03.12.2020 16:46
03.12.2020 16:46
Коллаж: Евгения Власова / «Верблюд в огне»
Вторая волна коронавируса оказалась гораздо хуже первой: в Иркутской области не хватает врачей, скорые едут по несколько часов и даже дней, больницы переполнены, а лаборатории не успевают обрабатывать тесты на COVID-19. Число только официально заболевших превысило 30 тысяч. На помощь в борьбе с пандемией приходят волонтеры — они развозят врачей по пациентам, доставляют медработникам горячие обеды и работают в поликлиниках. «Верблюд» узнал, кто и как помогает медикам, властям и обычным горожанам и как самому стать добровольцем.
Акцию, в рамках которой добровольцы развозят медработников по пациентам, запустил иркутский предприниматель Вадим Костенко 10 октября. По его словам, во многих случаях она позволила увеличить производительность врачей на 70 %. Акция быстро распространилась по другим городам и даже регионам.
Изначально иркутский Минздрав поддержал акцию, но, по словам Костенко, спустя время изменил свою позицию и не рекомендовал главным врачам поликлиник принимать помощь от волонтеров. Это заявление вызвало резонанс в СМИ, после чего Игорь Кобзев заявил, что власти не обращались к главврачам с такой просьбой.
Вадим Костенко
Предприниматель, организатор акции в Иркутске
Всё началось с того, что я сам переболел ковидом. Захотел так же помочь врачам, как и они мне. Обратился в Минздрав с вопросом, чем помочь. Тогда министром была Наталья Петровна Ледяева. Она составила список вариантов. Так я узнал, что есть проблема с доставкой врачей до пациентов. Тогда я отправил одного своего водителя вместе с машиной: посмотреть, насколько действенной будет такая помощь. Первый же день оказался любопытным — оказалось, врачи успели выполнить на 70 % вызовов больше. На следующий день я отправил уже пять автомобилей. Результат тот же — 70 %. Я понял, что надо начинать возить врачей, и запустил акцию в соцсетях. Мы очень быстро начали сотрудничать со всеми поликлиниками.
Люди откликнулись, и мы начали искать формат. Например, кто-то мог повозить только час-два. Сначала мы на это соглашались, но быстро поняли, что такой формат неэффективен — надо работать хотя бы полдня. Если есть возможность — то полный день, 12 часов. Сейчас работаем именно так. По факту часто выходит больше, много вызовов.
Самая сильная потребность в помощи у поликлиники №8 в Ново-Ленино. Она одна на весь огромный район. Мы отправляем туда ежедневно 8-10 волонтеров, и это с учетом того, что у них есть собственные автопарки. И даже этого недостаточно. Это очень грустно.
«»
Врачи разных поликлиник проходят в день разные расстояния. И где-то это расстояние адекватное, а где-то — совсем нет. Например, поликлиника в предместье Рабочем. Там мы на машине за один день можем наездить до 100 км за одну смену. Человек вообще может столько пройти? Врачи никогда не смогли бы дойти за день до всех пациентов. А это чье-то здоровье, жизнь.
За эти полтора месяца акции врачам помогли уже около 500 волонтеров. Еще гораздо больше тех, кто распространяет информацию в соцсетях. Максимально мы выпускали на линию около сорока волонтеров в день. Буквально в прошлый понедельник ко мне обратились несколько поликлиник — им обещали машины из области, но так и не предоставили. Тогда я на эмоциях позвонил Павлу Циколину, руководителю Ресурсного центра по поддержке некоммерческих организаций Иркутской области. Спросил, что происходит. Он ответил, что приезжает [полпред президента в Сибирском федеральном округе] Сергей Меняйло, часть машин забрали.
Сейчас снова растет потребность в автомобилях — поликлиники просят. И я не понимаю, с чем это связано. Есть же государственные машины, недавно выделили новые из области. Врачи многие уже переболели и вернулись на работу. Но потребность в наших услугах не уменьшается, а только растет. Я не понимаю. Просил правительство: «Давайте вместе проведем анализ: проконтролируем, как перемещаются государственные машины в течение дня». В каждой из них есть GPS, и эту информацию можно вывести онлайн. Так я бы проанализировал и хоть какую-то гипотезу построил. Но правительство не идет навстречу. Я вижу, что штатные водители — люди адекватные. Мы ездили за этими водителями, смотрели. Вроде всё хорошо, но потребность всё равно растет. Феномен.
Конечно, мы видим, как перерабатывают и устают врачи. После всех вызовов они обязаны вернуться в поликлинику и заполнить документацию, вместо того чтобы пойти домой отдыхать. Им очень тяжело. В октябре многие возвращались домой ближе к полуночи, сейчас — около десяти вечера. Мы видим, каково им, поэтому не можем не помогать.
Еще хочу сказать, что нам очень помогают главврачи. Выдают защитные костюмы, всегда спрашивают, всё ли в порядке. Если едем на вызов к пациенту с подтвержденным коронавирусом, они обязательно предупреждают: «Ребят, мы едем на ковид, вы точно переболели? У вас есть антитела?». Заботятся, чего не скажешь о нашем правительстве.
Меня поддерживают другие регионы, политики выражают признательность. Красноярск, Нижний Новгород, Ставрополь предлагают какие-то варианты помощи. Я всегда говорю: «Друзья, мы гражданское общество и некоторые вещи не можем взять». В Иркутской области тоже начиналось всё замечательно. Напомню, акция изначально была согласована с Минздравом. Но потом я стал говорить, что в области очень сложная ситуация в больничными койками.
«»
У нас, представляете, не было учета коечного фонда. Вообще. Чтобы это понять, я два часа просидел с врачом, который всё это время обзванивал все больницы города: узнавал, куда можно положить тяжело больного. Ему чуть ли не в реанимацию надо было, а мы два часа потратили на обзвон! Я управленец, для меня это бред полный. Открой программу, посмотри, где койки, вызови скорую, и она туда увезет. А у нас программы нет!
Я начал вскрывать эти проблемы. Сказал, что горячая линия не работает. Начал подсказывать, как всё улучшить и просчитать правильно. Минздраву это не понравилось. Тогда они издали запрет, указ какой-то, я деталей не знаю. Но в один из дней мне посыпалось очень много эсэмэсок от главврачей, от их заместителей, от ответственных. Содержание было примерно одинаковое: «Нам запретили с вами работать, Вадим Валерьевич, мы готовы даже уволиться. Просим вас донести данную информацию до журналистов, покажите мою СМС, я не готова работать при такой дурной системе». Буквально через день было какое-то совещание, главврачи высказались, и от Минздрава вышло опровержение. Якобы главврачи (очень образованные люди) что-то не так поняли. Ну, думаю, фиг с ними. Я человек честный. Взялся — делаю.
Мы уже не так боимся заразиться. Помогать — это наш долг сейчас. К тому же если врач идет брать анализ на ковид, он полностью экипирован, — у него скафандр, потом на этот скафандр еще что-то надевает, потом, когда выходит от пациента, снимает верхний слой костюма и убирает его в пакет. Опрыскивает себя чем-то и только потом садится в машину. И при этом у водителя тоже есть костюм. Всё, что касается безопасности, мы соблюдаем.
Сейчас к акции присоединились уже порядка десяти регионов. По всей России автоволонтерами стали около трех тыс. человек. Это очень радует.
Всероссийскую акцию взаимопомощи #МыВместе запустили 21 марта (весной мы уже рассказывали о ней). Она объединила людей, которые решили помогать другим во время пандемии. Изначально добровольцы рассказывали, почему необходимо оставаться дома и носить маски, покупали продукты и лекарства, которые приносили пожилым и людям с хроническими заболеваниями. Сегодня фронт работы волонтеров существенно вырос. Иркутяне, участвующие в акции, сейчас в первую очередь помогают в поликлиниках и больницах.
Екатерина Медведева
Координатор акции в Иркутске
Сейчас наша главная задача — помогать врачам всем, чем можем. Волонтеры выходят в поликлиники и работают в регистратуре и кол-центрах, контролируют температуру при входе, распределяют потоки людей с признаками ОРВИ и без них (в разных учреждениях по-разному: где-то это разный вход для пациентов, где-то — разные этажи и кабинеты). Волонтеры-медики консультируют пациентов по общим вопросам, информируют о результатах анализов, некоторые устраиваются на очень маленькую ставку в больницу и помогают сверхурочно.
Также наши волонтеры помогают в ковидных госпиталях — ухаживают за тяжелым пациентами, помогают врачам с бумажной работой в период госпитализации (унести или принести документы, сходить в какой-то кабинет).
Доставка продуктов никуда не исчезла. Недавно проводили акцию — раздали в Иркутске людям на улице около шести тыс. масок. Работы у нас всегда очень много. Акция не прекращалась и летом, когда заболеваемость была ниже. Сейчас волонтеров снова очень не хватает. Ежедневно у нас 200 человек работают в 67 поликлиниках области.
Присоединиться и помочь нам очень легко — достаточно перейти на наш сайт и нажать кнопку «Стать волонтером». Нужно будет заполнить короткую анкету, выбрать, чем готов помогать. Дальше с человеком свяжутся.
Многие Иркутские предприниматели еще в апреле начали готовить и привозить горячие обеды в больницы города. Одну из таких акций организовал бизнесмен и меценат Виктор Бронштейн. Летом, когда заболеваемость снизилась, ее приостановили, но осенью врачам снова начали доставлять еду. Кроме того, врачам помогают магазин готовой еды Fricassee и ресторанный холдинг Red Rock.
Жанна Кочетова
Помощница Виктора Бронштейна
Виктор Владимирович предложил другим бизнесменам города два варианта помощи: рестораторы могут сами готовить еду и развозить по больницам или могут помочь материально, а готовить будет один ресторан — «Старый Мюнхен». Однако отклик оказался не таким большим, как мы ожидали. Финансово присоединились четыре компании: сеть супермаркетов «Слата», ИП Егоров, компания «Сервико» и Иркутский завод тяжелого машиностроения. В общей сложности собрали около 1 млн рублей. Обслуживали клиническую и инфекционную областные больницы, первую городскую больницу («красную зону» и реанимацию), медсанчасть Аэропорта и городскую больницу №9. В Перинатальный центр мы доставляли и обеды, и ужины. Компания «СибАтом» закупила и привезла 200 фляг воды.
Мы ежедневно готовили полноценные обеды для медработников. Это всегда суп, горячее, десерт, вода. Всё привозили в одноразовых контейнерах. Самый большой спрос был от городской клинической и инфекционной больницы — туда собирали по 120—140 порций. А в среднем варили и упаковывали по 200 обедов за день. По стоимости один такой обед обходился нам в 250 рублей.
Я сама не раз грузила в свою машину и развозила обеды и ужины. Видела, насколько врачи заняты. Это правда, они не выходят из больницы. Однажды мне навстречу вышел врач в домашних тапочках и шортах. Он прямо там, в больнице, ночевал. Сказал: «А смысл мне уходить? Сейчас три часа посплю, и новая смена».
«»
Врачей не кормят в местной столовой, которая обслуживает пациентов. Предполагается, что они должны носить еду из дома. Но им присесть-то некогда и поспать, не то что готовить. Мы обязаны помочь медработникам в этой трудной ситуации — они спасают жизни.
Мы кормили их весной и осенью: с 20 октября по 26 ноября. На этом пока остановились, комбинат питания взял эту обязанность на себя — теперь они будут кормить врачей. Но если снова понадобится наша помощь, мы готовы.
Олеся Комарова
Директор магазина Fricassee
Мы готовили для врачей еду в течение трех недель, с середины октября до середины ноября. Ежедневно меняли рацион — рис, гречка, курица, мясо, всегда была выпечка, варили напитки. В день было по 20 обедов, работали без выходных. Конечно, нам было нелегко финансово. Наш магазин открылся за две недели до начала пандемии, мы сейчас в минусе. Но у нас много друзей-врачей, мы просто не могли не помочь. Хоть мы готовили обеды три недели, это тоже весомо. Я думаю, в этой ситуации каждый должен помогать чем может.
Мы присоединились к акции осенью, 30 октября. Готовим для областной больницы ежедневно по 32 порции обедов — суп и горячее или салат. Стараемся давать разнообразное меню. По себестоимости у нас выходит около пяти тыс. рублей в день. Варим для медработников отдельно, не те позиции, что есть в меню. Конечно, нам сейчас нелегко — Роспотребнадзор ставит нас в жесткие рамки. Но мы же люди, все болеем, помочь хочется.
Читайте также:
Заложники возраста и квартир: как в Иркутске пожилые люди переживают самоизоляцию
Благотворительность в самоизоляции: как помочь людям и животным в Иркутске
Наш канал в Телеграм — «Верблюд в огне», подпишись!
Комментариев 0