• На ледоколе «Ангара» в Иркутске открывается мультимедийная выставка
  • В Иркутске комплексно ремонтируют почти 30 километров улиц
  • В Приангарье займутся сохранением биоразнообразия Байкала

Главная > 04.09.2020 17:05

Ленин — мост! История, облик и нынешнее (печальное) состояние Глазковского моста

Сердитый_пешеход

Сердитый_пешеход

1 Читать комментарии
Ленин — мост! История, облик и нынешнее (печальное) состояние Глазковского моста - Верблюд в огне

Автор блога «Сердитый пешеход» рассказывает историю Глазковского моста — что предшествовало его строительству, каким он был изначально и во что превратился со временем.

Многие помнят старую хохму о том, что Ленин — гриб. Немногие помнят продолжение о том, что Ленин — ещё и радиоволна. И лишь единицы знают, что на самом деле Ленин — мост!

История моста

Началось всё с того, что в XIX-м веке Иркутск был крупным купеческим городом, удачно стоявшим прямо посреди Главного Сибирского почтового тракта и активно торговавшим как с Китаем, так и с Москвой. Естественно, что через город шел огромный поток товаров, грузов и людей и всем им надо было переправиться через Ангару. Вплавь добираться не вариант, поэтому предприимчивые горожане катали купцов туда-сюда на карбасах (не путать с баркасами). Переправа на такой барже занимала около получаса.

Карбас — это такая большая плоскодонка длиной 10—15 и шириной около 6 метров с высокими бортами.

Затем, в 1857 году, некий горожанин по фамилии Либгард решил опередить свое время и запустил на Ангаре «самолёт». «Самолётом» в то время называли тип переправы, для которой использовали хитрую систему, состоящую из якоря, длинного каната и лодки с рулевым веслом (см. рисунок):

Выше по течению на середину реки бросался якорь, к которому на длинном канате была привязана лодка. Когда ее загружали, рулевому оставалось только повернуть кормовое весло и течение само гнало лодку к другому берегу, а якорь не позволял лодке уплыть в Енисей.
С помощью такого механизма переправа через Ангару стала занимать всего 4 минуты, что и дало ей народное название «самолёт» — за скорость.

В 1891 году городская дума приняла решение о строительстве постоянного понтонного моста. В том же году он был торжественно открыт цесаревичем Николаем Александровичем (aka Николай II), очень кстати проезжавшим через город. Неудивительно, что мост был назван в его честь — Николаевским.   

Вот так выглядел Николаевский мост на старых дореволюционных фотографиях. Фото: Library of congress

Этот мост хоть и принёс большую пользу, но пределом мечтаний не был: проезд по нему был платным, и ехать можно было лишь в одну строну за раз. К тому же он был разводным (как в Питере, ага), так как судоходство никто не отменял. А плывущие по реке суда неоднократно врезались в него, что приводило к частым поломкам. Тем не менее мост просуществовал 45 лет, после чего был благополучно разобран.

Наверняка вы не раз замечали, если пересекали Глазковский мост пешком, странные штуки, торчащие из воды у левого берега, похожие на затонувшие баржи, — это остовы тех самых понтонов, на которых держался Николаевский мост:

Последние следы понтонного моста. Фото: Филипп Козлов

На правом берегу тоже сохранился один из понтонов, в периоды низкой воды к нему даже можно подобраться и собственноручно потрогать историю:

Последние следы понтонного моста. Фото: Филипп Козлов

Строительство

К 1906 году иркутская Дума решила, что «хватит это терпеть!», и начала обсуждать проект строительства «Нормального большого моста». Через пару лет проект был готов, а его стоимость оценили в 2,3 млн рублей, что в пересчете на современные деньги ~ 1,6—2,3 млрд (в зависимости от методики подсчета). Но тут грянула Первая мировая, затем революция, Гражданская война, НЭП и коллективизация… Проект был отложен в долгий ящик.

Наступает 1924 год, умирает В. И. Ленин, и скорбящие иркутяне начинают краудфандинговую кампанию по сбору средств на памятник вождю. Но люди, немного подумав, решили выполнить памятник… в виде моста через Ангару, а сам мост так и назвали — «Памятник В. И. Ленину».

Разработка проекта была поручена архитектору И.А. Французу, ранее уже работавшему над Мавзолеем для Ильича. А так как на дворе стояли 30-е годы, то неудивительно, что в архитектуре моста отчетливо угадываются элементы господствовавшего в то время в мире ар-деко.

На это указывает много деталей: ступенчатость форм, закономерность и строгость линий опор ограждения и несущих конструкций моста (чтобы лучше себе это представить, просто вспомните Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке). Но сильнее всего архитектурный стиль моста выдает его декор:

  • оформление ограждений моста со вставками панелей с геометрическим узором и символикой молодого советского государства по центру;

Фото: Филипп Козлов

  • ступенчатая форма мачт самих фонарей, с растительными мотивами навершия, и в целом интересный дизайн фонарей (об этом ниже);

  • растительный орнамент — вообще фирменный элемент стиля. Еще сильнее эта «лиственная» стилистика выражена в боковых лестничных группах моста на правом берегу.

Фото: Филипп Козлов

Когда-то на этих столбах тоже были фонари, об этом говорят остатки проводки и крепления, всё еще торчащие сверху.

Но вернемся к истории. Строительство моста началось в 1931 году. А в 1935 году, к моменту, когда собранные горожанами деньги закончились, выяснилось, что возведены только опоры. Но памятник Ленину негоже было бросать в таком виде, поэтому стройку передали Мостотресту, а государство выделило дополнительные деньги.

После передачи дел Мостотресту темпы значительно ускорились, все трудности были преодолены, и 15 ноября 1936 года новый «Мост им. В.И. Ленина» торжественно открыли.

Редкое фото, запечатлевшее вместе старый и новый мосты. Фото: Иркипедия

Чего-то не хватает, правда? Совершенно верно: трамвай по этому мосту не проедет еще 11 лет, его построят в городе лишь в 1947. А вагоны для первого иркутского трамвая, кстати, были привезены из Самары.

Кстати. Вы наверняка видели эти большие бетонные блоки, что стоят попарно на обоих концах моста, и задавались вопросом, зачем они там. Дело в том, что там должны были стоять четыре статуи, олицетворяющие советских людей: Колхозника, Рабочего, Партизана и Пограничника. Но постаменты остались пустыми, а почему — загадка.

Фонари

Теперь к обещанной истории фонарей. За всю историю моста их внешний вид неоднократно менялся. Изучив архивные фотографии, я смог реконструировать все этапы их эволюции.

Вариант №1. Существовал недолго — с ноября по декабрь 1935 года.

Фото: Иркипедия

Вариант №2. Место временных светильников-«колокольчиков» заняли нарядные стеклянные плафоны в виде белых шаров с фигурным навершием, которые и предполагались по проекту, — мост приобрел законченный вид.

Фото: Иркипедия

Вариант №3. После войны внешний вид фонарей был сильно изменен: из парных они стали одинарными; красивые стеклянные плафоны были заменены на простые алюминиевые лампы, а сами фонари были развернуты поперек моста.

Фото: Иркипедия

Но самые заметные и необъяснимые изменения произошли с фонарями уже в наше время.

Несколько лет назад оригинальные элементы фонарей при очередном «ремонте» демонтировали и заменили на невнятные завитушки из стального прута, никак не вписывающиеся в общий стиль моста, — это вариант №4.

Фото: Филипп Козлов

Вдобавок к варварской замене оригинальных деталей, навершия некоторых фонарей «украсили» вот такими медальонами в виде герба города. Видимо, чтобы окончательно добить архитектурный замысел строителей моста.

И это подводит меня к самой грустной части моего повествования.

Что происходит с мостом сейчас

Ввиду сугубо утилитарной функции моста, на его архитектуру и  внешний облик долгое время всем было плевать: «машины едут — да и ладно». Но без должного ухода и ремонта, который ему уже давно необходим, мост в буквальном смысле разваливается.

А техногенная нагрузка, на которую мост не был рассчитан, еще сильнее ухудшает его состояние. Одна только теплотрасса добавляет 2 тонны веса и соответствующие нагрузки на каждый (!) погонный метр моста. Прибавьте сюда транспортный поток в несколько раз больше того, на который был рассчитан мост, и ежегодное поливание моста десятками видов реагентов, ГСМ и прочей «крайне полезной» для конструкций моста химией. Особенно заметен возраст сооружения, если посмотреть на него снизу. Мост покрывается грибком и плесенью.

Фото: Филипп Козлов

Железные конструкции неумолимо ржавеют, (и тоже покрыты грибком), а ведь некоторые секции моста целиком стальные, например путепровод над железной дорогой.

Но даже если просто прогуляться по мосту, то становится виден масштаб разрушений, а главное – уровень «заботы» об этом уникальном сооружении со стороны наших ремонтных служб.

Фото: Филипп Козлов

Я даже не знаю, от чего мост больше страдает: от неумолимого хода времени или отвратительного уровня ухода.

Кто-то додумался покрасить чугунные ограждения моста, которые всегда были черными, в серый! Вы подумали, что это просто грязь и пыль? Нет, это краска!

Фото: Филипп Козлов

Опоры ограждений и фонарей буквально рассыпаются, а повреждения либо заляпывают на скорую руку шлепками цементной смеси, либо оставляют как есть, замазав очередным слоем краски.

Фото: Филипп Козлов

Ограждения моста во многих местах покосились и грозят сорваться вниз, покалечить случайных прохожих или повредить чью-то машину. Где-то они уже висят в воздухе, держась только за соседние секции.

Фото: Филипп Козлов

А там, где они уже выпали, их заменяют «заглушками» из строительных уголков и прутьев, не утруждая себя восстановлением утраченных секций.

Фото: Филипп Козлов

Упомянутые выше боковые лестничные группы с каждым годом выглядят все хуже и хуже, уже давно утратив свой лоск и нарядный вид.

Фото: Филипп Козлов

Я не хочу заканчивать на грустной ноте, поэтому призываю всех лично прогуляться по мосту и постараться сквозь всю грязь, слои краски и неухоженность разглядеть мост таким, каким его задумывали создатели. Открыть для себя, что даже такое, казалось бы, банальное сооружение, как мост, может таить в себе много интересного.

Гуляйте чаще!


Этот материал — один из блогов «Верблюда в огне». Вы тоже можете завести блог — как это сделать, читайте здесь.

Комментариев 1

Аватар

0

??????

06.12.2020 09:53

Ответить
Загрузка...

20.05.2024 16:50

Иркутская область развивает отношения с Китаем: главные направления сотрудничества

Редактор

Автор Редактор

1 Читать комментарии

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев в составе делегации, сопровождающей президента Российской Федерации в Китае, принял участие в торжественной церемонии открытия VIII Российско-китайского ЭКСПО и IV форума по межрегиональному сотрудничеству. На церемонии открытия выступил Владимир Путин.

– Опираясь на славные традиции добрососедства, дружбы и сотрудничества, сегодня мы можем уверенно смотреть вперед, вместе браться за самые смелые проекты, сообща строить и реализовывать амбициозные планы. <…> Российско-китайское неразрывное партнерство напрямую способствует росту экономик обеих стран, надежно обеспечивает энергетическую безопасность, стимулирует создание новых производств и высокооплачиваемых рабочих мест, повышает благосостояние и качество жизни наших граждан, – сказал глава государства.

Выставка проходит ежегодно с 2014 года с чередованием стран проведения и является важной торгово-промышленной платформой, содействующей расширению и диверсификации партнерства между Россией и Китаем. ЭКСПО традиционно включает в себя масштабную выставочную экспозицию. В 2024 году представлены инновационные разработки и совместные российско-китайские проекты в области машиностроения, металлургии, решения для энергетики, информационных технологий, финансирования производств, логистики и других направлений. Особое внимание на выставке уделено презентации туристического потенциала России.

После, выступая с докладом на конференции, посвященной торгово-экономическому сотрудничеству регионов России и Китая, Игорь Кобзев подчеркнул, что лидеры двух стран – президент Владимир Путин и председатель Си Цзиньпин – поставили задачу последовательно расширять практическое взаимодействие во всех областях. И ключевую роль в этом играет взаимодействие регионов. Так, Иркутская область в последние годы добилась значительных результатов в развитии торгово-экономического сотрудничества, трансграничных перевозок и гуманитарных связей с Китаем, подчеркнул Игорь Кобзев.

Особое внимание в своем докладе глава Приангарья уделил вопросам поддержки инвестиционных проектов в Иркутской области. Игорь Кобзев отметил, что сейчас с участием китайского капитала регионом прорабатывается ряд инвестиционных проектов по производству электротранспорта и агрохимии, а также возможность открытия первой российско-китайской компании по страхованию жизни.

Также губернатор озвучил несколько направлений, по которым Иркутская область видит хорошие перспективы сотрудничества с китайскими партнерами.

– Это реализация на Байкале крупных туристических проектов, получивших поддержку президента РФ Владимира Путина. Уверен, есть перспектива для совместной работы с китайскими коллегами, в том числе по применению технологий и оборудования, соответствующих самым строгим экологическим требованиям. Второе направление – это развитие проектов в сфере сельского хозяйства, постараемся на Петербургском международном экономическом форуме подписать соглашение с одной из компаний. Третье направление – это образование. Сегодня в вузах региона обучаются более тысячи китайских студентов. У нас в повестке создание в Иркутске современного межвузовского кампуса, – рассказал Игорь Кобзев.

Также губернатор подчеркнул важность работы по созданию российско-китайских транспортных коридоров и усилению сотрудничества в области воздушных перевозок.

Для развития всесторонних связей в этом году планируется проведение серии совместных важных мероприятий. В конце мая делегация предпринимателей из Пекина, провинций Хэйлунцзян и Внутренняя Монголия КНР примут участие в работе V Байкальского международного форума партнеров, организованного Торгово-Промышленной палатой Восточной Сибири и Правительством Иркутской области. В июне в Пекине состоится презентация инвестиционного потенциала Иркутской области, а также запланирована серия культурных мероприятий.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому