• «Голос улиц» открыл благотворительный сбор на новые художественные проекты
  • 14 мая в Иркутской области объявлен выходным днем
  • Губернатор Игорь Кобзев озвучил программу развития региона на ближайшие годы

Главная > enplusgroup 13.07.2021 13:25

Провода как нервы и шахматы в обед. Каково это — работать на Иркутской ГЭС

Верблюд в огне

Верблюд в огне

0 Читать комментарии
Провода как нервы и шахматы в обед. Каково это — работать на Иркутской ГЭС - Верблюд в огне

Иркутская ГЭС — это огромный механизм, который ежедневно обслуживают сотни людей — механики, инженеры, электрослесари, крановщики и многие другие. Каждый иркутянин хоть раз видел плотину, но мало кто задумывался, какие процессы происходят внутри нее, и еще меньше тех, кто бывал на этом производстве.

Автор «Верблюда в огне» на день сменила профессию и попробовала себя в качестве электрослесаря на плотине. Как выглядит работа на ГЭС, какие задачи выполняют сотрудники ежедневно и как отдыхают — в нашем материале.


Партнерский материал

Первые шаги по ГЭС

Рабочий день большинства сотрудников начинается в 8:00. На проходной меня встречает забавная камера наблюдения в виде панды и охранник, которому я отдаю рюкзак для досмотра (очевидно, за безопасностью здесь следят строго).

Первым делом я направляюсь в административный корпус. Вместе с моими проводниками идем по длинному подземному переходу, который проложен прямо под автодорогой на плотине. На стенах — красивые виды ГЭС. Хочется поразглядывать, но надо спешить к началу смены.

На месте руководство гидроэлектростанции определяет мне специализацию и куратора на день. Сегодня я — электрослесарь пятого разряда. Буду работать в паре с инженером службы релейной защиты и автоматики, службы диспетчерского телеуправления Артемом Миролевичем.

По пути Артем объясняет суть его работы. «Релейная защита — это нервная система электростанции. Если нам нужно провести обслуживание участка, его необходимо отключить от всего остального, чтобы не прошел какой-нибудь импульс», — объясняет инженер. На сегодня наши задачи — замена лампочек и перемонтаж системы сигнализации.


Что значит разряд?

Профессионализм слесаря измеряется в разрядах. Существуют разные специальности, и шкала разрядов тоже может варьироваться. Самый низкий у слесаря ГЭС — третий, самый высокий — шестой. Разряды устанавливает специальная комиссия по результатам оценки знаний и умений с учетом профильного образования работника. На предприятии переводят работника на новый разряд, когда появляются вакантные места.

Кстати, по двое работают не только новички вроде меня. Так делают все сотрудники службы релейной защиты — того требуют правила безопасности. Один человек выполняет задачу, а другой помогает и контролирует.

На производство спускаемся на лифте. Большинство сотрудников пользуются им каждый день — оказывается, здесь целых 10 этажей! Со стороны так и не скажешь.

Получаю допуск, готовлюсь к работе

Мне выдали рабочую одежду, обувь и каску — все абсолютно новое и точно моих размеров. Иду экипироваться в раздевалку службы релейной защиты (находится тут же, в соседней комнате).

Время познакомиться с мерами безопасности. Сначала сама рассматриваю большие красочные плакаты, нарисованные в стилистике супергеройских комиксов. Затем мне объясняют технику безопасности. Главное — передвигаться по предприятию только с проводником, соблюдать антиковидные меры, внимательно смотреть под ноги, а еще всегда быть в застегнутой каске. Эти правила, кроме первого, относятся ко всем сотрудникам ГЭС.

Мой сопровождающий — Артем — молодой сотрудник, по виду серьезный, обстоятельный, с негромкой и неторопливой речью. Он уже экипирован, в руках у него небольшая сумка с инструментами. Артем работает здесь уже восемь лет, и начинал он тоже с должности электрослесаря. Вместе с ним мы отправляемся к отделу оперативного персонала — здесь допускают к работам всех сотрудников. Получив ключи от щитков, с которыми будем работать, идем к нужному месту.

«»

По пути Артем объясняет суть его работы. «Релейная защита — это нервная система электростанции. Если нам нужно провести обслуживание участка, его необходимо отключить от всего остального, чтобы не прошел какой-нибудь импульс», — объясняет инженер. На сегодня наши задачи — замена лампочек и перемонтаж системы сигнализации.

Приходим на рабочее место — это один из тамбуров закрытого распределительного устройства (ЗРУ), оно принимает и, очевидно, распределяет электроэнергию. В тамбуре находится нужный нам щиток. Сотрудник оперативной службы готовит рабочие зоны, вывешивает специальные плакаты «Зона работы», «Заземлено», «Под напряжением» — все для безопасности.

Провода, лампочки и километры

В представлении многих иркутян работа на гидроэлектростанции — это максимально эпический труд, что-то сродни делу Нептуна. Какие-то титаны управляют гигантскими потоками воды и огромными турбинами, все несутся в едином порыве. Но на самом деле ГЭС больше похожа на муравейник. Это огромный механизм, который приводится в движение десятками людей.

Из тамбура вместе с Артемом мы возвращаемся в отделение оперативной службы, чтобы отключить несколько клемм для перемонтажа сигнализации. Кстати, именно у «оперативников» собирается информация о неисправностях со всей электростанции. Затем снова идем в тамбур. Каждый раз приходится преодолевать приличное расстояние — думаю, что почти у всех сотрудников ГЭС под конец дня шагомеры зашкаливают.

Артем открывает щиток — такой шкаф, в котором множество реле с переключателями и лампочками. Последние уже старые, работают еще с советских времен, и стали часто перегорать. Вот эти лампы и предстоит нам заменить.

Казалось бы, замена лампочек — это несложная задача. Но не все так просто! Оказывается, чтобы ее выполнить, нужно заранее составить специальный документ — программу работ, и подписать у трех руководителей. Кроме того, подобный вид работ на ГЭС сильно отличается от замены обычной бытовой лампочки.

В щитке множество проводов, реле и лампочек. На замену каждой лампочки уходит не менее 40 минут — нужно разобраться во всех этих переплетениях и аккуратно заменить старые элементы на новые.

Артем передает мне снятые старые советские лампочки — тяжелые, выцветшие. Держу их вместе с новыми и вижу, насколько продвинулись технологии — в руках совсем невесомые маленькие индикаторы.

Инженер работает, я подаю инструменты. Рассказывает, что, несмотря на то, что он сейчас крутит провода, это преимущественно интеллектуальный труд: главное, понимать, как сделать так, чтобы все работало. Некоторые программы, которые ему приходилось составлять, насчитывают не две страницы, как эта, а целых 50.

Артем работает стоя уже больше полутора часов — я нахожусь рядом и по мере возможности стараюсь помогать, с непривычки начинает затекать спина. Решаю взять паузу. Сотрудникам на ГЭС можно сделать два небольших перерыва за день, а еще есть часовой обед — он начинается в 12:00. Прошу проводить меня в столовую.

Ухожу на перерыв

Столовая находится совершенно в другом корпусе, нужно будет спуститься на лифте и пройти по открытой территории предприятия. Шагомер в фитнес-браслете наматывает уже пятизначные числа. По ходу узнаю, что нужно для того, чтобы стать электрослесарем. Как минимум, закончить энергетический колледж — среднее техническое образование там получают за четыре года. Чаще всего туда идут после девятого класса.

А чтобы, как Артем, получить повышение от электрослесаря до инженера, необходимо иметь профильное высшее образование. Подойдет институт энергетики ИРНИТУ. Кстати, в нем есть специальный учебный центр от En+ Group, который организует целевое обучение. На него можно поступить после первого курса и бесплатно получить дополнительную специализацию, а после этого отработать три года на предприятии в структуре компании.

Столовая оказалась небольшим, но светлым помещением, где меня встретила приветливая сотрудница. Еда здесь — почти как дома, а цены гораздо ниже, чем в обычных городских столовых.

И это не единственное место на ГЭС, где можно провести перерыв. Еще здесь есть тренажерный зал, зал с теннисным столом, переговорные, в которых сотрудники могут свободно собираться. Все они стабильно заполнены в обеденное время, причем особенно популярны шахматы.


На предприятиях En+ Group — ТЭЦ и ГЭС Иркутской области — проходят самые разные соревнования: турниры волейболу, боулингу, мини-футболу, баскетболу, шахматам и другим видам спорта, и комбинированные состязания — спартакиады. Мероприятия устраивают внутри каждого филиала, а еще между разными подразделениями группы компаний.

Возвращаюсь в тамбур ЗРУ, к щитку с реле. По пути прохожу мимо автомата с газированной водой. Он большой, красного цвета и с надписью ретро-шрифтом «Газвода» — прямо как из советских фильмов! Выпить стакан прохладной газировки может бесплатно любой сотрудник ГЭС.

После обеда мой наставник заканчивает работу с лампочками и сигнализацией, отчитывается оперативному персоналу, сдает ключи. Впереди еще много бумажной работы — до пяти часов вечера нужно составить отчеты, акты списания старого оборудования, составить программу на следующий день. Артем возвращается в свой отдел — у него рабочее место с компьютером и множеством бумаг. Благодарю инженера за экскурсию и иду переодеваться.

Ухожу с запасом впечатлений, кажется, почти на год. ГЭС уже не будет казаться мне просто большим статичным объектом, через который проходит вода — это огромное живое предприятие с десятками людей, которые ежедневно выполняют тысячи задач. Удивительно, что работа этой махины зависит от каждого отдельно взятого человека на производстве. И даже самая небольшая и на первый взгляд простая задача на ГЭС требует знаний, внимательности и аккуратности.


En+ Group — энерго-металлургическая компания, объединяющая крупнейшие гидростанции Сибири и алюминиевые заводы, и мировой лидер по производству низкоуглеродного алюминия. Холдинг активно участвует в социальной жизни регионов, где живут его сотрудники, — строит медицинские центры, парки отдыха, детские спортивные и культурные объекты, реализует образовательные программы и развивает волонтерское движение, помогая сохранять уникальность Байкала.

Комментариев 0

Загрузка...

29.03.2024 15:22

«Волшебный Байкал»: в ближайшие годы Приангарье получит средства на развитие туризма

Редактор

Автор Редактор

0 Читать комментарии

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев принял участие в совещании по вопросу создания федеральных круглогодичных курортов «Пять морей и озеро Байкал», которое накануне провел президент России Владимир Путин.

— До 2030 года предстоит почти вдвое – до 140 миллионов – увеличить число ежегодных путешествий по стране, для этого расширять именно доступное предложение разнообразных туристических услуг. Для всех наших регионов туризм открывает новые перспективы для развития, для создания рабочих мест, для расширения предпринимательской, творческой инициативы. И в этой связи ещё одна важнейшая задача, о которой также было сказано в Послании: уже в горизонте текущего десятилетия вклад внутреннего туризма в ВВП страны должен вырасти вдвое – до пяти процентов, — сказал президент, открывая совещание.

Владимир Путин обратил особое внимание на то, что с развитием курортных территорий одновременно должна повышаться их транспортная доступность, развиваться другая сопутствующая инфраструктура, в том числе коммунальная и инженерная.

— Имею в виду в целом расширение внутри- и межрегионального, в том числе воздушного сообщения, модернизацию опорной сети автомобильных дорог, о чем я говорил, и внутренних водных путей, строительство новых скоростных железнодорожных и автомагистралей, — подчеркнул глава государства.

О готовности Приангарья реализовать проект «Волшебный Байкал» в тесном сотрудничестве с правительством страны, Республикой Бурятией, корпорацией Туризм.РФ, государственными корпорациями и инвесторами в рамках мероприятий по созданию федеральных круглогодичных морских курортов проекта «Пять морей и озеро Байкал» президенту России Владимиру Путину рассказал губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.

Приангарье включает в проект «Волшебный Байкал» две локации. Это город Байкальск с особой экономической зоной туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» и «Байкальскую слободу» в районе поселка Тальцы.

Общая площадь курортной зоны составит около 1200 га, протяженность береговой линии — 7 км, сумма бюджетных вложений — 25 млрд рублей, частных инвестиций – 54 млрд. Будет создано 5 400 комфортабельных номеров для круглогодичной работы курорта. Проект имеет большие перспективы и кроме всего прочего создаст 6 000 новых рабочих мест.

В Байкальске в рамках проекта планируется создать благоустроенную набережную, парки, лыжероллерные трассы, центр тропостроения. В районе Тальцов предполагается открытие современного курорта полного цикла на 3 500 номеров. Реализация проекта займет девять лет. Поэтапный ввод в эксплуатацию объектов рассматривается с 2027 по 2035 годы.

В «Байкальской слободе» появятся современный всесезонный аквапарк, спа- и термальные комплексы, рыбацкая и ремесленная деревни, яхтенная марина полного цикла, лыжные и велотрассы, экотропы, пляжная зона, конгресс-центр.

— Для развития круизного туризма на Байкале необходимо создать в Порту Байкал зимнюю стоянку для больших судов и провести реконструкцию приоритетных причальных сооружений. Вместе с тем, необходимо провести реконструкцию на двух важных автотранспортных артериях к Байкалу. Первая – это дорога Иркутск – Листвянка, вторая – федеральная автомобильная трасса Р-258 от Иркутска до Байкальска. А так же предусмотреть возможный обход трех населенных пунктов вблизи Байкала – это Култук, Слюдянка и Байкальск, — рассказал Игорь Кобзев.

Губернатор отметил, что инвесторы уже проявляют интерес к заявленным проектам.

По поручению Владимира Путина правительство России предусмотрит в шестилетнем периоде средства на реализацию представленных губернаторами на совещании проектов по развитию туризма в регионах.

Читайте также

109 новых автобусов прибыли в Иркутскую область

04.03.2024 11:28

109 новых автобусов прибыли в Иркутскую область

81 новый НЕФАЗ выйдет на маршруты города Иркутска, остальная техника отправится по области. Планируется, что новые автобусы будут работать на 17 муниципальных и 24 межмуниципальных маршрутах. В Иркутске техника будет задействована как на городских, так и на садоводческих маршрутах.

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому