11.01.2022 18:02
11.01.2022 18:02
Ближе к концу прошлого года областные власти в очередной раз определились с местом для нового аэропорта Иркутска. Речь об участке возле села Позднякова. До этого в качестве альтернативы рассматривали Ключевую Падь. Автор «Иркутского блога» Вадим Палько разобрал плюсы и минусы двух площадок и указал в этой истории на важный вопрос, который власти и жители предпочитают игнорировать.
Много лет власти региона обсуждали выбор новой площадки для аэропорта, вот только на ключевой вопрос, зачем, вразумительного ответа никто не давал. Конечно, иркутяне хорошо знают неофициальное прозвище малой родины — «город падающих самолетов», — которое подкреплено страшными воспоминаниями о том, как они падали прямо на здания («Верблюд» ранее подробно писал об этом. — Прим. ред.).
Действительно, в черте Иркутска за последние 30 лет такое случалось дважды. Самый известный случай — падение «Руслана» в 1997 году на жилой район «Иркутск-2».
Второй случай — в 2013 году. Тогда в районе станции Батарейной (территория Иркутска), пролетев прямо над жилыми домами, военно-транспортный самолет упал на склады за ними.
Эти два крушения объединяет одна деталь: оба самолета никак не связаны с аэропортом Иркутска. Один из них («Руслан» в 1997 году) взлетел с аэродрома местного авиазавода — совсем другой взлетно-посадочной полосы, находящейся в противоположном конце города. То же и с катастрофой 2013 года — упавший на склады самолет пытался приземлиться на ту же площадку.
Теперь задумайтесь: помните ли вы, чтобы кто-то требовал вынести за пределы Иркутска аэродром авиазавода? Ведь эта полоса, где в том числе испытывают еще непроверенные новые самолеты, — куда более серьезный источник опасности.
Нет, о нем почти не вспоминают. Зато в городе привыкли говорить о переносе главного аэропорта, хотя полеты гражданских рейсов контролируются гораздо строже.
Да, нередко говорят о проблеме туманов в главном иркутском аэропорту, однако, если проанализировать все катастрофы за последние 30 лет, выясняется интересная деталь: местоположение аэропорта Иркутска с его погодными особенностями не становилось причиной авиакатастроф.
В Иркутске распространено мнение, что местный аэропорт якобы находится «слишком близко», а отдаленное расположение — это норма, к которой нужно стремиться. Давайте же взглянем на общемировую «норму». Так, в Лондоне к аэропорту Хитроу вплотную примыкают жилые кварталы. Аэропорт имени Фредерика Шопена в Варшаве прямо примыкает к городу — даже поплотнее, чем аэропорт Иркутска.
Кто-то скажет: «Это же Европа, у них там мало места, а у нас в Сибири много, нечего экономить пространство!» Что ж. Давайте взглянем на большие страны: ниже, например, аэропорт имени Кеннеди в Нью-Йорке. С двух сторон вплотную примыкает к жилым кварталам.
Аэропорт Вашингтона плотно примыкает к высотной (!) городской застройке. А вот аэропорт столицы Бразилии — вокруг полно пустой земли, но он находится в окружении городской застройки.
В довесок — Китай. Аэропорт Пекина тоже находится в окружении городских кварталов. На их фоне местоположение аэропорта Иркутска кажется даже менее связанным с городской застройкой.
Итак, мы видим, что многие города мира без проблем сосуществуют с аэропортами, которые буквально внедрены в городскую застройку. Что же случается с городами, где аэропорты строят на большом расстоянии? Давайте взглянем на эти примеры.
У России, как мы знаем, особый путь — вопреки здравому смыслу и мировой практике. Действительно, в нашей стране существует тренд на перенос и строительство аэропортов дальше от городской застройки. Но что это дает?
Миф: если перенести аэропорт подальше, самолеты перестанут пролетать над городом.
Факт: нет, не перестанут. Посмотрите на Новосибирск: там аэропорт Толмачево находится на заметном удалении от города, но самолеты все равно разворачиваются прямо над самым центром. Сам однажды перед посадкой с удивлением увидел внизу местный оперный театр.
Главный же недостаток отдаления аэропорта от города — проблема трансфера пассажиров. Яркий пример — аэропорт «Платов» в Ростовской области. Его строили как новый аэропорт Ростова-на-Дону, но площадку выбрали настолько отдаленную (примерно в 50 километрах), что путь от терминала до города превращается в отдельное большое путешествие.
В 2021 году я как раз там побывал и на себе ощутил, что расстояние — это дорого и неудобно. От аэропорта до города курсируют автобусы — 120 рублей в одну сторону, отправление — один раз в 30 минут. Можно поехать на такси, но поездка будет стоить больше тысячи рублей.
Путь на автобусе до центра Ростова-на-Дону по расписанию — 1 час 10 минут, но по факту вы, вероятнее всего (как случилось и со мной), встанете в пробку на въезде в город. В итоге на дорогу может уйти два часа (прямо как путь из Москвы в Ростов на самолете).
В мире есть известный пример, наглядно показывающий, что удаленный от города аэропорт — это выбрасывание огромных денег, которое оборачивается неудобством для жителей, туристов и бизнеса. Это аэропорт «Мирабель» в Монреале (Канада).
В 1970-е годы его возводили с расчетом, что городу нужно место для застройки, поэтому авиаузел якобы надо разместить на расстоянии (примерно как сейчас говорят в Иркутске). В итоге новый аэропорт Монреаля построили в 40 километрах от города. Вот он на современном спутниковом снимке. До сих пор вокруг поля.
Однако затрудненное (из-за расстояния) транспортное сообщение сделало его крайне непопулярным среди путешественников и авиакомпаний. В результате уровень пассажиропотока так и не приблизился к ожидаемому и со временем стал падать.
Позднее «Мирабель» признали неудачным проектом — в 2002 году он принял последний пассажирский рейс. Теперь основной аэропорт Монреаля — прежний, имени Пьера Эллиота Трюдо, который находится в окружении городской застройки. И ничего — никаких проблем.
Если вы дочитали до этого места, думаю, вам уже понятно, в чем ключевой недостаток выбранной площадки под аэропорт Иркутска.
Проблема №1. Слишком большое расстояние. Конечно, не ростовские 50 километров, но все равно немало: от выбранной площадки до центра Иркутска по прямой — больше 26 километров, а учитывая, что из-за рельефа трасса будет заметно петлять, можно смело заявлять 30 километров.
Следствие:
Проблема №2. Слишком большие затраты на инфраструктуру. Вместе с аэропортом потребуется срочно строить новый мост через Ангару с северным обходом города, в противном случае жители Ангарска, Усолья-Сибирского, Черемхово и других населенных пунктов будут вынуждены делать большой крюк через Иркутск, чтобы добраться до аэропорта. Тем самым они будут еще больше нагружать выезд из города для иркутян.
Проблема №3. Отсутствие железнодорожных путей поблизости, а равно и невозможность организации аэроэкспресса. Следовательно — угроза появления «таксистской мафии».
Проблема №4. Иркутск потеряет часть туристов (возможно, значительную). Несмотря на то что сам по себе он является ценным историческим городом, его туристический бренд никак не развивают. В итоге значительная часть гостей — это люди, прибывающие в первую очередь на Байкал и лишь в Иркутске узнающие, что в этом городе есть на что посмотреть. Однако из-за строительства аэропорта в Позднякова прибывающим туристам будет проще уезжать сразу на Ольхон, чем ехать в Иркутск — в противоположную сторону.
Если коротко — веских причин для переноса нынешнего аэропорта нет. Однако, если уж факт часто пролетающих над городом самолетов кого-то сильно смущает, а деньги девать некуда, рассмотрим лучший вариант.
Он у всех на виду — достаточно открыть карту. Речь о территории в районе поселка Стеклянка между Иркутском и Ангарском. Эту площадку всерьез обсуждали, даже долгое время считали приоритетной.
Преимущества этой площадки:
Казалось бы, идеальный вариант, но его в итоге отвергли. Знаете почему? Вот цитата из статьи «Российской газеты» по этой теме: «Было предложено несколько площадок, приоритетной считалась территория между Иркутском и Ангарском в районе поселка Стеклянка. Однако площадку не согласовали военные — она попадает в зону полетов самолетов авиазавода».
Да, друзья. Самый удобный вариант переноса аэропорта исключили для того, чтобы аэродром авиазавода, с которым связаны реальные падения самолетов на город, без проблем оставался на прежнем месте. Такой вот абсурд.
Иногда среди отдельных граждан встречается еще один довод против аэропорта между Иркутском и Ангарском — мол, авиаузел помешал бы слиянию в единый мегаполис. Так и хочется ответить: откройте карту и глаза. Желательно одновременно.
Ангарск и Иркутск разделяет пространство, которое больше, чем весь Иркутск в длину от Солнечного до окраины Ново-Ленино. Иными словами, чтобы застроить этот участок, нужно построить еще один Иркутск (и даже больше).
Откуда в области взять еще 600 тысяч жителей для этого пространства? Ниоткуда — такой прирост населения Иркутску в ближайшее столетие не грозит.
И самое главное: какой смысл в застройке этого пространства? К сожалению, адепты «слияния» Иркутска и Ангарска не в состоянии аргументировать ее необходимость. По сути, эти мечты — бессмысленная гигантомания либо проявление провинциального комплекса: что-то из серии «Она хотела бы жить на Манхэттене».
Подписывайтесь на телеграм-канал «Верблюда в огне»!
Фото: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»
Читайте также
Вадим Палько 16.06.2022 20:04
Вадим Палько 11.01.2022 18:02
Вадим Палько 16.11.2021 16:34
«Волшебный Байкал»: в ближайшие годы Приангарье получит средства на развитие туризма
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев принял участие в совещании по вопросу создания федеральных круглогодичных курортов «Пять морей и озеро Байкал», которое накануне провел президент России Владимир Путин.
— До 2030 года предстоит почти вдвое – до 140 миллионов – увеличить число ежегодных путешествий по стране, для этого расширять именно доступное предложение разнообразных туристических услуг. Для всех наших регионов туризм открывает новые перспективы для развития, для создания рабочих мест, для расширения предпринимательской, творческой инициативы. И в этой связи ещё одна важнейшая задача, о которой также было сказано в Послании: уже в горизонте текущего десятилетия вклад внутреннего туризма в ВВП страны должен вырасти вдвое – до пяти процентов, — сказал президент, открывая совещание.
Владимир Путин обратил особое внимание на то, что с развитием курортных территорий одновременно должна повышаться их транспортная доступность, развиваться другая сопутствующая инфраструктура, в том числе коммунальная и инженерная.
— Имею в виду в целом расширение внутри- и межрегионального, в том числе воздушного сообщения, модернизацию опорной сети автомобильных дорог, о чем я говорил, и внутренних водных путей, строительство новых скоростных железнодорожных и автомагистралей, — подчеркнул глава государства.
О готовности Приангарья реализовать проект «Волшебный Байкал» в тесном сотрудничестве с правительством страны, Республикой Бурятией, корпорацией Туризм.РФ, государственными корпорациями и инвесторами в рамках мероприятий по созданию федеральных круглогодичных морских курортов проекта «Пять морей и озеро Байкал» президенту России Владимиру Путину рассказал губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
Приангарье включает в проект «Волшебный Байкал» две локации. Это город Байкальск с особой экономической зоной туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» и «Байкальскую слободу» в районе поселка Тальцы.
Общая площадь курортной зоны составит около 1200 га, протяженность береговой линии — 7 км, сумма бюджетных вложений — 25 млрд рублей, частных инвестиций – 54 млрд. Будет создано 5 400 комфортабельных номеров для круглогодичной работы курорта. Проект имеет большие перспективы и кроме всего прочего создаст 6 000 новых рабочих мест.
В Байкальске в рамках проекта планируется создать благоустроенную набережную, парки, лыжероллерные трассы, центр тропостроения. В районе Тальцов предполагается открытие современного курорта полного цикла на 3 500 номеров. Реализация проекта займет девять лет. Поэтапный ввод в эксплуатацию объектов рассматривается с 2027 по 2035 годы.
В «Байкальской слободе» появятся современный всесезонный аквапарк, спа- и термальные комплексы, рыбацкая и ремесленная деревни, яхтенная марина полного цикла, лыжные и велотрассы, экотропы, пляжная зона, конгресс-центр.
— Для развития круизного туризма на Байкале необходимо создать в Порту Байкал зимнюю стоянку для больших судов и провести реконструкцию приоритетных причальных сооружений. Вместе с тем, необходимо провести реконструкцию на двух важных автотранспортных артериях к Байкалу. Первая – это дорога Иркутск – Листвянка, вторая – федеральная автомобильная трасса Р-258 от Иркутска до Байкальска. А так же предусмотреть возможный обход трех населенных пунктов вблизи Байкала – это Култук, Слюдянка и Байкальск, — рассказал Игорь Кобзев.
Губернатор отметил, что инвесторы уже проявляют интерес к заявленным проектам.
По поручению Владимира Путина правительство России предусмотрит в шестилетнем периоде средства на реализацию представленных губернаторами на совещании проектов по развитию туризма в регионах.
Комментариев 0