• Пробки 2
  • Погода
  • Подрядчик: утилизация отходов БЦБК откладывается из-за бюрократиибюрократии
  • Новые офисы, банкоматы и логотип: главное с конференции СбербанкаСбербанка
  • Врачи Иркутского перинатального центра пожаловались Кобзеву на давление со стороны руководстваруководства

Главная > 04.09.2020 17:05

Ленин — мост! История, облик и нынешнее (печальное) состояние Глазковского моста

Сердитый_пешеход

Сердитый_пешеход

0 Читать комментарии
Ленин — мост! История, облик и нынешнее (печальное) состояние Глазковского моста - Верблюд в огне

Автор блога «Сердитый пешеход» рассказывает историю Глазковского моста — что предшествовало его строительству, каким он был изначально и во что превратился со временем.

Многие помнят старую хохму о том, что Ленин — гриб. Немногие помнят продолжение о том, что Ленин — ещё и радиоволна. И лишь единицы знают, что на самом деле Ленин — мост!

История моста

Началось всё с того, что в XIX-м веке Иркутск был крупным купеческим городом, удачно стоявшим прямо посреди Главного Сибирского почтового тракта и активно торговавшим как с Китаем, так и с Москвой. Естественно, что через город шел огромный поток товаров, грузов и людей и всем им надо было переправиться через Ангару. Вплавь добираться не вариант, поэтому предприимчивые горожане катали купцов туда-сюда на карбасах (не путать с баркасами). Переправа на такой барже занимала около получаса.

Карбас — это такая большая плоскодонка длиной 10—15 и шириной около 6 метров с высокими бортами.

Затем, в 1857 году, некий горожанин по фамилии Либгард решил опередить свое время и запустил на Ангаре «самолёт». «Самолётом» в то время называли тип переправы, для которой использовали хитрую систему, состоящую из якоря, длинного каната и лодки с рулевым веслом (см. рисунок):

Выше по течению на середину реки бросался якорь, к которому на длинном канате была привязана лодка. Когда ее загружали, рулевому оставалось только повернуть кормовое весло и течение само гнало лодку к другому берегу, а якорь не позволял лодке уплыть в Енисей.
С помощью такого механизма переправа через Ангару стала занимать всего 4 минуты, что и дало ей народное название «самолёт» — за скорость.

В 1891 году городская дума приняла решение о строительстве постоянного понтонного моста. В том же году он был торжественно открыт цесаревичем Николаем Александровичем (aka Николай II), очень кстати проезжавшим через город. Неудивительно, что мост был назван в его честь — Николаевским.   

Вот так выглядел Николаевский мост на старых дореволюционных фотографиях. Фото: Library of congress

Этот мост хоть и принёс большую пользу, но пределом мечтаний не был: проезд по нему был платным, и ехать можно было лишь в одну строну за раз. К тому же он был разводным (как в Питере, ага), так как судоходство никто не отменял. А плывущие по реке суда неоднократно врезались в него, что приводило к частым поломкам. Тем не менее мост просуществовал 45 лет, после чего был благополучно разобран.

Наверняка вы не раз замечали, если пересекали Глазковский мост пешком, странные штуки, торчащие из воды у левого берега, похожие на затонувшие баржи, — это остовы тех самых понтонов, на которых держался Николаевский мост:

Последние следы понтонного моста. Фото: Филипп Козлов

На правом берегу тоже сохранился один из понтонов, в периоды низкой воды к нему даже можно подобраться и собственноручно потрогать историю:

Последние следы понтонного моста. Фото: Филипп Козлов

Строительство

К 1906 году иркутская Дума решила, что «хватит это терпеть!», и начала обсуждать проект строительства «Нормального большого моста». Через пару лет проект был готов, а его стоимость оценили в 2,3 млн рублей, что в пересчете на современные деньги ~ 1,6—2,3 млрд (в зависимости от методики подсчета). Но тут грянула Первая мировая, затем революция, Гражданская война, НЭП и коллективизация… Проект был отложен в долгий ящик.

Наступает 1924 год, умирает В. И. Ленин, и скорбящие иркутяне начинают краудфандинговую кампанию по сбору средств на памятник вождю. Но люди, немного подумав, решили выполнить памятник… в виде моста через Ангару, а сам мост так и назвали — «Памятник В. И. Ленину».

Разработка проекта была поручена архитектору И.А. Французу, ранее уже работавшему над Мавзолеем для Ильича. А так как на дворе стояли 30-е годы, то неудивительно, что в архитектуре моста отчетливо угадываются элементы господствовавшего в то время в мире ар-деко.

На это указывает много деталей: ступенчатость форм, закономерность и строгость линий опор ограждения и несущих конструкций моста (чтобы лучше себе это представить, просто вспомните Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке). Но сильнее всего архитектурный стиль моста выдает его декор:

  • оформление ограждений моста со вставками панелей с геометрическим узором и символикой молодого советского государства по центру;

Фото: Филипп Козлов

  • ступенчатая форма мачт самих фонарей, с растительными мотивами навершия, и в целом интересный дизайн фонарей (об этом ниже);

  • растительный орнамент — вообще фирменный элемент стиля. Еще сильнее эта «лиственная» стилистика выражена в боковых лестничных группах моста на правом берегу.

Фото: Филипп Козлов

Когда-то на этих столбах тоже были фонари, об этом говорят остатки проводки и крепления, всё еще торчащие сверху.

Но вернемся к истории. Строительство моста началось в 1931 году. А в 1935 году, к моменту, когда собранные горожанами деньги закончились, выяснилось, что возведены только опоры. Но памятник Ленину негоже было бросать в таком виде, поэтому стройку передали Мостотресту, а государство выделило дополнительные деньги.

После передачи дел Мостотресту темпы значительно ускорились, все трудности были преодолены, и 15 ноября 1936 года новый «Мост им. В.И. Ленина» торжественно открыли.

Редкое фото, запечатлевшее вместе старый и новый мосты. Фото: Иркипедия

Чего-то не хватает, правда? Совершенно верно: трамвай по этому мосту не проедет еще 11 лет, его построят в городе лишь в 1947. А вагоны для первого иркутского трамвая, кстати, были привезены из Самары.

Кстати. Вы наверняка видели эти большие бетонные блоки, что стоят попарно на обоих концах моста, и задавались вопросом, зачем они там. Дело в том, что там должны были стоять четыре статуи, олицетворяющие советских людей: Колхозника, Рабочего, Партизана и Пограничника. Но постаменты остались пустыми, а почему — загадка.

Фонари

Теперь к обещанной истории фонарей. За всю историю моста их внешний вид неоднократно менялся. Изучив архивные фотографии, я смог реконструировать все этапы их эволюции.

Вариант №1. Существовал недолго — с ноября по декабрь 1935 года.

Фото: Иркипедия

Вариант №2. Место временных светильников-«колокольчиков» заняли нарядные стеклянные плафоны в виде белых шаров с фигурным навершием, которые и предполагались по проекту, — мост приобрел законченный вид.

Фото: Иркипедия

Вариант №3. После войны внешний вид фонарей был сильно изменен: из парных они стали одинарными; красивые стеклянные плафоны были заменены на простые алюминиевые лампы, а сами фонари были развернуты поперек моста.

Фото: Иркипедия

Но самые заметные и необъяснимые изменения произошли с фонарями уже в наше время.

Несколько лет назад оригинальные элементы фонарей при очередном «ремонте» демонтировали и заменили на невнятные завитушки из стального прута, никак не вписывающиеся в общий стиль моста, — это вариант №4.

Фото: Филипп Козлов

Вдобавок к варварской замене оригинальных деталей, навершия некоторых фонарей «украсили» вот такими медальонами в виде герба города. Видимо, чтобы окончательно добить архитектурный замысел строителей моста.

И это подводит меня к самой грустной части моего повествования.

Что происходит с мостом сейчас

Ввиду сугубо утилитарной функции моста, на его архитектуру и  внешний облик долгое время всем было плевать: «машины едут — да и ладно». Но без должного ухода и ремонта, который ему уже давно необходим, мост в буквальном смысле разваливается.

А техногенная нагрузка, на которую мост не был рассчитан, еще сильнее ухудшает его состояние. Одна только теплотрасса добавляет 2 тонны веса и соответствующие нагрузки на каждый (!) погонный метр моста. Прибавьте сюда транспортный поток в несколько раз больше того, на который был рассчитан мост, и ежегодное поливание моста десятками видов реагентов, ГСМ и прочей «крайне полезной» для конструкций моста химией. Особенно заметен возраст сооружения, если посмотреть на него снизу. Мост покрывается грибком и плесенью.

Фото: Филипп Козлов

Железные конструкции неумолимо ржавеют, (и тоже покрыты грибком), а ведь некоторые секции моста целиком стальные, например путепровод над железной дорогой.

Но даже если просто прогуляться по мосту, то становится виден масштаб разрушений, а главное – уровень «заботы» об этом уникальном сооружении со стороны наших ремонтных служб.

Фото: Филипп Козлов

Я даже не знаю, от чего мост больше страдает: от неумолимого хода времени или отвратительного уровня ухода.

Кто-то додумался покрасить чугунные ограждения моста, которые всегда были черными, в серый! Вы подумали, что это просто грязь и пыль? Нет, это краска!

Фото: Филипп Козлов

Опоры ограждений и фонарей буквально рассыпаются, а повреждения либо заляпывают на скорую руку шлепками цементной смеси, либо оставляют как есть, замазав очередным слоем краски.

Фото: Филипп Козлов

Ограждения моста во многих местах покосились и грозят сорваться вниз, покалечить случайных прохожих или повредить чью-то машину. Где-то они уже висят в воздухе, держась только за соседние секции.

Фото: Филипп Козлов

А там, где они уже выпали, их заменяют «заглушками» из строительных уголков и прутьев, не утруждая себя восстановлением утраченных секций.

Фото: Филипп Козлов

Упомянутые выше боковые лестничные группы с каждым годом выглядят все хуже и хуже, уже давно утратив свой лоск и нарядный вид.

Фото: Филипп Козлов

Я не хочу заканчивать на грустной ноте, поэтому призываю всех лично прогуляться по мосту и постараться сквозь всю грязь, слои краски и неухоженность разглядеть мост таким, каким его задумывали создатели. Открыть для себя, что даже такое, казалось бы, банальное сооружение, как мост, может таить в себе много интересного.

Гуляйте чаще!


Этот материал — один из блогов «Верблюда в огне». Вы тоже можете завести блог — как это сделать, читайте здесь.

Загрузка...

Комментариев 0

Искры 15.09.2020 17:35

Прозрачные кабинеты, музыка вместо звонка и рисунки на стенах: как устроена школа «Точка будущего»

Екатерина Балагурова

Автор Екатерина Балагурова

0 Читать комментарии

В День знаний в Иркутске открыла двери «Точка будущего» — образовательный комплекс, абсолютно не похожий на другие иркутские и российские учебные заведения. Современная архитектура, особая система обучения, не опирающаяся на оценки, и множество возможностей для школьников — неудивительно, что многие иркутяне были уверены, что учиться в «Точке» можно будет только за деньги. Но это не так: в школу берут всех и особый акцент делают на инклюзивности, поэтому здесь много ребят из приёмных семей. Корреспондент «Верблюда» побывал в «Точке будущего» и рассказывает, как выглядит и работает инновационный для города проект.


Комплекс построен по инициативе Альберта Авдоляна — основателя компании Yota — и благотворительного фонда «Новый дом», эту идею поддержал глава попечительского совета фонда и генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов. Концепцию разрабатывали с 2013 года. Изначально «Точку будущего» планировали открыть в 2019 году, затем в январе 2020 года, но строительство затянулось.

1 сентября 2020 года 670 детей переступили порог школы, 180 детей зачислили в детский сад. Более 100 из них — сироты, живущие в приёмных семьях. Еще 670 заявлений в резерве — эти ребята начнут учиться в случае, если кто-то из учеников откажется от обучения в «Точке будущего». Школа рассчитана на 1022 ребенка, но первый год пилотный.

Всего «Точка будущего» получила около 4,5 тыс. заявок на прием детей. Учеников отбирали исходя из времени подачи — взяли тех, кто первым заполнил все необходимые документы и мотивационную анкету.

Как все устроено

«Точка будущего» включает три образовательных этапа — дошкольники, младшая и старшая школы. Главная идея проекта — сформировать у детей ответственное отношение к собственной жизни. Здесь обязательны уроки жизненного проектирования, которые проходят с детского сада. Сначала это простые занятия по элементарным навыкам — надо самому завязать шнурки, почистить зубы. С каждым годом спектр уроков расширяется.

До восьмого класса за каждым классом закреплен тьютор, после он курирует всего 12 детей. Каждый ученик самостоятельно выбирает себе жизненную цель на год, а выпускники формируют приоритет и на жизнь после окончания школы. Например, цель школьника — «Хочу измениться, потому что не нравлюсь себе». Вместе с тьютором ученик выстраивает план, как достичь ее в течение года. Для этого ребенок может, например, посещать спортзал или бассейн, заниматься с психологом или даже выбрать новый образ вместе со специалистами. Всё это — в рамках самой школы и в диалоге с родителями, для которых «Точка будущего» тоже собирается периодически проводить встречи и лекции по жизненному планированию.


6 млрд

рублей

— общая стоимость проекта.

600 млн

рублей

— ежегодное содержание школы.

21

гектар

— общая площадь территории комплекса.

Есть несколько полностью оборудованных спортзалов для занятий разными видами спорта, балетные станки, зимой будет каток, лыжная трасса. Также работают бассейн и большая кухня, в которой ученик может сам готовить пищу, психологический центр, биологическая и химическая лаборатории, типография, телестудия, творческие мастерские, где можно изучать робототехнику, 3D-моделирование, и т. д. Кроме того, закуплены новые швейные машинки — педагог может помочь ученику сшить для себя новую одежду.

«Точка будущего» — школа полного дня. Традиционные уроки здесь чередуются с внеурочной деятельностью, которую каждый ребенок выбирает самостоятельно. Нет кипы учебников — всё необходимое есть в классе, каждому ученику выдали индивидуальный ноутбук для занятий. По желанию после уроков дети могут остаться, например, чтобы пообщаться с друзьями, сходить на кружок или сделать домашнее задание. Пока школа учится в одну смену — с 8:00. Для учеников организованы автобусы из разных районов города. Обучение и трехразовое питание (для старшеклассников — шведский стол) полностью бесплатны.

На территории комплекса построен коттеджный поселок — здесь живут приёмные семьи, жилье им предоставили бесплатно. Их отбирает благотворительный фонд Авдоляна «Новый дом» и органы опеки и попечительства Иркутской области. Необходимость брать с определенной периодичностью на попечение детей из детдомов — обязательное условие для предоставления жилья. В каждой семье сейчас от двух до 11 ребят, все они учатся в «Точке будущего».

Архитектура и дизайн

В конкурсе на разработку архитектурной концепции «Точки будущего» участвовали 49 команд из 26 стран мира. Победителем стало датское архитектурное бюро Cebra.

И внутренне, и внешне «Точка будущего» кардинально отличается от привычных советских построек. Шесть корпусов — административный, хозяйственный, младшая и старшая школы, детский сад и бассейн — объединены общей крышей и составляют круг. В центре него образован своеобразный амфитеатр со спортивными площадками, сценой и газоном — здесь учителя в хорошую погоду смогут проводить уроки на открытом воздухе. Все корпуса, кроме детского сада (это здание должно быть отдельным — требования санпина), соединены друг с другом переходами.

В детском саду нет традиционных ярких картинок на стенах, вместо краски или обоев — магнитная поверхность, на которой дети рисуют специальными маркерами. Игрушки тоже не самые обычные — здесь много головоломок и развивающих объектов.

В «Точке будущего» все кабинеты прозрачны, а вместо кирпичей — пластик: так демонстрируют максимальную открытость учебного процесса. Здесь нет выстроенных в ряд парт, вместо них — «подвижные» столы. Закрепленные за детьми и воспитателями группы с помещениями есть только у детсадовцев, школьники же перемещаются по кабинетам — традиционного закрепления пространства за определенным предметом нет.

Инклюзивная среда и педагоги

Главная идея Авдоляна и его команды — благоприятная инклюзивная среда. «Сироты и обыкновенные дети будут чувствовать себя на равных», — говорит бизнесмен. Кроме того, в школу планируют брать и детей с особенностями здоровья. Для этого в «Точке будущего» есть необходимое оборудование, работает большая команда психологов, логопедов и дефектологов.

Сейчас работают более 100 учителей, каждый из которых прошел серьезный конкурс. В следующем году, когда учеников будет больше, число наставников расширится до 200 человек. Это педагоги разного возраста и компетенций, объединенные профессионализмом и желанием работать в инклюзивной среде. Учителя и воспитатели не знают, кто именно из детей является приемным, а кто растет в кровной семье. Школа проводит внутреннее обучение сотрудников, повышает их квалификацию, отводит педагогов от системы «Звонок в школе звучит для меня, вопросы здесь задаю тоже я».

Кстати, традиционных звонков тоже нет. Вместо них об окончании урока будет сигнализировать мелодия, которую на общешкольном голосовании выберут сами дети. Сигнала о начале урока в школе нет — в «Точке будущего» считают, что такая система вызывает у детей желание учиться.

Один из главных принципов проекта — открытость учителей и детей, включенность каждого ребенка в образовательный процесс. Как объяснил заместитель директора по воспитательной работе Максим Астраханцев, «Точка будущего» не гонится за оценками: «Главное для нас — заинтересовать детей в учебе, в самой школе. Если им будет здесь комфортно, приятно и интересно, то они сами будут хотеть учиться. У нас нет цели натренировать детей на сдачу ЕГЭ, мы хотим сделать для них школу вторым домом».

И для Чемезова, и для Авдоляна Иркутск — родной город. Оба бизнесмена видели острую ситуацию с сиротством в Иркутской области и решили помочь региону, в котором прошла часть их жизни. «Создание современного образовательного центра, где дети из приёмных семей смогут познавать мир, учиться и готовиться к взрослой жизни на равных со своими сверстниками, станет важным шагом в решении этой проблемы», — считает Чемезов.

Иркутская «Точка будущего» — не единственный инклюзивный образовательный проект Альберта Авдоляна. Уже в следующем года аналогичную школу начнут строить в Якутии, подписаны все необходимые документы.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому