26.11.2019 11:01
- 237 мемориалов отреставрируют в Иркутской области в этом году
- В Иркутске зальют 27 катков для массового и спортивного катания
- Иркутянина осудили за незаконную прослушку чужих разговоров
26.11.2019 11:01
В январе 2019 года полиция задержала 52-летнего мужчину, обвиняемого в серии изнасилований, которые совершались в Тулуне более 10 лет. «Медуза» рассказала о деталях преступлений и расследовании уголовного дела.
24 сентября 2003 года, две сестры Диана и Инна (издание изменило имена пострадавших — прим. ред.), возвращались около 22:00 домой. Девушки проходили мимо стройки, когда на них напал преступник: он схватил Диану за шею, а когда она попыталась освободиться — порезал девушке руку ножом. «Он держал меня, угрожая ножом, сказал: если побежишь — вторую прикончу. Здесь уже сработал инстинкт самосохранения, я боялась пошевелиться, чтобы он ничего не сделал с Инной», — сообщила корреспонденту Диана.
Насильник отвел девушек к недостроенному корпусу гимназии, где на протяжении нескольких часов пытался их изнасиловать. Согласно материалам уголовного дела, с которыми ознакомилась редакция, с одной из девушек у маньяка состоялся половой акт и длился около 20 минут, а другой он «толкал во влагалище пальцы». По словам Дианы, спустя некоторое время насильник уснул на Инне и Диане удалось сбежать. Маньяк вывел Инну из здания, в материалах уголовного дела указано, что второй раз он изнасиловал ее на улице. После этого он отпустил девушку.
Когда милиция приехала на вызов пострадавших, Диана настаивала, что маньяка можно успеть поймать, так как он не ушел далеко потому что автобусы еще не начали ходить. «Да ну. Не поймаем мы никого», — так ответили ей сотрудники, по словам Дианы. Также сотрудники говорили девушкам фразы: «Нечего было в такое время шариться»; «Сидели бы дома, ничего бы не произошло»; «Ходили по закоулкам — вот он вас там и выхватил».
«У меня был порез, большая гематома, голова все разбита. И у Инны много порезов, ссадины на животе, на бедре, рука полностью разрезана», — сообщила Диана. На телах девушек нашли генетический материал, который позволил объединить нападение с другими похожими случаями, также Диана и Инна составили фоторобот преступника. «Инна попросила у него прикурить и специально сделала сильную затяжку, чтобы осветить его лицо, — так мы смогли его получше рассмотреть», — рассказала Диана.
Спустя три дня после происшествия Диана вышла погулять с племянниками и услышала, как соседки обсуждали, что слышали ее крики. На вопрос девушки, почему соседка не вызвала милицию, женщина ответила: «Кто ж знал, я в киоске в ночную работала».
В 2008 году один из сотрудников милиции обратил внимание на схожие черты у 10 нераскрытых дел: мужчина крепкого телосложения с растительностью на лице нападал с ножом на девушек и женщин, а потом насиловал их на стройках, пустырях или общественных туалетах. Преступления совершались в ночное или утреннее время, чаще всего в районе железнодорожного вокзала.
В 2014 году в Тулун приехала сотрудница иркутского следственного управления. По информации издания, она проанализировала нераскрытые преступления и выявила 12 преступлений со схожим почерком, после чего доложила руководству. Несмотря на это их не объединили в одно производство.
Следователь из Иркутска добилась распоряжения собрать эпителий внутренней стороны щеки у всех, кто находился в СИЗО или попадал в поле зрения полиции. Для того, чтобы в экспертно-криминологическом центре анализировали поступающие образцы в первую очередь, следователи получили распоряжение из главного управления МВД по Иркутской области.
Источник издания из управления сообщил, что без создания специальной группы невозможно поймать серийного преступника. «Руководству главка надо было тогда не в прятки играть, а признаться Москве, что существует такая проблема, что надо создавать группу и целенаправленно заниматься этим делом. А они все боялись от Москвы по шапке получить, поэтому хотели эту проблему просто замолчать», — заявил источник.
С 2012 года преступления находились на контроле руководства тулунского ОВД, но при этом о возможной серии знали немногие сотрудники. Не все сотрудники понимали, зачем они занимаются сбором эпителия. «В подробности мало кто вдавался, ну и халатно относились. Если работать формально, по закону, вообще никакое преступление не раскроешь», — отметил источник издания.
В 2004 году в Ангарске была создана следственно-оперативная группа по раскрытию и расследованию серии убийств женщин, которая занималась поисками «ангарского маньяка» Михаила Попкова. По информации «Медузы», если бы дело о насильнике из Тулуна не скрывали, то группа могла бы заниматься также делом маньяка из Тулуна.
В следственно-оперативную группу по поимке Попкова входил старший оперуполномоченный Артем Дубынин. В 2017 году сотрудник иркутского управления МВД рассказал ему о «тулунском маньяке». После этого Дубынин включился в работу по поиску маньяка из Тулуна.
«Обзорные справки и рапорты о том, что в Тулуне есть маньяк, а мы можем заняться раскрытием его преступлений, я направлял и в Следственный комитет, лично подходил к следователю по особо важным делам Евгению Карчевскому, но ни он, ни я никакого внятного ответа от начальства не получили», — сообщил Дубынин. После этого старший оперуполномоченный вместе с коллегами начали делать запросы и собирать информацию без санкции руководства в Иркутске.
Одна из потерпевших с помощью Дубынина направила жалобу на бездействие сотрудников полиции и следственного комитета на имя министра внутренних дел Владимира Колокольцева, генпрокурора Юрия Чайки и главы СК Александра Бастрыкина. «Пришлось помочь составить жалобы как бы на самих себя. Только после этого дело сдвинулось с мертвой точки», — рассказал Дубынин.
В декабре 2017 года в Иркутск приехали криминалисты из Москвы, объединили все эпизоды в одно производство и создали следственно-оперативную группу.
По словам старшего оперуполномоченного, руководство ограничило сумму командировочных расходов и сократило суточные в три раза.
«Я пробыл в Тулуне с 1 апреля по 15 декабря [2018-го], иногда уезжая на выходные домой. Все это время нам предлагали жить на 500 рублей в день. Чтобы экономить, мы вчетвером-впятером снимали двухкомнатную квартиру и жили как в казарме. Картошку, мясо и макароны приходилось привозить из дома — денег не хватало, даже чтобы поесть в столовой», — сообщил Дубынин.
В сентябре 2018 года следственно-оперативную группу покинул следователь Эдуард Панов. По его словам, из Иркутска пришла директива вернуть всех прикомандированных следователей в районы. В декабре того же года, группу покинул Дубынин. «Надоело смотреть на безразличие руководства и обычных людей», — сообщил он корреспонденту. Оба сотрудника продолжали следить за ходом расследования несмотря на увольнение.
В конце 2018 года группа отрабатывала улицы, на которых были совершены преступления. «Заходили в каждый дом, в каждую квартиру, опрашивали жильцов и брали у них образцы эпителия. Преступник как раз на одной из этих центральных улиц и проживал, а значит, очередь вот-вот бы до него дошла. Не делся бы никуда — это было делом времени и техники», — отметил собеседник издания.
В начале 2019 года рано утром маньяк впервые за семь лет вновь попытался изнасиловать женщину. «Угрожая ножом, он заставил ее делать ему минет, закончил ей в рот, она все это там же сплюнула. Забрал у нее ювелирные изделия, деньги и ушел», — сообщил Панов. Потерпевшая обратилась в полицию, но ее уговорили не подавать заявление. «Вместо заявления о том, что к ней были применены действия сексуального характера, она написала, что к ней подошел мужик с ножом, попросил закурить и обругал ее матом», — рассказал Панов.
Начальник уголовного розыска Тулуна обратил внимание на отказной материал и решил его перепроверить: женщина показала оперативникам место, куда сплюнула сперму и генетический материал отправили на исследование. Сотрудники уголовного розыска нашли записи с видеокамер, с помощью которых отследили маршрут преступника, рассмотрели номер его автомобиля и установили по нему его хозяина. Образец генетического материала с места преступления совпал с образцом подозреваемого. После этого его этапировали в иркутское СИЗО-1.
Преступник сознался в совершении двух убийств. По информации издания 50% потерпевших — несовершеннолетние девочки от 11 до 16 лет. Маньяк работал водителем бульдозера на угольном разрезе и жил напротив школы вместе с женой, которая работает учительницей русского языка и литературы. У насильника есть двое сыновей. Источник издания из тулунской полиции назвал маньяка «нормальным, среднестатистическим для Тулуна мужиком» — не маргиналом.
Фото
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»
Комментариев 0