• Пробки 2
  • Погода
  • 13 марта в Иркутске пройдет праздник чтения «День Ч»Ч»
  • Виторган назвал Иркутск особенным и похвалил за сохранение деревянных домовдомов
  • В Тулуне держат львицу в гараже: животное находится в небольшой клеткеклетке

Главная > 19.10.2020 16:00

Почему в Иркутске такие медленные трамваи?

Иркутский электротранспорт

Иркутский электротранспорт

0 Читать комментарии
Почему в Иркутске такие медленные трамваи? - Верблюд в огне

Автор блога «Иркутский электротранспорт» объясняет, действительно ли иркутские трамваи медленно передвигаются, как можно их можно ускорить и как эту задачу решают в других городах. 

Спойлер: на самом деле трамвай не медленный.

Трамвай занимает первое место по провозной способности среди всех видов наземного городского общественного транспорта. Во многих городах существуют даже скоростные трамваи. Их средняя путевая скорость — 24 км/ч и выше (с учетом остановок). Но это не про Иркутск.

Скорость движения транспорта зависит от многих факторов. Основные из них: 

🚋 дорожная ситуация;

🚋 состояние дорожного покрытия (трамвайных путей в нашем случае);

🚋 состояние транспортного средства.

Подробно разберем каждый из них.

Дорожная ситуация

На нее влияет наличие выделенных полос и обособление трамвайных путей.

Скриншот: Оpenstreetmap.org

Зеленым показаны выделенные полосы для трамвая (речь как об обособлении, так и о разметке). Оранжевым отмечено, что движение постороннего транспорта частично ограничено. Например, это касается встречного пути на улицах Тимирязева и Терешковой. Красным выделено, что трамвайные пути никак не обособлены.

Скриншот: Оpenstreetmap.org

Сюда же вставим карту пробок, например на 19:10 24 сентября 2020 года. Самые «пробочные» места на пути следования трамвая:
Глазковский мост, ул. Степана Разина (от моста до ул. Свердлова), ул. Ленина (вся), ул. Тимирязева (вся), ул. Партизанская (от Софьи Перовской до Горной, от Трилиссера до Пискунова).

Что мы видим? Практически везде, где собираются крупные пробки, трамвай не обособлен. Исключением являются только улицы Декабрьских Событий и Фридриха Энгельса — там трамвай спокойно минует пробки по обособленному полотну.

В обычное, «беспробочное» время (до 8:00, с 11:00 до 16:00, после 20:00) трамвай проезжает участок от Центрального рынка до улицы Ленина за три минуты. В пробке — за 15—30 минут. Время прохождения увеличивается в 510 раз!

Есть у трамвайщиков «любимый» участок — перекресток улиц Ленина и Горького.

Автомобилисты, едущие со стороны сквера Кирова, зачастую игнорируют ПДД и выезжают на уже занятый перекресток и на красный сигнал светофора. Трамвай не успевает проехать перекресток за свою короткую фазу светофора, и ему приходится ждать следующую. И так несколько раз.

Еще одна особенность этого перекрестка заключается в пересечении контактной сети трамваев и троллейбусов (на фото — между третьей и четвертой дверьми трамвая). Для трамвая в этом месте идёт нейтральная вставка, без подачи электроэнергии. И если трамвай под ней остановится пантографом (токоприемником), то дальше самостоятельно он не поедет, нужно ждать другой вагон. Процесс показан на следующем фото.

На пересечении улиц Ленина и Горького. Фото автора блога

А иногда вагонов сзади нет. И тогда бывает вот так. Фото автора блога

Транспортники немного приноровились к проблемам этого перекрестка. Когда трамваю не дают повернуть на улицу Ленина, встречный трамвай или попутный троллейбус останавливается на перекрестке и ждет, пока тот проезжает нейтральную вставку.

Еще одна боль иркутского трамвая — улица Тимирязева. На ней есть две главных «пробочных» зоны:

1. Участок от ул. Карла Маркса до ул. Декабрьских Событий.

Поток машин, на самом деле, здесь небольшой, но автомобилисты любят подпирать трамваи так, что те не могут проехать. А из-за большого количества трамвайных маршрутов на этом участке (2, 3, 4, 4а, 6 маршруты, из них два ходят с интервалами 4—6 минут) образуются пробки. Этот участок, кстати, засветился в ролике Ильи Варламова об Иркутске. 

Автор фото — Никита Сыроватский

2.  Участок от ул. Байкальская до ул. Ленина. 

Скажем прямо: в вечерний час пик на этом участке творится ужасОбразуется огромная пробка, многие водители не соблюдают ПДД и объезжают её по трамвайным путям встречного направления, что приводит к сбоям в движении трамваев в сторону Центрального рынка.

Состояние трамвайных путей

Этот фактор больше всего влияет на скорость движения трамваев. На изношенных участках действуют ограничения, чтобы исключить сход вагона с рельсов. На картинке ниже вы можете увидеть схему состояния трамвайных путей в Иркутске.

Скриншот Оpenstreetmap.org

Зеленым цветом обозначены самые хорошие пути, грязно-зеленым — редкие участки волнообразного износа или с плохой балластировкой пути. На желтых зонах для комфортного движения достаточно простой шлифовки. Оранжевый цвет — это «стиральная доска», сильный волнообразный износ рельсов, красный — пути в критическом состоянии и остро нуждаются в замене. Также на картинке подписаны годы последнего ремонта пути.

Статистика ремонта путей за последние 4 года:

  • 2017 год — 620 м одиночного пути;
  • 2018 год — 380 м;
  • 2019 год — 1,3 тыс. м;
  • 2020 год — 500 м.

Всего за 4 года — 2,8 км.

Эксплуатационная протяжённость путей в Иркутске — 46 км. То есть за последние 4 года у нас отремонтировали всего 6 % от всей сети. Максимальный срок службы рельсов — 16 лет на обособленном полотне, 10—12 — на совмещённом. То есть в идеальных условиях за 12 лет у нас должны полностью обновляться рельсы. Но такими темпами 100 % обновления у нас произойдёт за 66 лет. По сути, никогда.

В чем же причина? Ответ прост: нет денег. За последние 4 года все работы производились только за счет предприятия. За счет городского бюджета ремонт последний раз произошел в 2015 году на участке улицы Партизанской.

Понятно, что предприятие не особо располагает средствами на глобальные работы. Для сведения: стоимость капитального ремонта 1 тыс. метров одиночного пути составляет 25 млн рублей и более.

В Иркутске есть подпрограмма «Транспорт» муниципальной программы «Развитие транспортной системы». Ее целевыми показателями являются:

  • протяженность отремонтированных контактной сети и трамвайных линий;
  • протяженность контактной сети и трамвайных линий, введенных после их устройства и модернизации.

Как следует из паспорта программы, именно она должна финансировать ремонты трамвайной и троллейбусной инфраструктуры.

В бюджете Иркутска на мероприятия по ремонту в рамках этой программы выделено 0 рублей. См. Приложение №1 к программе «Развитие транспортной системы». Интересно, почему администрация Иркутска не реализует мероприятия своей же программы. 


«Убитые» пути на ул. Депутатская. Рельсы на ж/б шпалах закатали в асфальт в нарушение технологии укладки, что привело к волнообразному износу и разрушению асфальта у путей. Фото автора блога

Сейчас требуется срочный ремонт около 9 км путей. По самым скромным прикидкам на это требуется порядка 265 млн рублей. На самом деле, эта сумма не такая уж и большая. Улан-Удэ, где бюджет гораздо меньше иркутского, тратит по 90 млн рублей на километр. При этом за последние 4 года там привели в нормативное состояние около 15 километров путей.


Улан-Удэ, участок от к/т Октябрь до ост. «Проходная ЛВРЗ». Фото: Вадим Горбачёв

Состояние транспортных средств

Нельзя сказать, что в Иркутске «убитые» трамваи. Да, есть единичные экземпляры, которые давно пора отправить в утиль, но всё же большинство вагонов в хорошем состоянии. На самом деле, когда дороги свободные, трамваи у нас неплохо разгоняются:


По факту средняя путевая скорость иркутского трамвая, с учетом всех остановок и светофоров, составляет около 16,5 км/ч. До скоростного трамвая нам далеко (таковым он считается при средней скорости выше 24 км/ч).

Как можно ускорить иркутский трамвай?

Первым делом нужен ремонт путей. Это позволит убрать ограничения в 10/15/20 км/ч на изношенных участках. Пути на обособленном полотне следует укладывать железнодорожного типа, на ж/б шпалах, а на совмещённом полотне — трамвайного типа, на деревянных шпалах с вибро-, гидроизоляцией. Это позволит не только ускорить трамвай, но и снизить его негативное влияние на дороги и строения.

Вторым пунктом должно стоять обособление трамвайных путей. Сделать это можно двумя способами. Первый — убрать асфальт с трамвайных путей (наиболее эффективно, но труднореализуемо). Второй — обособить разметкой и установить камеры контроля выезда на трамвайную полосу (можно начать делать хоть завтра, но ГИБДД пока против).

Последним способом в Москве за последние пять лет довели долю обособления до 88 %. При этом там 166 км трамвайных линий, а у нас 22 км и около 40 % обособления.

Между прочим, доля обособления трамвайных путей и средняя скорость движения трамваев являются ключевыми параметрами в отборе заявок для участия в льготной закупке трамваев по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». То, что у нас эти параметры на низком уровне, может помешать Иркутску участвовать в этом мероприятии.

Материал подготовлен совместно с иркутским отделением фонда «Городские проекты. Подписывайтесь на «Иркутский электротранспорт» во «ВКонтакте» и «Телеграме».


Этот материал — один из блогов «Верблюда в огне». Вы тоже можете завести блог — как это сделать, читайте здесь.

Комментариев 0

Загрузка...

Практика 30.11.2020 17:45

Чем заняться в Иркутске и на Байкале: очень подробный гид для туристов

Екатерина Зырянова

Автор Екатерина Зырянова

0 Читать комментарии

Где увидеть старинные деревянные дома и пробовать лучшие буузы, куда отправиться за самым живописным видом на Байкал и когда ехать за знаменитым прозрачным льдом — «Верблюд» собрал подробнейший туристический гид по столице Восточной Сибири и ее окрестностям.


✈️

Как добраться

Этой зимой и грядущей весной цены на билеты из Москвы в Иркутск и обратно начинаются от 8 787 рублей. Летом перелет обойдется как минимум в 14 тыс. рублей. Из других городов наиболее выгодно будет добраться до Иркутска также через Москву.

Поездку по железной дороге стоит рассматривать, только если у вас есть несколько свободных дней. Например, поезд из Москвы в Иркутск едет более трех суток, из Екатеринбурга — двое суток. Билеты при этом стоят как в минимум два раза дороже, чем на самолет.

Где жить

В Иркутске есть как гостиницы известных мировых сетей, например Marriott (от 6 762 рублей/сутки) и Ibis (от 3 690 рублей/сутки), так и небольшие отели (например расположенный в исторической усадьбе «Доходный дом Листратов», цены на ночевку в котором стартуют от 1600 рублей).

На AirBnb квартиру в центре города (это Правобережный и Октябрьский округа) можно снять примерно за 1,52,5 тыс. рублей. Ночь в хостеле обойдется в 400600 рублей.

🚕

Транспорт

Самые популярные сервисы для заказа такси — «Максим» и «Яндекс.Такси». Поездки по центру города в пределах 5 км обойдутся в 120300 рублей в зависимости от маршрута и времени суток.

В Иркутске работает каршеринг Cars 7. Можно взять автомобиль на сутки (от 1,5 тыс. рублей) или на более короткое время (6 рублей/минута).

Почти в любую точку города можно добраться на общественном транспорте. Стоимость проезда в троллейбусах, трамваях и автобусах составляет 15 рублей, частных маршрутках — 2025 рублей.

День 1. Иркутск

Неспешно позавтракать в бистро Paloma

Фото: бистро Paloma

Начните день в Paloma — кажется, это бистро иркутяне советуют всем приезжающим друзьям. Здесь широкий выбор завтраков и отличный кофе (особенно рекомендуем заваренный в воронке V60). Бонус к гастрономической составляющей — визуальная: окна в пол, лаконичный дизайн с глубокими винными тонами и вид на одну из самых уютных улиц города.

Познакомиться с наследием декабристов

В 19 веке Иркутск стал местом ссылки для декабристов. В разные годы здесь жили около 30 бывших членов тайных обществ, которые сыграли значительную роль в развитии города.

Одни из самых ярких примеров наследия декабристов в городе — дома Волконских и Трубецких (пер. Волконского, 10 и Дзержинского, 64). Сейчас эти деревянные усадьбы в европейском стиле функционируют как музеи. В них можно увидеть обширные экспозиции о жизни на каторге и в ссылке, состоящие из личных вещей семей декабристов. Заглянуть сюда стоит, чтобы понять и своими глазами увидеть, что совершило небольшую культурную революцию в Иркутске.

Затем можно пройтись до Дома Европы (ул. Фридриха Энгельса, 21), который также называют «кружевным». Это уникальный памятник деревянного зодчества в стиле русского барокко с искусными резными элементами декора (и просто отличный инстаспот). Перед тем как отправиться дальше, отдохните на кованых качелях, расположенных напротив здания.

Пообедать на Карла Маркса

Дневной прием пищи стоит запланировать в одном из заведений центральной улицы города. Здесь их много: за современной авторской кухней советуем заглянуть в Design Bar или 33 Wine & Tapas Bar, вегетарианцам придется по душе «Пита бар» или пекарня-столовая «Жито», азиатскую еду в собственном прочтении готовят в Mao Asian Bistro. За настоящими сибирскими пельменями стоит зайти в «Реальный замес», за самыми лучшими устрицами в Иркутске — в «Стрижи», а за лучшей пастой — в Prego. На пути почаще поднимайте голову вверх — эркеры, балюстрады и лепнина на фасадах каменных домов по Карла Маркса заслуживают внимания. Облик улицы сложился еще в 19 веке.

Встретить закат у Ангары

Улица Карла Маркса упирается в памятник императору Александру III. Тот расположен на бульваре Гагарина, вдоль которого протянулась набережная реки Ангары — излюбленное место горожан. В любое время года здесь гуляют родители с детьми, пары разного возраста и собирается молодежь. Летом играют музыканты, проходят танцевальные вечера.

От бульвара Гагарина есть мост к островам Юность и Конный, которые в последние годы активно облагораживают. На них можно гулять, кормить уточек, встречать закат, кататься на «веломобиле» или гироскутере (их тут же сдают в аренду, полчаса катания стоят около 350 рублей), посмотреть на город с колеса обозрения, посидеть в кафе у воды.

Горожане также активно занимаются здесь спортом — есть велодорожки, воллейбольная, теннисная площадки, скейтпарк, зона воркаута. Летом на Юности проходят танцевальные занятия, йога и фитнес.

День 2. Иркутск

Начать день красиво в историческом квартале

Фото: Алена Шатуева / «Верблюд в огне»

130-й квартал — это уникальный в масштабах всей страны пример удачной реконструкции исторической застройки. Проект реализовали к 350-летнему юбилею Иркутска в 2011 году. Раньше на этой территории был частный сектор с ветхими деревянными домами. Некоторые из них снесли, а те, которые представляли историческую ценность, реконструировали. Теперь в них работают кафе и рестораны, мини-гостиницы и магазины. Облагороженная территория стала местом притяжения горожан и туристов — здесь постоянно гуляют люди, играют уличные музыканты, торгуют сувенирами (и не только).

Стартовать лучше всего от «Мастерской кофе Александра Голобокова» (здесь варят один из лучших кофе в городе). Затем рекомендуем зайти на утренний показ полнокупольного фильма в Иркутский планетарий (музей «Ноосфера») — узнаете много интересного о тайнах Вселенной. Затем остановитесь на несколько минут в центре круглой площади — здесь принято бросать монетку и загадывать желание (ищите на картах «Круг желаний»). А потом дойдите до большой скульптуры символа города — бабра с соболем в зубах. Перед вами окажется мифическое существо — смесь тигра и бобра, возникшая в результате ошибки геральдистов. Разумеется, бабру надо потереть лапы — это непременно принесет удачу.

Насладиться современным искусством с местным колоритом

Нагулявшись по 130-му, отправляйтесь в галерею Виктора Бронштейна. Это центр современного искусства с постоянной экспозицией известного на весь мир скульптора Даши Намдакова. Он родился в Забайкалье, жил в Улан-Удэ, а в Иркутске состоялась его первая персональная выставка, которая принесла ему широкую известность. Творчество Намдакова отличается этническим колоритом, корни которого уходят в поверья народностей, исконно живших на берегах Байкала. Каждую среду в 17:30 по выставочному залу проходят экскурсии по цене входного билета.

Спросить совета у ламы и поесть самых вкусных бууз

Иркутск — город, где сливаются европейская и азиатская культуры. Чтобы проникнуться последней, отправляйтесь в дацан — настоящий буддийский храм, расположенный в черте города (ул. Баррикад, 56Б). Вокруг него можно увидеть четыре больших молитвенных барабана (хурдэ), внутри которых сокрыты свитки с мантрами. Считается, что если взяться за ручку барабана и двигаться по часовой стрелке, это равносильно прочтению вслух миллионов мантр. В самом храме работают восемь служителей — лам. С ними можно поговорить, рассказать о какой-то жизненной проблеме, спросить совета. В качестве благодарности обычно делают небольшое денежное подношение служителю (только не отдавайте в руки, а положите на стол).

При храме работает буузная — кафе, в котором готовят традиционное бурятское и монгольское блюдо позы (или буузы — на бурятском языке). Это изделие из теста в форме юрты кочевника, внутри него сочное рубленое мясо. Многие иркутяне называют буузы, которые готовят в дацане, самыми вкусными в городе.

😋

Как есть буузы

  1. Возьмите буузу руками (никаких приборов!)
  2. Надкусите и выпейте бульон, заключенный внутри.
  3. Съешьте все остальное.
  4. По желанию можно добавить соевый соус, сметану или горчицу, но вообще буузы едят без добавок.

Поужинать с сибирским шиком или отправиться на бархоппинг

На ужин возвращайтесь в 130-й квартал. Когда темнеет, эта территория становится центром городской ночной жизни. Здесь гуляют иркутяне, съезжающиеся со всего города, играют уличные музыканты, гудят бары и рестораны.

Одно из самых колоритных мест — ресторан «Собрание Спешилова», расположенный в стенах деревянного дворянского особняка. При нем открыт музей самоваров, в экспозиции которого более 350 редких экземпляров (вход в него оплачивается отдельно). В ресторане подают традиционные русские и сибирские блюда с элементами молекулярной кухни.

Еще из заведений 130-го для ужина посоветуем рестораны «Миша» (изысканная русская кухня в старинных дворянских интерьерах), «Улус» (ресторан с бурятской и монгольской кухней), «Кунгфу» (кафе китайской кухни, куда до закрытия границ туристов из КНР привозили целыми автобусами, — один из показателей того, что готовят здесь аутентично).

Если после ужина душа требует праздника, можно зайти в Edison Craft Bar или «Кружаль», — в этих барах подают неплохое крафтовое пиво и регулярно выступают местные и приезжие музыкальные коллективы. Любителям коктейлей советуем вызвать такси из 130-го и отправиться в бары на улице Карла Маркса — The Library, «Молчанов» или Design Bar. Также обратите внимание на One More Bar — это заведение формата спик-изи на одной из прилегающих улочек, Литвинова, там подают отличный апероль.

Байкал

Мы составили три однодневных и три двухдневных маршрута по Байкалу. Чтобы посмотреть всё, лучше отправляться на Байкал на неделю или две. В ином случае придется выбирать что-то одно — расстояния между главными туристическими локациями большие, и увидеть все из них за короткую поездку не выйдет.

Однодневные маршруты

Увидеть Байкал с высоты птичьего полета

Ближайший к Иркутску туристический спот, где можно увидеть легендарное озеро Байкал, находится в поселке Листвянка, в 60 км от города. И это идеальное место для поездки выходного дня. Добраться до него можно на маршрутке, она отправляется ежедневно от иркутского автовокзала (ул. Октябрьской революции, 11), билет стоит 149 рублей.

Если отправитесь в Листвянку на каршеринге, по пути стоит заглянуть в «Тальцы» (47-й км Байкальского тракта) — архитектурно-этнографический музей, где под открытым небом можно увидеть древние стоянки коренных народов Прибайкалья и старинные усадьбы, собранные со всей Иркутской области.

Лучший вид в Листвянке на Байкал открывается со смотровой площадки «Камень Черского». Поворот на него находится на въезде в поселок. Добраться до смотровой можно пешком или на кресельном подъемнике от центра отдыха «Истленд». С собой рекомендуем захватить ленточку, чтобы повязать на беседке на вершине и загадать желание: по бурятским поверьям, ветер колышет её и посылает молитву человека небесам.

После спуска со смотровой стоит заглянуть в Байкальский музей Иркутского научного центра СО РАН, где можно узнать почти всё о глубочайшем озере в мире. В экспозиции представлены настоящие глубоководные аппараты, аквариумы с нерпами (здесь, в отличие от нерпинарев, животных не заставляют выступать для зрителей). В музее множество интерактивных элементов: например, можно совершить виртуальное погружение на дно Байкала.

На обед отправляйтесь на рыбный рынок — там продают пелядь холодного и горячего копчения. Взяв пару-тройку хвостов, можно разместиться в кафе на рынке или уйти на берег. Если переживаете за свежесть рыбы, пройдите до конца поселка, где стоят продавцы с коптильнями — они отдают заказ прямо с жару. Там же есть зона с беседками. А тем, кто не в восторге от уличной еды, местные нередко советуют кафе «Прошлый век», особо отмечая сагудай (это блюдо из свежей рыбы) и уху.

Если после посещения смотровой площадки, музея и рыбного рынка у вас останутся время и силы, вот еще несколько идей для досуга. В глэмпинг-отеле «Долина мечтателей» получаются отличные фотосеты на фоне стильных юрт и шатров. Для любителей экстремального отдыха действуют экскурсии на снегоходах и собачьих упряжках по льду Байкала (в феврале-марте, когда озеро застывает). В любое время года можно отправиться на экскурсию в Солнечную обсерваторию, откуда тоже открывается живописный вид на Байкал и где можно посмотреть на Солнце в телескоп с водородным фильтром.

Прокатиться на паровозе и погулять по старинным туннелям

Туристический маст-визит — Кругобайкальская железная дорога (КБЖД). Она проходит по берегу озера и считается одной из красивейших железных дорог в мире. По количеству разного рода работ, приходящихся на 1 км пути, и по трудности их выполнения КБЖД превзошла все построенные рельсовые пути. На 89 км пути здесь 39 тоннелей, проходящих через скалы.

По КБЖД можно прокатиться на настоящем паровозе — есть специальные однодневные и двухдневные экскурсии. Состав делает 45 остановок, во время которых можно прогуляться по тоннелям и их живописным окрестностям. Проведение однодневных экскурсий временно приостановлено — до января 2021 года. Однако на весь уикенд на КБЖД можно отправиться хоть сейчас. Не забудьте подготовить удобную обувь для прогулок, а также зарядить мобильный или камеру — фотографировать захочется буквально всё.

Двухдневные маршруты

Отправиться на водную прогулку по Байкалу

Если планируете поездку с июня по сентябрь, хорошим вариантом однодневного путешествия на Байкал станет водная прогулка. Теплоход отвезет из Иркутска в поселок на берегу озера Большие Коты за 1,5 часа. Там у туристов есть шесть часов, чтобы погулять по поселку и насладиться природой Байкала. Обед лучше брать с собой — в поселке нет кафе, накормят только пирожками в местном магазине.

Большие Коты называют поселком золотоискателей. В 19 веке здесь был прииск, на котором работали каторжане. Добыча велась до середины 20 века, потом уехали последние спецпереселенцы и поселок перестал развиваться. В Котах можно увидеть остатки заброшенного прииска золотодобытчиков — для этого нужно добраться до пади Сенной (3 км от поселка), где находится турбаза «Приют старателей», а от нее пройти 1,5 км по руслу ручья до заброшенной штольни. Главное — в прогулках по поселку и окрестностям не упустить время отбытия теплохода.

Отправиться на Ольхон и увидеть «большой Байкал»

Жемчужина Байкала — остров Ольхон. Он расположен в 400 километрах от Иркутска, входит в территорию нацпарка, в основном покрыт степями и отличается живописными видами. Главный населенный пункт — поселок Хужир. Добраться до него с большой земли можно на автомобиле, перебравшись через пролив на пароме, или по ледовой дороге зимой (от Иркутска дорога займет не менее трех часов в одну сторону). Группой удобнее будет заказать трансфер у любого местного турагентства, индивидуальному туристу выгоднее арендовать автомобиль или сесть на маршрутку на автовокзале в Иркутске (рейсы ежедневные, билет стоит от 750 рублей, на пароме маршрутным такси дают преимущество, и не нужно будет стоять в очереди).

На Ольхоне множество вариантов размещения — большая часть местных жителей сдает комнаты приезжим, работают гостевые дома и турбазы. Самые известные варианты — Baikal View, «Вилла Малина», усадьба Бенчаровых, гостевой дом «Воскресение».

Разместившись, отправляйтесь на осмотр ближайшей к центру поселка и самой живописной достопримечательности — скалы Шаманка (мыс Бурхан). Именно вид на нее появляется на большинстве открыток с Байкала. По местным легендам, на скале обитают духи и властелин острова по имени Хан Хутэ-Баабай. Он был во главе 13 сынов небожителей, пришедших на землю по просьбе людей. Во имя них на мысе Бурхан поставили 13 столбов — сэргэ, на которые местные жители и приезжие повязывают цветные ленты и загадывают желание. Сделав фото на фоне скалы и сэргэ, спускайтесь на Сарайский пляж, который хорошо виден с Бурхана. Еще один инстаспот — пляж с белоснежным песком, окруженный сосновым лесом.

🧊

Как и где увидеть байкальский лед

Озеро замерзает во всех бухтах уже в конце ноября, но лед достигает безопасной толщины и прочности только к февралю. Оптимальное время посещения — с 1012 февраля и до 8 марта. Позже начинаются метели, температура повышается, а лед тускнеет. Зимой байкальский лед часто скрыт под снегом, и лучше выбирать для посещения места, где гуляют ветра, — это Ольхон и отчасти поселок Большое Голоустное.

Обедать на Ольхоне, по советам иркутян, стоит отправиться в «Ольхон бистро» или кафе «Кудесница». Неплохой кофе варят в «Воскресенье», а вкусные буузы делают в «Байкалочке» и кафе «У Лёвы».

В первый день на Ольхоне также можно сходить в порт и увидеть остатки старого рыбзавода. Они располагаются в 20 минутах ходьбы от Шаманки (пройти по улице Пушкина). В последние годы территория превращается в арт-резиденцию: художники разрисовывают старые суда и создают инсталляции на месте развалин, оставленных рыбаками, в окрестностях открываются арт-отели.

На второй день стоит запланировать экскурсию на остров Огой или на мыс Хобой. Огой — это самый большой остров в Малом Море (часть Байкала, отделенная Ольхоном), там располагается буддийская ступа просветления, популярный спот у туристов. Отвезут туда на катере или судне. А до Хобоя, на самую северную точку острова, доставят на колоритном УАЗике-«буханке». Помимо самого мыса, откуда виден «большой Байкал» (самое широкое место озера), экскурсия включает в себя несколько других локаций, в том числе пляж в урочище Песчаном, статую «Хранитель Байкала» от известного скульптора Даши Намдакова.

Чтобы самостоятельно насладиться красотами Ольхона, можно арендовать велосипед и потратить день на осмотр природных достопримечательностей вблизи Хужира. Рельеф острова подходит для велосипедных прогулок даже осенью и весной. Главное — выбрать сухую и относительно теплую погоду.

Устроить фотосессию в мраморном карьере

Заброшенный мраморный карьер в поселке Бугульдейка на берегу Байкала — популярный инстаспот среди жителей области и при этом непопсовое место среди туристов. Сюда можно добраться из Иркутска по дороге до села Петрово за три часа, арендовав авто. В сам карьер спускаться небезопасно, лучше фотографироваться на его фоне и на фоне отдельных мраморных глыб, лежащих вокруг него. Еще с них открывается красивый вид на Байкал и горы, окружающие его. Сам поселок находится чуть поодаль от карьера, там нет кафе, так что перекус лучше взять с собой или заранее пообедать в одной из буузных в Баяндае — этот поселок находится на трассе по пути в Бугульдейку.

Карьер можно посмотреть и за один день, но лучше выделить на поездку два дня, чтобы не устать в дороге. На ночевку советуем отправиться к Малому Морю — на Куркутский залив или в район поселка Сахюрта, там расположены множество турбаз и гостевых домов, а также открываются еще более живописные, сопоставимые с ольхонскими, виды на Байкал. На следующий день можно осмотреть окрестности, помедитировать на берегу озера, насладиться чистейшим воздухом побережья, а затем вернуться в Иркутск.

Увидеть Сухое озеро

Если ехать 400 километров до Ольхона кажется слишком утомительным, можно выбрать более легкий маршрут на уикенд. До поселка Большое Голоустное на берегу озера — 70 км. Добраться можно на арендованном авто или автобусе, который ежедневно отправляется от иркутского автовокзала.

В Голоустном иная, чуть менее масштабная красота, чем на Ольхоне и на Малом Море, однако также заслуживающая внимания. Здесь больше леса, крутые обрывы у берега Байкала и есть несколько природных достопримечательностей. Туристу здесь чаще всего советуют прогуляться на Сухое озеро, которое наполняется лишь раз в 45 лет. До него ведет комфортная туристическая тропа — можно неспешно наслаждаться видом и ароматами соснового леса. По дороге есть ручей с ключевой водой. У Сухого озера есть два скальника — по местным поверьям, мужской и женский (первый чуть выше). Считается, что если подойти к ним, можно наполниться соответствующей энергией, поэтому не удивляйтесь, если увидите рядом с ними толпу людей.

В феврале и марте Байкал покрывается льдом и у самого берега в Большом Голоустном образуются многочисленные торосы. В это время здесь главное развлечение — разбивать куски льда, напоминающие осколки стекол. Для этого можно без страха покидать берег — в феврале-марте толщина льда составляет 1 метр.

В Большом Голоустном, как и в Листвянке, популярна торговля копченой рыбой. В большинстве местные торговцы стоят вдоль основной улицы. Также съесть местный деликатес можно практически в любом кафе.

На ночь можно остановиться в любом из гостевых домов, для любителей экзотики в конце поселка есть юрты, а в середине — турбаза в виде корабля. Во второй день можно запланировать подъем на обзорную гору (дорога идет от Свято-Никольской церкви) или конную прогулку (объявления висят по всему поселку).

Бонус: необязательная программа

  • Теплые озера на реке Снежная — уникальная природная локация и популярное место для фотосессий. Находится в двух часах езды от Иркутска. Только здесь в Приангарье в естественной среде живут лебеди и охотно позируют туристам. Летом в озере очень теплая вода — можно вдоволь накупаться (Байкал же, для сравнения, не прогревается выше +15). Особенно красиво здесь осенью, когда окружающие озера горы окрашиваются в яркие цвета.
  • Скалы Шаманки. В 55 км от Иркутска располагается живописное село с уникальной природной грядой на берегу реки Иркут — по ней пролегает легкий прогулочный маршрут одного дня. К селу ведет большой подвесной пешеходный мост, который местные называют «Золотыми воротами», как в Сан-Франциско.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому