• 237 мемориалов отреставрируют в Иркутской области в этом году
  • В Иркутске зальют 27 катков для массового и спортивного катания
  • Иркутянина осудили за незаконную прослушку чужих разговоров

Главная > Новости > Культура 04.02.2022 15:36

Приключенческий роман иркутского писателя вошел в лонг-лист нацпремии. Публикуем отрывок

Андрей Блинов

Андрей Блинов

0 Читать комментарии

Организаторы литературной национальной премии имени В.Г. Распутина опубликовали список из 12 произведений, которые вошли в лонг-лист — среди них есть книги двух иркутских писателей. Об этом говорится на сайте Российского книжного союза.

В лонг-лист попала книга повестей иркутянина Александра Лаптева, сюжеты в которой основаны на судьбах людей, пострадавших в годы сталинских репрессий. Она называется «Память сердца: повести о Колыме». Также в списке оказался историко-приключенческий роман Олега Слободчикова «Русский рай» — он об освоении первопроходцами неизведанных земель. Произведение доступно на сайте писателя, с разрешения автора «Верблюд» публикует отрывок из книги:


«Русские служащие непрестанно молили Николу об усмирении ветров и штормов, много раз пытались задобрить разбушевавшегося водяного. Алеуты, кадьяки, чугачи делали то же самое на свой лад. Но дул все тот же сильный ветер с северо-запада, шла все та же волна с белым пенистым гребнем. Сысой с мостика внимательно высматривал скалистый берег и узнал вход в свой залив. Штурман приказал спустить часть парусов и бросить плавучий якорь. Сысой с Василием с железной доской и шестью гребцами пошли на байдаре ко входу в залив, но из-за сильного наката волн войти в него не смогли. Бриг, пытаясь удержаться на месте, вынужден был удалиться от берега. Сысой со спутниками вернулся к нему с так и не заложенной доской. О том, чтобы попытаться провести „Кадьяк“ в залив при волне не могло быть и речи. Пришлось идти вдоль берега дальше к югу, а там Сысой с Василием и промышлявшие с ними возле Калифорнии эскимосы, разом узнали вход в залив Бодего.

Сысой на „Николе“ входил в него почти при такой же погоде. Он встал за штурвал и под началом штурмана привел бриг к тому месту, в котором отстаивалась шхуна. Это был Малый, северный залив, который Баранов назвал заливом Румянцева в честь графа покровителя и ходатая за Компанию. В сравнении с Тринидадом, стоянка была безопасной. Едва был брошен якорь, спущены, сложены и увязаны паруса, измотанные люди попадали, где кто нашел себе место. Бриг плавно покачивался вблизи берега. Видны были временные постройки партии Тимофея Тараканова и только шум отливаемой воды из трюма, напоминал, что борьба за жизнь на плаву продолжается.

– А „Николы“ нет! – прозвучал сиплый голос Кускова. Он оброс густой бородой с проседью, морщины глубоко врезались в кожу лица, под глазами набухли мешки, взгляд был умученным. „Непонятно, когда спал! – взглянув на него, посочувствовал Сысой. – День и ночь стоял на мостике вместе со штурманом“.

– Похоже, и не было здесь „Николы“! – указал Кускову на берег. Вскинул усталые глаза, зевнул: – Вдруг, здешние индейцы, что знают? – Отоспимся, расспросим, толмачка у нас здешняя.

Кусков улыбнулся в бороду. Он тоже возлагал большие надежды на жену чугача, вывезенную партией Тараканова, от того ее муж чуть не лопался от важности. Будучи эскимосами по крови и языку, чугачи по нравам сильно походили на тлинкитов, были так же заносчивы и самоуверенны, так же уродовали лица, вставляя в прорезь кости».


Позже организаторы премии сформируют шорт-лист, а затем определят трех лауреатов — их имена объявят 15 марта, а церемония награждения пройдет в августе. Премию учредили Российский книжный союз и правительство Иркутской области, ее проводят раз в два года.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому