• Пробки 2
  • Погода
  • Возможность: помочь иркутским общественникам с исследованием возле перехода у МузтеатраМузтеатра
  • Рейтинг: самые популярные ролики года в российском YouTubeYouTube
  • Крупнейшие киносети отказываются брать в прокат фильм «Елки 8»8»

Главная > 16.11.2021 16:34

От декабристов до золота Колчака: как Тобольск «приватизирует» историю Иркутска

Вадим Палько

Вадим Палько

0 Читать комментарии
От декабристов до золота Колчака: как Тобольск «приватизирует» историю Иркутска - Верблюд в огне

Автор телеграм-канала «Иркутский блог» Вадим Палько побывал в Тобольске, сделал много любопытных наблюдений и рассказывает о странностях позиционирования одного из старейших сибирских городов.


Тобольск — безусловно ценный и атмосферный исторический город, сыгравший одну из важнейших ролей в становлении Сибири. Без него невозможно представить себе историю азиатской части России 17-18 веков, а его каменный кремль и губернаторский дом, где держали семью Романовых перед отправкой в Екатеринбург, оставляют действительно неизгладимое впечатление.

И было бы отлично, если бы туристический бренд Тобольска строился на его же уникальном багаже. Однако меня немало смутило одно обстоятельство: для туристов Тобольск раздувают до самого главного исторического города Сибири, и даже больше — ему приписывают исторические явления, к которым он имеет меньшее отношение, чем, например, Иркутск.

Что важно знать про Иркутск и Тобольск

Всем известно, что каждый город уникален по-своему: у одного всегда найдется что-то, чего нет у другого, — и наоборот. Тобольск, например, может щегольнуть полностью сохранившимся кремлем. Вот он, строился с конца 17-го до конца 18-го века.

Иркутск может ответить разве что Спасской церковью, которая строилась в то же время, что и Тобольский кремль, но она — лишь осколок Иркутского кремля, который не сохранился.

Логично, что Тобольск в таком сравнении для туриста выглядит однозначно выигрышнее; и это справедливо, учитывая роль городов, — Иркутск в 17-м и в первой половине 18-го века находился в административном подчинении Тобольску.

Однако в конце 18-го века все довольно быстро меняется: Тобольск теряет значимость, а Иркутск стремительно набирает влияние. Уже в начале 19-го века Иркутск становится центром Сибирского генерал-губернаторства, Тобольск попадает в его подчинение.

Постепенно Иркутск стал самым богатым и важным городом Сибири, оставаясь таковым вплоть до прихода большевиков. Именно поэтому многое в Иркутске появлялось раньше, чем в любом другом городе за Уралом: есть, например, старейший в России нестоличный (за пределами Москвы и Петербурга) музей, неподалеку стоит старейший действующий кинотеатр России, а его конкурент создал первую за Уралом киностудию — она была у дома, где работала первая в Сибири музыкальная школа. И так далее — примеров много.

Поэтому, отправившись в Тобольск, я ждал встречи с городом-памятником 17-18-го веков, но не планировал, что мне будут преподносить его как «самый главный исторический город Сибири», используя для этого спорные доводы и своеобразно истолкованные факты.

Фото автора

В чем Тобольск перегибает?

Уже довольно давно Тобольск целенаправленно взял курс на создание бренда исторического города. За 10 лет на реставрацию центра и развитие туристического потенциала потратили 16 миллиардов (!) рублей (для сравнения: на 350-летие Иркутска, когда обустроили Нижнюю набережную и появился 130-й квартал, потратили около 3 миллиардов рублей).

Вливание денег в Тобольск дало эффект: Кремль выглядит «с иголочки», исторический центр города аккуратен, всюду новые скверы.

Всё старательно доносит туристу мысль: Тобольск — исторический город, — что вполне справедливо. Весьма показателен аэропорт, который открыли только этой осенью, — ему дали имя сибирского историка и картографа Ремезова, да и фасад оформили «под историю» — на нем изображена старинная карта с надписью «рѣка Тоболъ».

Этому же образу вторят элементы городской среды: например, местные власти установили на Плацпарадной площади арт-объект, который буквально показывает, что Тобольск в свое время был главным городом Сибири. И это чистая правда.

Вот только экскурсоводу, который нас сопровождал, этого показалось мало, и он решил повысить планку: объявил, что Сибирская губерния с центром в Тобольске была не просто огромным субъектом, а самым большим в истории человечества — от Урала до Аляски.

Это стало первым пунктом в череде странных тезисов, которые транслируют туристам в Тобольске. Давайте же разберемся!

Когда в 1708 году впервые появилась Сибирская губерния с центром в Тобольске, в России смутно представляли, что есть на Дальнем Востоке и за ним, — еще толком не исследовали берега Аляски.

В 1764 году размеры Сибирской губернии значительно уменьшились: из нее выделилась Иркутская губерния — все земли от Приангарья до Тихого океана вошли в ее состав. Первое же постоянное поселение на Аляске (Кадьяк) появилось в 1784 году — Тобольск тогда уже не контролировал берега Тихого океана.

А вот Иркутск в 1802 году стал центром Сибирского генерал-губернаторства, куда вошла Тобольская губерния. В те годы активно изучалась Америка, строились русские поселения. На фрагменте карты 1819 года Аляска — уже российская территория. В Иркутске также находилось представительство Российско-Американской компании — организации, которая осваивала Новый Свет.

Вывод: во-первых, Тобольск был не единственным городом, контролировавшим всю Сибирь, во-вторых, влияние генерал-губернаторства с центром в Иркутске распространялось на территорию, которая была большей по площади.

«И чего ты прицепился?» — спросит здесь меня рядовой тоболяк. Действительно, может показаться, что мне просто не повезло с конкретным экскурсоводом, но вскоре выяснилось, что «перегиб исторических достижений» в Тобольске — системная проблема.

Главный город ссылки декабристов?

Куда больше меня удивил эпизод, произошедший уже с другим гидом — в местном музее.

Каждый иркутянин знает, что история декабристов прочно связана с Иркутском, — именно в этот город отправляли многих из них, в том числе ключевых предводителей (Трубецкой, Волконский, Муравьев, Бестужев и многие другие). Во всей Сибири сопоставимой по значимости локацией можно назвать разве что рудники в Забайкалье.

В Иркутске сохранилось их наследие: особняки Волконского, Трубецкого, дом Муханова, есть могилы декабристов Поджио, Муханова, Панова, жены Трубецкого, которая отправилась за мужем в ссылку, и других.

Дом-музей Трубецких. Фото: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»

Что же я узнал в Тобольске? Оказывается, именно его нужно считать «самым важным ссыльным городом» для декабристов, ведь в нем были 17 из них (напомню, всего было осуждено больше сотни). Правда, большинство мало известны, главные же «звезды» — Вильгельм Кюхельбекер (больше известный как лицейский друг Пушкина, чем как декабрист) и Александр Муравьев (который оказался в Тобольске уже после отбывания ссылки в Иркутске).

«Тут даже были дома, где они жили!» — восторженно говорил экскурсовод, показывая на миниатюрные макеты старинных зданий.

— А они сохранились? — спрашиваю я.

— Нет, но их хотят воссоздать! — радостно ответили мне.

Чтобы не тормозить группу, после экскурсии я отдельно уточнил, когда именно Тобольск стал позиционироваться как «главный город ссылки декабристов».

— А какой еще можно назвать? — ответил гид.

— Иркутск же… Туда сослали Трубецких, Волконских, многих других, — удивленно отвечаю я.

— А, ну там что-то вроде рудников было…

Памятник женам декабристов. Фото: Тара-Амингу / Википедия

Напоследок я узнал, что, оказывается, именно Тобольск — тот самый город, с которым нужно ассоциировать подвиг жен декабристов (которые вообще-то в большинстве своем просто ехали через Тобольск в Иркутск и в Забайкалье). Поэтому в Тобольске им поставили памятник.

Присвоение «исторических рекордов»

После этого я стал внимательно прислушиваться к фактам, которые рассказывают в Тобольске. Во-первых, обращал внимание на привычные «иркутские» образы: там, например, развивают легенду, что именно в районе Тобольска спрятано легендарное золото адмирала Колчака (то самое, которое привыкли искать в Байкале под Иркутском), есть даже тобольский квест по «поиску золота Колчака» для туристов.

Во-вторых, перепроверял даты, когда что-то называли «самым старым в Сибири». Там и правда такого много: например, в Тобольске была старейшая семинария (основана в 1703 году — иркутская намного младше, основана в 1780-м). Еще в Тобольске стоит старейший в Сибири храм — Софийский собор конца 17 века. Он старше иркутской Спасской церкви (начало 18 века).

Однако было и много ошибок — то ли тоболяки не проверяют информацию, то ли сознательно «перегибают». Туристам говорят, например, что в Тобольске находится первый музей в Сибири, что, мягко говоря, не так — иркутский старше почти на век.

Один неприятный вывод

На мой взгляд, вся эта история говорит не столько об излишней самоуверенности тех, кто продвигает туристический бренд Тобольска, сколько о том, что власти Иркутска серьезно не дорабатывают.

У них в руках настоящее богатство — ценнейший исторический город, сопоставимый с Тобольском в отношении истории. Но пока там уже вовсю зарабатывают очки на истории, иркутские управленцы что-то бормочут про Байкал и сами видят в городе разве что «перевалочный пункт» к озеру. Изредка вяло популяризируют деревянное зодчество (Иркутск — на первом месте в России по числу деревянных памятников), но в его сохранении не заинтересованы, — напомню, что губернатор Кобзев намеренно планирует сократить реестр выявленных ОКН.

Результат такого отношения к наследию — многие иркутяне даже не представляют, сколько всего ценного есть в их городе, а что уж говорить об остальных россиянах?

Другие города этим пользуются. Тобольск — не единственный пример. Вот, например, Красноярский драмтеатр почему-то именуют старейшим в Сибири. Вот только дата основания театра в Красноярске — 1873 год, по самым натянутым данным — 1852 год. Иркутский театр основан в 1850 году. При этом нынешнее здание театра в Красноярске возведено в 1902 году, в Иркутске — в 1897 году. Иркутский старше, как ни крути.

Чаще всего подобные ошибки случайны — просто отдельные журналисты не проверяют информацию. Да если бы и проверяли — сложно отыскать источник, где была бы информация о ценном наследии Иркутска. Выходит, люди, ответственные за продвижение его туристического бренда, не делают даже минимума — не продвигают простую информацию о достоинствах города. Чего уж мечтать о миллиардных вложениях в исторический бренд, как это делает Тобольск.


Подписывайтесь на телеграм-канал «Верблюда в огне»!

Фото: Getty Images

Комментариев 0

Загрузка...

Искры 16.11.2021 14:32

Иркутск называют «городом падающих самолетов». В чем причины и как это исправить?

Диана Полякова

Автор Диана Полякова

0 Читать комментарии

Недавно под Иркутском разбился Ан-12, погибли девять человек. Город вновь стали называть местом падающих самолетов. Некоторые иркутяне связывают частые авиакатастрофы с близостью аэропорта к центру — из-за этого после крушения Ан-12 даже прошли пикеты за перенос авиаузла. «Верблюд» попытался разобраться, действительно ли в Иркутске чаще, чем в других городах, происходят крушения самолетов, в чем причины и как это исправить.


Что случилось?

3 ноября в районе села Пивовариха близ Иркутска при заходе на посадку потерпел крушение грузовой самолет Ан-12. Он принадлежал белорусской авиакомпании «Гродно», летел по маршруту Кепервеем — Якутск — Иркутск. Самолет перевозил продукты на Чукотку и возвращался в аэропорт базирования. На борту находились девять человек, в том числе пять членов экипажа и четыре человека, сопровождающих груз, — все погибли. Среди них были граждане Белоруссии, Украины и России.

Фото: Правительство Иркутской области

Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник, катастрофу мог спровоцировать ледяной дождь. «Первичные данные — в том числе об этом свидетельствует то, что удалось понять из первичного анализа самописца, — говорят в пользу версии об обледенении руля высоты при попытке захода на второй круг», — приводит его слова издание. При этом известно, что упавший Ан-12 эксплуатировался с 1968 года.

Авиакатастрофы в Иркутске
за последние 30 лет


Год

1994

1997

 2001

 2006

2011

2021

Самолет

 Ту-154

  Ан-124

 Ту-154

А310

Ми-8

 Ан-12

Число жертв

125 человек

   72 человека

145 человек

125 человек

   2 человека

 9 человек

Спустя неделю после падения самолета в Иркутске активисты вышли на пикеты к зданию правительства области — они требовали перенести аэропорт за город. «За последние 20 лет в зоне снижения/набора высоты Иркутского аэропорта разбились 13 самолетов. Взлетно-посадочная полоса расположена таким образом, что любой следующий взлет или посадка могут стать фатальными», — приводит их слова издание «Сибирьмедиа».

Активисты считают, что о переносе аэропорта «чиновники в очередной раз поговорят и забудут». По словам одного из участников, после пикета у одного из них «начались проблемы», поэтому они боятся выглядеть «оппозиционерами» и отказываются от комментариев СМИ. «Мы не оппозиционеры и вообще не имеем никакого отношения к политике, мы просто хотим спокойно жить, не боясь, что на нас свалится самолёт», — рассказал один из участников пикета изданию.

«Верблюд» посчитал, что за последние 30 лет в Иркутске или рядом с ним произошло шесть авиакатастроф с погибшими: Ту-154 в 1994 году — 125 жертв, Ан-124 в 1997 году — 72 жертвы, Ту-154 в 2001 году — 145, А310 в 2006 году — 125, Ми-8 в 2011 году — двое, недавнее крушение Ан-12 — девять. Для сравнения: в Хабаровске за тот же период случились три крушения самолетов, в Красноярске — одно.

Фото: Глеб Осокин / Википедия

Что не так с иркутским аэропортом?

Первоначально площадка для посадки самолетов в Иркутске появилась на Левом берегу в 1925 году, а на нынешнем месте, в районе Красных казарм, аэродром создали в 1933 году. Сейчас от центра города аэропорт отделяют всего около пяти километров. Вопрос его переноса за пределы города начали обсуждать еще в советские годы и продолжают по сей день.

Проект строительства нового аэропорта разработали в 2010 году, но его не согласовало Министерство обороны РФ. В 2014 году президент России Владимир Путин поручил перенести объект за город, однако с того момента власти региона так и не смогли согласовать подходящий участок под строительство.

В октябре 2021 года на встрече с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Александром Нерадько губернатор Иркутской области Игорь Кобзев заявил, что проект 2010 года планируют доработать и сейчас власти региона занялись этим.

Для переноса аэропорта сейчас рассматривают две площадки — деревню Позднякова и местность Ключевая Падь. Ранее для первой уже создавали проект, но он не прошел экспертизу. Власти региона планируют определиться с местом будущего строительства до конца года. Согласовать новый проект хотят до 2025 года, чтобы войти в федеральную программу «Развитие транспортной инфраструктуры» и начать строительство. По словам Кобзева, уже нашлись несколько соинвесторов.

🛫

Как развивался аэропорт Иркутска в 2000-х


2008

удлинили взлетно-посадочную полосу до 3563 метров

2009

открыли новое здание терминала внутренних авиалиний

2010

разработали проект нового аэропорта

2015

передали аэропорт в областную собственность

2016

завершили реконструкцию «взлетки» спустя 12 лет

Параллельно с разговорами о переносе не раз обсуждали вопрос о необходимости глобальной модернизации аэропорта. По факту осовременивать объект на протяжении многих лет удавалось небольшими частями. Так, в 2008 году взлетно-посадочную полосу удлинили до 3563 метров, что позволило увеличить число принимаемых судов. В 2009 году открылось обновленное современное здание терминала внутренних авиалиний (международный терминал по-прежнему находится в здании 1938 года постройки). В 2015 году ОАО «Международный аэропорт Иркутск» передали из федеральной собственности в областную — это было сделано, чтобы привлекать инвесторов для развития авиаузла. В 2016 году завершили реконструкцию взлетно-посадочной полосы, которая длилась 12 лет.

В 2016–2017 годах экс-губернатор области Сергей Левченко вел переговоры с холдингом «Новапорт» Романа Троценко в качестве инвестора. ФАС дважды предупреждала главу региона о незаконности выбора партнера без конкурса. В 2018 году власти привлекли к развитию действующего аэропорта госкорпорацию «Ростех». Предполагалось, что ее дочерняя компания построит новый терминал, который объединит международные и внутренние линии. В августе даже торжественно заложили камень на месте будущего здания, но дальше этого дело не сдвинулось. В июле 2020 года ФАС оштрафовала Сергея Левченко на 30 тысяч рублей за выбор инвестора без конкурса.

Фото: Правительство Иркутской области

В 2020 году уже новое правительство региона признавало, что до 2024 года еще необходимо провести реконструкцию рулежных дорожек и светосигнального оборудования, построить площадку для обработки судов противообледенительной жидкостью, новый аэровокзальный комплекс международных и внутренних авиалиний, привокзальную площадь и подъездные дороги, а также возвести перрон и очистные сооружения. На эти работы требуется 16,3 миллиарда рублей.

В чем причина частых авиакатастроф?

Если в массовом сознании авиакатастрофы связаны исключительно с расположением и состоянием аэропорта, то в реальности все менее однозначно. Однако совсем отрицать роль авиаузла нельзя. Так, например, в трагедии 2006 года, когда пассажирский лайнер А-310 выкатился за пределы ВПП (взлетно-посадочной полосы) и загорелся, главную роль сыграла небольшая полоса безопасности — расстояние от «взлетки» до ближайших построек, писали СМИ. Для сравнения: когда в аэропорту Домодедово за ВВП выехал Ил-62, выполнявший рейс из Триполи, он без помех уехал на полкилометра. Самолет получил повреждения, но пожара не последовало.

Кроме того, иркутский аэропорт находится в зоне частых туманов — влияют высота в 500 метров над уровнем моря и близость водохранилища. Туманы препятствуют хорошему обзору. Об этом рассказал «Верблюду» экс-начальник отдела авиатранспорта министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Александр Арфаниди. Однако он отметил, что конкретную причину крушений самолетов назвать сложно.

Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что переносить аэропорт необходимо. Начальник производственно-диспетчерской службы иркутского аэропорта Евгений Еловский в 2016 году рассказывал изданию «ИркСиб», что такой объект должен находиться в 30–40 километрах от города и больше всего подходит участок в деревне Позднякова: «Позднякова не попадает в нашу туманную зону и там нет застойной низкой облачности, как у нас. Кроме того, площадка находится в 45 км от города, что, с одной стороны, безопасно для жителей, а с другой — дает возможность для дальнейшего развития, строительства».

По мнению Александра Арфаниди, переносить аэропорт необходимо в ближайшее время. «На мой взгляд, чем дольше затягивать, тем менее удобоваримо можно разрешить этот вопрос. Потому что площадки рассматриваются давно и долго, а жизнь не стоит на месте и эти земли застраиваются», — сказал «Верблюду» эксперт.

Есть и другое мнение о причинах авиакатастроф в Иркутске. Как рассказал «Верблюду» действующий пилот одной из авиакомпаний, это никак не связано с аэропортом, что подтверждается расследованиями авиационных происшествий. Но при этом специалист признает, что в аэропорту Иркутска есть свои сложности и особенности. К ним относятся нестандартный угол наклона глиссады (траектории снижения авиасудна) и градиент полосы (полоса находится под уклоном). Собеседник отметил, что в связи с этим в некоторых авиакомпаниях действуют ограничения: неопытных пилотов не допускают к посадке в Иркутске.

«»

«Да, постройка нового аэропорта со стандартным углом наклона глиссады и меньшим градиентом упростили бы посадку, однако, повторю, что ни одно авиационное происшествие в Иркутске прямо или косвенно не было вызвано особенностями аэропорта», — отметил специалист.

Также он считает, что нужно построить новый аэропорт, но тот факт, что делать это нужно за чертой города, связывает исключительно с тем, что в центре нет для него места: «Лично я был бы рад постройке нового современного аэропорта и как пилот, и как иркутянин. Это и новая железнодорожная ветка для электричек, и новое многополосное шоссе, развязки, улучшение всей транспортной инфраструктуры. Я за постройку нового аэропорта с современной полосой и терминалом. В городе он находится или посреди поля — на безопасность полетов влияния не оказывает никакого».

Фото: Правительство Иркутской области

❗️

Что может быть причинами частых авиакатастроф в Иркутске


  • Небольшая полоса безопасности иркутского аэропорта
  • Расположение «взлетки» в зоне частых туманов
  • Слабая система управления безопасностью полетов в региональных авиакомпаниях

Как прокомментировал «Верблюду» начальник отдела по связям с общественностью аэропорта «Иркутск» Клим Куликов, расположение и состояние аэропорта никак не связано с авиакатастрофами. «За эти 30 лет только один самолет упал в аэропорту, это было в 2006 году, но там признали причиной авиакатастрофы техническую неисправность самолета. Расположение, работа аэропорта к этому делу и ни к одной из авиакатастроф отношения не имеют. Всегда есть заключение, где указана причина крушения. И нет ни одного случая, где сказали бы: „Вот в этой авиакатастрофе виноват аэропорт“. Везде были технические неисправности или ошибки экипажа», — считает Клим Куликов.

По мнению пилота, беседовавшего с «Верблюдом», сократить число авиакатастроф помогут расследования уже случившихся происшествий, выявление факторов риска и принятие мер для сокращения этих рисков: «В авиакомпаниях есть система управления безопасностью полетов (СУБП). Она жестко регламентирована и приносит свои плоды. С 2006 года статистика поменялась в лучшую сторону. Имеют место катастрофы в небольших компаниях — подозреваю, что там с СУБП не все так хорошо. Выход — усилить надзор за всеми эксплуатантами, а не только за самыми крупными».

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому