• Пробки 2
  • Погода
  • Иркутский ипподром заявил, что вплотную к нему строят десятиэтажки. Что говорят в строительной компании?компании?
  • «Слева холера, справа зараза». В интернете придумывают скучные описания любимых фильмов и игригр
  • Возможность: получить грант на 300 тысяч для реализации своего проектапроекта

Главная > Искры 19.07.2019 16:13

В какого бога верил Чингисхан?

Майя Новик

Майя Новик

0Комментариев

В какого бога верил Чингисхан? - Верблюд в огне

По легенде, на байкальском мысе Кобылья Голова (Хорин-Ирги), отделяющем залив Хул от пролива Малое Море, Чингисхан вознес молитвы и принес в жертву коня. Его голову великий хан закопал на возвышенности в огромном медном котле. «Верблюд» разобрался, кому молился на берегу Байкала и у кого просил победы над целыми миром тот, кто построил империю от океана до Адриатики и перед кем не устояли ни Хорезм, ни Ереван, ни Киев.


Исследователи давно ломают копья в споре, какую религию исповедовали древние монголы до становления империи, каким богам и духам поклонялись. Одни считают, что уже тогда разрозненные племена кочевников были знакомы с «черной верой» буддизмом, другие что они были шаманистами и поклонялись духам и силам природы, а третьи уверяют, что в монгольских степях был распространен кровавый культ бон древняя иранская религия, известная человеческими жертвоприношениями.

Споры вызваны отсутствием письменных источников о традициях кочевых племен до 1240 года, когда появилось «Сокровенное сказание монголов». Еще больше полемизировали о религиозных убеждениях Чигисхана, потрясателя Вселенной. Всех исследователей волновало, почему он никого не притеснял по религиозному признаку и в своей империи законодательно запретил признавать главенство какой-либо религии.

До Великого ханства

Кем по происхождению был великий хан, не известно. Историки обычно склоняются к тому, что он был из монгольского рода борджигинов, их отличали довольно светлые волосы и синие глаза с темной полоской вокруг зрачка. Легенды приписывают великому хану «сияющий лик», светлую кожу и золотые волосы.

Биография хана достаточно известна: он появился на свет около 1155 года в урочище Делюн-Болдок в семье Есугея и его жены Оэлун из рода олхонут. Как утверждают легенды, младенец родился, сжимая в кулаке сгусток крови, что по монгольским приметам говорило о несгибаемости и жестокости будущего воина. Мальчика назвали Темуджином в честь татарского вождя, плененного его отцом.

Когда Темуджин был еще мальчиком, отца отравил меркит Еке-Челеду, у которого Есугей отбил невесту. Вдове с детьми, которых согнало с земли и обобрало племя тайджиутов, пришлось нищенствовать. Вождь тайджиутов Таргутай, опасаясь мести Темуджина, совершил набег на стойбище семьи, захватил Темуджина в плен и забил в колодки. Однако тому удалось сбежать помог один из батраков Таргутая.

В 16 лет Темуджин женился на сосватанной еще отцом невесте Бортэ, а в 20 лет приступил к созданию собственной армии. Известно, что юную жену вскоре похитили все те же коварные меркиты, однако Темуджин отбил жену, жестоко отомстив племени. Пленение Бортэ навсегда оставило под вопросом, кто был отцом Джучи, ее первенца, но Темуджин объявил его своим сыном. И хотя у него было еще много жен, только дети Бортэ имели право наследовать престол.

Темуджин строил Монгольское государство постепенно, шаг за шагом, с одними племенами вступая в союзы, а другие разбивая в пух и прах: сначала войско тайджиутов, за ними последовали татары, затем кереиты, потом за свое коварство расплатились меркиты.

В 1206 году в верховьях реки Онон на Великом курултае объединенные монгольские племена провозгласили нового лидера Великим ханом и дали ему имя Чингис. Можно только гадать, как у мальчика из юрты хватило знаний, чтобы реорганизовать армию, смешав роды и племена, посадить воинов на выносливых коротконогих коней, разбить их на тумены, сотни и десятки, ввести круговую поруку, когда за предательство одного отвечают десять, и вооружить их знаменитым, мощным монгольским луком. А еще Чингисхан дал монголам Яссу свод законов, обязательных для каждого.

Во что или в кого верил Темуджин в это время? Летописи молчат. Но когда верховный шаман монголов Тэб-Тенгри стал вмешиваться в политические дела, чтобы усилить собственную власть, объединить жрецов и поставить Темуджина под контроль, тот вызвал его к себе в юрту и шамана убили.

Фото: Уйгурские князья. Daderot/Creative Commons

Буддист или манихей?

Возможно, на Чингисхана оказали влияние уйгуры, с которыми монголы вступили в контакт после порабощения Синьцзяна. Это были монгольские и европеоидные племена, среди которых с IX века распространились буддизм, несторианство (еретическое течение христианства) и манихейство, впитавшее в себя буддизм, зороастризм и гностические христианские представления.

Как указывает историк Константин Пензев, уйгуры охотно помогали монголам, занимали значимые посты в их администрации; монголы использовали уйгурскую письменность для деловой переписки. Чингисхан называл правителя уйгуров инди-кута своим «пятым сыном» и весьма благоволил к нему и к его союзнику хану Алтану, нанял внукам уйгурских учителей.

Манихейство и несторианство распространились и в самом Синьцзяне, где было много несторианских храмов; несторианство там называли «цзиньцзяо». В Китае также встречались ислам, проникший с запада, и древний культ бон, пришедший с Тибета и восходящий к древнеиранскому культу богини Митры. Буддизм пришел в Китай из Индии и был переработан в соответствии с китайскими традициями. Скорее всего, Чингисхан имел представление и о даосизме, поскольку в поисках эликсира бессмертия встречался с даосским монахом Чань Чунем одним из «семи бессмертных».

О проявлении ханом религиозных чувств известно немного лишь из редких записей арабских и европейских путешественников, часто сделанных уже после смерти правителя, из дипломатической переписки монголов и по верованиям ближайших родственников.

В «Сокровенном сказании монголов» говорится буквально следующее: «Будем же каждое утро поклоняться ей (скале Бурхан-халдун) и каждодневно возносить молитвы. Да разумеют потомки потомков моих!» и сказав так, он обернулся лицом к солнцу, как четки повязал на шею свой пояс, за тесьму повесил на руку шапку свою и, обнажив свою грудь, девятикратно поклонился в сторону солнца и совершил окропление и молитву». Крутая гора Бурхан-Халдун считается у монголов священной. Враги загнали Чингисхана на гору без еды и воды. Здесь он размышлял и, очевидно, приобрел некий сакральный опыт, поскольку судьба его изменилась к лучшему.

Чингисхан окропил жертвенник кровью жертвенного барана и поклонился солнцу значит, он шаманист? Но молитвы солнцу есть и в манихействе. Развязать пояс и повесить его на шею знак покорности Богу-Творцу в иудаизме.

Персидский путешественник Рашид ад-Дин ад-Табиб в «Сборнике летописей» так описывал поведение внука Чингисхана Бату перед сражением: «Когда оба войска выстроились друг против друга, Бату, по обычаю Чингисхана, взошел на вершину одного холма и целые сутки смиренно взывал к богу и тяжко вздыхал, а мусульманам приказал помолиться соборне».

Очевидно, что перед решающим сражением, например во время предательства Алтан-хана, сулящего смуту, Чингисхан сходил с коня, оставлял приспешников внизу, поднимался на гору и, повесив пояс на шею, усердно молился, прося победу. Вопрос, кому.

фото: gettyimages.com

Вся власть – от неба

Очевидно, что при строительстве огромной империи хан должен был дать монголам веру, которая отражала бы идеологию государства и служила обоснованием ханской власти. Обычного шаманизма для этого было недостаточно. Монголам нужен был один бог, и хан дал им бога Тенгри Вечное Небо.

Армянин Гайтон в 1307 году в труде «Цветник историй земель Востока» писал, что монголы почитают некоего «бессмертного бога» и приказ о его почитании был издан Чингисханом в первый же день вступления на престол. Более того, внезапная смерть стала считаться лишением поддержки бога. К примеру, в Армении два монгольских военачальника решили вырезать всех армян, а наутро их нашли мертвыми. Возглавлявший армию Чомакан, который был против зверств, не решился на самостоятельные действия и обратился за советом к Чингисхану. Тот ответил, что задумка умерших «не была угодна Богу, и потому они умерли, а ты желал добра и не умер».

Лев Гумилев считал, что Чингисхан исповедовал религию тенгризм, которой веками придерживались тюрки (ближайшие соседи монголов), степные племена Евразии и даже половцы. Он доказывал, что в основе тенгризма лежал все тот же культ бон, восходящий к Митре. Гумилев верил, что в тенгризме было то, чего не хватило Чингисхану в шаманизме: злое начало, противопоставленное Небу-Тенгри, богиня земли Этуген (Йер).

Однако думать, что монголы обрели Бога-Творца, равного христианскому, неверно. В тенгризме, как сообщает казахский исследователь Нурмагамбет Аюпов, верховный бог безличен: это некие силы природы, вера в энергию жизни, соединенная с шаманскими практиками, большинство которых уходит в семейную обрядность.

Если говорить простым языком, Чингисхан однажды поверил в себя, в то, что само небо дарует ему верховную власть и силу эту власть удержать. Великий хан с 1246 по 1248 годы, внук Чингисхана Гуюк в письме к Римскому папе указывал, что монгольская власть от бога, и призывал папу прийти к нему на поклон вместе «со всеми королями»: «Волей бога все земли от востока до запада находятся под нашей властью. Если бы на то не было воли бога, как могло бы такое случиться?»

То, что монголы поклонялись некоему единому богу, подтверждает францисканский монах Гильом де Рубрук, который гостил у монголов в середине XIII века. Внук Чингисхана Великий хан Мунку заявлял Рубруку: «Монголы верят, что есть лишь один бог, он дал человеку много пальцев и дал ему много путей…». Об этом же в 1254 году Мунку писал в письме к Людовику IX, королю Франции: «На небесах есть лишь один бог, а на земле есть один хозяин Чингисхан».

Монотеизма в тенгризме не было: Тенгри-хан вершил свои дела вместе или в борьбе с другими божествами. Пантеон богов представлялся так: наверху Тенгри, ниже ханы и герои, а еще ниже боги и духи-нойоны. Божество Умай заведовало сроком жизни людей, Эрлик надзирал над царством мертвых.

Как и в культе бон, в тенгризме вселенная состояла из трех миров мира богов, мира людей и мира водяных духов. Недаром само имя Чингисхан означало «Повелитель многих вод». Как и в тенгризме, в мире культа бон существовало белое божество света и добра и черное божество войны и горя. А сам Потрясатель вселенной, скорее всего, молился только богу неба Тенгри и больше никому.

Григор Акнерци «Истории народа стрелков» (Армения, 1271 год)

«От самих татар мы слышали, что они… жили долгое время в степях, предаваясь разбою, но были очень бедны. У них не было… богослужения, а были войлочные идолы, которых они и до сих пор переносят с собою для разных волшебств и гаданий… Когда они изнурены были этой жалкой и бедственной жизнью, их осенила внезапно здравая мысль: они призвали себе на помощь Бога, Творца неба и земли, и дали ему великий обет — пребывать вечно в исполнении Его повелений».

фото: Легион Медиа/Alamy

Арабский историк XIII века перс Ала Джувейни высказал гипотезу, что хан мог быть атеистом. Семья Джувейни занимала при монголах руководящие посты. Очевидно, он знал предмет дискуссии и свидетельствовал, что Чингисхан вообще не отправлял никаких религиозных обрядов и никому не молился. Именно поэтому он недолюбливал религиозных фанатиков и терпимо относился к людям разных верований, поддерживая в побежденных народах мудрых старейшин, не сопротивлявшихся монголам, и приказал в Яссе так же поступать и потомкам. Это не мешало ему поощрять воинские добродетели преданность, стойкость, ненавидеть трусость и считать, что религиозность хорошее качество для воина, позволяющее верующему человеку без страха глядеть в будущее. Не мешало это ему и убивать.

После смерти Чингисхан был обожествлен монголы до сих пор почитают его как хранителя страны. Но тенгрианской империи не суждено было выстоять. То, что было скреплено железной волей одного человека, быстро пало под напором ислама. Уже через 100 лет при хане Узбеке Золотая Орда стала исповедовать ислам, а сыновья и внуки хана вернулись к шаманизму, переженились на несторианках из племени кереитов или стали буддистами.

Чингисхан словно предчувствовал это. Незадолго до его смерти, писал Рашид Ад-Дин, недалеко от Тангута правитель Джурдже отправил хану богатый подарок блюдо с отборным жемчугом. Хан не взглянул на него и велел подарить присутствующим на серьги, а остаток бросить в толпу. Так же рассыпалась и Орда, к началу XX века полностью покорившись христианской России.

Князь Николай Трубецкой, «Наследие Чингисхана», 1925 год.

Чингисхан был не только великим завоевателем, но и великим организатором. Как всякий государственный организатор крупного масштаба, он руководствовался не только… соображениями текущего момента, но и известными высшими принципам и идеями, объединенными в стройную систему».

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 15.05.2020 17:03

Глазами местных: путеводитель по району Ново-Ленино и его культовым местам

Александр Бондарев

Автор Александр Бондарев

3Комментариев

Ново-Ленино — один из самобытных районов Иркутска, а ещё и самых часто упоминаемых в медиа и соцсетях. Специально для «Верблюда» филолог Александр Бондарев написал авторский путеводитель по району, где он живёт. Вас ждут болота, роща, стройка и сортировка, а также культовый рынок с «Боярышником».


Посещение Ново-Ленино — сомнительное мероприятие. Жизнь не заставит никто не поедет. Но если вам нравится мысль, что рейтинги пространств иллюзорны, то прочувствовать это лучше в том месте, чей социальный рейтинг крайне низок. Поездка в Ново-Ленино подходит идеально. Но не оттого, что вас будут поджидать яркие впечатление или ужасы, лабиринты фавел или современный город. Нет, в Ново-Ленино вы увидите категорию среднего. Такое принято называть словами «обычно», «нормально», «так себе», «не то чтобы, но не так уж плохо». А «среднее» лучше всего рушит вымышленные иерархии в нашем сознании.

В общем, вот вариант маршрута для тех, кто никогда не был в Ново-Ленино, среди иркутян таких много. Выбор остановок субъективен, как и любой выбор.

Ново-Ленинские болота

Звучит абсурдно и жутковато, но мне нравится. Болота в городах редки. Здесь они находятся в самом начале Ново-Ленина, до въезда. Это низина, которая относится к пойме Иркута. Место издревле мало на что годилось, разве что карасей ловить. Но красиво. В конце 19 века болота пересекла Транссибирская магистраль, а в 80-х годах 20 века — объездная дорога.

Днём в любое время года низину заливает солнце, на горизонте стоят без движения товарняки. Идеальный пейзаж для фильмов про апокалипсис. Особенно в морозы. Болота всегда были домом для огромного количества птиц, в основном чаек и уток, но и редких, краснокнижных. Местные уверены, что болота давно носят какой-то важный природоохранный статус, но он присвоен им лишь 31 октября 2019 года.

Птицы вместо Ленина красуются на новой вывеске, встречающей гостей Ленинского округа, но никакого сохраняющего птиц статуса у болот нет. Поэтому некоторые болота отсыпают для неизвестных индустриальных нужд. Спешите посетить, пока ещё есть что. Дважды приходилось видеть, как дорогу пересекает утка с утятами, — из болота с одной стороны дороги в болото на другой стороне. Водители останавливаются, лица у всех счастливые. Впрочем, это редкость, не рассчитывайте.

Роща и бесцеремонные белки

Роща — это роща на остановке «Роща». В прошлом место было крайне опасным, но сейчас там уютный парк для прогулок с детьми.

В Иркутске принято ездить кормить белок на курорт Ангара. Грызуны там сытые, привередливые, всё подряд есть не станут, только кедровые орешки и обычно после уговоров и соблазнений. В Новоленинской роще всё иначе. Как истинные обитатели спального района, местные белки не брезгуют семечками любого формата. Их не надо искать, они сами перекроют вам путь и недвусмысленно намекнут на желание что-нибудь съесть.

Белки могут легко добраться до вашей руки по брюкам, подраться между собой, заглянуть в объектив камеры, которую вы зачем-то выставили вместо ладони с орешками. В общем, «им нужна ваша одежда и мотоцикл», ибо существа совершенно бесцеремонные. Не пугливые — на радость детям.  

Сортировка и «Старший сын» Вампилова

Станция Иркутск-сортировочный находится за рощей с белками. В ней нет ничего интересного — это обычное советское здание вокзала, мост, разветвлённая сеть путей, проводов и запах креозота. Ценителям типового индустриального пейзажа должно понравиться.

Я вас приглашаю туда потому, что станция и район отметились в истории литературы. С большой долей вероятности, это то самое место, куда провожали девушек Сильва и Бусыгин в пьесе Александра Вампилова «Старший сын». И откуда потом не могли уехать обратно. Если вы не читали, то это Боярский и Караченцов из одноимённого фильма. В тексте район называется Ново-Мыльниково. За право им быть обычно спорят станция Мельниково и Ново-Ленино.

У Ново-Ленина больше аргументов. Во-первых, удалённость достаточная, чтобы застрять на пару дней, а во-вторых, описанное в пьесе смешение частного сектора и малоэтажной застройки как раз типично для этой части Ново-Ленина. До сих пор. Так что давайте просто объявим это «доказанным исследователями фактом». Пьесы Вампилова сейчас очень популярны в европейских театрах, так что прогулку по этим местам можно считать приобщением к мировой литературе.

Стройка и ее тени

Сейчас уже мало кто помнит этот топоним, хотя в 90-х и начале нулевых он существовал наравне с официальным названием остановки «Кинотехникум». Рядом с ней красовался советский долгострой — бетонный каркас с непристойными надписями, поросший полынью. Стройка.

Место было обителью наркоманов. Если вы проходили мимо, то от темноты отделялась тень, которая следовала за вами, а потом отбирала деньги и меховую шапку. Телефон не трогали, потому что тогда мобильная связь ещё не распространилась. Впрочем, подобное могло случиться в любом месте.

Сейчас кинотехникум превратился в филиал ВГИК, а на месте стройки находится единственный крупный ТЦ «Европарк». Загляните, возможно, вам интересно, как выглядит молл в спальном районе.

Рынок с «Боярышником»

К несчастью, если произнести слово «боярышник» в Иркутске, то никто не подумает про возможность купить полезные для сердца плоды. Речь о том самом злосчастном месте на улице Баумана и о киоске, где продавалась техническая спиртовая жидкость.

В ночь на 18 декабря 2016 года в партии жидкого концентрата, предназначенного для ванн, вместо этанола оказался метанол. Это привело к смерти 76 человек. Тогда страна внезапно обнаружила, что «Боярышник» никто не использует для ванн, полиция накрыла цех по его производству, а городские власти «увидели», что рынок незаконный.

Его грозились снести, но в реальности перенесли на 200 метров по той же улице. Рынок обещали сделать цивилизованным, с туалетами. Но не сделали. Временно вернули на прежнее место, а перед началом строительства новой дороги убрали немного в сторону. В результате переносов часть владельцев киосков разорилась и закрылась, теперь их осталось совсем немного.

До трагедии к месту было сложное отношение. Как любой стихийный рынок, он обрастал кафе, местами для нелегалов и ночными покупателями дешевого этанола. Но местные жители его по большей части любили, сочувствуя предпринимателям. Сейчас здесь, как и раньше, можно попросить привезти нужный товар, сэкономив время и деньги на поездку в центр. А ещё вам всегда честно ответят на вопрос о свежести продуктов. Нельзя обманывать людей, которых видишь каждый день.

Павильон с овощами и фруктами на Баумана

В этом павильоне нет уникальной продукции, оптовые базы для всех одни и те же. Мне хотелось привезти вас в район новостроек — для демонстрации размеров поселения. Потому что в том месте, где район заканчивается, начинается новое Ново-Ленино. Новейшее. Тот эффект, когда, выходя за границы старого города, вы попадаете в мир небоскребов. Только здесь вы из мира хрущевских пятиэтажек перенесетесь в мир 1215-этажных домов.

Сначала я хотел обозначить место «взрослой» поликлиникой, которая так и осталась одна, несмотря на то что к ней приписали огромную «опухоль» в виде пустыря, застроенного многоэтажками. Из-за этого в электронной записи есть не только очередь, но и лист ожидания из желающих записаться в очередь. В результате поход к какому-нибудь специалисту может быть отсрочен на два месяца. Это учит планировать свою жизнь и смерть. Следом за ней стоит новая «детская» поликлиника. Её много раз анонсировали, ею отчитывались местные депутаты и чиновники, но она пока не открылась.

Но потом я вспомнил про чудесных предприимчивых ребят, которые стали пригонять к поликлинике микроавтобус и продавать бабушкам (их в поликлинике много) свежие овощи и фрукты по низкой цене. Бабушки были счастливы — удобно, недорого, да ещё и продавцы терпимы к капризам, хотя и молоды. Очень скоро они стали достопримечательностью. Можно было увидеть выстроенную из бабушек в пустоту очередь. Зрелище странное и забавное. Вскоре пустота заполнялась автомобилем и начиналась торговля. Сейчас они стали отдельным павильоном в том же самом месте. Хорошая история.


Выезжать из Ново-Ленина рекомендую по 20-му Советскому переулку на объездную дорогу и домой. Весь маршрут можно совершить в обратном порядке, так вы получите бонусом эпический вид на новостройки с горы и более удобный доступ к болотам.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому