24.06.2021 15:06
24.06.2021 15:06
Фотографии: Михаил Лунин / «Верблюд в огне»
В Хеллоуин 2016 года иркутянки Юлия Позднякова и Анна Мишина открыли лавку комиксов «Вуди комикс». Хозяйки сами встали за прилавок и совмещали все остальные должности — от грузчиц до маркетологов. Им удалось создать самый большой специализированный магазин в городе с отличным ассортиментом комиксов, манги и гик-атрибутики. Юля поделилась с «Верблюдом» историей «Вуди комикс» и рассказала, почему манга круче комиксов о супергероях, как «ТикТок» возрождает старые аниме и когда «Вуди комикс» проведет в Иркутске фестиваль гик-культуры.
После окончания филфака ИГУ в 2007 году Юлия Позднякова сменила несколько профессий — поработала наборщиком текстов в копицентре, офис-менеджером в компании по установке платежных терминалов, менеджером по продажам в типографии и специалистом по контекстной рекламе. В 2013 году она стала маркетологом и следующие несколько лет занималась самыми разными вещами: учетом товаров, закупками, пиаром. Приходилось решать много вопросов параллельно, это была работа на износ: «Я начала выгорать. Казалось, нет никакого просвета в жизни». Тогда Юля впервые задумалась о своем деле.
В апреле 2016 года девушку позвали в диджитал-компанию. Официально на должность маркетолога, но по факту — «что-то вроде корректора статей для блога», вспоминает она. Работу с базами, ценообразованием, продуктами — то, чем она должна была заниматься, — ей не поручали. «Собственник бизнеса говорил: „Нет, туда не лезь, пожалуйста. Вот, расставь запятые в технической статье“. Это было скучно», — говорит Юля. Снова встал вопрос своего бизнеса, где девушка могла бы сама решать, что и как нужно делать.
На одной из предыдущих работ Юля познакомилась с Аней, которая тоже мечтала открыть свое дело. Вместе они стали обсуждать возможные варианты. Сначала решили открыть магазин для садоводов, но быстро отказались от этой идеи, — в городе десятки филиалов «Удачного сада», и конкуренцию с ними девушки вряд ли бы осилили.
«»
— Однажды Аня несмело озвучила мысль про магазин комиксов. Мне она показалась отличной. В то время на экранах шли «Мстители», все фанатели от Человека-Паука, Железного человека и остальных супергероев. Аня спросила: «Ты что, не будешь смеяться? Остальные смеялись». Среди нашего окружения правда встречались люди, считавшие, что комиксы никому не интересны, а мы прогорим через два месяца, — рассказывает Юля.
Подруги начали изучать тему и выяснили, что в Иркутске уже есть магазин комиксов. Надев футболки с логотипами Star Wars и Adventure Time, они отправились на разведку. «Продавцы на нас никак не отреагировали и продолжили заниматься своими делами, было неуютно. Мы увидели, как делать не надо», — делится впечатлениями Юля.
Именно поэтому символом магазина стала собака породы бассет-хаунд — дружелюбный и общительный пес по имени Вуди. Основательницам хотелось, чтобы положительные качества породы ассоциировались и с самим магазином, в котором внимательно и приветливо относятся к каждому посетителю.
Летом 2016 года Юля и Аня начали искать помещение для будущей лавки комиксов. Почти получилось осесть в желанном 130-м квартале, но сделка сорвалась: арендодатели не предоставили нужных документов и предлагали занять место на птичьих правах. Девушки не стали рисковать и чуть позже нашли помещение на Киевской — это была переделанная под офис однокомнатная квартира на первом этаже.
Предпринимательницы сделали небольшой ремонт собственными силами, заказали торговую мебель и закупили товар. На все потратили около миллиона рублей: взяли кредит на 600 тысяч рублей, 400 тысяч Юле одолжила подруга.
В сентябре 2016 года Юля решила уйти из диджитал-компании.
— У меня была гарантированная и неплохая по иркутским меркам зарплата, а в магазине мы назначили себе 12–15 тысяч в месяц, чтобы уложиться в бюджет, — вспоминает Юля, — но страшно не было. После работы в маркетинге я понимала, что потяну этот проект.
К тому же гик-культура не была чужда ни Юле, ни Ане. Они без проблем нашли выходы на издательства и сформировали первые заказы на комиксы. С мангой — японскими комиксами — помогла подруга Ани, большая любительница аниме. Впоследствии она стала третьим продавцом в команде.
В Хеллоуин, 31 октября, «Вуди комикс» открылся. В этот день в магазин пришли около 30 человек. Хозяйки надели хеллоуинские наряды, угощали гостей пуншем и разыгрывали подарки. А после него случилось затишье: до Нового года за день могло зайти пять человек. Юля настроила сайт, запустила рекламу, и постепенно аудитория начала появляться.
«»
— Первые месяцы было тяжело, — говорит предпринимательница, — нужно было закупать новинки, а денег уже не было. Выручку делили на аренду, скромные зарплаты, на закупку оставались «кошкины слезки». А ведь мы изначально позиционировали себя как специализированный магазин, в который все быстро приезжает и продается по доступным ценам (мы делали невысокую маржу). Издательства отсрочек не давали.
Через полгода появилась статистика продаж, и предпринимательницы увидели, что популярность их магазина растет. Обороты увеличились, и большую часть прибыли стали тратить на новые закупки. Тогда же решили расширить штат — взяли в команду нового продавца, а через несколько месяцев — еще одного.
В октябре 2017 года «Вуди комикс» отпраздновал год со дня открытия. В этот день в магазин пришло около 400 человек. «Покупатели теснились на 45 квадратах. А те, кто не влез, кричали с улицы, чтобы их тоже пустили», — смеется Юля. Это стало поворотным моментом — пришла пора расширяться.
После праздника владелицы поняли, что за год им удалось привлечь к себе внимание: в городе есть тусовка, которой нужен их магазин, а нынешнее пространство их уже не вмещает. Помещение в 75 кв. м на Тимирязева нашли быстро. Повезло с арендодателями: они предложили адекватные расценки и согласились сделать ремонт под пожелания хозяек «Вуди комикс» — оранжевый потолок и много светильников.
Переехали в ноябре 2017 года за один день. Пришлось взять новый кредит — деньги потратили на мебель и закупку. Но их все равно не хватило — две стены остались пустыми. К решению проблемы подошли творчески: временно поставили диванчик и баннер, получилась фотозона.
Локация оказалась удачной — по сравнению с Киевской, на Тимирязева более оживленный трафик, а прямо напротив магазина расположена школа. С каждым днем посетителей становилось больше. Стало хватать денег на расширение ассортимента — добавили фигурки, значки и прочую гик-атрибутику.
2016 год
2021 год
Следующие два года магазин стабильно продолжал расти. Правда, уже без Ани — в начале 2018 года она вышла из дела и переехала в другой город вслед за молодым человеком. Особенно успешным получился 2019 год: обороты выросли в два раза по сравнению с предыдущим, штат расширился до восьми человек, на полках всегда были новинки, а на складе — запасы товаров. Если в первое время девушки покупали по два-три экземпляра каждого комикса, то теперь в магазин стали приходить по 100–200 экземпляров.
Все это время коллектив «Вуди комикс» участвовал в фестивалях и ярмарках и сам устраивал небольшие вечеринки. На один из Хэллоуинов пришли 200 человек — люди танцевали, участвовали в конкурсах и, по словам Юли, «были просто счастливы». В какой-то момент команда поняла, что могла бы сама провести фестиваль поп-культуры, свой Comic-Con.
«»
— Многие из моей команды — участники косплей-фестивалей, и они постоянно говорили мне: это можно сделать лучше! Мы съездили на фест в Красноярск и очень вдохновились. Там было классно организованное шоу, достойные косплееры и адекватное жюри. Решили — надо сделать такое в Иркутске, — рассказывает Юля.
Стали искать площадку — и уже на этом этапе попрощались с идеей грандиозного фестиваля. Обычно подобные мероприятия проходили в «Доренберге», в «Сибэкспоцентре», в «Орбите» или в «Художественном». Но, по словам Юлии, локации не подходят для шоу. У одних нет сцены, у других — качественного оборудования, у кого-то проблемы с вентиляцией. «Нам нужно что-то вроде киноконцертного зала „Сибирь“ в три этажа, как в Красноярске. Гик-фестиваль в Иркутске мог бы собрать 4–5 тысяч зрителей», — считает Юля.
В начале 2020 года «Вуди комикс» решил попробовать силы на небольшом фестивале. В первых числах марта заключили договор аренды с «Художественным», нашли спонсоров и партнеров, запустили рекламу. Мероприятие запланировали на 18 апреля. Но все пришлось отменить — начался локдаун.
— Я слушала слова Путина о том, что всем положено закрыться и при этом продолжать платить сотрудникам. И думала — как здорово. А как это делать, если магазин закроется? — вспоминает Юля.
Сначала помогли деньги, которые планировали потратить на фестиваль. Магазин быстро переключился на доставку — сайт давно и исправно работал и был заточен на онлайн-продажи. В качестве антикризисной меры снизили порог минимальной суммы заказа с 3000 до 500–1000 рублей, в зависимости от района. На складе еще были новинки, а старое распродавали с хорошей скидкой. Когда потеплело, сотрудники начали сами развозить заказы на велосипедах.
Юля не увольняла сотрудников, но от премий пришлось отказаться. Из-за этого ушли три сотрудника, что тоже сократило расходы. Сэкономить удалось и на помещении: арендодатели вдвое снизили ставку и дали отсрочку. Разрешили заплатить позже и некоторые издательства. Так магазину удалось пережить кризис.
Юля говорит, что это было самое сложное время: запасы истощились, пришлось залезть в долги, — локдаун откинул бизнес далеко назад. Оправиться от него до конца все еще не удалось. На то, чтобы достигнуть показателей 2019 года, может уйти весь 2021 год.
Последствия локдауна ощущаются до сих пор — закрытие границ повлияло на рынок. У поставщиков приостановился импорт, ассортимент сильно сократился, а цены выросли на 30 %. «Очевидно, с импортом до сих пор есть какие-то проблемы — напрямую об этом никто не рассказывает, но новинок в тех же сувенирах нет уже полтора года», — говорит Юля.
В 2020 году некоторые издательства перешли на систему предзаказов и краудфандинга: собирают деньги у покупателей и затем выпускают тираж в соответствии с количеством заказов. Могут напечатать дополнительный тираж под эксклюзивной обложкой специально для магазинов. Но, как правило, на полки попадает всего пара десятков экземпляров. Эту тенденцию Юля называет нездоровой, ведь магазины практически исключены из цепочки и теряют прибыль.
Юля замечает, что в этом году в России резко возросли продажи манги. Предпринимательница объясняет это кризисом супергероики — эпоха Marvel заканчивается, и многие переключаются на японские комиксы:
— В манге все верх дном: совершенно неожиданные сюжетные ходы, странные персонажи, своя логика. У европейского читателя постоянно происходит слом шаблонов. Видимо, это и интересно.
Популярность продуктов гик-культуры меняется очень быстро — и хозяйка «Вуди комикс» все время держит руку на пульсе, чтобы быть в тренде и наполнять полки магазина ликвидным товаром.
«»
— За эти полгода все уже забыли, что любили «Бэйби Йоду» (персонаж сериала «Мандалорец». — Прим. ред.) или «Отель Хазбин». Дай бог, второй сезон выйдет, а если нет — проехали. Вчера все плакали над Тони Старком, а сегодня уже никто его не помнит, — смеется Юля.
В этом году на моду в аниме еще сильнее стал влиять «ТикТок». Например, недавно в соцсети завирусился сериал «Наруто». Для Юли и команды «Вуди комикс» это было полной неожиданностью:
— Мы такие — что, «Наруто»? Вы где его откопали? Анимехе 30 лет! А покупатели приходят и просят: «Дайте нам повязки ниндзя, кольца и плащи!». Волна хайпа прошла за два месяца, а миллион фигурок к нам приехал только сейчас. Их, конечно, разберут рано или поздно, но если бы они были у нас во время хайпа — мы бы хорошо заработали.
Хозяйка «Вуди Комикс» считает, что лавка комиксов должна быть не просто магазином, но и местом тусовки единомышленников. Здесь устраивали презентации для местных комиксистов:Миша Васильев, автор иркутского супергероя Ангар, презентовал свои «Мифы и легенды», а Женя Демина — комикс «Женька-печенька». А в мае в магазин приезжал комиксист Fedor Comix, основатель студии «Феникс». За два дня автограф-сессий «Вуди» посетили 800 человек.
Фестиваль, о котором так мечтала Юля и ее команда, проводить не будут, пока не решится вопрос с ограничениями и не стабилизируется финансовая ситуация. Но запрос есть — люди давно просят «что-нибудь устроить».
А пока «Вуди комикс» расширяет ассортимент — в этом году появились напитки и угощения с разных концов света.
— Я не планирую никакой филиал, знаю, что это очень сложно. И потом — за пять лет этого чудо-бизнеса у меня так и не появилась возможность купить машину, а без нее работать с филиалами будет непросто. Возможно, стоит открыть магазин с товарами для косплея — костюмы, линзы, парики, — говорит Юля и затем рассказывает историю. — Однажды позвонил мужчина откуда-то с юга России, по голосу — немолодой, явно не фанат комиксов. Хотел у меня проконсультироваться по поводу открытия магазина комиксов. Я спросила — зачем ему? Он ответил — деньги заработать. Деньги? Не смешите меня. Вы будете работать за зарплату. «Вы меня обманываете», — сказал он и бросил трубку. Но это на самом деле бизнес для души. А бизнес для денег я открою как-нибудь потом.
Читайте также:
«Это не еда»: кто рисует комиксы в Иркутске
Творчество и креативность: организаторы «Байкал Комикс Фест» — о том, что дает гик-культура
Подписывайтесь на телеграм-канал «Верблюда в огне»!
Комментариев 0