• Иркутская область перевыполнила план отгрузки угля на восток в 2024 году
  • Новый маршрут выходного дня готовит Прибайкальский нацпарк
  • Самую яркую комету последних лет могут увидеть иркутяне по вечерам

Главная > Тренды 06.05.2022 20:22

«Пазл перестал складываться»: почему в Иркутске закрывается самый большой гик-шоп — «Вуди комикс»

Таня Мелентьева

Таня Мелентьева

0 Читать комментарии
«Пазл перестал складываться»: почему в Иркутске закрывается самый большой гик-шоп — «Вуди комикс» - Верблюд в огне

Фото: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»

В июне прошлого года мы рассказывали историю самого большого гик-шопа в Иркутске — «Вуди комикс». Магазин смог пережить локдаун и планировал новые ивенты на 2022 год, но в мае комикс-шоп объявил о закрытии. «Верблюд» поговорил с владелицей «Вуди комикс» Юлией Авдеенко о том, почему она приняла такое решение, что теперь будет с комиксами в России и есть ли надежда, что двери магазина снова откроются для посетителей.


О разрушенных планах и причинах закрытия

На 2022 год у «Вуди комикса» были большие планы. Команда проекта надеялась, что после двух ковидных лет наконец-то получится снова сделать вечеринки и фестивали, расширить магазин и увеличить ассортимент в нем. Предпринимательница мечтала, что комикс-шоп вырастет в два раза, — под одной крышей можно будет продавать не только книги и фигурки, но и костюмы, парики и линзы для косплея.

Но уже в начале весны стало ясно, что магазин находится на грани закрытия. По словам Юлии, трудности в индустрии появились еще с начала пандемии, но теперь количество проблем стало критичным и «пазл перестал складываться».

Во-первых, есть большой дефицит товаров. Теперь привезти фигурки и сувениры из Китая стало сложно — многие логистические цепочки разорвались. Кроме того, выросла цена и сроки доставки — ждать посылки нужно по полгода. Сделать в мастерских свою атрибутику теперь тоже затруднительно — в России заканчиваются заготовки.

Во-вторых, издательства начали терять лицензии на выпуск иностранных комиксов (как, похоже, произойдет с Marvel) и сократили объемы тиражей. «Раньше приезжала в неделю большая стопка комиксов, теперь же — штуки три. И цены по сравнению с прошлым годом выросли почти в два раза», — говорит Юлия.

— Раньше школьники приходили, смотрели — манга стоит 350–400 рублей. Думали: «Неделю не обедаем в школе, копим денежки». А теперь они будут по две недели копить, — размышляет предпринимательница. — Если бы такие цены были, когда я только начинала бизнес, то я бы не ввязалась в эту историю.

Кроме того, за последнее время выросла конкуренция с крупными сетевыми магазинами и маркетплейсами — «Читай-Город», «Лабиринт», Wildberries и Ozon. Как правило, они предлагают более низкие цены и быструю доставку.

Юлия решила уйти из бизнеса «с небольшим минусом». Она считает, что в ближайшие месяцы ситуация не улучшится, а убытки будут только расти — нужно будет платить зарплату, аренду, соцстрахование, соцвзносы и закрывать кредит, который она брала на покупку товаров перед Новым годом.

Увольнение сотрудников и 500 репостов

Юлия признается, что принять текущую ситуацию было тяжело. «Не хотелось ни спать, ни есть. Надо было пройти пять стадий принятия неизбежного, чтобы сейчас об этом спокойно говорить», — рассказывает девушка.

2 мая Юлия рассказала о закрытии в группе комикс-шопа во «ВКонтакте». Этот пост стал самым популярным на странице — под ним больше 100 комментариев и больше 500 репостов. «Я удивлена, что люди спрашивают, не понимают, что случилось. Такое ощущение, что новости не читают совсем», — признается предпринимательница.

Юлия говорит, что на момент объявления закрытия команда проекта уже была готова к этому. «Чтобы понять, что все накрывается, нужно просто прочитать все эти новости и сложить из них единую картинку. Когда я им [сотрудникам] сказала о закрытии, они не спрашивали почему, они спросили, когда и как это будет происходить. Это очень печальное расставание. И так жалко, что я им не могу предложить никакой новой работы», — делится она.

Больше всего Юлия сожалеет о том, что в Иркутске исчезнет одна из культурных точек притяжения. «Это как представить, что если бы в городе начали исчезать кинотеатры, кафешки и музеи. Это деградация всей культурной городской среды в целом. Чтобы молодые хотели остаться в городе, должно появляться больше тематических магазинов и мест, где они будут тусоваться, где им будет интересно», — говорит предпринимательница.

О судьбе гик-культуры в Иркутске

Перед объявлением о закрытии Юлия встречалась с коллегами из других гик-магазинов, но они не рассказали о своем положении. «Я думаю, „Кицунэ“ остается монополистом в аниме-товарах, а „Знаем играем“ — в комиксах. Возможно, они это учитывают и думают, что сейчас перетерпят этот сложный период, мы закроемся и им станет полегче», — говорит девушка.

Однако Юлия уверена, что сейчас гик-шопам, чтобы выжить, необходимо менять форматы — например совмещать кофейню и магазин книг, как это сделало «Пространство».

Кроме того, в городе остаются под вопросом гик-фестивали — все из-за ковидных ограничений, которые до сих пор действуют в Иркутской области. По словам Юлии, сейчас в городе проходят маленькие гик-ивенты, но «вряд ли это все официально». Организаторы таких мероприятий сильно рискуют и могут получить штрафы.

Что будет с гик-культурой в России

«Гик-культура очень сожмется. Хотя она и раньше была уделом фанатов — здесь серьезные дяди не делают серьезные деньги. Это и хорошо. Если доверить такой бизнес какой-нибудь тете 60 лет, она не поймет, что круто, а что — нет. Произойдет примерно то, что мы видим в крупных сетях, — на полках все как попало, нет сортировки, даже ценники наклеены на обложки, а это большая боль для коллекционеров», — считает Юлия.

Кроме того, она уверена, что для поддержки культуры комиксов в России нужно развитие сферы развлечений. «Нужна движуха со стороны кинотеатров, комик-коны. На экранах должен идти „Бэтмен“, чтобы люди прибегали и покупали комиксы про него», — говорит предпринимательница.

Юлия предполагает, что в ближайшем будущем издательства будут сокращать тиражи и с комиксов Marvel и DC переключаться на мангу. Развития отечественной индустрии комиксов пока ожидать не стоит, считает она. По словам предпринимательницы, у одного из самых крупных российских издательств — Bubble Comics — чересчур завышенные цены. «700 рублей за тоненький комикс! Я не могу это предложить новой аудитории, вовлечь новых фанатов, это слишком высокий порог входа. Создать на этом какой-то новый фандом, который приносил бы новые вливания, нельзя», — подчеркивает предпринимательница.

О предложениях выкупа и онлайн-магазине

Летом «Вуди комикс» уйдет на работу в онлайн — те товары, которые не успели продать в течение мая, можно будет купить в интернет-магазине. Однако комикс-шоп просуществует так недолго — это вынужденная мера, а не новый формат работы, подчеркивает Юлия.

— Без поддержки розничной точки будут совсем унылые продажи, этих средств не хватит даже на аренду склада. Сами по себе интернет-магазины в Иркутске могут работать, но я не верю, что такой формат работы подойдет нашей аудитории, — говорит она. — Не будет места, куда можно прийти за общением и атмосферой. Покупатели будут сравнивать только цены в соседних вкладках.

Юлия также рассказала, что после публикации новости о закрытии с ней связались несколько человек, которые предложили выкупить бизнес. «Возможно, еще придется давать опровержение [новости о закрытии и писать], что нашелся смелый безумец, который решил работать без прибыли и зарплаты. Но таким, как раньше, „Вуди комикс“ уже не будет — цены будут высокие, и ассортимент будет совсем другой».

Сама предпринимательница в проект уже не вернется. В планах у Юлии — переезд в другой город: Москву или Санкт-Петербург. Она признается, что в Иркутске ей «не хватает культурной движухи». Переключаться на новый бизнес-проект девушка пока не хочет. «Мне надо отойти. Я решила пока не думать о своем будущем, а разбираться с хаосом настоящего», — говорит она.

Сейчас Юлия просит неравнодушных иркутян заглянуть в комикс-шоп перед закрытием. А еще — поддержать и другие гик-магазины, подписаться на их соцсети.

«Если не поддерживать тусовку и культуру, выживут только маркетплейсы. Будьте лояльными к магазинам, не пишите гневные отзывы про бедный ассортимент или завышенные цены. Им и так сейчас очень непросто», — советует Юлия.

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому