• 237 мемориалов отреставрируют в Иркутской области в этом году
  • В Иркутске зальют 27 катков для массового и спортивного катания
  • Иркутянина осудили за незаконную прослушку чужих разговоров

Главная > Искры 05.11.2019 11:23

Ужасы нашего городка: 5 страшных городских легенд Иркутска

Иван Попов

Иван Попов

0 Читать комментарии
Ужасы нашего городка: 5 страшных городских легенд Иркутска - Верблюд в огне

Реальная история иногда гораздо ужаснее любых страшилок и вымыслов, что не мешает, впрочем, народному сознанию изобретать все более и более невероятные детали, привязывая их к конкретным местам и событиям. Впрочем, как знать? Может, город действительно населен призраками купцов, самоубийц, расстрелянных и просто беспокойных душ. «Верблюд» знакомит вас с леденящими кровь историями загадочных мест в Иркутске.


Губернатор-зомби

130-й квартал, памятник Бабру

Если вечером, прогуливаясь в 130-м квартале мимо памятника Бабру, вы вдруг встретите странную фигуру в старомодном костюме, то постарайтесь держаться от нее подальше: это может быть вовсе не заблудившийся аниматор.

[1] О нем имеется обстоятельная статья: Гурулев С. А. Первый иркутский губернатор // Сибирь. 2010. №3. С. 185 — 195.

[2] Иркутская летопись (Летописи П. И. Пежемского и В.А. Кротова).

Там, где сейчас трамвай поворачивает с улицы Ленина на Тимирязева, в 1730-х годах (тогда это место находилось далеко за городской чертой) было основано кладбище для лютеран, приехавших в город на службу, — в народе их называли «немцы». Из всех направленных в Сибирь немцев самым видным представителем этого вероисповедания был генерал-майор Карл Львович фон Фрауендорф [1] — Екатерина II назначила его губернатором только что созданной Иркутской губернии. Инициативный немец не давал скучать горожанам и активно занимался благоустройством. В летописях о нем говорится следующее: «Он крепкою рукою принялся за устройство города, что жителям поначалу было в тягость, а после сами признали все это за полезное». [2] Карла Львовича смело можно назвать урбанистом: в его правление, например, на домах появились доски с названиями улиц. При нем же был составлен первый план города с изображением герба: бегущего бабра с соболем в зубах. Символично, что спустя два с половиной столетия скульптурное изображение этого символа появилось на входе в 130-й квартал, на месте захоронения Фрауендорфа, — ведь закрытое в 1931 году кладбище не перенесли, а попросту разрушили и разграбили. Тысячи людей гуляют по Иркутской слободе каждый день, не думая о том, что было на этом месте ранее.


Парк отдыха живых и мертвых

ул. Парковая

С бывшими территориями кладбищ во многих частях города — похожая ситуация. Самое известное из них — ныне историко-мемориальный комплекс «Иерусалимская гора». Городское кладбище, созданное во второй половине XVIII века в связи с эпидемией чумы в империи, было расположено в отдалении от монастырей и церквей. Кладбище на протяжении двух веков расширялось и к началу XX столетия насчитывало более 100 тыс. захоронений.

[3] Сибирь. 1914. 30 мая.

Рос и Иркутск, и погост оказался прямо в центре города. Городские власти пытались регулировать время посещения некрополя, но это вызывало отрицательную реакцию. Антонина Зарембо 30 мая 1914 года писала редактору газеты «Сибирь»: «Распоряжение городской управы о времени закрытия Иерусалимского кладбища для посетителей его крайне стеснительно и, пожалуй, даже жестоко, особенно для служащих лиц. В летнее время все стремятся на воздух, в лесок; для ближайших обитателей парком для прогулок служит именно это самое кладбище, туда же стремятся и все, потерявшие близких и дорогих лиц; кто посидеть, отвести душу, кто присмотреть за могилкой, полить цветы. Трудовой же люд, живущий на дальних Иерусалимских улицах (ныне Советские улицы. — Прим. ред.), возвращаясь домой, привык сокращать себе путь, проходя через то же кладбище…». [3]

В СССР погребения некоторое время продолжались, но отношение к могилам изменилось. У историка Н. С. Романова описан ужасный эпизод 1922 года: «Январь. На Иерусалимском кладбище могильщик ночью раскопал могилы похороненных днем. Гробы, одежду и обувь продал на базаре, а трупами кормил своих свиней. Обнаружила это женщина, пришедшая к нему за метлой пообчистить могилку и увидевшая на его девочке голубое с незабудками платье, в которое была одета ее похороненная дочь».

Спустя десятилетие кладбище официально закрыли и начали переоборудовать под Парк культуры и отдыха. Произошел массовый слом и вывоз надгробных памятников, часть их пошла на строительство и облицовку домов в городе. Производилось срытие могил и одновременно — установка танцевальной площадки с музыкальной раковиной. Из-за некачественного исполнения работ все получилось в лучших традициях плясок на костях: некоторые могилы оказались не тронуты и благополучно остались на территории ЦПКиО, в народе прозванного «Парком отдыха живых и мертвых». За свою историю Центральный парк переживет взлет (большое количество аттракционов и посетителей) и падение (разруха в 90-е, наплыв бродяг и наркоманов), с окончательным закрытием. Кстати, до того как в Иркутске было построено здание цирка, представления проходили в «могильном» парке (самое подходящее место для появления местного Пеннивайза).

Призраки-самоубийцы

ул. Борцов Революции, 15

При строительстве Иерусалимской церкви рухнул главный купол. Никто не пострадал, но, как говорится, осадочек остался. Работы продолжились, и купол установили, а через несколько лет стройку успешно закончили. По легенде, когда в церкви начались службы, стали происходить трагические случаи. Молодая девушка повесилась как раз под восстанавливаемым куполом. Здание в срочном порядке закрыли на реставрацию, но некоторое время спустя инцидент повторился, только на месте девушки оказался юноша.

В советское время церковь закрыли и оборудовали там склад, потом общежитие географического факультета и лыжную базу. Но по каким-то причинам люди не могли подолгу там задерживаться: ходит легенда, что обитателей здания преследовали призраки самоубийц. Здание храма стало бесхозным. Говорят, что у студентов техникума, находившегося неподалеку, был обряд посвящения в первокурсники: испытуемый должен был переночевать в заколоченной церкви, имея с собой только свечку. Однажды пару первокурсников, которые вызвались пройти обряд, нашли внутри церкви: девушка лежала мертвой на месте, где ранее произошло два самоубийства, а парень был в полном беспамятстве. Вскрытие показало, что первокурсница умерла от страшного испуга, — не выдержало сердце.


Дом с привидениями и подземельями

ул. Халтурина, 1


Самым известным местом обитания призраков в городе является дом Файнберга на улице Халтурина. Аномалии давали о себе знать в те годы, когда в доме находилась Областная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского. Очевидцы сообщали, что в нескольких частях здания сталкивались с привидениями — призраком женщины в старинном платье и мужчины в старомодном костюме и цилиндре. Женщину встретила служащая библиотеки, допоздна задержавшаяся на работе. Вначале она заметила, как на полке перелистывается книга — будто бы сама по себе, — а подойдя ближе, разглядела рядом со стеллажом призрака. Мужчину видел ночной сторож, который принял его за грабителя и преследовал, пока тот не растворился в воздухе.

В здании на Халтурина работники время от времени слышали шумы, стуки, видели самопроизвольное перемещение предметов, в первую очередь книг, не только ночью, но и днем, в рабочее время. По рассказам одной из служащих библиотеки, в течение многих месяцев они с коллегой видели, как с полок вдруг падали книги, которые перед этим были установлены в соответствии с библиографическими требованиями.

Вполне логично предположить, что беспокойность особняка Файнберга как-то связана с историей его семьи. В жизни иркутского купца Исайи Файнберга было несколько трагедий. Его младшая дочь Клара в возрасте 18 лет скоропостижно умерла в Берлине. Один из его сыновей — молодой революционер Павел — скончался от ран в иркутской тюрьме. Но дело в том, что никто из Файнбергов здесь никогда не жил. Их многочисленное семейство занимало соседний, деревянный дом, куда более скромный. А особняк сдавался в аренду то штабу Иркутского военного округа, то канцелярии начальника Иркутского гарнизона, то штабу 2-й Сибирской пехотной дивизии, то администрации Кругобайкальской железной дороги, то литографии. Научная библиотека переехала в это здание только в 1988 году.

[4] Расследование паранормальной активности в научной библиотеке им. Молчанова-Сибирского.

В 90-е годы прошлого века было открыто подземелье под особняком Файнберга. Находка оказалась жутковатой: из подвалов были извлечены несколько десятков человеческих скелетов. Их происхождение местные историки связали с периодом гражданской войны в Иркутске: здание занимала охрана опального адмирала Колчака, которая, расправляясь со своими жертвами, сбрасывала их в подземелье. Оно представляет собой длинный ход вдоль здания, шириной около 4 м. От основного хода имеется четыре ответвления в бункеры (очевидно, для хранения товаров), и еще два — в сторону особняка Второва и к нынешнему музею имени Рогаля. Ценные предметы обнаружены не были. [4]

Дача лунного короля

Поселок Пивовариха под Иркутском

Другое таинственное место, где найдено огромное количество человеческих останков, — так называемая «Дача лунного короля» в поселке Пивовариха под Иркутском. Она получила такое название из-за польского ссыльного. В 1864 году было подавлено польское восстание. Одним из обвиняемых в пропаганде революционных идей оказался некто Юзеф Огрызко. Ссылку он провел в небольшом селе Новоямское (ныне Пивовариха), где построил себе дом, позднее названный «Дачей лунного короля». Дело в том, что еще до приговора Юзеф частично потерял зрение, однако не получил разрешение на визит к врачу. Болезнь стала прогрессировать, он ослеп на один глаз, а второй перестал воспринимать солнечный свет. Этот человек стал живой легендой: его можно было встретить только после заката солнца… Спустя некоторое время дачу купил другой поляк — А. А. Локузиевский, активный деятель РСДРП. Домик стал убежищем революционеров-подпольщиков, ведущих деятельность против царского режима. После революции дачу занял НКВД. Территорию обнесли колючей проволокой и закрыли для посторонних. До 1937 года, пока репрессии не стали носить массовый характер, расстрелянных людей хоронили на действующих городских кладбищах. Потом количество расстрелянных резко возросло и для захоронения жертв стали использовать, в том числе, «Дачу лунного короля».

Вскоре поселки Пивовариха и Дзержинск вошли в Совхоз имени 1 мая, подведомственный НКВД. Рядом с совхозом находилась таинственная и строго охраняемая спецзона, куда никого не допускали. Только в 1989 году в ходе раскопок были обнаружены рвы-накопители с человеческими останками. Там нашли также фрагменты старой одежды и посуды, пустые гильзы, монеты и обрывки старых газет. Именно по датам их выпуска удалось точно установить время захоронений. Из одного рва были извлечены 304 убитых, их черепа имели пулевые отверстия, а лицевые кости были раздроблены, что свидетельствует о жестоких допросах. В уголовном деле, возбужденном прокуратурой Иркутской области, имеется ряд свидетельских показаний, позволяющих воссоздать картину тех лет более точно: «В НКВД был подвал, стены которого обшиты железом, а на полу насыпаны опилки. Туда ночью или рано утром привозили людей на расстрелы. Их производил мужчина, вооруженный маленьким пистолетом. Он вызывал людей по списку, приказывал встать на колени и производил выстрел в мозжечок. В это время во дворе находился трактор с включенным двигателем. Тела расстрелянных отвозили в Совхоз имени 1 мая». История тайных захоронений на этом месте не закончена. Есть данные и о других местах в районе Рабочего предместья, по Александровскому тракту.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому