• 11 июня в Иркутске откроется кинотеатр под открытым небомнебом
  • Власти потратят почти миллиард рублей на флаги и гербы для российских школшкол
  • В иркутском кинотеатре пройдет обсуждение аниме «Призрак в доспехах»доспехах»

Главная > 11.01.2022 18:02

Что не так с новым местом для аэропорта. Разбор «Иркутского блога»

Вадим Палько

Вадим Палько

0 Читать комментарии
Что не так с новым местом для аэропорта. Разбор «Иркутского блога» - Верблюд в огне

Ближе к концу прошлого года областные власти в очередной раз определились с местом для нового аэропорта Иркутска. Речь об участке возле села Позднякова. До этого в качестве альтернативы рассматривали Ключевую Падь. Автор «Иркутского блога» Вадим Палько разобрал плюсы и минусы двух площадок и указал в этой истории на важный вопрос, который власти и жители предпочитают игнорировать.


Зачем переносить аэропорт

Много лет власти региона обсуждали выбор новой площадки для аэропорта, вот только на ключевой вопрос, зачем, вразумительного ответа никто не давал. Конечно, иркутяне хорошо знают неофициальное прозвище малой родины — «город падающих самолетов», — которое подкреплено страшными воспоминаниями о том, как они падали прямо на здания («Верблюд» ранее подробно писал об этом. — Прим. ред.).

Действительно, в черте Иркутска за последние 30 лет такое случалось дважды. Самый известный случай — падение «Руслана» в 1997 году на жилой район «Иркутск-2».

Второй случай — в 2013 году. Тогда в районе станции Батарейной (территория Иркутска), пролетев прямо над жилыми домами, военно-транспортный самолет упал на склады за ними.

Эти два крушения объединяет одна деталь: оба самолета никак не связаны с аэропортом Иркутска. Один из них («Руслан» в 1997 году) взлетел с аэродрома местного авиазавода — совсем другой взлетно-посадочной полосы, находящейся в противоположном конце города. То же и с катастрофой 2013 года — упавший на склады самолет пытался приземлиться на ту же площадку.

Фото: Wikipedia/РИА

Теперь задумайтесь: помните ли вы, чтобы кто-то требовал вынести за пределы Иркутска аэродром авиазавода? Ведь эта полоса, где в том числе испытывают еще непроверенные новые самолеты, — куда более серьезный источник опасности.

Нет, о нем почти не вспоминают. Зато в городе привыкли говорить о переносе главного аэропорта, хотя полеты гражданских рейсов контролируются гораздо строже.

Да, нередко говорят о проблеме туманов в главном иркутском аэропорту, однако, если проанализировать все катастрофы за последние 30 лет, выясняется интересная деталь: местоположение аэропорта Иркутска с его погодными особенностями не становилось причиной авиакатастроф.

  • 1994 год. Самолет упал на ферму за пределами города. Причина — неисправные двигатели, положение аэропорта на произошедшее не повлияло.
  • 2001 год. Самолет подлетал к Иркутску, но рухнул возле Бурдаковки. Причина — ошибка экипажа. С положением аэропорта и погодными условиями произошедшее не связано.
  • 2006 год. Уже приземлившийся самолет выкатился за пределы полосы и врезался в бетонные ограждения аэропорта (после чего загорелся). Тут важно понимать, что ограждения, с которыми можно столкнуться, есть у любого аэропорта вне зависимости от близости к городу. То есть проблема не в расположении самого аэропорта относительно города, а в том, что самолет выехал с полосы.

Мировая практика

В Иркутске распространено мнение, что местный аэропорт якобы находится «слишком близко», а отдаленное расположение — это норма, к которой нужно стремиться. Давайте же взглянем на общемировую «норму». Так, в Лондоне к аэропорту Хитроу вплотную примыкают жилые кварталы. Аэропорт имени Фредерика Шопена в Варшаве прямо примыкает к городу — даже поплотнее, чем аэропорт Иркутска.

Кто-то скажет: «Это же Европа, у них там мало места, а у нас в Сибири много, нечего экономить пространство!» Что ж. Давайте взглянем на большие страны: ниже, например, аэропорт имени Кеннеди в Нью-Йорке. С двух сторон вплотную примыкает к жилым кварталам.

Аэропорт Вашингтона плотно примыкает к высотной (!) городской застройке. А вот аэропорт столицы Бразилии — вокруг полно пустой земли, но он находится в окружении городской застройки.

В довесок — Китай. Аэропорт Пекина тоже находится в окружении городских кварталов. На их фоне местоположение аэропорта Иркутска кажется даже менее связанным с городской застройкой.

Итак, мы видим, что многие города мира без проблем сосуществуют с аэропортами, которые буквально внедрены в городскую застройку. Что же случается с городами, где аэропорты строят на большом расстоянии? Давайте взглянем на эти примеры.

Россия: тенденция на отдаление

У России, как мы знаем, особый путь — вопреки здравому смыслу и мировой практике. Действительно, в нашей стране существует тренд на перенос и строительство аэропортов дальше от городской застройки. Но что это дает?

Миф: если перенести аэропорт подальше, самолеты перестанут пролетать над городом.

Факт: нет, не перестанут. Посмотрите на Новосибирск: там аэропорт Толмачево находится на заметном удалении от города, но самолеты все равно разворачиваются прямо над самым центром. Сам однажды перед посадкой с удивлением увидел внизу местный оперный театр.

Главный же недостаток отдаления аэропорта от города — проблема трансфера пассажиров. Яркий пример — аэропорт «Платов» в Ростовской области. Его строили как новый аэропорт Ростова-на-Дону, но площадку выбрали настолько отдаленную (примерно в 50 километрах), что путь от терминала до города превращается в отдельное большое путешествие.

В 2021 году я как раз там побывал и на себе ощутил, что расстояние — это дорого и неудобно. От аэропорта до города курсируют автобусы — 120 рублей в одну сторону, отправление — один раз в 30 минут. Можно поехать на такси, но поездка будет стоить больше тысячи рублей.

Путь на автобусе до центра Ростова-на-Дону по расписанию — 1 час 10 минут, но по факту вы, вероятнее всего (как случилось и со мной), встанете в пробку на въезде в город. В итоге на дорогу может уйти два часа (прямо как путь из Москвы в Ростов на самолете).

Отдаленный = неудобный: урок Монреаля

В мире есть известный пример, наглядно показывающий, что удаленный от города аэропорт — это выбрасывание огромных денег, которое оборачивается неудобством для жителей, туристов и бизнеса. Это аэропорт «Мирабель» в Монреале (Канада).

В 1970-е годы его возводили с расчетом, что городу нужно место для застройки, поэтому авиаузел якобы надо разместить на расстоянии (примерно как сейчас говорят в Иркутске). В итоге новый аэропорт Монреаля построили в 40 километрах от города. Вот он на современном спутниковом снимке. До сих пор вокруг поля.

Однако затрудненное (из-за расстояния) транспортное сообщение сделало его крайне непопулярным среди путешественников и авиакомпаний. В результате уровень пассажиропотока так и не приблизился к ожидаемому и со временем стал падать.

Позднее «Мирабель» признали неудачным проектом — в 2002 году он принял последний пассажирский рейс. Теперь основной аэропорт Монреаля — прежний, имени Пьера Эллиота Трюдо, который находится в окружении городской застройки. И ничего — никаких проблем.

Резюме: что не так с аэропортом в Позднякова?

Если вы дочитали до этого места, думаю, вам уже понятно, в чем ключевой недостаток выбранной площадки под аэропорт Иркутска.

Проблема №1. Слишком большое расстояние. Конечно, не ростовские 50 километров, но все равно немало: от выбранной площадки до центра Иркутска по прямой — больше 26 километров, а учитывая, что из-за рельефа трасса будет заметно петлять, можно смело заявлять 30 километров.

Следствие:

  • дороговизна передвижения (стоимость такси для иркутян возрастет с нынешних нескольких сотен по городу до 1500–2000 рублей);
  • время на поездку существенно увеличится (нужно учитывать и пробки на развязках, в том числе на Маратовской).

Проблема №2. Слишком большие затраты на инфраструктуру. Вместе с аэропортом потребуется срочно строить новый мост через Ангару с северным обходом города, в противном случае жители Ангарска, Усолья-Сибирского, Черемхово и других населенных пунктов будут вынуждены делать большой крюк через Иркутск, чтобы добраться до аэропорта. Тем самым они будут еще больше нагружать выезд из города для иркутян.

Проблема №3. Отсутствие железнодорожных путей поблизости, а равно и невозможность организации аэроэкспресса. Следовательно — угроза появления «таксистской мафии».

Проблема №4. Иркутск потеряет часть туристов (возможно, значительную). Несмотря на то что сам по себе он является ценным историческим городом, его туристический бренд никак не развивают. В итоге значительная часть гостей — это люди, прибывающие в первую очередь на Байкал и лишь в Иркутске узнающие, что в этом городе есть на что посмотреть. Однако из-за строительства аэропорта в Позднякова прибывающим туристам будет проще уезжать сразу на Ольхон, чем ехать в Иркутск — в противоположную сторону.

Где должен быть аэропорт?

Если коротко — веских причин для переноса нынешнего аэропорта нет. Однако, если уж факт часто пролетающих над городом самолетов кого-то сильно смущает, а деньги девать некуда, рассмотрим лучший вариант.

Он у всех на виду — достаточно открыть карту. Речь о территории в районе поселка Стеклянка между Иркутском и Ангарском. Эту площадку всерьез обсуждали, даже долгое время считали приоритетной.

Преимущества этой площадки:

  • гораздо ближе к Иркутску, чем Позднякова, при этом не затрагивает городскую застройку;
  • жителям Ангарска, Усолья и прочих городов не нужно проезжать через Иркутск, чтобы попасть в аэропорт, — для них путь в целом существенно сокращается;
  • снижаются затраты на инфраструктуру — не нужно строить протяженные трассы и новый мост через Ангару;
  • рядом проходит железная дорога — есть возможность достроить ответвление до аэропорта и запустить аэроэкспресс;
  • Иркутск не теряет туристов.

Казалось бы, идеальный вариант, но его в итоге отвергли. Знаете почему? Вот цитата из статьи «Российской газеты» по этой теме: «Было предложено несколько площадок, приоритетной считалась территория между Иркутском и Ангарском в районе поселка Стеклянка. Однако площадку не согласовали военные — она попадает в зону полетов самолетов авиазавода».

Да, друзья. Самый удобный вариант переноса аэропорта исключили для того, чтобы аэродром авиазавода, с которым связаны реальные падения самолетов на город, без проблем оставался на прежнем месте. Такой вот абсурд.

P. S. Пара слов про агломерацию

Иногда среди отдельных граждан встречается еще один довод против аэропорта между Иркутском и Ангарском — мол, авиаузел помешал бы слиянию в единый мегаполис. Так и хочется ответить: откройте карту и глаза. Желательно одновременно.

Ангарск и Иркутск разделяет пространство, которое больше, чем весь Иркутск в длину от Солнечного до окраины Ново-Ленино. Иными словами, чтобы застроить этот участок, нужно построить еще один Иркутск (и даже больше).

Откуда в области взять еще 600 тысяч жителей для этого пространства? Ниоткуда — такой прирост населения Иркутску в ближайшее столетие не грозит.

И самое главное: какой смысл в застройке этого пространства? К сожалению, адепты «слияния» Иркутска и Ангарска не в состоянии аргументировать ее необходимость. По сути, эти мечты — бессмысленная гигантомания либо проявление провинциального комплекса: что-то из серии «Она хотела бы жить на Манхэттене».


Подписывайтесь на телеграм-канал «Верблюда в огне»!

Фото: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»

Комментариев 0

Загрузка...

Тренды 18.04.2022 12:00

Что такое Индекс качества жизни (объясняем в картинках) и почему в Иркутске жить хорошо

Яна Шутова

Автор Яна Шутова

0 Читать комментарии

Представьте, что любой город России можно, как во многих интернет-магазинах, «добавить к сравнению» и посмотреть, как он выглядит на фоне остальных. Много ли в нем людей, работающих по 50 часов в неделю? Достаточно ли фруктов и овощей они едят? Пользуются ли электромобилями и есть ли у них в пешей доступности школа? Для ответа на эти вопросы госкорпорация ВЭБ.РФ вместе с партнерами разработала информационно-аналитическую систему «Индекс качества жизни в городах России»: на конкретных цифрах можно увидеть, чем отличаются наши города.

«Верблюд» в картинках объясняет, как индекс может пригодиться вам в повседневной жизни. А еще мы нашли в базе данных Иркутск и проверили, как он оценен по разным параметрам — от уровня благоустройства до work-life balance у его жителей.


Партнерский материал

Кому нужен Индекс ВЭБа

В Иркутске широко известен проект арт-вечеринок «Без бокала нет Шагала». Люди собираются в приятной атмосфере, чтобы продегустировать хорошее вино и написать собственную (возможно, первую в жизни) картину. Пять лет назад «Шагал» начинался с вечеринки для друзей в винном погребе, а сегодня это большой проект с франшизой в 15 городах России. Каждый раз, открываясь в новом месте, владельцу бизнеса Светлане Давыдовой приходится проводить глубокий анализ незнакомого города.

«Когда мы рассматриваем открытие очередной франшизы, я обращаю внимание на ряд критериев. Например, сколько в городе компаний, которые работают в сфере креативных индустрий. Кто бы что ни говорил, наличие конкурентов — это хорошо. Потому что если в городе нет конкурентов, то нам самим придется „раскачивать“ аудиторию. Так, например, было в Южно-Сахалинске, где люди привыкли после работы идти домой и смотреть телевизор», — рассказывает Светлана Давыдова.

«»

«Очень важно знать, есть ли в городе музеи, кинотеатры, галереи и охотно ли туда ходят. Количество объектов общественного питания — тоже важный показатель. Когда город живет, у него высокий потребительский коэффициент, как следствие — высокий уровень сервиса. В случае с „Шагалом“ кафе и рестораны — это еще и площадки для проведения мероприятий».

Эти и другие важные показатели городов предпринимателям теперь не нужно выискивать самостоятельно. Они есть в открытом доступе Индекса качества жизни. Имея все данные под рукой (от уровня доходов населения до количества коворкингов), Светлана Давыдова может быстро оценить ситуацию: так, в Самаре в три раза меньше точек общепита на душу населения, чем в Иркутске, а кемеровчане посещают культурные события в два раза чаще иркутян.

«»

«По данным Индекса качества жизни ВЭБ.РФ, Иркутск входит в топ-20 лучших городов России по девяти показателям. Это обеспеченность врачами, высокая доступность спортивных объектов, пешая доступность школ, достаточное число кафе и ресторанов, обилие зеленых зон и ряд других», — рассказал руководитель блока аналитики и маркетинга группы ВЭБ.РФ Андрей Самохин.

В базу данных включены 115 городов России, и каждый оценен примерно по 250 показателям. Такой инструмент интересен не только предпринимателям, но и обычным горожанам. Для многих семей Индекс ВЭБа может стать ориентиром в решении повседневных вопросов: где провести отпуск, в какой город поступать учиться. С помощью удобной таблицы можно за пару кликов узнать, что иркутяне в среднем стоят на остановке 8,5 минут, что здесь каждый пятый ведет здоровый образ жизни и что у 90% жителей школа находится в 20-минутной шаговой доступности.

Индекс качества жизни — это независимое исследование, поэтому его результаты могут дать пищу для размышлений представителям городской власти. Цифры дают четкое понимание, какие отрасли нуждаются в реформах и эффективных решениях, а какие являются конкурентными преимуществами Иркутска. Сейчас администрация города заключила контракт с компанией Strategy Partners Group на разработку Стратегии социально-экономического развития Иркутска до 2036 года.

«Результаты исследования Индекса качества жизни будут направлены в Strategy Partners Group для использования в работе, поскольку Индекс качества жизни имеет конкретное практическое применение», — пояснили в мэрии.

Как устроен Индекс качества жизни

Ядро концепции — это потребности обычного человека. Индекс учитывает все аспекты, влияющие на повседневную жизнь российской семьи, а это более 250 разных показателей. Из них складывается детальный портрет населенного пункта. По этим критериям можно сопоставить его с другими российскими или зарубежными городами.

Что это дает? Во-первых, позволяет четко разглядеть конкурентные преимущества города, а лучшие практики — тиражировать на всю страну. Во-вторых, увидеть в городе «слабые места» и превратить их в точки роста. Индекс создан не для того, чтобы ранжировать города, а чтобы изучить потребности жителей. Это не рейтинг, а практический инструмент анализа.

Есть пять ключевых принципов, с учетом которых формируется Индекс качества жизни.

  • Человекоцентричность. Все города рассматриваются изнутри, с позиции простого человека и его ценностей.

Иркутяне удовлетворены своей жизнью на 5,61 балла из 10. Чтобы выяснить это, респондентам задавали вопрос: «Вообразите лестницу со ступеньками от 0 до 10. Самая верхняя — это лучшая для вас жизнь, самая нижняя — наихудшая. Где вы сейчас находитесь?»

  • Функциональность. Сильные и слабые стороны места легко проявить, если сравнить его с другими российскими или зарубежными городами по отдельным направлениям.

Уровень обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом у нас значительно выше, чем по России: в Иркутске на 10 тысяч жителей приходится 104 сотрудника, а в других городах — около 80.

  • Интеграция с другими индексами. Показатели анализа — точно такие же, как в других российских и международных индексах. За основу взята структура ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) — по ней проанализировано 650 городов из 38 стран.

В Иркутске доступ к паркам и лесам в пешей доступности имеет 79-80% населения.

  • Институционализация. В России насчитывается 1117 городов и качество жизни в них разительно отличается. Индекс ВЭБа может использоваться как общий знаменатель для национальной системы оценки и в то же время — как инструмент сопоставления с международными стандартами.

Как минимум среднее образование имеют 90,7% иркутян (в возрасте от 25 до 64 лет), в Мадриде — только 75,2%.

  • Регулярность. Жизнь не стоит на месте, поэтому Индекс обновляется ежегодно.

По данным на 2021 год, в Иркутске 9,56% жителей посвящают работе более 50 часов в неделю.

По каким критериям оценивали города

Индекс ВЭБа складывается из 12 направлений, которые больше всего влияют на качество жизни людей: это доход и работа, жилищные условия, здоровье, образование, мобильность, благоустройство, экология, безопасность, общество, работа и отдых, гржданские права, удовлетворенность. Что из этого может пригодиться нам в повседневной жизни?

Жилищные условия. Сколько стоит сегодня квадратный метр жилья, много ли в городе новостроек, высокая ли там ипотечная ставка и сколько однокомнатных квартир можно снять на одну зарплату — этими вопросами в первую очередь задается человек, переезжающий в другой город.

Лидируют по обеспеченности жильем Владикавказ (1,44 комнаты на человека), Краснодар (1,36) и Вологда (1,33). Любопытно, что жилье в российских городах почти в два раза новее, чем в среднем по городам стран ОЭСР (59% домов, построенных после 1980 года, против 30%).

Доход и работа. Этот критерий включает в себя и разнообразие вакансий, и уровень безработицы, и число патентных заявок, и даже количество краудфандинговых проектов в отдельно взятом городе.

Самые высокие зарплаты получают в Магадане, Сургуте и Новом Уренгое (≈1,3–1,6 млн рублей в год). Это сопоставимо с восточноевропейскими странами (Чехия, Словакия, Польша). Быстрее всего работу можно найти в Казани и Белгороде (5 месяцев), а вот во Владикавказе на это уйдет почти год.

Работа и отдых. Этот показатель справедливо выделен в отдельную категорию. Чтобы понять, как жители городов восстанавливают силы, исследователи подсчитали количество музеев, кинотеатров и галерей, оценили кафе, бары и рестораны, обратили внимание на туристическую привлекательность городов.

В среднем 13,1 часа тратит на свой отдых и восстановление (включая ночной сон) житель российского города, работающий полный день. Если оценить культурную жизнь по 10-балльной шкале, то средняя оценка по России составит 5,6. В лидерах — Казань (7,5), Тюмень (7,4) и Екатеринбург (7,3)

Здоровье. Чтобы оценить уровень здоровья, в 115 российских городах подсчитали среднюю продолжительность жизни, количество ЗОЖников, выяснили объем овощей и фруктов в рационе граждан, изучили пешую доступность спортивных объектов и поликлиник.

Выяснилось, что Махачкала — лидер по продолжительности жизни среди российских городов (79 лет). В среднем по России — 73 года.

Только 46% российских горожан считают свое здоровье хорошим или очень хорошим. Это меньше, чем в зарубежных городах.

Образование. На этот критерий влияет множество показателей: доступность школ, учебные результаты школьников, состояние образовательной инфраструктуры, результаты ЕГЭ, доля горожан с высшим образованием.

Между прочим, 59% взрослых горожан в России имеют высшее образование. Это значительно выше, чем в ОЭСР (46%).

Самыми образованными городами можно назвать Воронеж, Брянск и Казань. А вот по удобству расположения школ в числе лидеров Иркутск: 93% проживают в 20-минутной пешей доступности (это на 14% выше общероссийского показателя).

Мобильность. Этот параметр очень хорошо демонстрирует ситуацию с транспортом в конкретном городе. Учитывается соотношение легковых машин и численности населения, наличие каршеринговых сервисов, выделенных велодорожек и зарядных станций для электромобилей, средний возраст автобусов и троллейбусов, время на дорогу до работы, а также число ДТП с общественным транспортом.

Как выяснилось, 13% жителей городов России хотели бы добираться до работы или учебы на велосипедах или самокатах (сейчас это делают 4%).

Благоустройство. Именно городская среда зачастую становится решающим фактором в выборе города для жизни. Из чего она складывается? Из плотности жилой застройки, количества зеленых зон и набережных, городской иллюминации и эстетичной рекламы.

Не может не радовать тот факт, что более 80% населения российских городов живет в пешей доступности от парков и скверов. По мнению самих жителей, наиболее красивые и ухоженные города — это Грозный (94%), Ставрополь (91%) и Ханты-Мансийск (88%)

Как Иркутск оценили в Индексе ВЭБа

По данным Индекса качества жизни, Иркутск входит в топ-20 лучших городов России по девяти показателям. Самые сильные стороны — это жилищные условия (64,83), благоустройство (63,14), образование (63,99), доход и работа (52,67).

Иркутск часто называют студенческим городом — он является магнитом для молодежи из Бурятии, Забайкалья, Приморского и Красноярского краев. Один из многих факторов — количество вузов и ссузов в области креативных специальностей. По этому показателю Иркутск значительно обгоняет города своего кластера (Владивосток, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск и другие).

«»

«Я приехал в Иркутск в 2019 году из Забайкальского края. Хотел поступать в суворовское училище в Чите, но старший брат посоветовал ехать в Иркутск, так как здесь много перспектив», — рассказывает Егор Бальжинимаев, студент третьего курса Института архитектуры, строительства и дизайна ИРНИТУ.

Егор поступил в иркутский политех на специальность «Теплогазоснабжение и вентиляция». «Когда я в первый раз приехал в Иркутск, у меня рот открылся. Увидел остров Конный и буквально влюбился с первого взгляда. После университета я решил остаться здесь. Я уже понимаю, где буду жить и работать. Есть несколько компаний, куда можно будет устроиться инженером, а жить хочу в Университетском, мне нравится этот район. Еще один плюс Иркутска — это спортивная база. Здесь хорошая школа каратэ, я планирую в будущем не просто тренироваться, но и преподавать», — говорит Егор.

«По данным Индекса качества жизни, в Иркутске высокая доступность спортивных объектов и сооружений — 78% жителей города проживают от них в 15 минутах пешком, в то же время в среднем по стране этот показатель равен 65%», — рассказывает главный управляющий директор, руководитель блока аналитики и маркетинга группы ВЭБ.РФ Андрей Самохин.

Средняя годовая зарплата в Иркутске в прошлом году составляла 623,5 тысячи рублей в год, тогда как по России — примерно 545 тысяч. По количеству патентных заявок и научных публикаций наш город в три раза обгоняет остальные российские города. Эти и другие факторы создают благоприятную среду для ведения бизнеса.

«У Иркутска все хорошо по сравнению с городами в средней части России, — подтверждает предприниматель Светлана Давыдова, основатель проекта „Без бокала нет Шагала“. — В средней полосе (Самара, Воронеж, Смоленск) очень низкие зарплаты, наши арт-вечера стоят там дешевле всего. Для клиента 1500-1800 рублей за мероприятие — это потолок. Сибирские города (Тюмень, Иркутск, Новосибирск) более платежеспособны и привлекательны для туристов, поэтому сервис и бизнес здесь развивается стремительнее».

Отдыху и уходу за собой иркутяне посвящают недостаточно времени: вместе с ночным сном выходит меньше 12 часов. На общение времени тоже не хватает: более 40% иркутян признались, что хотели бы видеться с близкими чаще, чем удается. Возможно, по этим причинам оценка удовлетворенности своей жизнью составляет 5,61 баллов из возможных 10. Еще два направления, по которым Иркутск отстает от других российских городов, — это мобильность (36,07) и экология (42,97). В городе отмечается изношенность общественного транспорта и довольно высокий комплексный индекс загрязнения атмосферы (3,67 балла, что в два раза больше среднероссийского показателя).

«Несмотря на то что в Иркутске есть своя гидроэлектростанция, его нельзя назвать городом чистой энергии. ГЭС обеспечивает электроэнергией не город, а Иркутский алюминиевый завод, а город питается от Ново-Иркутской ТЭЦ. Она работает на угле, поэтому у нас такие показатели [загрязненности] атмосферы, — объясняет Иван Крылов, представитель благотворительного экологического фонда „Подари планете жизнь“. — Кроме того, в Иркутске в предместьях Рабочее и Марата до сих пор много домов, отапливаемых от котельных».

В то же время, как отмечает руководитель блока аналитики и маркетинга группы ВЭБ.РФ Андрей Самохин, город находится на высоких позициях по площади, отведенной под парки и зеленые зоны, — в Иркутске это 42% от территории города, а в среднем по России — 27%. По степени вовлеченности жителей в экологические проекты, программы и инициативы Иркутск (12%) тоже выделяется на фоне общероссийского (9%) показателя.

«»

«За последнее время в городе значительно развилась инфраструктура для раздельного сбора мусора. Экотакси у нас уже принимает больше 60 (!) фракций, в том числе тетрапаки. В Иркутске сейчас, по-моему, рекордное количество мини-заводов по переработке отходов», — отмечает экоактивист Иван Крылов.

Еще два года назад все вторсырье из Иркутска вывозили в другие регионы, а сейчас в городе из макулатуры производят картон, туалетную бумагу и утеплитель эковата, говорит Крылов. Как минимум четыре предприятия в городе делают из отслуживших шин резиновую плитку и покрытия. Пластик идет на производство тротуарной плитки, а под Иркутском из бывших бутылок, пакетов и прочего пластика производят домашнюю утварь (ведра, тазики, горшки), мусорные пакеты, стеновые панели из ПВХ. Эти практики берут себе на заметку другие города.


Еще больше интересного — в телеграм-канале «Верблюда в огне»!

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому