29.07.2019 17:31
- На развитие спортивной инфраструктуры Приангарья направят почти миллиард рублей в 2025 году
- Волонтеров голосования по благоустройству набирают в Иркутской области
- 20-летний парень украл у дяди 2,3 млн рублей и потратил их в игре
29.07.2019 17:31
В Иркутской области, Красноярском крае и Якутии прямо сейчас горит более 3 млн гектаров леса, и, как говорится на сайте Гринпис России», с каждым днем эта территория увеличивается на сотни тысяч гектаров. МЧС объясняет увеличение площади пожаров на Дальнем Востоке и в Сибири аномально жаркой погодой.
Дым от лесных пожаров сначала дошел до городов Западной Сибири (Омска, Новосибирска и других), где жители жаловались на удушливый смог, потом — до городов Урала. Сейчас смог дошел до Поволжья и половины областей Казахстана. Более 400 тыс. человек уже подписали петицию на сайте Change.org с требованием ввести режим ЧС на территории всего Сибирского федерального округа и немедленно начать активные действия по тушению лесных пожаров.
Глава МЧС Евгений Зиничев сегодня дал указание отправить дополнительные силы на тушение пожаров, однако эксперты сомневаются, что это поможет избавиться от смога. Почему пожары до этого не тушили, что с ними будет дальше и что можно было бы сделать, разбирался «Верблюд».
Масштабные лесные пожары происходят в Иркутской области и в соседних регионах. По данным на 29 июля, общая площадь пожаров в Иркутской области составляет 617 тыс. га. Из них тушат 50 лесных пожаров общей площадью около 63 тыс. га — то есть меньше 10% от общего числа (для сравнения, площадь Иркутска — 27,7 тыс. га). Больше всего пожаров в Мамско-Чуйском, Катангском, Киренском и Бодайбинском районах. Там в зоне задымления находится 15 населенных пунктов.
Еще 84 пожара площадью более 554 тыс. га находятся в так называемой зоне контроля — там, где пожары контролируют со спутников, но не тушат. Из-за этого пожары распространяются — еще 26 июля в «зоне контроля» был 41 пожар площадью около 423 тыс. га.
Распространение пожаров на огромные территории сделало проблему федеральной. Помимо Иркутской области огромные территории горят в Красноярском крае (983 тыс. га) и Якутии (более 1,1 млн га). Небольшие площади лесов также горят в Бурятии, Забайкальском и Хабаровском краях.
Основная часть пожаров идет в труднодоступных районах, где стоимость тушения превышает размер возможного ущерба, сообщал ТАСС. С огнем борются при угрозе населенным пунктам либо объектам инфраструктуры. По закону, чиновники могут так поступать с лесами, которые входят в зоны контроля. Впервые термин зона контроля (ЗК) появился в 2014 году в приказе Минприроды РФ «Об утверждении правил тушения лесных пожаров». Вдали от населенных пунктов вредом признается только уничтоженная огнем древесина: если ее стоимость ниже затрат, пожары не тушат.
Указ о зонах контроля фиксирует практику, исторически сложившуюся от бедности, — нет денег, топлива и самолетов, чтобы забрасывать пожарных на удаленные территории, объяснял BBC руководитель противопожарной программы «Гринпис России» Григорий Куксин. По его словам, еще с советских времен многие пожары не тушились, — не было космического мониторинга, и никто их не считал. По замыслу министерства, такими зонами могут быть лишь труднодоступные территории, однако местные власти признают ими все подряд: по итогам 2018 года, в ЗК действовали 90% всех пожаров.
«В реальности эти зоны очерчены так, что в них попали сотни населенных пунктов, и теперь неконтролируемые пожары подходят к поселкам, где живут люди», — говорится на сайте «Гринпис России». Кроме мер по тушению пожаров, необходимо срочно пересмотреть границы зон контроля, чтобы исключить из них места, где живут и работают люди, считают в организации. В зонах контроля не должно быть населённых пунктов, ценных территорий, земель, арендованных под лесозаготовку и т.п.
В Рослесхозе (Федеральном агентстве лесного хозяйства) говорят, что по состоянию на 29 июля угрозы населенным пунктам нет. Сегодня глава ведомства еще раз заявил, что кризисной ситуации нет.
Самый эффективный способ тушения лесных пожаров — сброс воды с самолетов. Но денег на это в бюджете Рослесхоза нет. Советник руководителя Рослесхоза Александр Агафонов заявлял, что использование авиации ФБУ «Авиалесоохрана» для пожаротушения разорит ведомство, использование самолетов МЧС также экономически невыгодно. В связи с этим, по его словам, основную часть работы по тушению сейчас выполняют специалисты лесоохраны. Их силами за 28 июля в Иркутской области было потушено 9 пожаров общей площадью 5 тыс. га, действующими на 29 июля остаются 34 возгорания на площади 48 тыс. га, в том числе 45 тыс. га, покрытых лесом. В зоне контроля — еще более 550 тыс. га с пожарами.
Как бездействие властей привело к распространению пожаров
Большая часть пожаров не тушится — власти в основном занимаются мониторингом состояния пожаров. Согласно интерактивной карте ИСДМ-Рослесхоз, значительная часть пожаров была зафиксирована еще в начале июля на небольшой площади. Например, пожар неподалеку от Киренска в Иркутской области был обнаружен 3 июля на площади 11 га. По данным за 28 июля, его площадь уже составляла 63 тыс. га. Если в начале его могла потушить небольшая группа людей, то теперь можно надеяться только на осенние дожди, говорят эксперты.
Губернатор Красноярского края Александр Усс заявил, что в некоторых случаях бороться с лесными пожарами не имеет смысла.
Сегодня глава думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев заявил, что Госдума обсудит с Минприроды пересмотр приказа о борьбе регионов с лесными пожарами, но сделает это осенью. «Нужно говорить о том, чтобы подходы к оценке этого ущерба все-таки пересматривались <…> Нам нужно учитывать в том числе и вред, наносимый людям, особенно детям», — сказал депутат. При этом он заметил, что в экстренных случаях федеральным властям следует активнее пользоваться правом перенимать у регионов полномочия по ликвидации пожаров.
Губернатор Красноярского края Александр Усс
«Никому же не приходит в голову топить айсберг, чтобы у нас было потеплее? Нечто похожее применимо и к лесным пожарам в зоне контроля. Это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может быть даже где-то и вредно.»
По данным главы Рослесхоза, сейчас горит 2,3 млн га леса, что в 2 раза меньше по сравнению с 2018 годом. Однако по спутниковым данным Гринписа, площадь лесных пожаров уже превысила 3 млн га. Только за лето 2018 года в России сгорело 10 млн гектаров леса. В основном это как раз те пожары, которые фиксировались, но не ликвидировались. По официальным данным, с начала года огнем уже пройдено 11,9 млн га (в основном весной и летом).
Также в этом году смог из-за ветра перешел на населенные районы на западе, а не на севере. В конце прошлой недели смог от лесных пожаров в Красноярском крае и Иркутской области накрыл города Западной Сибири. Режим «черного неба» ввели на территории Новосибирской области, Алтайского края и Кузбасса, сообщало издание Тайга.info. Местным предприятиям рекомендовали сократить выбросы в атмосферу. Дым, по сообщениям очевидцев, добрался до Сургута, Нижневартовска, Новосибирска, Омска и других городов.
С 25 июля смог наблюдается и в Татарстане. «Метеостанции республики наблюдают так называемую дымовую мглу, возникшую в результате воздушного переноса частичек гари от лесных пожаров в Красноярском крае и Иркутской области. Обширный и глубокий высотный циклон над Западной и Средней Сибирью способствует переносу продуктов горения лесов на Урал, Удмуртию, Пермский край, Башкортостан и Татарстан», — говорится в сообщении управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Татарстана. 28 июля дымка от пожаров в Сибири накрыла половину областей Казахстана.
В Красноярске и Иркутске режим «черного неба» не введен. Красноярский губернатор Александр Усс просил об этом метеорологов, но они ответили отказом, — по их мнению, ситуация не критична. В соцсетях выкладывали фотографии сильного задымления в Железногорск-Илимском, Усть-Куте, Янгеле и Усть-Илимске Иркутской области. 29 июля дым достиг Иркутска. В воздухе ощущается запах гари. При этом в городе третий день идут дожди.
Самая тяжелая ситуация в Иркутской области на 28 июля — в Киренске, где зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций: угарного газа — в 1,6 раза, диоксида — в 1,3 раза, диоксида азота — в 1,1 раза. В остальных населенных пунктах в районах пожаров превышений вредных веществ в воздухе не обнаружено.
В МЧС дым от пожаров называли «дымкой с запахом гари» и уверяли, что она безопасна. Тем не менее рекомендуется сократить пребывание на улице, а если выходить, то использовать влажную марлевую повязку.
Некоторые эксперты не верят заверениям властей. Заведующий лабораторией лесной пирологии красноярского Института леса Петр Цветков считает, что смог опасен: «Дым от крупных пожаров может распространяться на сотни километров. Задымление нижних слоев атмосферы негативно влияет на здоровье людей, в особенности детей, пожилых, беременных женщин, тех, кто имеет проблемы с сердечно-сосудистыми заболеваниями».
При сильном запахе в доме или квартире закройте все окна и проложите щели влажными полотенцами или тканью — так в помещение попадет меньше дыма, советуют в МЧС. Если кондиционер оснащен специальными фильтрами, то он не только охлаждает, но и фильтрует воздух в квартире, улавливая частички гари. Старайтесь пить больше воды, не употреблять алкоголь, не курить, а также носить продуваемую одежду без галстуков и ремней.
Дым от лесных пожаров ядовит, — это признают и власти. В дни, когда Красноярск заволокло дымом, на сайте мэрии были опубликованы рекомендации МЧС, как «снизить токсическое воздействие смога», обратило внимание издание Newsru.com. В этих советах было написано, что надо принимать поливитамины, отказаться от физической нагрузки (кроме бассейна) и использовать защитные маски.
Власти говорят, основными причинами появления и распространения пожаров являются грозы, длительная аномальная жара без осадков и ветреная погода. Руководитель «Рослесхоза» опроверг информацию, что пожары возникают в местах незаконных вырубок и носят антропогенный характер. Он подчеркнул, что большая часть леса горит в труднодоступных местах, куда невозможно доставить тяжелую технику.
29 июля глава МЧС Евгений Зиничев распорядился увеличить общую группировку сил и средств по тушению лесных пожаров, чтобы их локализовать и ликвидировать. Сейчас ее недостаточно. Однако эксперты «Российского Гринпис» сомневаются, что это поможет. «Направление дополнительных сил, к сожалению, уже не исправит ситуацию с задымлением, но поможет защитить населённые пункты и снизит риски для работающих сейчас на пожарах работников лесной охраны. Что же касается задымления, необходимо честно информировать жителей и принять меры, чтобы минимизировать вред и спасти людей. И, конечно, принять меры, чтобы такие ситуации не повторялись в будущем», — говорится на сайте организации. Лесные пожары также негативно влияют на экологию. В огне погибают животные и растения, говорится в петиции на Change.org.
Эксперты считают, что повлиять на ситуацию с пожарами могут только дожди. Погода на севере Иркутской области в конце июля жаркая и засушливая — выше 30 градусов, с порывами ветра до 17-19 м/с. Для вызова осадков в Киренском, Усть-Кутском, Усть-Илимском районах Иркутской области даже применяют специальную авиацию, но она малоэффективна при низкой облачности.
Согласно прогнозу на 29 июля, ситуация не улучшится, осадков на севере области не ожидается. В зоне возможного задымления останутся населенные пункты Катангского, Киренского, Усть-Кутского, Усть-Илимского, Нижнеилимского, Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов. По данным Gismeteo, больших осадков в ближайшие 2 недели в этих районах ждать не стоит (небольшой дождь обещают 1 августа), кратковременные дожди начнутся только после 7 августа.
Фото
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»
Комментариев 0