10.02.2021 15:36
10.02.2021 15:36
Фотографии: Артем Моисеев/«Верблюд в огне»
Михаил Ожиганов — председатель неофициального движения предпринимателей Иркутской области. В конце декабря 2020 года он организовал пикет у здания правительства Иркутской области: мужчина установил виселицу и макет человека, на груди которого были надписи: «Бизнес, кредиты, налоги, электроэнергия». Таким образом он протестовал против повышения налогов.
Спустя месяц Ожиганова оштрафовали на 30 тысяч рублей, это максимальная сумма по статье 20.2 ч. 2 КоАП РФ (организация массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, повлекшее нарушение общественного порядка). Меньше чем за 10 минут предприниматели собрали средства, необходимые для оплаты штрафа.
«Верблюд» поговорил с Ожигановым о том, что подвигло предпринимателей на эту акцию, какой была реакция властей и что они планируют делать дальше.
Я заместитель директора продуктовых магазинов в Усолье-Сибирском. В целом, в торговле я уже 15 лет. До этого работал технологом на местном «Химпроме». Когда его закрыли, пришлось искать что-то другое. Так я оказался в бизнесе. В то время торговля росла и расширялась. У нас были планы по развитию активной клиентской базы, огромные планы продаж, которые ежемесячно росли. Сейчас это в прошлом. Такой ситуации, как сегодня, не помню за всё время работы. В последние пять лет малый бизнес значительно сократился, реальные доходы населения снизились, люди мигрируют в более благополучные регионы страны.
Я прошел полный путь от торгового представителя до замдиректора. Знаю всю кухню изнутри, разбираюсь в бизнес-процессах, поэтому меня выбрали руководителем движения предпринимательского сообщества Иркутской области. Мы объединились, потому что поняли, что малый бизнес умрет, если ничего не делать. Сейчас у нас около шести тысяч предпринимателей со всей области, у 28 районов есть свои председатели. Такой командой мы защищаем свои права.
Летом 2020 года мы написали губернатору обращение с просьбой включить нас (меня и еще пятерых активных предпринимателей) в рабочую группу при Законодательном собрании области. Мы очень хотели принимать участие в разработке всех мер и законов в сфере бизнеса. Добились — нас добавили в рабочую группу. Но, как оказалось, взяли нас на каких-то очень формальных условиях. То есть в группе мы состояли, но депутаты по-прежнему принимали решения без нас. Они разрабатывали документы, а нам их отправляли накануне подписания и вступления в силу. Нам объективно не оставляли времени ознакомиться с изложенным. А ведь это напрямую касалось нас!
Например, осенью так случилось с законом по снижению транспортного налога для бизнесменов, которые работают по упрощенной системе налогообложения (УСН). В 21:00 нам отправили проект, а на завтра уже была запланирована встреча рабочей группы по принятию закона. И так из раза в раз, с любыми поправками и документами. Я каждый раз высказывал недовольство, обращался к Наталье Дикусаровой, председателю комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству. Просил дать нам возможность тоже участвовать в разработке, предлагать идеи по улучшению работы, вносить поправки, которые бы отражались в принимаемых законах. Но ситуация никак не менялась.
Но главная проблема в другом. С 2021 года был отменен единый налог (ЕНДВ), которому мы следовали раньше. Весь малый бизнес обязан был перейти на патентную систему налогообложения (ПСН) или на УСН. В зависимости от площади — на ПСН могут перейти бизнесмены, у которых общая площадь помещения не превышает 150 м2. По обоим документам у нас была масса вопросов. Но Министерство экономического развития области не дало нам ознакомиться с документом и вставить правки, торопило нас.
Мы сидели на заседании рабочей группы 23 ноября, пытались вставить слово, задавать вопросы. Но нам не отвечали, а только говорили: «Ребята, нам сейчас надо принять решение, дайте нам согласие на принятие патента, а завтра мы с вами снова встретимся, решим все вопросы и внесем изменения». Мы согласились. А представители власти перестали выходить с нами на связь. Мы пытались связаться с Министерством экономического развития области через председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Заксобрания Наталью Дикусарову, но тщетно. Ей также пообещали, что созвонятся с нами. Но этого не случилось.
Вместе с тем к новому патенту и к УСН у нас была масса вопросов и замечаний. Мы составили список из 13 пунктов, по которым хотели услышать реакцию. Во-первых, мы должны будем прописывать расходы по новым правилам. Это оформление очень трудоемкое, требует огромной волокиты. Нам самим не справиться. Придется нанимать бухгалтеров или аутсорсинг. Это, конечно, приведет только к возникновению еще больших расходов. Еще остро ставили вопрос о работе бизнеса в связи с пандемией — огромное количество предпринимателей из-за введенных мер обанкротились.
Но главная проблема — непомерный рост налогов в связи со сменой налогообложения. Раньше мы платили налог только с торговой площади, а теперь правила новые — бизнесмен обязан заплатить налог со всей площади своего объекта. Таким образом наши расходы на налоги увеличатся аж в десять раз! Так, если раньше в квартал мы платили около 12 тысяч рублей за свое здание в 60 м2, то теперь нужно платить около 70 тысяч рублей ежемесячно. Для того чтобы выжить, нужно умножить вдвое цены или скрывать доходы. Вот и ответ на вопрос, который задаёт себе каждый человек: «Почему цены так растут?» Не от того, что бизнес желает больше заработать, а от роста налоговой нагрузки.
«»
Мы считаем такое повышение налога абсолютно несправедливым и нелогичным. Тем более при создавшейся в стране экономической ситуации. Если мы будем платить десятикратный налог, к концу года весь малый бизнес Иркутской области просто закроется. На оплату такого налога мы будем вынуждены взять кредит, потому что ни у кого из нас нет таких доходов. Вот об этом мы и хотели поговорить с депутатами. Но в ответ только бесконечно слышали фразу: «Мы работаем».
Тогда мы и решились на пикет 21 декабря. Он стал просто финальной точкой, шагом от безысходности. Инициатором был я, потому как ежедневно получал письма и звонки от предпринимателей области.
Идея с виселицей пришла в голову сразу. Я просто оттолкнулся от того, что люди говорят и как они себя чувствуют. Все бизнесмены говорят: «Мы как на виселице. Стул вышибайте — и готово».
На мое предложение о пикете откликнулись примерно 150 человек. Мы организовали одиночные пикеты. Виселицу я привез к центральному входу Правительства, еще два человека встали по сторонам здания, держали в руках плакаты с надписью: «Не губите бизнес». Менялись через каждые 10—15 минут, потому что холодно. Заранее расписали время. Я записал видеообращение к губернатору и уже следил, чтобы всё было по плану и коллеги по очередности сменяли друг друга.
Мы не боялись задержаний, потому что проводили пикет мирно, по закону. Я сам следил, чтобы никто не вёл себя вызывающе и не оскорблял власти. Да, мы критиковали чиновников. Но не просто так, а предлагали варианты решения вопросов. У меня были с собой все расчеты, я готов был к диалогу. Пришли правоохранители и представители администрации. Спросили: «Кто это поставил?» Сразу сказал, что я. Меня попросили убрать моё искусство и уйти. В итоге постоять мы успели всего полтора часа — с 10:00 до 11:30. Но всё не было зря — на вечер того же дня нас пригласили к губернатору. Был сделан первый шаг навстречу диалогу.
С Игорем Ивановичем [Кобзевым] поговорили хорошо. Нам показалось, он тогда нас услышал и согласился с нами. Обещал пересмотреть патент и убрать налоги за общую площадь, оставить только за торговую.
Да, потом и правда была встреча с депутатами. Власти приняли понижающий коэффициент 0,5. Но и это просто смешно. На предпринимателей, у которых большая площадь бизнеса, это вообще никак не повлияло. Суммы так и остались заоблачными.
«»
Простой пример. С кафе общей площадью 90 м2 и залом для обслуживания в 32 м2 нужно заплатить налог почти в 28 000 рублей в месяц. Хорошо, даже с этим понижающим коэффициентом — 14 тысяч. Но это тоже без учёта аренды, налога на имущество, заработной платы сотрудникам, оплаты электричества (для бизнеса в Иркутской области оплата на 230 % дороже, чем для жителей). Еще коммунальные платежи, страховые взносы за работников. И дальше длинный список. Патент снизили в два раза, но ведь до этого увеличение налога было в десять раз!
По УСН тоже очень высокий налог, мы просили его снизить с 6 % до 1,5 %. Но этого не случилось. Наши просьбы учета налоговой базы исходя из торговой площади, а не общей, тоже остались без внимания. Даже тех, у кого площадь всего 30 м2, это приведет к двойному увеличению налога.
Из-за пикета мне вынесли штраф. Максимально возможный — 30 тысяч рублей. Я этого никак не ожидал. Думал, просто выпишут предупреждение. Написал об этом у себя в соцсетях. Каково было мое удивление, когда предприниматели начали переводить мне деньги и собрали нужную сумму в течение семи минут после публикации постов! Конечно, я не ожидал такой поддержки. Написал, чтобы больше не отправляли. Но деньги все равно шли весь следующий день, как и сообщения поддержки. В итоге набралась нехилая сумма — чуть больше 70 тысяч рублей. Пока они просто лежат — я подал на апелляцию, хочу оспорить решение суда.
Мы будем и дальше общаться с властями. Готовы доказывать, показывать цифры. Мы готовы к диалогу. Уже организовали 22 января встречу областного союза предпринимателей, в состав которого входят не чиновники, а люди, которые непосредственно знают все тонкости и проблемы, — сами предприниматели. Пришли предприниматели из 28 районов области. Мы приглашали на эту встречу СМИ и экспертов в области бизнеса и экономики. Пришел даже депутат Заксобрания Николай Труфанов, чего мы не ожидали и были очень рады. Снова обсудили все проблемы, составили резолюцию к губернатору, депутатам и всем профильным ведомствам.
Налог платится в конце года. Раз в квартал мы платим авансовые платежи — 15 % от годового налога. Ближайший будет в конце марта. То есть год еще можно работать, а в конце года, если ничего не изменится, только идти брать кредит, закрывать налоги, а потом и весь бизнес.
Нам не дают покоя еще и торговые сети, которые растут как грибы и вытесняют из населенных пунктов малый бизнес. В большей своей массе торговые сети зарегистрированы в других регионах, а значит, и налоги от их деятельности поступают не в наш бюджет.
Нельзя повышать налоги, когда у людей падают доходы, по бизнесу долго были ограничения из-за пандемии, и вообще в стране в стране экономический кризис. Здесь не то что поднимать налоги нужно — в идеале их стоит снизить. Но власти пока нас не слышат.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Верблюда в огне»!
Комментариев 1
mauia6272plus
Доброе утро всем! Депутаты сидят и получают за облачные деньги и им не выгодно голосовать за сн жение налога так как мы их обрабатывает и они жируют за счёт нас, мы пашем, а они жирут, вот и всё. Но сдаваться не надо, надо идти до конца.
12.02.2021 08:02