17.03.2022 21:38
17.03.2022 21:38
Фото: Таня Чайка / «Верблюд в огне»
В 2019 году иркутский биолог Даниил Дарвин создал онлайн-школу по подготовке к экзаменам «Вебиум». Всего лишь за год компания смогла выйти на выручку в 148 млн рублей и стать одной из самых быстрорастущих эдтех-платформ в России. Даниил поделился с «Верблюдом» историей «Вебиума» и рассказал, как увлечь учебой современных подростков, чем хорош ЕГЭ, а также о том, как сейчас устроен рынок интернет-обучения.
Даниил закончил школу в 2011 году — он учился в обычной СОШ в Нижнеудинске и к выпускным экзаменам готовился сам. В те годы ЕГЭ только пришел в систему образования — в периферийных городах не было отлаженной системы репетиторства или специальных школ, а ученики повально страдали от недостатка информации и сложности подготовки к тестам.
В школьные годы Даниил любил биологию и участвовал в профильных олимпиадах, после выпуска решил стать врачом. «В сознании одиннадцатиклассника медицинский вуз звучит будто престижнее, чем биофак. Поэтому я поддался этой идее, но потом жизнь расставила все по своим местам», — рассказывает он. На втором курсе института Даниил начал подрабатывать репетитором по биологии и через несколько лет учебы на врача понял, что не хочет всю жизнь заниматься медициной. Парень перевелся на биофак Иркутского госуниверситета и решил посвятить себя науке и педагогике.
«Я начал преподавать, потому что мне не нравилось, как меня учили. Было ощущение, что меня учат от какой-то негативной мотивации: „Учиться надо, чтобы не стать дворником“, — вспоминает Даниил. — Но я всегда считал, что учеба — это очень клевый процесс, который не только сделает твою жизнь лучше в будущем, он может приносить удовольствие прямо сейчас».
Во время учебы на биофаке Даниил искал учеников в интернете. «Тогда это было в диковинку, не было почти никаких онлайн-проектов по подготовке к ЕГЭ. Стало интересно самому протаптывать эту тропинку. Но у людей было недоверие к такого рода проектам. Прежде чем учить кого-то, сначала приходилось убеждать в том, что ты не мошенник, и объяснять, что онлайн-обучение — это хорошо», — говорит он.
В 2012 году Даниил создал сообщество во «ВКонтакте» и начал набирать учеников там. В это же время взял себе преподавательский псевдоним — Дарвин. «Мне хотелось добавить в свою работу какого-то драйва и энергии. Это интересно звучит и привлекает внимание. Прийти на занятие к Дарвину — любопытно, хочется посмотреть, что там будет происходить», — объясняет преподаватель.
Через три года у Даниила появились планы создать свой онлайн-проект, где можно будет подготовиться к экзаменам не только по биологии, но и по другим предметам. Причем идею прототипа интернет-школы подсказал один из учеников. Дарвин нашел преподавателей-единомышленников, которые раньше вели уроки поодиночке, — среди них были математики, физики, химики, филологи и историки. Свою команду они назвали «Вебинариум», каждый репетитор был в нем самостоятельной единицей. Образовательный проект работал на базе соцсетей и просуществовал несколько лет, вплоть до 2019 года.
В 2017 году Дарвин перебрался из Иркутска в Москву — хотел получить новый опыт и найти единомышленников. «Я быстро понял, что важно не где ты живешь, а какие люди находятся рядом. Ты живешь не в Петербурге, Москве или Иркутске, а в окружении 30–40 людей, с которыми взаимодействуешь и проводишь наибольшее количество времени», — поясняет он.
Спустя два года, в 2019-м, Даниил решил переформатировать «Вебинариум» в образовательный проект с собственной IT-платформой и единой методологией. Название стартапа сократилось до «Вебиума», а к команде педагогов присоединились разработчики, дизайнеры, продуктологи, методисты и маркетологи. Эти специалисты были необходимы для развития интернет-площадки. На то, чтобы собрать новую команду профессионалов, ушло шесть месяцев.
«»
«Нанимать профессионалов со стороны — это сложный шаг, было психологически тяжело начинать работать с незнакомыми людьми. До сих пор помню свой ужас на первых собеседованиях. Чувствовал себя как птенец, который только что вылупился, а к нему прилетели большие птицы. А тебе еще надо их интервьюировать», — рассказывает Даниил.
Инвесторов у стартапа не было — все проекты Даниила росли органически, на собственные средства. На первоначальном этапе на развитие «Вебиума» ушло около пяти миллионов рублей. В первый год стартап получал прибыль в основном от занятий по биологии. Ученики приходили через рекламу в соцсетях и наработанные связи с педагогами.
Полученные деньги вкладывали в развитие других предметов — сейчас их 11. За год (с 2019-го по 2020-й) выручка «Вебиума» выросла в 16 раз — с 9 до 148 млн рублей. А в 2021 году проект вышел на 382 млн рублей. Онлайн-школа стала одним из лидеров по темпу роста среди эдтех-компаний.
148 млн рублей
выручка в 2020 году
382 млн рублей
выручка в 2021 году
53,3
тысячи
учеников
500+
наставников
13
преподавателей
30% всех 100-балльников
по биологии в 2020 году
были студентами Даниила Дарвина
В отличие от предыдущих проектов Дарвина, «Вебиум» стал не просто объединением репетиторов, а крупной образовательной платформой. Механизм ее работы сильно отличается от офлайн-школ по подготовке к экзаменам. Курсы заточены под разные задачи (от решения конкретных примеров в ЕГЭ до экспресс-подготовки) и варьируются по времени. При этом педагоги работают с очень большими группами учеников — в такой класс могут входить сотни школьников. Сами занятия похожи на лекции, а преподаватели напрямую не контактируют с подростками. Проверка домашних заданий и тестов, обратная связь и контроль над успеваемостью — все это делают специалисты, которых называют наставниками.
«»
«Наставники — это люди, которые сами недавно сдали ЕГЭ, в прошлом-позапрошлом году. Если я с трудом вспоминаю, как проходили мои экзамены, то для них это недавний опыт. Они очень хорошо понимают ребят, которые сейчас готовятся», — поясняет Даниил.
К тому же, по словам Дарвина, большинство наставников являются выпускниками «Вебиума», они уже знают, как работает эта система. Такие сотрудники могут дать фидбэк, проверить задания, скорректировать работу, подсказать, как сделать лучше. Они работают с учениками ежедневно.
Сейчас в проекте задействованы 13 преподавателей и более 500 наставников. Последние работают с одной-двумя группами учеников — как правило, это 25–30 человек. Кстати, стать педагогом в «Вебиуме» не так просто. Присоединиться к команде проекта можно только во время специального набора — новые сотрудники смогут приступить к работе с детьми только после обучения.
Вся учеба в «Вебиуме» проходит на собственной площадке. На ней ученики могут посмотреть уроки, сделать задания, пообщаться с наставником и получить поддержку — все находится на одной платформе, и подросткам не нужно переключаться между сервисами. «Как правило, другие компании используют готовые LMS-системы (системы управления обучением. — Прим. ред.) — это экономно. Однако они не очень удобны для конкретных форматов заданий по ЕГЭ, у нас же все заточено под экзамен», — поясняет Даниил. Кроме того, у ученика есть возможность подключить статистику и оценивать свой уровень относительно других студентов.
«95% домашней работы, которую выполняют дети, — это задания формата ЕГЭ. Для любого преподавателя, который хочет сделать процесс подготовки вовлекающим, всегда стоит вопрос, как сделать скучные тесты интересными. Мы это решаем за счет формы — можно иначе задавать вопросы или встраивать в иллюстрации мемы, пасхалки. Плюс есть творческие, но необязательные задания — викторины по предметам», — рассказывает Даниил.
Стартапер признается, что сейчас особая задача — это удержать внимание старшеклассников. «Мы конкурируем не только с другими онлайн-проектами — мы конкурируем с блогерами, YouTube и „ТикТоком“. Нужно бороться за внимание. Однако кажется, что эта ситуация пошла на плюс образованию, из-за этого появляется качественный и увлекательный контент (интервью готовилось до 24 февраля. — Прим. ред.)», — объясняет он.
ЕГЭ в России привыкли ругать, однако Даниил Дарвин во многом выступает адвокатом единого госэкзамена. «ЕГЭ уравнивает возможности для поступления в вуз из любого региона. Кроме того, у экзамена предсказуемый формат. Его ругают за странные вопросы — они бывают, но процент их минимален. В целом экзамен стандартизированный и понятный», — говорит предприниматель. По его мнению, ЕГЭ также помог снизить коррумпированность в приемных комиссиях — процесс зачисления в вузы стал прозрачным, снизилась возможность поступления благодаря связям.
Также, считает Даниил, результаты единого госэкзамена не зависят от отношений с преподавателем в школе, они часто более объективны, чем оценки в аттестате. И последний, менее очевидный плюс — появление системы ЕГЭ позволило сформироваться рынку по подготовке к этому экзамену. Преподаватели получили возможность зарабатывать хорошие деньги, занимаясь любимым делом. Это позволило привлечь в педагогику большое количество молодых специалистов, считает Дарвин.
По мнению Даниила, сейчас нет ни одного веского основания считать, что в ближайшее время систему ЕГЭ отменят. «Время от времени появляются некие возгласы, но для меня это выглядит как привлечение внимания на хайповой теме. Для родительского электората это очень отзывающаяся тема — чтобы стать хорошим в глазах других людей, нужно призвать отменить ЕГЭ и при этом не предложить ничего взамен», — рассуждает он.
Как хорошо сдать ЕГЭ. 5 советов от Даниила Дарвина
Любой момент, в который ты начинаешь подготовку, — лучший. Здорово, если он произойдет пораньше. Оптимально — с 10 класса или с начала 11-го, этого достаточно.
Очень важно делать домашние задания несколько раз в неделю, а не один раз на выходных. Системность и регулярность важны с точки зрения нейробиологии — это путь, который приводит к хорошему запоминанию информации.
Если в тебе не отзывается идея поступления в институт, то готовиться к ЕГЭ тебе будет сложно. У преподавателей есть задача — пробудить внутреннюю мотивацию человека. Сделать так, чтобы каждый нашел для себя цель: не избегание чего-то плохого, а достижение чего-то хорошего.
11-й класс — это чрезвычайно сложное время. Важно, кто находится рядом с учеником, насколько родители поддерживающие и вовлеченные. За этот год у подростков случаются психоэмоциональные спады и выгорание. Для близких очень важно не добавлять выпускникам сложности, а помогать, наоборот, с ними справляться.
Кому-то лучше подходят репетиторы, кому-то — онлайн-курсы. Очень важно найти тот способ и преподавателя, который подходит именно тебе.
Несмотря на то что во время пандемии большинство коммуникаций перешло в онлайн, на рынке эдтеха резкого подъема не случилось. «Сначала все ожидали, что люди ломанутся учиться в онлайн-школы, потому что все увидели, что так можно. Но это не оправдалось — на рынке выросло количество пользователей на бесплатных курсах, но тех, кто готов платить, не стало сильно больше», — рассказывает Даниил.
«Очевидного эффекта в моменте не было. А вот неочевидный эффект усталости от онлайна произошел. Ученики чрезвычайно выматываются от удаленки в школах, от удаленки на дополнительных занятиях, — объясняет предприниматель. — Чувствуется упадок энергии по сравнению с предыдущими годами, чувствуется, насколько людям хочется офлайна». Однако во время пандемии доверия к онлайн-образованию у родителей стало больше.
«»
«Дети в школе учились удаленно, и сейчас родители увидели, что учеба через интернет — это действительно возможно. Поэтому теперь приставка „онлайн“ не вызывает у них шок. Пандемия сократила процесс принятия онлайн-образования с нескольких лет до года», — поясняет Дарвин.
По словам Даниила, сам рынок онлайн-образования по своему развитию похож на сферу интернет-магазинов. «На заре интернета было большое количество онлайн-магазинов, только ленивый не открыл сайт по продаже чего-нибудь. Сейчас мы пришли к тому, что все консолидировалось в несколько больших маркетплейсов типа Wildberries и Ozon», — говорит он.
За последние два года на рынке онлайн-образования произошел взрывной рост, количество проектов увеличилось, конкуренция возросла и поднялась цена привлечения пользователя. Индустрию интернет-курсов заметили инвесторы и стали вкладываться в растущие проекты, это привело к повышению затрат, в том числе и на рекламу.
«Теперь все меньше появляется новых небольших проектов. Идет тренд на объединение. Инфраструктуры типа „Сбера“, Mail.ru или большие проекты вроде SkyEng покупают стартапы и включают их в свои экосистемы. Вероятно, в конечном итоге на рынке будет существовать несколько очень крупных и небольшое количество самостоятельных проектов, которые смогут позволить себе нишевые подходы к клиентам», — рассказывает Дарвин.
Еще пять лет назад начинать было легко — в сферу был низкий порог входа, считает предприниматель. «Когда я создавал первые образовательные проекты, был студентом. У меня не было вообще абсолютно никакого опыта ни в преподавании, ни в создании каких-то коммерческих структур и ведении бизнеса. Делал все интуитивно, через свои ошибки. Но тогда рынка еще не было, он только формировался — многое прощалось, ты мог экспериментировать и делать что-то иначе. Сейчас с этим уже сложнее», — говорит Даниил.
В планах у «Вебиума» — продолжать расширять команду и делиться накопленным опытом с другими учителями. В частности, стартап планирует запустить направление для репетиторов — его уже протестировали в этом году. «Мы хотим концептуализировать знания и делиться ими с другими преподавателями, которые разделяют наши взгляды на вдохновляющее и вовлекающее образование», — поясняет предприниматель.
«Верблюд» брал интервью у Даниила Дарвина до 24 февраля. За последние три недели планы по развитию «Вебиума» не изменились. Однако некоторые процессы пришлось поставить на паузу. «Сейчас мы сфокусировались на поддержке людей, которые делают „Вебиум“. Как бы дальше наши планы ни менялись, мы не сможем реализовать их без команды. Нам очень важно, чтобы наши коллеги сохранили свою психическую стабильность и были уверены в завтрашнем дне», — говорит Даниил.
По словам предпринимателя, спрос на образовательные курсы «Вебиума» по-прежнему остается высоким. «Мы делаем недорогой продукт, поэтому снижение доходов людей не ставит под угрозу существование нашего бизнеса. Нам это не нравится как гражданам, но с точки зрения компании мы можем оказаться даже в выигрыше, предлагая доступные цены», — поясняет Дарвин.
Читайте также:
Спешелти-кофе и больше 8 тысяч книг: как появилось и работает «Пространство» в Иркутске
Подписывайтесь на телеграм-канал «Верблюда в огне»!
Комментариев 0