04.09.2020 17:05
04.09.2020 17:05
Автор блога «Сердитый пешеход» рассказывает историю Глазковского моста — что предшествовало его строительству, каким он был изначально и во что превратился со временем.
Многие помнят старую хохму о том, что Ленин — гриб. Немногие помнят продолжение о том, что Ленин — ещё и радиоволна. И лишь единицы знают, что на самом деле Ленин — мост!
Началось всё с того, что в XIX-м веке Иркутск был крупным купеческим городом, удачно стоявшим прямо посреди Главного Сибирского почтового тракта и активно торговавшим как с Китаем, так и с Москвой. Естественно, что через город шел огромный поток товаров, грузов и людей и всем им надо было переправиться через Ангару. Вплавь добираться не вариант, поэтому предприимчивые горожане катали купцов туда-сюда на карбасах (не путать с баркасами). Переправа на такой барже занимала около получаса.
Карбас — это такая большая плоскодонка длиной 10—15 и шириной около 6 метров с высокими бортами.
Затем, в 1857 году, некий горожанин по фамилии Либгард решил опередить свое время и запустил на Ангаре «самолёт». «Самолётом» в то время называли тип переправы, для которой использовали хитрую систему, состоящую из якоря, длинного каната и лодки с рулевым веслом (см. рисунок):
Выше по течению на середину реки бросался якорь, к которому на длинном канате была привязана лодка. Когда ее загружали, рулевому оставалось только повернуть кормовое весло и течение само гнало лодку к другому берегу, а якорь не позволял лодке уплыть в Енисей.
С помощью такого механизма переправа через Ангару стала занимать всего 4 минуты, что и дало ей народное название «самолёт» — за скорость.
В 1891 году городская дума приняла решение о строительстве постоянного понтонного моста. В том же году он был торжественно открыт цесаревичем Николаем Александровичем (aka Николай II), очень кстати проезжавшим через город. Неудивительно, что мост был назван в его честь — Николаевским.
Вот так выглядел Николаевский мост на старых дореволюционных фотографиях. Фото: Library of congress
Этот мост хоть и принёс большую пользу, но пределом мечтаний не был: проезд по нему был платным, и ехать можно было лишь в одну строну за раз. К тому же он был разводным (как в Питере, ага), так как судоходство никто не отменял. А плывущие по реке суда неоднократно врезались в него, что приводило к частым поломкам. Тем не менее мост просуществовал 45 лет, после чего был благополучно разобран.
Наверняка вы не раз замечали, если пересекали Глазковский мост пешком, странные штуки, торчащие из воды у левого берега, похожие на затонувшие баржи, — это остовы тех самых понтонов, на которых держался Николаевский мост:
Последние следы понтонного моста. Фото: Филипп Козлов
На правом берегу тоже сохранился один из понтонов, в периоды низкой воды к нему даже можно подобраться и собственноручно потрогать историю:
Последние следы понтонного моста. Фото: Филипп Козлов
К 1906 году иркутская Дума решила, что «хватит это терпеть!», и начала обсуждать проект строительства «Нормального большого моста». Через пару лет проект был готов, а его стоимость оценили в 2,3 млн рублей, что в пересчете на современные деньги ~ 1,6—2,3 млрд (в зависимости от методики подсчета). Но тут грянула Первая мировая, затем революция, Гражданская война, НЭП и коллективизация… Проект был отложен в долгий ящик.
Наступает 1924 год, умирает В. И. Ленин, и скорбящие иркутяне начинают краудфандинговую кампанию по сбору средств на памятник вождю. Но люди, немного подумав, решили выполнить памятник… в виде моста через Ангару, а сам мост так и назвали — «Памятник В. И. Ленину».
Разработка проекта была поручена архитектору И.А. Французу, ранее уже работавшему над Мавзолеем для Ильича. А так как на дворе стояли 30-е годы, то неудивительно, что в архитектуре моста отчетливо угадываются элементы господствовавшего в то время в мире ар-деко.
На это указывает много деталей: ступенчатость форм, закономерность и строгость линий опор ограждения и несущих конструкций моста (чтобы лучше себе это представить, просто вспомните Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке). Но сильнее всего архитектурный стиль моста выдает его декор:
Фото: Филипп Козлов
Фото: Филипп Козлов
Когда-то на этих столбах тоже были фонари, об этом говорят остатки проводки и крепления, всё еще торчащие сверху.
Но вернемся к истории. Строительство моста началось в 1931 году. А в 1935 году, к моменту, когда собранные горожанами деньги закончились, выяснилось, что возведены только опоры. Но памятник Ленину негоже было бросать в таком виде, поэтому стройку передали Мостотресту, а государство выделило дополнительные деньги.
После передачи дел Мостотресту темпы значительно ускорились, все трудности были преодолены, и 15 ноября 1936 года новый «Мост им. В.И. Ленина» торжественно открыли.
Редкое фото, запечатлевшее вместе старый и новый мосты. Фото: Иркипедия
Чего-то не хватает, правда? Совершенно верно: трамвай по этому мосту не проедет еще 11 лет, — его построят в городе лишь в 1947. А вагоны для первого иркутского трамвая, кстати, были привезены из Самары.
Кстати. Вы наверняка видели эти большие бетонные блоки, что стоят попарно на обоих концах моста, и задавались вопросом, зачем они там. Дело в том, что там должны были стоять четыре статуи, олицетворяющие советских людей: Колхозника, Рабочего, Партизана и Пограничника. Но постаменты остались пустыми, а почему — загадка.
Теперь к обещанной истории фонарей. За всю историю моста их внешний вид неоднократно менялся. Изучив архивные фотографии, я смог реконструировать все этапы их эволюции.
Вариант №1. Существовал недолго — с ноября по декабрь 1935 года.
Фото: Иркипедия
Вариант №2. Место временных светильников-«колокольчиков» заняли нарядные стеклянные плафоны в виде белых шаров с фигурным навершием, которые и предполагались по проекту, — мост приобрел законченный вид.
Фото: Иркипедия
Вариант №3. После войны внешний вид фонарей был сильно изменен: из парных они стали одинарными; красивые стеклянные плафоны были заменены на простые алюминиевые лампы, а сами фонари были развернуты поперек моста.
Фото: Иркипедия
Но самые заметные и необъяснимые изменения произошли с фонарями уже в наше время.
Несколько лет назад оригинальные элементы фонарей при очередном «ремонте» демонтировали и заменили на невнятные завитушки из стального прута, никак не вписывающиеся в общий стиль моста, — это вариант №4.
Фото: Филипп Козлов
Вдобавок к варварской замене оригинальных деталей, навершия некоторых фонарей «украсили» вот такими медальонами в виде герба города. Видимо, чтобы окончательно добить архитектурный замысел строителей моста.
И это подводит меня к самой грустной части моего повествования.
Ввиду сугубо утилитарной функции моста, на его архитектуру и внешний облик долгое время всем было плевать: «машины едут — да и ладно». Но без должного ухода и ремонта, который ему уже давно необходим, мост в буквальном смысле разваливается.
А техногенная нагрузка, на которую мост не был рассчитан, еще сильнее ухудшает его состояние. Одна только теплотрасса добавляет 2 тонны веса и соответствующие нагрузки на каждый (!) погонный метр моста. Прибавьте сюда транспортный поток в несколько раз больше того, на который был рассчитан мост, и ежегодное поливание моста десятками видов реагентов, ГСМ и прочей «крайне полезной» для конструкций моста химией. Особенно заметен возраст сооружения, если посмотреть на него снизу. Мост покрывается грибком и плесенью.
Фото: Филипп Козлов
Железные конструкции неумолимо ржавеют, (и тоже покрыты грибком), а ведь некоторые секции моста целиком стальные, например путепровод над железной дорогой.
Но даже если просто прогуляться по мосту, то становится виден масштаб разрушений, а главное – уровень «заботы» об этом уникальном сооружении со стороны наших ремонтных служб.
Фото: Филипп Козлов
Я даже не знаю, от чего мост больше страдает: от неумолимого хода времени или отвратительного уровня ухода.
Кто-то додумался покрасить чугунные ограждения моста, которые всегда были черными, в серый! Вы подумали, что это просто грязь и пыль? Нет, это краска!
Фото: Филипп Козлов
Опоры ограждений и фонарей буквально рассыпаются, а повреждения либо заляпывают на скорую руку шлепками цементной смеси, либо оставляют как есть, замазав очередным слоем краски.
Фото: Филипп Козлов
Ограждения моста во многих местах покосились и грозят сорваться вниз, покалечить случайных прохожих или повредить чью-то машину. Где-то они уже висят в воздухе, держась только за соседние секции.
Фото: Филипп Козлов
А там, где они уже выпали, их заменяют «заглушками» из строительных уголков и прутьев, не утруждая себя восстановлением утраченных секций.
Фото: Филипп Козлов
Упомянутые выше боковые лестничные группы с каждым годом выглядят все хуже и хуже, уже давно утратив свой лоск и нарядный вид.
Фото: Филипп Козлов
Я не хочу заканчивать на грустной ноте, поэтому призываю всех лично прогуляться по мосту и постараться сквозь всю грязь, слои краски и неухоженность разглядеть мост таким, каким его задумывали создатели. Открыть для себя, что даже такое, казалось бы, банальное сооружение, как мост, может таить в себе много интересного.
Гуляйте чаще!
Этот материал — один из блогов «Верблюда в огне». Вы тоже можете завести блог — как это сделать, читайте здесь.
Читайте также
Вадим Палько 16.06.2022 20:04
Вадим Палько 11.01.2022 18:02
Вадим Палько 16.11.2021 16:34
40 резервных источников электроснабжения подготовлено в Приангарье на случай коммунальных ЧС
Итоги подготовки и прохождение отопительного сезона 2023-2024 годов в субъектах СФО обсудили 29 ноября на совещании под председательством полномочного представителя президента России в СФО Анатолия Серышева. О том как начался отопительный период в Приангарье, рассказал глава региона Игорь Кобзев.
В частности, губернатор сообщил, что в Иркутской области в этом году получено больше паспортов готовности — при подготовке к отопительному сезону их получили 18 727 потребителей тепловой энергии из 19 406 (96,5%, в прошлом году — 94%), 214 теплоснабжающих организаций из 288 (74%, в прошлом году – 69%) и 91 муниципалитет (70,5%, в прошлом году – 60,5 %).
– На территории Иркутской области минэнерго России оценивает готовность к работе в отопительный сезон 2023-2024 годов 17 субъектов электроэнергетики, из них не готовыми признаны два. Вопрос подготовки субъектов электроэнергетики и прохождение отопительного сезона находится на контроле штаба по обеспечению безопасности электроснабжения Иркутской области, замечания устраняются, – пояснил Игорь Кобзев.
Полпред Президента РФ в СФО подчеркнул, что ситуация с прохождением зимнего сезона, особенно в территориях, своевременно не получивших паспорта готовности, должна находиться в сфере постоянного внимания органов власти и контролирующих структур. Дополнительные усилия необходимо направить также на обеспечение резервного электроснабжения коммунальных объектов, от которых зависит надёжность предоставления гражданам коммунальных услуг.
– Безаварийное прохождение отопительного сезона остается одним из главных приоритетов для органов власти. Следует учитывать, что настоящих холодов ещё не было и основные испытания на прочность ещё впереди, поэтому особенно важно обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие и оперативную реакцию специальных служб, – отметил Анатолий Серышев.
Губернатор напомнил, что в регионе есть оперативный штаб по подготовке объектов ЖКХ, социальной сферы муниципальных образований к отопительному периоду 2023-2024 годов и контролю его прохождения, а также штаб по работе объектов электроэнергетики. Создана рабочая группа по круглосуточному мониторингу ситуации в сфере ЖКХ и энергетики с участием всех 42-х муниципальных образований области, службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, Ростехнадзора, областной прокуратуры и представителей ресурсоснабжающих организаций.
– В рамках северного завоза доставлено до места 88,6 тыс. тонн топливно-энергетических ресурсов, или 83 % от законтрактованного количества, в том числе 80,7 тыс. тонн угля и 7,9 тыс. тонн нефтепродуктов. Остальное будет довезено в течение отопительного периода по комбинированной логистике с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, – рассказал Игорь Кобзев.
Глава региона также отметил, что в Приангарье организована работа по включению в инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций мероприятий по приобретению автономных резервных источников. В 2023 году приобретено 40 резервных источников электроснабжения на сумму 90,7 млн рублей.
Комментариев 1
??????
06.12.2020 09:53