• Пробки 2
  • Погода
  • Подрядчик: утилизация отходов БЦБК откладывается из-за бюрократиибюрократии
  • Новые офисы, банкоматы и логотип: главное с конференции СбербанкаСбербанка
  • Врачи Иркутского перинатального центра пожаловались Кобзеву на давление со стороны руководстваруководства

Главная > 27.08.2020 17:33

Как начать вести экологичный образ жизни

Эко-Иркутск

Эко-Иркутск

0 Читать комментарии
Как начать вести экологичный образ жизни - Верблюд в огне

В последнее время всё чаще можно услышать фразы «экологические проблемы», «экосознательность», «экотовары» и много других слов с приставкой «эко». Активисты сообщества «Эко-Иркутск» рассказывают, что они означают.

Слово «экология» изобрел в конце XIX века Эрнст Геккель. Оно переводится как «наука о доме» (от греческих слов «ойкос» — дом — и «логос» — наука). Домом человека в настоящий момент является планета Земля. А что делает хороший хозяин со своим домом? Не только создает красоту и уют, красит стены и ремонтирует крышу, но и содержит в чистоте, бережно относится к дому, чтобы передать его своим детям.

Пока людей на планете было относительно мало, наш дом предоставлял нам достаточно места для здоровой и полноценной жизни, но после промышленной революции ситуация кардинально изменилась: численность населения Земли начала расти с огромной скоростью и скоро достигнет девяти миллиардов. Невероятно возросло и потребление ресурсов. Это привело к тому, что уже с середины двадцатого века ученые объявили о переходе Земли в новую геологическую эпоху, антропоцен, отличающуюся от предыдущих тем, что человек начал существенно видоизменять природу, к сожалению, мало задумываясь о последствиях.

Последствия антропоцена мы ощущаем уже сейчас — это катастрофические лесные пожары, засухи и наводнения, вызванные ускоренным изменением климата; массовые вымирания растений и животных; попадание в природную среду чужеродных, зачастую ядовитых, веществ, что приводит к развитию аллергий, бесплодию, онкологии и другим проблемам со здоровьем. Нельзя забывать и о деградации почв, дефиците питьевой воды, мусорных континентах в океане и заболачивании природных водоемов. К сожалению, чаще всего мы задумываемся о таких проблемах после крупных экологических катастроф.

Для жителей Прибайкалья такое время настало прямо сейчас. Побережье Байкала сильно страдает от поступающих в него бытовых стоков и мусора, оставленного туристами. Страдают уникальные байкальские эндемики, которые находятся под угрозой вымирания в таких условиях. А ведь озеро Байкал — ценнейший ресурс чистой питьевой воды для будущих поколений всего мира!

Фото: catherine-sheila/pexels

В эпоху ускоренного научно-технического прогресса человеку нередко приходилось сталкиваться с ошибками, приводящими к экологическим катастрофам. Ярким примером является БЦБК, который недопустимо было строить на Байкале, а теперь отходы этого предприятия представляют огромную угрозу природе и людям.

Но что же делать, чтобы сохранить природные ресурсы для будущих поколений, не останавливая прогресс? Выход был найден. В семидесятые годы прошлого столетия миру была предложена новая концепция — устойчивого развития. Она предполагает развитие для обеспечения экономического роста и повышения качества жизни людей. Но при этом ресурсы планеты расходуются так, чтобы хватило и последующим поколениям. Это достигается при помощи двух основных инструментов — это развитие и внедрение экотехнологий и экообразование для всех.

Каждый из вас уже сегодня может вступить на этот прогрессивный путь для сохранения ресурсов нашей планеты будущим поколениям: вы можете либо внести вклад в развитие экотехнологий (например, занимаясь наукой в области экологии и устойчивого развития), либо повышать собственный уровень экообразования. Второе — более доступно для большинства людей. Начать можно с простого — следовать трем правилам устойчивого потребления: не покупай лишнего, используй повторно, сдавай на переработку (в англоязычной литературе — принцип трех R — reduce, reuse, recycle).

Помимо этого, следуя концепции устойчивого развития, прогрессивный человек заботится о состоянии водоемов, выбирая безопасную бытовую химию и не сливая загрязненные стоки в водоем, не оставляет мусор на природе, экономит воду и электроэнергию, снижает свой личный углеродный след, заботится о своем здоровье и образовании в области экологии и устойчивого развития. Следование этим принципам еще называют «экожизнью» или жизнью в стиле «эко». При этом совсем не обязательно следовать всем этим рекомендациям сразу, чтобы быть экологичным. Каждый шаг, даже маленький, в сторону сохранения здоровой окружающей среды очень важен.

Фото: Алена Аманмахова/«Верблюд в огне»

Люди, которые стремятся следовать принципам устойчивого развития, называют себя экологистами, или экожителями. В Иркутске с 2016 года существует неформальное городское сообщество экожителей Ecoirk, где каждый желающий может получить ответ на вопросы экологичной жизни в современном городе. Мы проводим акции, открытые лекции и другие мероприятия. Вместе мы делаем Иркутск немного лучше.

Узнать больше можно на наших ресурсах в Instagram и «ВКонтакте».
В последующих статьях в нашем блоге мы более подробно расскажем о том, как внедрить в свою жизнь экопривычки без стресса и снижения качества жизни.


Этот материал — один из блогов «Верблюда в огне». Вы тоже можете завести блог — как это сделать, читайте здесь.

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 15.09.2020 17:35

Прозрачные кабинеты, музыка вместо звонка и рисунки на стенах: как устроена школа «Точка будущего»

Екатерина Балагурова

Автор Екатерина Балагурова

0 Читать комментарии

В День знаний в Иркутске открыла двери «Точка будущего» — образовательный комплекс, абсолютно не похожий на другие иркутские и российские учебные заведения. Современная архитектура, особая система обучения, не опирающаяся на оценки, и множество возможностей для школьников — неудивительно, что многие иркутяне были уверены, что учиться в «Точке» можно будет только за деньги. Но это не так: в школу берут всех и особый акцент делают на инклюзивности, поэтому здесь много ребят из приёмных семей. Корреспондент «Верблюда» побывал в «Точке будущего» и рассказывает, как выглядит и работает инновационный для города проект.


Комплекс построен по инициативе Альберта Авдоляна — основателя компании Yota — и благотворительного фонда «Новый дом», эту идею поддержал глава попечительского совета фонда и генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов. Концепцию разрабатывали с 2013 года. Изначально «Точку будущего» планировали открыть в 2019 году, затем в январе 2020 года, но строительство затянулось.

1 сентября 2020 года 670 детей переступили порог школы, 180 детей зачислили в детский сад. Более 100 из них — сироты, живущие в приёмных семьях. Еще 670 заявлений в резерве — эти ребята начнут учиться в случае, если кто-то из учеников откажется от обучения в «Точке будущего». Школа рассчитана на 1022 ребенка, но первый год пилотный.

Всего «Точка будущего» получила около 4,5 тыс. заявок на прием детей. Учеников отбирали исходя из времени подачи — взяли тех, кто первым заполнил все необходимые документы и мотивационную анкету.

Как все устроено

«Точка будущего» включает три образовательных этапа — дошкольники, младшая и старшая школы. Главная идея проекта — сформировать у детей ответственное отношение к собственной жизни. Здесь обязательны уроки жизненного проектирования, которые проходят с детского сада. Сначала это простые занятия по элементарным навыкам — надо самому завязать шнурки, почистить зубы. С каждым годом спектр уроков расширяется.

До восьмого класса за каждым классом закреплен тьютор, после он курирует всего 12 детей. Каждый ученик самостоятельно выбирает себе жизненную цель на год, а выпускники формируют приоритет и на жизнь после окончания школы. Например, цель школьника — «Хочу измениться, потому что не нравлюсь себе». Вместе с тьютором ученик выстраивает план, как достичь ее в течение года. Для этого ребенок может, например, посещать спортзал или бассейн, заниматься с психологом или даже выбрать новый образ вместе со специалистами. Всё это — в рамках самой школы и в диалоге с родителями, для которых «Точка будущего» тоже собирается периодически проводить встречи и лекции по жизненному планированию.


6 млрд

рублей

— общая стоимость проекта.

600 млн

рублей

— ежегодное содержание школы.

21

гектар

— общая площадь территории комплекса.

Есть несколько полностью оборудованных спортзалов для занятий разными видами спорта, балетные станки, зимой будет каток, лыжная трасса. Также работают бассейн и большая кухня, в которой ученик может сам готовить пищу, психологический центр, биологическая и химическая лаборатории, типография, телестудия, творческие мастерские, где можно изучать робототехнику, 3D-моделирование, и т. д. Кроме того, закуплены новые швейные машинки — педагог может помочь ученику сшить для себя новую одежду.

«Точка будущего» — школа полного дня. Традиционные уроки здесь чередуются с внеурочной деятельностью, которую каждый ребенок выбирает самостоятельно. Нет кипы учебников — всё необходимое есть в классе, каждому ученику выдали индивидуальный ноутбук для занятий. По желанию после уроков дети могут остаться, например, чтобы пообщаться с друзьями, сходить на кружок или сделать домашнее задание. Пока школа учится в одну смену — с 8:00. Для учеников организованы автобусы из разных районов города. Обучение и трехразовое питание (для старшеклассников — шведский стол) полностью бесплатны.

На территории комплекса построен коттеджный поселок — здесь живут приёмные семьи, жилье им предоставили бесплатно. Их отбирает благотворительный фонд Авдоляна «Новый дом» и органы опеки и попечительства Иркутской области. Необходимость брать с определенной периодичностью на попечение детей из детдомов — обязательное условие для предоставления жилья. В каждой семье сейчас от двух до 11 ребят, все они учатся в «Точке будущего».

Архитектура и дизайн

В конкурсе на разработку архитектурной концепции «Точки будущего» участвовали 49 команд из 26 стран мира. Победителем стало датское архитектурное бюро Cebra.

И внутренне, и внешне «Точка будущего» кардинально отличается от привычных советских построек. Шесть корпусов — административный, хозяйственный, младшая и старшая школы, детский сад и бассейн — объединены общей крышей и составляют круг. В центре него образован своеобразный амфитеатр со спортивными площадками, сценой и газоном — здесь учителя в хорошую погоду смогут проводить уроки на открытом воздухе. Все корпуса, кроме детского сада (это здание должно быть отдельным — требования санпина), соединены друг с другом переходами.

В детском саду нет традиционных ярких картинок на стенах, вместо краски или обоев — магнитная поверхность, на которой дети рисуют специальными маркерами. Игрушки тоже не самые обычные — здесь много головоломок и развивающих объектов.

В «Точке будущего» все кабинеты прозрачны, а вместо кирпичей — пластик: так демонстрируют максимальную открытость учебного процесса. Здесь нет выстроенных в ряд парт, вместо них — «подвижные» столы. Закрепленные за детьми и воспитателями группы с помещениями есть только у детсадовцев, школьники же перемещаются по кабинетам — традиционного закрепления пространства за определенным предметом нет.

Инклюзивная среда и педагоги

Главная идея Авдоляна и его команды — благоприятная инклюзивная среда. «Сироты и обыкновенные дети будут чувствовать себя на равных», — говорит бизнесмен. Кроме того, в школу планируют брать и детей с особенностями здоровья. Для этого в «Точке будущего» есть необходимое оборудование, работает большая команда психологов, логопедов и дефектологов.

Сейчас работают более 100 учителей, каждый из которых прошел серьезный конкурс. В следующем году, когда учеников будет больше, число наставников расширится до 200 человек. Это педагоги разного возраста и компетенций, объединенные профессионализмом и желанием работать в инклюзивной среде. Учителя и воспитатели не знают, кто именно из детей является приемным, а кто растет в кровной семье. Школа проводит внутреннее обучение сотрудников, повышает их квалификацию, отводит педагогов от системы «Звонок в школе звучит для меня, вопросы здесь задаю тоже я».

Кстати, традиционных звонков тоже нет. Вместо них об окончании урока будет сигнализировать мелодия, которую на общешкольном голосовании выберут сами дети. Сигнала о начале урока в школе нет — в «Точке будущего» считают, что такая система вызывает у детей желание учиться.

Один из главных принципов проекта — открытость учителей и детей, включенность каждого ребенка в образовательный процесс. Как объяснил заместитель директора по воспитательной работе Максим Астраханцев, «Точка будущего» не гонится за оценками: «Главное для нас — заинтересовать детей в учебе, в самой школе. Если им будет здесь комфортно, приятно и интересно, то они сами будут хотеть учиться. У нас нет цели натренировать детей на сдачу ЕГЭ, мы хотим сделать для них школу вторым домом».

И для Чемезова, и для Авдоляна Иркутск — родной город. Оба бизнесмена видели острую ситуацию с сиротством в Иркутской области и решили помочь региону, в котором прошла часть их жизни. «Создание современного образовательного центра, где дети из приёмных семей смогут познавать мир, учиться и готовиться к взрослой жизни на равных со своими сверстниками, станет важным шагом в решении этой проблемы», — считает Чемезов.

Иркутская «Точка будущего» — не единственный инклюзивный образовательный проект Альберта Авдоляна. Уже в следующем года аналогичную школу начнут строить в Якутии, подписаны все необходимые документы.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому