• Пробки 2
  • Погода
  • Мэрия: на Конном построят концертный залзал
  • В Иркутске умер воспитанник детского дома: следователи проводят проверкупроверку
  • РБК: Власти выделят почти 1,6 млрд рублей на выявление опасных учащихсяучащихся

Главная > 27.07.2021 15:47

Что не так с символикой к 360-летию Иркутска? Разбор «Иркутского блога»

Вадим Палько

Вадим Палько

0 Читать комментарии
Что не так с символикой к 360-летию Иркутска? Разбор «Иркутского блога» - Верблюд в огне

Автор телеграм-канала «Иркутский блог» Вадим Палько проанализировал символику, разработанную специально к 360-летию Иркутска, и сделал вывод, что практически ничего в ней не отсылает к нашему городу.


В Иркутске в этом году отмечают 360-летие города. Повсюду на билбордах, фонарных столбах и общественном транспорте можно встретить специально созданную юбилейную символику:

К сожалению, самое точное определение, которое можно дать такой работе дизайнеров, — безликий ширпотреб. Почему? Об этом — далее.

Отсылки к городу

Задача любой символики — передать с помощью визуальных инструментов уникальные смыслы. Это касается как товарных брендов, так и территориального брендирования.

Согласитесь: не будет город в Исландии рисовать на своей юбилейной символике песчаные барханы — просто потому, что ни у кого эта страна не ассоциируется с жаркой пустыней, ее там попросту нет. Как не будет город в Саудовской Аравии изображать вулканы или айсберги.

Скорее, будет полностью наоборот. Исландия задействует тему гор и льда:

Обратите внимание на сине-голубую палитру — она, конечно, не случайна.

В свою очередь, у Саудовской Аравии — тема пустыни и истории. А еще задействуется шрифт, близкий к арабской вязи. Логично, верно?

Но давайте возьмем более близкие примеры — юбилейную символику российских городов.

Ниже — символика к 870-летию Москвы и к 315-летию Санкт-Петербурга. В Москве за основу для визуального стиля взяли графические эксперименты московских художников-авангардистов начала 20 века — это неотъемлемая часть культурной истории столицы. В Петербурге же использовали хорошо узнаваемые символы и образы — от ростральных колонн до Петропавловской крепости.

Посмотрите и задумайтесь: можно ли использовать петербургскую символику для другого города? Нет. Но даже если убрать уникальные городские образы (памятники, архитектура), эта стилистика подойдет далеко не каждому городу. Как минимум потому, что она с помощью цвета и графических элементов насыщена образами воды и водной глади. А где у нас еще так много рек и каналов?

Московская стилистика менее прямолинейна (нет узнаваемых локальных объектов вроде Кремля или Храма Христа Спасителя), но тем не менее осмысленна — использован орнамент именно московских знаменитых авангардистов. Да, другие города могут задействовать схожую идею, но им надо будет взять орнаменты уже своих, местных авторов.

А теперь еще раз взглянем на иркутскую символику к 360-летию.

Фото: администрация Иркутска

Ключевая проблема стилистики в честь 360-летия Иркутска — полное отсутствие отсылок собственно к Иркутску. В ней нет ничего, что указывало бы на характер, особенности или историю города.

Кстати, поначалу я думал, что выбранные цвета авторы дизайна вообще никак не осмысляли, но позднее увидел цветовую схему, которая меня, мягко говоря, озадачила:

Фото: администрация Иркутска

Вопросы так и лезут:

  • Глазковский мост — розовый? В каком месте у моста розовый цвет?
  • Богоявленский собор — синий? Вообще, еще до попадания на глаза этой схемы, я робко предполагал, что преобладание синего — это что-нибудь про Ангару и Байкал, но выяснилось, что это вообще про храм, в архитектурном убранстве которого синего цвета нет вовсе.
  • Деревянное зодчество — зеленое? Просто ступор. Даже если речь именно о наличниках — такие еще надо поискать.
  • Тут кто-то может сказать: «Ты же хотел осмысление цветов? Вот тебе осмысление». И тут я обращу внимание на обязательное условие передачи смыслов через образы — их восприятие должно быть универсальным.

Шрифт, имитирующий арабскую вязь, все люди подсознательно, не задумываясь, воспримут как отсылку к арабской стране. Волнистые линии на голубом фоне вполне считываются большинством как отсылка к городу на воде. Но вряд ли кому-то из иркутян (кроме авторов этой стилистики) придет в голову, что розовый цвет — это про Глазковский мост.

Иными словами, осмысление цветов в стилистике к 360-летию — чистый рандом. С тем же успехом можно сделать оранжево-фиолетовую цветовую схему, заявив, что оранжевый — это про Белый дом, а фиолетовый — про ледокол «Ангара».

Лишние образы

Есть в символике и еще одна проблема. Одно из важных правил создания любых визуальных образов гласит: нельзя допускать лишних неуместных смыслов. Потому что их кто-нибудь да разглядит.

С символикой к 360-летию так и получилось. Недаром в народе оформление прозвали «орущими червяками».

Фото: администрация Иркутска

Правда, после прочтения одного из комментариев в инстаграме я не могу развидеть в этой символике известный мем «Мы все уронили, честно».

По итогу

Мы получили на 360-летие нейтральную по отношению к Иркутску символику: замените цифру и название города — и ничего не поменяется. Дизайнеры могут смело продать свою работу мэрии, например, Брянска — без каких-либо изменений. Правда, и Брянск эта работа будет отражать в той же мере, что и Иркутск, — никак.

Напоследок замечу лишь, что по визуальному исполнению стилистка выглядит не стыдно. Это большой шаг вперед по сравнению, например, с жутким «совковым» логотипом к 80-летию Иркутской области — им занималась другая городская компания.

К счастью, российские города постепенно отходят от такой жуткой архаики. Стоит надеяться, что в будущем и к осмыслению образов будут подходить более внимательно.

Комментариев 0

Загрузка...

Еда 30.04.2021 21:45

Интерактивная карта. Где есть и пить в Иркутске по версии «Верблюда»

Верблюд в огне

Автор Верблюд в огне

0 Читать комментарии

В начале апреля мы вместе с En+ Group запустили проект «Лучшее в Иркутске»: собрали жюри из экспертов в ресторанной индустрии и попросили их выбрать самые яркие и качественные гастропроекты в Иркутске. Рассказываем и показываем на карте, что у нас получилось.


При поддержке En+ Group

Коротко о том, что и зачем мы сделали

В Иркутске каждый год становится все больше заведений: кафе, баров и ресторанов. Но до сих пор в городе не было хорошей рекомендательной системы — непонятно, куда идти и что посоветовать гостям из других городов. Мы решили исправить ситуацию.

Мы составили лонг-лист из 70 проектов, а затем попросили жюри оценить их по шести критериям — концепция, интерьер и атмосфера, сервис, маркетинг, команда, еда и/или напитки (подробно о них, членах жюри и самом проекте можно прочитать здесь). В конце мы отобрали 44 классных заведения, набравших больше всего баллов.


Классные заведения — это какие?

Это места, в которых хорошо без преувеличения примерно все. Интерьер должен быть продуманным, стильным и работающим на идею кафе, маркетинг — понятным, дружелюбным и эффективным, еда и напитки — очевидно, безумно вкусными, а концепция — интересной, небанальной, отличающей место от того, что представляют собой большинство российских заведений.

Поэтому в наш рейтинг не попали многие кафе и рестораны, которые давно работают в Иркутске, — кто-то вяло вел соцсети, другие давно перестали работать над кухней или ничего не рассказывали о команде. Надеемся, что со временем это изменится.


А как их найти?

По нашей карте (прокрутите чуть ниже) и на отдельной страничке «Лучшее в Иркутске», которую мы запустим в мае. А еще проекты, которые получили высокую оценку, можно узнать по яркой наклейке на дверях, с надписью «Лучшее в Иркутске».

Рекомендательная система будет обновляться — наша редакция будет следить за новыми проектами и добавлять их на карту, а всё, что закроется, оттуда сразу исчезнет.


А теперь — карта

Перед вами карта Иркутска, на которой расположены лучшие заведения по версии «Верблюда». Все места мы поделили на 4 категории — кафе, рестораны, бары и кофейни. У каждого заведения есть своя карточка, которая открывается по клику на иконку, — в ней вы найдете краткое описание и контакты.

И кое-что еще: мы не стали наносить на карту все заведения сетей, попавших в наш рейтинг, а выбрали только одно-два лучших места. Например, у Cake Home 12 точек в Иркутске, но на карте вы найдете только локацию на 3 июля. Это сделано для того, чтобы на ней было проще ориентироваться. На наше мнение о других филиалах сети это не влияет — вы найдете нашу фирменную наклейку во всех Cake Home.

И пара слов от жюри

Иван Вильчинский

программный директор радио MCM, член жюри проекта «Лучшее в Иркутске»

С моей точки зрения, любые премии и рейтинги, которые поощряют лучших, являются стимулом для развития. Это как топливо. Заведения могут получить обратную связь и убедиться в том, что они всё делают правильно — или нет.

Оценка — дело всегда очень сложное: ты берешь на себя ответственность. При этом оценка всегда субъективна. Ты же не суперфуди, ты любитель — есть определенные вкусовые пристрастия, которые уже сложились. Особенно сложным для меня в проекте оказался критерий «маркетинг», потому что он у заведений может идти через блогеров, через какие-то другие каналы. А для меня маркетинг — это качество еды. Это что вкусного я хочу здесь съесть вновь. Поэтому отделять маркетинг от еды мне было очень сложно.

В Иркутске не так много заведений, в которые мне хотелось бы возвращаться. Но перспективы есть. У меня есть ощущение, что рано или поздно мы получим актуальные заведения. По индустрии очень сильно ударила пандемия — сейчас всё, что касается индустрии гостеприимства, находится в состоянии I will survive.


Лера Трошина

Соосновательница The Library Bar, член жюри проекта «Лучшее в Иркутске»

Подобные проекты, безусловно, важны: они дают встряску и мотивацию заведениям. Другой вопрос — насколько премии и рейтинги адекватны. Судить должны люди-профессионалы, подкованные в плане современной гастрономии.

Есть одна мною любимая фраза: «Народу много, людей мало». Она шикарно подходит к состоянию индустрии гостеприимства в Иркутске. Концептуальные достойные заведения можно пересчитать по пальцам одной руки. В основном же в городе — места для набития желудка с плохим сервисом, отсутствием идеи, внутреннего наполнения. Иркутску просто не хватает хорошего продукта.


En+ Group — энерго-металлургическая компания, объединяющая крупнейшие гидростанции Сибири и алюминиевые заводы, и мировой лидер по производству низкоуглеродного алюминия. Холдинг активно участвует в социальной жизни регионов, где живут его сотрудники, — строит медицинские центры, парки отдыха, детские спортивные и культурные объекты, реализует образовательные программы и развивает волонтерское движение, помогая сохранять уникальность Байкала.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому