14.02.2020 23:16
- 237 мемориалов отреставрируют в Иркутской области в этом году
- В Иркутске зальют 27 катков для массового и спортивного катания
- Иркутянина осудили за незаконную прослушку чужих разговоров
14.02.2020 23:16
Коллаж: Евгения Власова
Работа, работа, работа. Вспомните своих знакомых, которые всё время работают и не могут отключиться от задач и проектов. Зачем они это делают, в чем причина — трудоголизм или трудолюбие? Вместе с психологом Ульяной Белозерцевой разбираемся в этих явлениях. Бонусом записали для вас истории двух иркутянок, которые большую часть жизни тратят на работу.
— Как отличить трудоголизм от трудолюбия?
— Трудолюбие — это возможность работать, получать удовольствие и удовлетворение от своего труда, видеть в нем смысл, чувствовать энергию. В этом случае, ценности деятельности человека совпадают с ценностями его жизни. Когда ты трудолюбив, у тебя, помимо работы или общественно полезного дела, есть другие дела и свое личное время. При этом ты точно знаешь, кто ты, чего ты хочешь и чем должен заниматься, чтобы чувствовать себя счастливым.
А вот трудоголизм — это зависимость, нездоровое пристрастие к труду. При этом человек делает любую работу, нудную, неблагодарную, не важно какую, лишь бы отвлечься и не встречаться с собой настоящим. Бежит от себя. Именно при этом явлении люди говорят: «Из-за работы я не вижу жизни, не живу». Но продолжают эту работу делать.
Однако есть и другие случаи: когда работа любима, но ее очень много, и человек буквально живет в офисе. В такой ситуации тоже стоит задуматься: скорее всего, труд помогает вам сбегать от других сфер своей жизни. Например, у вас в личной жизни что-то не ладится. Чтобы не думать на эту тему и не страдать, вы занимаетесь работой, так как это та сфера, где вы точно успешны, где вас признают и точно всё получается. Поэтому вы будете всю энергию вкладывать туда.
Ну, и еще один вариант: человек поставил цель и вкалывает. Поставит бизнес «на ноги» и будет отдыхать. Это здоровый вариант, если работа не вредит здоровью и жизни человека, а напротив, улучшает их.
— Каковы причины трудоголизма?
— Их может быть несколько. Во-первых, родительский сценарий. Ребенок копирует поведение родителей: «Я видел, что отец день и ночь пропадал на работе, при этом всегда говорил, как ее ненавидит». Ребенок запоминает это как норму — хорошо, когда ты живешь на работе и не появляешься дома, потому что только так ты сможешь зарабатывать деньги и кормить свою семью. При этом работа не обязательно должна приносить тебе удовольствие. Так может сформироваться трудоголизм.
Вторая причина — характер. Он может быть врожденным и приобретенным. Есть дети, которые рождаются упертыми и целеустремленными. У них есть равные шансы как на развитие трудоголизма, так и трудолюбия. Это интерес к труду, но в разных его проявлениях — позитивном или негативном. Если глаза горят, видишь цель и получаешь удовольствие от процесса, то ты трудолюбив. Если ты загоняешь себя, ненавидишь коллег, начинаются проблемы со здоровьем — вот сигналы, что ты не на том пути.
Самое главное здесь — мотивация. Если человек понимает, во что он вкладывает свои ресурсы и осознает результат, то он и работает с полной отдачей, и это про трудолюбие. Он может очень много времени посвящать работе, но это не будет трудоголизмом. Чаще всего, в таком случае он сам выбирает для себя дело и управляет временем, распределяя работу и отдых. Трудоголизм же — это случай, когда труд выбирает тебя, а не ты его.
— Сейчас многие родители отдают детей сразу в несколько кружков, занимают время ребенка по-максимуму. Способствует ли это развитию трудолюбия?
— Такие дети — мои частые клиенты. Это уже 4-5 класс, им по 10-12 лет. Родители приводят их и говорят: «Только вчера был золотой ребенок, занимался музыкой, рисованием и спортом, а сегодня не хочет ничего». Причина проста — ребенок просто перегорает, не справляется. Это не лень, как многие думают, а отсутствие контакта со своими потребностями: ребенок перестает понимать, чего он действительно хочет, но точно знает, что не хочет делать того, к чему его призывают родители. Поэтому лучший способ реально привить ребенку трудолюбие — дать ему право выбирать самому. Если хочет бросить всё, я рекомендую дать ребенку отдохнуть. Со временем он выберет то, к чему у него реально лежит душа.
— Можно ли как-то превратить трудоголизм в трудолюбие?
— Да. Если сам человек осознал, что трудоголизм мешает ему жить, вредит здоровью, семье, то он может все изменить.
Если вы приняли такое решение, напишите резюме в свободной форме. Но внесите в него не только профессиональные качества, но и личные. Задайте себе вопросы: кто я, что я умею делать, чему хочу научиться и чем на самом деле хочу заниматься. Какое дело я делал бы в кайф и за деньги, какое дело сделает меня счастливым? Например, отлично варю борщ, рисую, люблю ездить по городу в автобусе и знакомиться с людьми, договорюсь с любым человеком по любому вопросу, быстро печатаю, люблю сидеть у костра… Возможно, посмотрев на свое новое резюме, вы поймете, что пора менять сферу деятельности. А может быть просто сделаете вашу привычную работу более интересной и увлекательной.
Еще важно выстроить границы. Если ты добровольно готов жить на работе, если ты считаешь, что «никто кроме тебя», то коллеги и начальство не упустят шанса воспользоваться твоим усердием. Если ты по собственной воле днюешь и ночуешь на работе, это трудоголизм, ты в рабстве. Это повод задуматься о себе и смысле жизни. И начинать отстаивать себя.
Отстаивание границ начинается с осознания самоценности. Опять же, задаем себе вопрос: кто я, какова моя личная и профессиональная ценность, чего я хочу, сколько я готов работать за эти деньги? Если человек говорит сам себе «я так больше не могу», он наконец-то принимает внутреннее решение менять ситуацию. А потом приходит к руководству: «Так продолжаться не может, давайте передоговариваться». Важно понимать, что изменения приходят тогда, когда человек осознал, что они необходимы.
25 лет
Руководитель пресс-службы в галерее Бронштейна, преподаватель русского языка как иностранного в ИГУ, руководитель курсов журналистики для детей Media Saturday
Я со школьных времен привыкла много работать. Всегда была отличницей, это требовало больших усилий. В старших классах решила, что буду поступать на журналиста в ИГУ, а для устного экзамена там нужны публикации. Поэтому в 16 лет я пошла работать в газету «Иркутский авиастроитель», где писала новостные заметки. Помимо этого, ходила в театральную студию. С 08:00 до 13:30 я была в школе, потом приходила домой, пила чай, спала 20 минут и шла в театральную студию. Возвращалась домой около 21:00. И только потом садилась за уроки и тексты для газеты. Спала в итоге по пять часов. Но я тогда не думала, что я трудоголик. Почему-то считала, что у всех школьников жизнь устроена именно так.
Тот же ритм жизни продолжился и в университете. С первого курса до окончания магистратуры (а это шесть лет) я всегда совмещала работу и учебу. За это время у меня не было ни одного года или даже месяца, чтобы я не работала. Даже когда уходила с одной работы, я тут же устраивалась на другую. Перерыв был два дня — суббота и воскресенье.
Моя проблема в том, что когда у меня только одна работа и один вид деятельности, я начинаю от него уставать. Мне хочется чего-то еще. Так, в декабре 2019 года я одновременно совмещала четыре сферы деятельности и курсы по ораторскому искусству. Но у меня была цель — я зарабатывала на отпуск. Цель я выполнила, но с очень большими потерями для самой себя и здоровья. У меня были головные боли, давление и тошнота. Одной из причин было то, что я взяла на себе много ответственности и с трудом с ней справлялась. В новогодние праздники у меня было четыре выходных, которые я провела дома. Мне не хотелось никуда идти, ни с кем видеться.
После этого я решила, что так нельзя обходиться с собой, и взялась за свое здоровье. Весь январь у меня была только одна работа — галерея Бронштейна. Я посвящала время себе. Ездила на природу, записалась в спортивный зал и осознанно отказывалась от любых предложений о работе. Мне это помогло, сейчас чувствую себя гораздо лучше. Скоро к основной работе прибавятся медиакурсы. И пока я решила для себя, что буду совмещать только их и галерею.
Но одна важная проблема остается для меня пока нерешенной. Я стала замечать, что всё время занята чем-то полезным. Вместо того, чтобы полежать дома, я пойду в спортзал. Вместо спокойных выходных за книгой я поеду на природу. Во всё остальное время я работаю. И самое странное, что я того же требую от окружающих. Когда у моего молодого человека выходные, и он реально отдыхает, а смотрю на него с укором и думаю, что лучше бы он чем-то полезным занялся. Когда я просто смотрю телевизор или читаю книгу, то чувствую вину. Будто просто теряю время, а могла бы сделать что-то более важное. Пока я не знаю, как с этим справиться.
27 лет
Старший преподаватель кафедры развития воспитательных систем регионального института кадровой политики, аспирант исторического факультета ИГУ
Параллельно с работой и учебой я занимаюсь общественной деятельностью. Это популяризация книг и чтения среди горожан и развитие кадрового потенциала региональной системы образования.
Я привыкла много работать с самого детства. Вообще считаю, чтобы если в детстве ребенка приучили к труду, он будет трудиться всю свою жизнь. В школе я была отличницей, занималась спортом и общественной деятельностью. Университет окончила с двумя «красными» дипломами историка и переводчика, так же отлично и магистратуру. Параллельно с учебой я занималась наукой, получала оксфордскую и повышенную вузовскую стипендии как активистка, была командиром студенческого педагогического отряда. Я справлялась, не думала о трудоголизме.
Думаю, что настоящий трудоголизм и фанатизм в моей жизни начался в 2014 году, когда после вуза пошла работать в школу. Полтора года я совмещала две ставки: учителя истории и педагога-организатора. Вела уроки и проводила мероприятия, работала с утра и до вечера. Приходила в школу в выходные и праздничные дни. Помню, иногда появлялась в кабинете даже ночью, чтобы посчитать, сколько там окон — для новогоднего оформления. Это было очень трудозатратно, но я получила огромный опыт. К урокам я тоже готовилась усердно: писала 45–минутные сценарии для каждого класса. Хотела, чтобы материал был подан необычно, чтобы дети запомнили тему. Помимо школы, я не ходила никуда и ни в чем не участвовала. На себя было очень мало времени. Даже когда в последние полгода работы в школе я перешла на одну ставку и вела только уроки, времени на себя всё равно не оставалась. Школа для меня была местом, которое отнимает абсолютно все силы. При этом я как-то еще успевала учиться в магистратуре, ездить на научные конференции.
После увольнения я немного пересмотрела свои взгляды. Теперь я могу назвать себя идейным трудоголиком: я по-прежнему не ограничиваю себя рамками «работа – дом – работа». Учусь, пишу диссертацию, много времени уделяю науке. Недавно выиграла стипендию губернатора и мэра. Есть время и на общественную деятельность. Сейчас всё, что я делаю, я делаю с большим желанием. И стараюсь оставлять время на себя — на часы в одиночестве, семью или встречи с друзьями, поход в театр или на выставку. Теперь я поняла, что это очень важно. Нужно, чтобы всё в жизни было гармонично.
Комментариев 0