• Иркутск дополнительно получит 1,5 миллиарда рублей на ремонт дорог
  • На ВДНХ в павильоне Приангарья растаял байкальский лед
  • В Иркутской области разработают план развития придорожного сервиса

Главная > Разбор «Верблюда» 24.09.2019 14:47

Власти ввели правила пребывания на Байкале. Что поменяется для туристов?

Василий Имаев

Василий Имаев

0 Читать комментарии
Власти ввели правила пребывания на Байкале. Что поменяется для туристов? - Верблюд в огне

Байкал вызывает все больше беспокойства: в июне 2019 года ученые заявили, что воду из озера уже нельзя пить. В конце июня спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов предложил ограничить туризм на Байкале, поскольку бытовые отходы увеличиваются «непомерными темпами». Иванов отметил, что на Байкал приезжают миллионы туристов, среди которых много диких путешественников. При этом, по его словам, на берегу озера возводят множество небольших гостиниц, которые сбрасывают неочищенные стоки в Байкал.

Эти ограничения не заставили себя ждать. 20 сентября правительство Иркутской области утвердило Правила организации туризма и отдыха в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ) — документ ограничивает туризм на Байкале 11 зонами. Правда, администрация региона заявила, что готовила эти правила 1,5 года. Как отмечается в сообщении, ранее таких правил не существовало.

Для каждой из этих территорий определены тип, туристская специализация, потенциал размещения туристов и отдыхающих, а также рекреационная нагрузка. Также появится система природоохранных паспортов. Правда, экологи считают, что от туристов — не самое большое загрязнение, и предлагают сначала разобраться с отходами Байкальского ЦБК и выбросами от населенных пунктов. А пока разбираемся, что изменится для туристов и туристического бизнеса с принятием этих правил.


До этих правил организовать туризм на Байкале можно было везде?

Не совсем. Организованный массовый туризм в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (рядом с озером) был возможен на землях определенного типа:

  • на особо охраняемых природных территориях Иркутской области;
  • в особой экономической зоне «Ворота Байкала»;
  • на землях лесного фонда и государственного лесного фонда, водного фонда, сельскохозяйственного назначения;
  • на землях населенных пунктов;
  • на особых охраняемых территориях рекреационного назначения регионального значения (ООТ РН РЗ).

Новые правила разделяют особо охраняемые территории в Иркутском, Ольхонском и Слюдянском районах на зоны с учетом «сложившейся туристско-рекреационной специализации территории». Для каждой зоны документом определяется норматив антропогенной нагрузки: сколько людей на единицу площади может там находиться одновременно. Также вводятся новые правила пребывания на Байкальской природной территории.

Что за специализации и антропогенная нагрузка?

Нагрузка, как следует из документа, зависит от «потенциала размещения туристов и отдыхающих». В Иркутском районе высокий потенциал у Листвянской зоны — там одновременно в объектах размещения в пик сезона может размещаться 1,4 чел/га. В этой зоне будут развивать экскурсионный и круизный туризм, научно-образовательную деятельность, конгрессный, а также санаторно-курортный туризм и курортное лечение. Специализация Большекотской зоны в Листвянском муниципальном образовании — стационарный оздоровительный отдых, научно-образовательная деятельность, экологический и природно-познавательный туризм.

В Голоустненской зоне (средний потенциал — 0,6 чел/га), например, планируют развивать оздоровительный стационарный отдых, детский отдых и экологический туризм. Для всех остальных районов нагрузка и специализация прописана в документе.

Как правила касаются туристов?

Правила запрещают на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории:

  • передвигаться на автомобилях (за исключением дорог с твердым покрытием) и ставить машины в пределах водоохранной зоны (кроме специально отведенных мест стоянок);
  • мыть машины в открытых водоемах и использовать агрессивные моющие средства рядом с водоемами;
  • выбрасывать мусор не в контейнеры;
  • рубить лес и кусты для разведения костров и устройства настилов;
  • собирать растения из Красной книги и эндемики, а также охотиться на краснокнижных животных;
  • наносить надписи и граффити, расклеивать плакаты и объявления на деревьях, камнях и скалах;
  • выходить на маршруты передвижения, которые проходят по труднодоступной местности.

Кроме того, в этой зоне туристы не смогут передвигаться вне дорог и обустроенных троп, чтобы не вытаптывать растительный покров.


Сергей Ромашкин

Генеральный директор туроператора «Дельфин»

«Мне кажется, что это (внедрение правил — Ред.) полезное начинание, учитывая растущий поток неорганизованных «диких» туристов на Байкал. Нужно определять зоны и контролировать вход, въезд и выезд с этих территорий. На этих территориях должен быть гораздо более жесткий природоохранный режим.

Я думаю, уместно [ввести] экологический сбор, например с каждой [въезжающей] машины (в правилах этого нет. — Ред.). Очевидно, что основной источник мусора — это не организованные туристы, которые живут в гостиницах, а те туристы, которые въезжают на [собственных] машинах. В некоторых странах за мусор, если ты его выносишь с природоохранной территории, ты получаешь деньги. Это стимулирует туристов выносить свой или чужой мусор».

А что изменится для туристического бизнеса?

В целом, появится больше правил и регулирования. Документ предусматривает создание региональных туристских маршрутов, которые будет аттестовывать маршрутно-квалификационная комиссия. Реестр аттестованных маршрутов будут вести власти Иркутской области. Из документа следует, что по неаттестованным маршрутам передвигаться будет нельзя.

При организации экологических туров приоритет будет отдаваться способам передвижения, которые минимизируют ущерб окружающей среде: пешком, на велосипедах по отведенным тропам, на безмоторных лодках или на парапланах. Туроператоры будут самостоятельно определять способ передвижения по маршруту.

Туры на машинах, квадроциклах, снегоходах и любой моторизованной технике будут запрещены в 500–метровой полосе побережья Байкала и на защитных участках территорий и акваторий. При этом такие туры нужно будет прокладывать через ранее использовавшиеся лесные дороги или противопожарные разрывы, не покрытые лесом или кустарником. Эксплуатация этих участков осуществляется при наличии договора аренды и возмещении ущерба среде обитания объектов животного мира, отмечается в документе. Кроме того, не допускается размещение и строительство рекреационных объектов, временных стоянок, палаточных городков на островах, входящих в земли водного фонда.

В правилах рекомендуют при проектировании экскурсий и экотуров разрабатывать и оборудовать альтернативные специализированные маршруты, которые позволят сократить чрезмерную нагрузку на особо популярные направления (нагрузку будут сокращать за счет закрытия самых популярных направлений). Организация укрытий, привалов, бивуаков, туалетов, костров, мест приготовления пищи должна осуществляться в строго отведенных и обозначенных местах.

Правила также регламентируют строительство и маркировку экологических троп. В приложении к документу указаны требования к маршрутам. Например, на указателях маршрутов должна быть приведена минимальная информация о региональном туристском маршруте в соответствии с документом.

6 туристических компаний, с которыми связался «Верблюд», не смогли оперативно прокомментировать, как новые правила на них повлияют.

А как это все будет контролироваться?

Из конкретных мер, упомянутых в документе (кроме создания комиссии), — разработка приложения, с помощью которого можно будет узнать о правилах организации туризма, и внедрение паспортов для «участников туристской деятельности» (речь идет о юридических лицах и предпринимателях: туроператорах, гидах, гостиницах и др.).

Как будет контролироваться посещение прибрежных территорий и на что повлияет специализация территорий (будут ли ограничивать деятельность туристических организаций), пока не ясно. В правилах это не указано. В пресс-службе Администрации Иркутской области «Верблюду» сказали, что про это ничего не знают, а в Минприроды отказались оперативно предоставить комментарий, уточнив, что вопрос о контроле за соблюдением правил зависит, о какой территории идет речь, — относится ли территория к национальному парку или нет.

Поможет ли это бороться с загрязнением Байкала?

По данным главы туристической компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, не больше 6% приезжающих на Байкал туристов (каждый год — более 1 млн человек) прилетают на самолетах и живут в гостиницах. Эксперт уверен, что проблемы для Байкала создают жители Иркутской области, Красноярского края и Республики Тыва, которые приезжают на озеро на машинах, жарят шашлыки и живут в палатках. По его словам, часто такой туризм приводит к появлению стихийных свалок.

Глава Байкальского государственного природного биосферного заповедника Василий Сутула добавил, что организованные туристы (те, кто заселяются в гостиницы) практически не наносят вреда озеру. Он предложил расставить очистные сооружения по всему берегу озера и ввести высокие штрафы для тех, кто мусорит.

По словам директора «Гринписа» по России Ивана Блокова, самое сильное загрязнение поступает в Байкал не от туристов: на берегу находится почти 90 населенных пунктов без очистных сооружений. В 90% поселений вокруг Байкала отсутствуют очистные сооружения, а у половины тех, которые функционируют, истек срок эксплуатации и износ составляет 80%, указывает Ирина Орлова из научного совета по Байкалу Сибирского отделения РАН. Также остро стоит проблема отходов, накопленных Байкальским ЦБК, — в районе Байкальска находится очаг загрязнения подземных вод.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»

Комментариев 0

Читайте также

109 новых автобусов прибыли в Иркутскую область

04.03.2024 11:28

109 новых автобусов прибыли в Иркутскую область

81 новый НЕФАЗ выйдет на маршруты города Иркутска, остальная техника отправится по области. Планируется, что новые автобусы будут работать на 17 муниципальных и 24 межмуниципальных маршрутах. В Иркутске техника будет задействована как на городских, так и на садоводческих маршрутах.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому