27.01.2020 23:34
27.01.2020 23:34
В 2019 году МЧС зафиксировало на льду Байкала 51 происшествие — почти в два раза больше, чем годом ранее. В половине случаев под лед провалились машины. Сейчас ситуация на Байкале нестабильна, но люди уже выходят на лед, рискуя жизнью. В этом сезоне произошло два резонансных события: в конце декабря в машине, ушедшей под лед, погиб известный шаман Михаил Огдонов, а недавно под лед провалились иркутяне Борис и Захар Сарапуловы, которые засняли падение на GoPro. О том, как им удалось выбраться из ледяной воды, Захар рассказал «Верблюду». А другие герои — о спасении из тонущих автомобилей.
«Мы провели в воде почти 20 минут»
9 января 2020 года мы с моим отцом Борисом проходили популярный среди байкальских туристов 52-километровый пеший маршрут от Большого Голоустного до Листвянки.
Первую часть пути мы шли по тропе, затем вышли на лед — поснимать Приморский хребет со стороны Байкала (я занимаюсь фотографией дикой природы). Шли по следу от «Хивуса» (катер-амфибия на воздушной подушке), как и все туристы. На маршруте есть одно небезопасное место, где уходят под лед люди и машины. В районе мыса Малый Кадильный, примерно в 300 метрах от берега, лед очень хрупкий. Даже в самые сильные морозы, когда на всем Байкале его толщина два метра, в этом месте он лежит тонкой корочкой. Ученые до сих пор не могут определить причину: теплое течение или выход газа. Об этой полынье я узнал позже. Горячие ключи и пропарины также есть у мысов Голоустненский, Голый, Кобылья Голова, в Малом море — между Кобыльей головой и Сармой, вдоль всей дельты Селенги, а также около Ушканьих островов и у нижнего изголовья Святого носа.
Выглядел ли этот лед подозрительно? Да, он отличался от того, по которому мы шли до этого. Но байкальский лед — это не монохромный монолит, а пестрая мозаика из десятков видов льда. Каждый 20-30 метров вы идете по разному льду — прозрачному, мутному, белому, черному, с пузырями и без них, припорошенному снегом и открытому. Насчет этого участка мы даже засомневались, но в итоге просто решили двигаться медленно.
Я шел впереди и провалился первым, но лед вокруг быстро стал трескаться, и уже через несколько секунд отец тоже оказался в воде. Первые десять минут мы ломали хрупкий лед локтями, двигались в сторону прочного льда. Затем пять минут безуспешно пытались выбраться каждый сам за себя, потом стали помогать друг другу. Чуть позже мне удалось помочь выбраться отцу. Он отполз и бросил мне свой рюкзак: за него и вытянул меня. Мы пошли в сторону берега, но мокрые рюкзаки были слишком тяжелыми, и мы оставили их на льду, примерно в 150 метрах от полыньи. Два часа шли без остановки до кордона Прибайкальского нацпарка. Идти всего шесть километров, но мы шли медленно, сил мало, а берег был довольно скользким. На кордоне нас встретил сотрудник нацпарка Владимир. Напоил чаем, накормил и помог просушить вещи. Переночевали на кордоне и рано утром вернулись на лед за рюкзаками. Мы взяли вешки, чтобы поставить их возле полыньи, но так и не смогли найти ее — видимо, за ночь вода вновь затянулась льдом.
Затем мы вернулись в Голоустное, оттуда — в Иркутск. В итоге ни один из нас даже не заболел. Помогла погода — было всего -8Сº и полное безветрие.
Дома я изучил множество текстов и видео по правилам спасения из полыньи, чтобы уменьшить риски попасть в подобную ситуацию. И если попаду, смогу выбраться гораздо быстрее. Путешествовать я продолжу, так как давно увлекаюсь экстремальным туризмом. В планах — пройти на коньках от Листвянки до Котов и пересечь Байкал поперек. Сейчас жду морозов, чтобы лед стал покрепче.
При выходе на лед максимально расслабьте лямки рюкзака. В первые минуты рюкзак будет как поплавок и поможет вам продержаться на поверхности. Потом он пропитается водой и потянет вас вниз, а сбросить его в воде с затянутыми лямками невозможно.
Если ушли под лед на стоячей воде, выбирайтесь в ту сторону, с которой пришли, если на реке — в противоположную течению сторону.
Не пытайтесь зацепиться за лед пальцами. Это бесполезно, они лишь закоченеют — работайте только локтями. Ломайте хрупкий лед, пока не достигнете прочного, но делайте это локтями — не пытайтесь сделать выход силой на кистях. В мокрой тяжелой одежде это почти невозможно, если даже сумеете, потратите много энергии.
Достигнув прочного льда, закиньте на лед одну ногу и выбирайтесь боком. На льду перекатывайтесь в сторону от воды.
Если провалились вдвоем, не тратьте время на то, чтобы выбраться поодиночке — пусть один поможет вытолкать из воды другого.
Возвращайтесь на берег своим старым следом. Не пытайтесь раздеться на берегу и выжать одежду, если у вас нет сухой. Мокрая одежда задубеет в скрученном состоянии, и у вас уже не хватит сил надеть ее снова. Идите без остановки до ближайшего населенного пункта или разводите костер.
«Шанс выжить был минимальный»
Это случилось в марте 2016 года. До этого я, будучи гидом, множество раз путешествовал по Байкалу на машине без страха провалиться. Я знал: толщина льда — метр, он выдерживает танк. В тот день мы тургруппой планировали пересечь Байкал от Ольхона на бурятскую сторону. В начале сезона водители фиксируют по GPS-навигатору трек, так что дорога наезженная, и автомобили там курсируют ежедневно. Наш водитель прекрасно знал маршрут. Свою «буханку» он купил совсем недавно, поэтому попросил туристов снять ботинки с ледоступами, чтобы не поцарапать пол. Я сел рядом с водителем, четыре туриста — в салон УАЗика.
Мы были в пути уже примерно три часа, до берега оставалось два. И вдруг увидели неподалеку нерп. Остановились, вышли пофотографировать. Затем вернулись в машину, тронулись и через пять секунд провалились. Первая мысль: это невозможно! Лед был идеально гладким, никаких трещин. Провалились мы полностью: вся машина была в воде по окна. Вода тут же начала подниматься в салон. Я крикнул туристам: «Не трогайте двери!». Двери все равно не открылись бы полностью — там лед. Но вода хлынула бы сильнее, и машина просто пошла бы на дно камнем. Я был в воде уже по пояс. Единственный выход — лобовое стекло. Помню, еще зачем-то спросил у водителя — можно выбить? Тот не ответил — он был в ступоре. Я поднял ноги из воды и с силой ударил. Но ничего не произошло. И тут я испугался. Мы в западне и можем не выбраться. На волне страха и адреналина я снова ударил. До сих пор не могу поверить — удар был такой силы, что вылетел на лед вместе с лобовым стеклом. Вскочил на ноги, крикнул туристам: ползите ко мне! Вытащил одного, второго, третьего. А где четвертая?! Она выбралась через форточку шириной 20 см и барахталась в воде. Вытянул ее, затем оцепеневшего водителя. Смотрим на машину — она погружается. Я быстро ощупал карманы: телефон, нож на месте. Бросил взгляд на туристок: две стоят на льду босые. Кинулся в салон, выловил плавающий спальник, выскочил на лед. Машина пошла под воду. Там было все: паспорта, техника, билеты, деньги и одежда.
От момента провала до исчезновения автомобиля прошло двадцать секунд. То, что нам удалось выбраться — чудо. Шанс выжить в такой ситуации минимальный. Туристы в шоке кричат мне: «Что мы будем делать?!». Отвечаю: «Спасаться!». Мы ведь посередине Байкала. Сделал две пары чуней, и мы побежали в сторону Бурятии. Батарейка на промокшем телефоне высохла, но связи не было. Через три с половиной часа появилось одно деление, и я дозвонился знакомому. С Ольхона он «прилетел» за 40 минут. Ехать было страшно, хотя мы взяли крюк в несколько километров от того места. Успели выехать со льда до заката. Через две недели выяснилась причина происшествия. На снимках из космоса был виден огромный круг воды диаметром 6 км. В этом месте был выход газогидратов, которые при подъеме на поверхность увлекают за собой теплую воду. Лед становится тоньше.
После этого случая я отменил все свои программы с машинами на льду. Теперь мы с туристами путешествуем пешком, на коньках или велосипедах. И призываю всех отказаться от поездок на льду на автомобилях. Это небезопасно. Выбраться из провалившейся машины очень сложно.
Для путешествий по льду выбирайте судно на воздушной подушке, снегоход, велосипед, коньки, а лучше — идите пешком.
Если решились ехать на автомобиле, то только по официально разрешенной переправе. Передвигайтесь исключительно днем. Не пристегивайтесь. Возьмите в руки что-то, что поможет выбить стекло. Двигайтесь медленно. Потому что если машина проваливается на скорости, будет удар об лед, а значит — травмы.
Сейчас в регионе работает 35 ледовых переправ, проезд автомобилей по льду вне переправы запрещен. Несанкционированные выезды на лед перекрывают, а нарушителей привлекают к ответственности. Нарушение запрета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до 1 000 рублей.; на должностных лиц до 5 000 рублей.; на юридических лиц до 50 000 рублей.
«Мы не стали проверять ледовую обстановку — и сделали ошибку»
Я связан с Байкалом 45 лет, но однажды всё-таки попал в большую неприятность. К тому моменту у меня был большой опыт езды по льду. Я видел всевозможные ситуации и хорошо знал поведение зимнего Байкала. И то, что я сам могу попасть в происшествие, — просто не мог представить.
Мы с товарищем поехали по старой ледовой переправе из залива Хул в Куркутский. Было 28 февраля — время, раннее для ледовых происшествий. У Ольхонских ворот трещина всегда проходит вдоль, а мы попали в ту, что носила локальный характер. Трещины встают торосами вверх, либо лед заламывает вниз. Когда вниз — края трещины задраны и образуют трамплин. Внешне это выглядит как небольшие торосы. Кажется, что можно ехать. Сомнения были, но мы не вышли проверить — и сделали ошибку.
На скорости мы попали на такой трамплин и полетели в воду. Трещина оказалась 15 метров в ширину. Повезло, что там не успел наморозиться свежий лед — при ударе он вышиб бы лобовое стекло, нас бы просто задавило в салоне. Водитель выпрыгнул из машины еще в полете. Я задержался, потому что соображал: выпрыгивать в унтах или без? Вода начала наполнять салон, думать стало некогда, и я моментально оказался на крыше нашего УАЗика. Машину подо мной закручивало, тянуло вниз. Прыгнул как можно дальше и поплыл к краю трещины. Отполированный ветром лед был абсолютно гладким, выбраться из воды было крайне тяжело — голыми руками за него не зацепиться. Снова повезло — в правом унте у меня был нож. Зацепился им, вылез сам, потом вытащил товарища. Мы были на середине Ольхонских ворот. Остаться на льду опасно для жизни, при среднем ветре можно превратиться в статую за минуты. Мы побежали в сторону Куркутского залива, там на нашу удачу остановился автомобиль. Нас довезли в МРС. Позже то место мы оградили одиночной вешкой. Это важный знак: если вы увидели такой, значит, место ненадежное. Этот случай был очередным подтверждением того, что с Байкалом шутки плохи.
Зимний Байкал — это не застывшая красивая картинка, а живой организм, часто непредсказуемый и даже опасный. Для байкальского рыбака знать про лед так же важно, как уметь ловить рыбу.
Между всеми мысами, далеко вдающимися в море, проходят радиальные становые щели. Околомысовые течения формируют пропарины. Они появляются ближе к весне, когда солнечная активность повышается. Пропарины возникают еще по двум причинам: выход газов, сопровождаемых подъемом более теплой воды к поверхности; выход подземных источников, в том числе термальных. Еще существуют байкальские течения, среди которых есть типичные, а есть те, которые трудно прогнозировать. Все это формирует характер льда. Ветра тоже играют здесь важную роль. Ледовые поля приходят в движение в основном с помощью ветра: все те щели, которые формируются на ложе Байкала, подвержены воздействию ветра.
Ледовая обстановка меняется каждый день: там, где вчера проезжал грузовик, сегодня уже можно даже не пройти. Автотуризм в последние годы стал очень популярен, и люди без страха едут по льду в любых направлениях, вдоль и поперек. Так рисковать нельзя. Даже бывалые все чаще отказываются пересекать большой Байкал — из-за теплых зим лед стал еще более непредсказуемым.
Не заезжайте за вешки. Если вы не жили на Байкале несколько десятков лет, изучая его природу каждый сезон, ездите только по официальной ледовой дороге. Но даже там при любых сомнениях выходите из машины проверить лед.
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»
Комментариев 0