06.05.2022 20:22
06.05.2022 20:22
Фото: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»
В июне прошлого года мы рассказывали историю самого большого гик-шопа в Иркутске — «Вуди комикс». Магазин смог пережить локдаун и планировал новые ивенты на 2022 год, но в мае комикс-шоп объявил о закрытии. «Верблюд» поговорил с владелицей «Вуди комикс» Юлией Авдеенко о том, почему она приняла такое решение, что теперь будет с комиксами в России и есть ли надежда, что двери магазина снова откроются для посетителей.
На 2022 год у «Вуди комикса» были большие планы. Команда проекта надеялась, что после двух ковидных лет наконец-то получится снова сделать вечеринки и фестивали, расширить магазин и увеличить ассортимент в нем. Предпринимательница мечтала, что комикс-шоп вырастет в два раза, — под одной крышей можно будет продавать не только книги и фигурки, но и костюмы, парики и линзы для косплея.
Но уже в начале весны стало ясно, что магазин находится на грани закрытия. По словам Юлии, трудности в индустрии появились еще с начала пандемии, но теперь количество проблем стало критичным и «пазл перестал складываться».
Во-первых, есть большой дефицит товаров. Теперь привезти фигурки и сувениры из Китая стало сложно — многие логистические цепочки разорвались. Кроме того, выросла цена и сроки доставки — ждать посылки нужно по полгода. Сделать в мастерских свою атрибутику теперь тоже затруднительно — в России заканчиваются заготовки.
Во-вторых, издательства начали терять лицензии на выпуск иностранных комиксов (как, похоже, произойдет с Marvel) и сократили объемы тиражей. «Раньше приезжала в неделю большая стопка комиксов, теперь же — штуки три. И цены по сравнению с прошлым годом выросли почти в два раза», — говорит Юлия.
— Раньше школьники приходили, смотрели — манга стоит 350–400 рублей. Думали: «Неделю не обедаем в школе, копим денежки». А теперь они будут по две недели копить, — размышляет предпринимательница. — Если бы такие цены были, когда я только начинала бизнес, то я бы не ввязалась в эту историю.
Кроме того, за последнее время выросла конкуренция с крупными сетевыми магазинами и маркетплейсами — «Читай-Город», «Лабиринт», Wildberries и Ozon. Как правило, они предлагают более низкие цены и быструю доставку.
Юлия решила уйти из бизнеса «с небольшим минусом». Она считает, что в ближайшие месяцы ситуация не улучшится, а убытки будут только расти — нужно будет платить зарплату, аренду, соцстрахование, соцвзносы и закрывать кредит, который она брала на покупку товаров перед Новым годом.
Юлия признается, что принять текущую ситуацию было тяжело. «Не хотелось ни спать, ни есть. Надо было пройти пять стадий принятия неизбежного, чтобы сейчас об этом спокойно говорить», — рассказывает девушка.
2 мая Юлия рассказала о закрытии в группе комикс-шопа во «ВКонтакте». Этот пост стал самым популярным на странице — под ним больше 100 комментариев и больше 500 репостов. «Я удивлена, что люди спрашивают, не понимают, что случилось. Такое ощущение, что новости не читают совсем», — признается предпринимательница.
Юлия говорит, что на момент объявления закрытия команда проекта уже была готова к этому. «Чтобы понять, что все накрывается, нужно просто прочитать все эти новости и сложить из них единую картинку. Когда я им [сотрудникам] сказала о закрытии, они не спрашивали почему, они спросили, когда и как это будет происходить. Это очень печальное расставание. И так жалко, что я им не могу предложить никакой новой работы», — делится она.
Больше всего Юлия сожалеет о том, что в Иркутске исчезнет одна из культурных точек притяжения. «Это как представить, что если бы в городе начали исчезать кинотеатры, кафешки и музеи. Это деградация всей культурной городской среды в целом. Чтобы молодые хотели остаться в городе, должно появляться больше тематических магазинов и мест, где они будут тусоваться, где им будет интересно», — говорит предпринимательница.
Перед объявлением о закрытии Юлия встречалась с коллегами из других гик-магазинов, но они не рассказали о своем положении. «Я думаю, „Кицунэ“ остается монополистом в аниме-товарах, а „Знаем играем“ — в комиксах. Возможно, они это учитывают и думают, что сейчас перетерпят этот сложный период, мы закроемся и им станет полегче», — говорит девушка.
Однако Юлия уверена, что сейчас гик-шопам, чтобы выжить, необходимо менять форматы — например совмещать кофейню и магазин книг, как это сделало «Пространство».
Кроме того, в городе остаются под вопросом гик-фестивали — все из-за ковидных ограничений, которые до сих пор действуют в Иркутской области. По словам Юлии, сейчас в городе проходят маленькие гик-ивенты, но «вряд ли это все официально». Организаторы таких мероприятий сильно рискуют и могут получить штрафы.
«Гик-культура очень сожмется. Хотя она и раньше была уделом фанатов — здесь серьезные дяди не делают серьезные деньги. Это и хорошо. Если доверить такой бизнес какой-нибудь тете 60 лет, она не поймет, что круто, а что — нет. Произойдет примерно то, что мы видим в крупных сетях, — на полках все как попало, нет сортировки, даже ценники наклеены на обложки, а это большая боль для коллекционеров», — считает Юлия.
Кроме того, она уверена, что для поддержки культуры комиксов в России нужно развитие сферы развлечений. «Нужна движуха со стороны кинотеатров, комик-коны. На экранах должен идти „Бэтмен“, чтобы люди прибегали и покупали комиксы про него», — говорит предпринимательница.
Юлия предполагает, что в ближайшем будущем издательства будут сокращать тиражи и с комиксов Marvel и DC переключаться на мангу. Развития отечественной индустрии комиксов пока ожидать не стоит, считает она. По словам предпринимательницы, у одного из самых крупных российских издательств — Bubble Comics — чересчур завышенные цены. «700 рублей за тоненький комикс! Я не могу это предложить новой аудитории, вовлечь новых фанатов, это слишком высокий порог входа. Создать на этом какой-то новый фандом, который приносил бы новые вливания, нельзя», — подчеркивает предпринимательница.
Летом «Вуди комикс» уйдет на работу в онлайн — те товары, которые не успели продать в течение мая, можно будет купить в интернет-магазине. Однако комикс-шоп просуществует так недолго — это вынужденная мера, а не новый формат работы, подчеркивает Юлия.
— Без поддержки розничной точки будут совсем унылые продажи, этих средств не хватит даже на аренду склада. Сами по себе интернет-магазины в Иркутске могут работать, но я не верю, что такой формат работы подойдет нашей аудитории, — говорит она. — Не будет места, куда можно прийти за общением и атмосферой. Покупатели будут сравнивать только цены в соседних вкладках.
Юлия также рассказала, что после публикации новости о закрытии с ней связались несколько человек, которые предложили выкупить бизнес. «Возможно, еще придется давать опровержение [новости о закрытии и писать], что нашелся смелый безумец, который решил работать без прибыли и зарплаты. Но таким, как раньше, „Вуди комикс“ уже не будет — цены будут высокие, и ассортимент будет совсем другой».
Сама предпринимательница в проект уже не вернется. В планах у Юлии — переезд в другой город: Москву или Санкт-Петербург. Она признается, что в Иркутске ей «не хватает культурной движухи». Переключаться на новый бизнес-проект девушка пока не хочет. «Мне надо отойти. Я решила пока не думать о своем будущем, а разбираться с хаосом настоящего», — говорит она.
Сейчас Юлия просит неравнодушных иркутян заглянуть в комикс-шоп перед закрытием. А еще — поддержать и другие гик-магазины, подписаться на их соцсети.
«Если не поддерживать тусовку и культуру, выживут только маркетплейсы. Будьте лояльными к магазинам, не пишите гневные отзывы про бедный ассортимент или завышенные цены. Им и так сейчас очень непросто», — советует Юлия.
Читайте также:
«Это не еда»: кто рисует комиксы в Иркутске
Подписывайтесь на телеграм-канал «Верблюда в огне»!
Комментариев 0