.

Rock-n-roll pub — центр города, удобно расположенные столы и нет отвлекающих колонн, официанты не ходят. Всё сделано так, чтобы зрителям было удобно слушать выступающих. Johnny Rockets — в зале есть сидячие места на диванах (это расслабляет публику), но в остальном место удачное.

При этом в барах думают, что стендап в их заведении будет выглядеть примерно как на ТНТ: много людей, над шутками все смеются, а комики супер-подготовлены. Они не понимают концепцию открытых микрофонов и регионального стендапа. Не понимают, что приходят начинающие, местные комики, которые, да, рассказывают смешно и классно, но не так вылизанно, как на телике.

Из-за режима самоизоляции мы не выступали с середины марта до конца июня. Дома кто-то писал шутки, мы пытались делать стримы, но этот формат нам не понравился. А когда ограничения начали снимать, мы возобновили офлайн-выступления. Общепиту можно было работать только на террасах, а на большинстве из них стендап не нужен. Поэтому мы решили провести мероприятие в гараже у одного из наших постоянных комиков Максима Каткова. Подготовили всё к выступлению — купили микшер, пульт, нашли колонки, подключили микрофон, накрыли коврами деревянные настилы. Здесь была самая камерная и приятная атмосфера — лучший вечер. Если бы была возможность, мы бы выступали только там, но погода не позволит.

Правило трех минут

В основном стендап — это яркая реакция на повседневность: мы можем просто идти по улице, увидеть интересную деталь, на которой не каждый заострит внимание, а в голове возникнут ассоциации. Например, иду и вижу — фонарный столб! Сразу в голове вопросы: а зачем он, куда и как. Пытаюсь ответить на эти вопросы смешно. Суть шутки в том, чтобы у зрителя появилась мысль — да, у меня было так же!

Редактуры у клуба никакой нет: пишешь и рассказываешь. Но во время выступления есть правило: если не смешно в течение трех минут, комик уходит со сцены. Насильно никого не выгоняем, а к тому, что шутка может не зайти, привыкли. Просто понимаем, что это не смешно, переписываем ее или вообще убираем. Косяки — это не страшно.

Что будет дальше

Главная цель клуба — развивать стендап-движение в Иркутске. Сейчас зрители идут на наши мероприятия неохотно. Более того, у части из них такие же ожидания, как и у баров, — они ждут стендапа на ТНТ и разочаровываются. Чтобы понять и прочувствовать атмосферу, нужно сходить на выступления раз пять.

А открывать стендап-клуб в Иркутске — это провальная бизнес-затея. Такие заведения не выживут в России, их и так всего четыре: по одному в Казани, Краснодаре, Москве и Санкт-Петербурге. Чтобы открыть клуб, нужны регулярные мероприятия, а у нас нет пула опытных комиков, нас мало — мы физически не можем производить материал каждый день.

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому