28.04.2022 18:08
28.04.2022 18:08
Фото: pinguino k / flickr
«Инстаграм»* заблокировали, и теперь художникам нужно искать новые площадки для своего продвижения — среди них NFT-ресурсы. Мы узнали у экспертов, как художники могут на этом зарабатывать, почему люди готовы отдавать сотни (тысяч) долларов за jpg-картинку и действительно ли искусство может стать новой валютой и заменить фондовый рынок.
* Соцсеть «Инстаграм» принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией.
Non-fungible token, или, сокращенно, NFT, переводится как «невзаимозаменяемый токен». Если говорить по-простому, это цифровой сертификат с информацией о файле — изображении, тексте, видео или 3D-модели. Такая запись гарантирует оригинальность объекта и дает владельцу эксклюзивные права на него.
Невзаимозаменяемые токены нельзя разделить, изменить, удалить или подделать. Все записи хранятся в блокчейне — это что-то вроде большой регистрационной книги с историей сделок. Эти данные находятся не в одном месте, а у множества независимых пользователей. Поэтому, даже если в одном хранилище случился сбой, записи не потеряются.
Сам файл (например картина) хранится на облачном сервисе. Он связывается с токеном при помощи кода. Когда пользователь покупает NFT, то он приобретает именно сертификат. Само произведение искусства никуда не перемещается.
Купить NFT-объекты можно на специальных сервисах и маркетплейсах. Их существуют десятки, одни из самых популярных — это OpenSea, Rarible, Foundation и SuperRare.
Сделать NFT может любой желающий. Для этого нужно создать цифровой объект, зарегистрироваться на площадке, разместить там файл с описанием и выставить цену. На многих сервисах за это придется заплатить комиссию — как правило, это несколько десятков долларов.
NFT-сообщество в России есть, но менее развитое, чем на Западе. По данным платформы для продажи NFT-искусства ArtCollecting, 70% покупателей цифрового искусства живут в США, остальные 30% приходятся на другие страны. Причем доля российских коллекционеров значительно ниже, чем в других странах.
«Соответственно, если художники выходят на NFT-рынок, то им целесообразно сразу вести свои аккаунты на английском языке, ориентировать их на зарубежную аудиторию и готовить все пресс-релизы и описания на английском языке», — говорит создатель ArtCollecting Марина Надеева.
Искусство на блокчейне в России продают художники Покрас Лампас, АЕС+Ф, Аристарх Чернышев и другие. Их работы стоят десятки тысяч долларов.
В Иркутске тоже есть художники и энтузиасты, которые занимаются криптоартом. Например, объединение MetaGo проводит лекции о цифровом искусстве, а также помогает авторам разобраться в основах NFT, выйти на рынок и научиться продавать свои работы.
Кроме того, объединение проводит виртуальные выставки. Например, 22 апреля в метавселенной Spatial открылась экспозиция «Рубеж». Все представленные на ней работы сделали художники из Иркутска — среди них есть, например, Степан Шоболов и Антон Климов.
Само виртуальное пространство выглядит как футуристическая галерея. Гостям необходимо только создать свой аватар и отправиться исследовать выставку. Здесь можно найти как трехмерные арт-объекты (например фигурку гопника рядом с гигантской семечкой), репортажные фотографии и таймлапсы звездного неба на Ольхоне, так и разнообразные диджитал-картины.
«NFT стал отдушиной для цифровых художников — у них самое шаткое положение с авторским правом. Иногда создать диджитал-арт не менее затратно, чем физическую картину. И если полотно существует в материальном мире, то творчество цифровых художников — это некий набор кода, который легко скопировать», — объясняет иркутский художник Степан Шоболов.
Благодаря технологии NFT цифровые художники смогли зафиксировать свое авторское право и доказать уникальность арт-объекта. Теперь, если коллекционер захочет приобрести диджитал-картину или 3D-модель, он сможет позже доказать подлинность и продать ее.
Степан Шоболов рассказывает, что зашел в NFT по совету иркутских криптоэнтузиастов. Сначала художник продавал картины за криптовалюту — это были прямые заказы без участия маркетплейсов. После этого он завел аккаунт на сервисе — спустя некоторое время его работы заметили. «Я пока продал два токена. По сумме сделки один из них опередил продажи любой физической картины. Для меня было удивительно», — признается Степан.
«На NFT-маркетплейсах заработать реально. Но здесь должно быть совпадение таланта, технологий и маркетинга, а также умение заявить о себе и работать с комьюнити», — считает один из основателей MetaGo, юрист Данил Иванов.
По его словам, в продажу искусства на блокчейне также могут пойти и монументалисты. «Сейчас оцифровывается все — книги, предметы, объекты памяти. Так или иначе мы идем в цифровой мир. Вопрос лишь в том, в каком виде NFT представить, в какой форме и какие права будут у покупателя, кроме владения цифровой картинкой», — поясняет он.
Марина Надеева считает, что оживлять или анимировать сканы реальных работ — не лучший вариант на NFT-рынке для художников-монументалистов. «Другой вопрос — это создание цифровых паспортов произведений искусства, которые можно продавать как актив вместе с физическим объектом (картиной например). В данном случае токеном будет документ, подтверждающий сделку, а не произведение искусства», — поясняет она.
Степан Шоболов отмечает, что вопросы о целесообразности покупки предметов искусства и цен на них были задолго до появления NFT. «Многие не понимали, зачем платить миллионы долларов за картину Малевича или Ван Гога, которую он написал в приступе творческого экстаза. Но нужно понимать, что люди платят за историю и эмоцию. Когда человек покупает арт из NFT-коллекции, он получает не просто картинку, а причастность к этому явлению», — считает художник. По его словам, даже покупая материальные вещи, люди как бы покупают чувства, связанные с этим предметом.
«Многие говорят, что NFT — это некий пузырь. В этом есть только доля правды. Вокруг NFT действительно был ажиотаж. Не скажу, что те огромные деньги, которые в первое время платили за NFT, — это всегда были оправданные суммы», — говорит Шоболов.
Цены на криптоарт, как правило, определяются спросом и формируются на аукционах. «Есть спрос — есть высокая цена. Для формирования спроса проводится маркетинговая кампания, в том числе дроп-превью, во время которых набирается пул коллекционеров NFT, которые будут готовы делать ставки на аукционах», — объясняет Марина Надеева.
На самом деле, NFT — это не только про искусство, говорит Данил Иванов. «Это ведь технология, ее можно применить ко всему. Можно сделать NFT из паспорта, оцифровать земельные участки на даче, сделать свой цифровой образ и загрузить его в виртуальную вселенную», — объясняет он.
Например, в декабре этого года комик Идрак Мирзализаде продал на NFT-аукционе свой вид на жительство. Незадолго до этого документ аннулировали в МВД — юмористу запретили въезд в Россию после шутки, которую силовики посчитали русофобской. Токен купили за 28 тысяч долларов.
А в апреле прошлого года профессор из Гарварда Джордж Черч выставил на NFT-аукцион код своей ДНК. Его геном был первым из когда-либо «расшифрованных» и использовался во множестве исследований. При помощи такой акции ученый хотел привлечь внимание к науке.
Кроме того, многие медийные персоны могут выпускать свои NFT-коллекции как мерч. «Токен может создать известный человек, у которого есть свой фан-клуб. Это может быть футболист, блогер-миллионник, звезда кино, театра или политики. Эти токены можно будет купить, перепродать, они будут вращаться внутри комьюнити фанатов», — говорит Марина Надеева.
Также некоторые люди рассматривают NFT-искусство как инвестиции и новые активы. Люди коллекционируют криптоарты и зарабатывают на их купле-продаже. Но этот вариант подходит только опытным инвесторам, предостерегают эксперты.
«Для тех, кто только начинает свой путь на рынке NFT, я бы рекомендовала сначала изучить, как пользоваться криптобиржей и кошельками, как безопасно покупать NFT. В нынешних условиях, когда пользователей из России блокируют и ограничивают, это становится все рискованнее и сложнее», — рассказывает Марина Надеева.
По словам эксперта, крипторынок очень остро реагирует на санкции и политическую конъюнктуру. Площадки необходимо выбирать обстоятельно и регулярно следить за всеми изменениями.
«Если вы открываете аккаунт на криптобирже, обязательно проверяйте, в какой юрисдикции она работает, и проявляйте осторожность, если она относится к странам ЕС, США, Японии, и так далее. Проверяйте информацию в СМИ и на „отзовиках“, не было ли случаев блокировок пользователей из России, — как правило, такая информация попадает в новости», — предупреждает Надеева.
Также необходимо проверить, есть на на площадке идентификация пользователей, — узнать, находится ли владелец криптокошелька в России, можно по IP-адресу. «Поэтому нужно проверять, блокируют ли на бирже пользователей по их IP. Аналогичную процедуру нужно делать и на NFT-платформах», — говорит эксперт.
Данил Иванов рекомендует для начала просто посмотреть популярные работы на площадках и маркетплейсах, а также вступить в тематические группы и чаты. «Можно поискать коллекционеров или художников в «Твиттере» (соцсеть заблокирована на территории России. — Прим.ред.). Может быть, вы сначала не будете знать, что это за художник, но вы последите за ним и вам понравится его стиль. Попробуйте купить что-нибудь посильное по своим средствам», — советует он.
Марина Надеева также предлагает присмотреться к популярным авторам. «Другой вариант — это случайный выбор произведений, которые нравятся. Я, например, люблю видеоарт с сюжетами о космосе и специально искала такие работы. С течением года цены на работы художников, которые вошли в мою коллекцию, выросли», — делится эксперт.
Следующий шаг после NFT — это развитие метавселенных, считает Данил Иванов. «Для того чтобы человечество вошло в метавселенные, нужны цифровые сущности — аватары, футболки, предметы, помещения. Все это можно сделать только при помощи технологии NFT», — подчеркивает он.
Также в будущем NFT-арт будет объединяться с ИТ и наукой — и такие проекты запускаются уже сейчас. Например, создание картин на основе данных генома человека, рассказывает Даниил Иванов.
В свою очередь Марина Надеева призывает следить за тем, как искусственный интеллект встраивается в искусство. Один из примеров такого симбиоза — это генеративное искусство. Над этими произведениями художники работают совместно с программистами. Для серий картин или видеоартов создаются специальные алгоритмы, которые и генерируют арт-объект.
Создательница ArtCollecting считает, что в ближайшем будущем будет развиваться технология арт-шеринга. «Она обсуждалась еще в 2017–2018 году, ее подвергали критике представители арт-рынка, которые сомневались в том, что произведения искусства можно продавать по частям. Но сейчас я бы рекомендовала рассматривать такой актив как фьючерс, поскольку фондовый рынок упал, а рынок альтернативных инвестиций продолжает развиваться», — считает Надеева. Однако она отмечает, что для таких вложений необходима консультация квалифицированных инвесторов.
Читайте также:
Подождите, идет загрузка… Что происходит с киберспортом в Иркутске
Еще больше интересного — в телеграм-канале «Верблюда в огне»!
Комментариев 1
mixirk088
Прикольно ?
28.04.2022 18:24