19.08.2019 16:07
- 237 мемориалов отреставрируют в Иркутской области в этом году
- В Иркутске зальют 27 катков для массового и спортивного катания
- Иркутянина осудили за незаконную прослушку чужих разговоров
19.08.2019 16:07
В декрете можно полностью посвятить себя малышу, хлопотам и радостям материнства и взять паузу в карьере. Но так поступают не все мамы: некоторые во время отпуска по уходу за ребенком не просто работают, но и умудряются создать свой бизнес. Молодые мамы рассказали «Верблюду» о том, как им удается совмещать работу и воспитание маленьких детей, почему они решили работать и о своем тайм-менеджменте.
Евгения Гомзякова
Я хотела развиваться, чтобы не погрязнуть в бытовухе
Когда моей дочке Кире было три месяца, я прошла профессиональную переподготовку по специальности логопедия в Московском институте современного академического образования, на базе «Переворот педагогического образования». Я учитель начальных классов, до декрета работала в школе и понимала, что мне часто не хватает знаний, чтобы помочь детям в решении их проблем. Сейчас очень многие школьники неправильно произносят звуки, не могут научиться писать или читать, в то время как другие дети уже читают бегло. Мне было очень интересно узнать, почему так происходит, а самое главное — как я могу помочь. Я понимала, что проблема не в моем преподавании, а в индивидуальных особенностях ученика.
Переподготовка длилась 10 месяцев. Это были дистанционные занятия по 2-4 часа в день. Я училась в ночное время или когда дочка днем спала. Если нужно было срочно сдать экзамен или пройти тест, я просила мужа или бабушку посидеть с ребенком. Но поняла, что даже после обучения мне не хватит знаний. Начала посещать лекции по логопедии, слушала вебинары, покупала книги, читала статьи в интернете на эту тему. Когда ребенку исполнилось 1,5 года, я взяла на индивидуальные занятия первого ученика.
Но и это не всё. Когда Кире было 11 месяцев, я стала вновь вести тренировки. У меня есть еще одна специальность — фитнес-тренер, я занималась этим и до рождения дочери. Во время декрета работала 2 раза в неделю по часу, а через 2 месяца снова увеличила нагрузку. Я придумала тренировки «Мама и малыш». Такие занятия очень удобны для женщин, так как можно брать с собой ребятишек. Не нужно с кем-то договариваться, чтобы присмотрели за малышом. Мама тренируется — ребёнок играет. Конечно, были разные ситуации: например, дети обычно остро реагируют на погоду и плачут, когда пасмурно. Но я ведь не только тренер, но и педагог. Мы увлекали детей чем-то — рядом всегда были игрушки. На «Маму и малыша» Киру брала с собой, сейчас дочка пошла в детский сад (ей год и 7 месяцев). Сидели с ней также моя бабушка или муж, услугами няни мы не пользовались.
Я решила работать в декрете, потому что у меня всегда было много энергии и идей. Поэтому мне сложно давался отпуск по уходу за малышом: все казалось однообразным, один день похож на другой. Я не хотела погрязнуть в бытовухе, детских пеленках, бесконечной уборке и готовке. Первые полгода роль мамы была для меня новой. А потом я привыкла к пусть и приятным, но однообразным домашним будням. Мне захотелось двигаться и развиваться.
Муж и родные меня поддерживают. Родственники говорят, что я слишком активная, но только сидя дома с ребенком я, скорее всего, впаду в депрессию. Поэтому родные всегда готовы повозиться с Кирой, когда я работаю. В принципе, у меня нет жесткой необходимости работать, нам хватало бы и заработка мужа (он юрист). Но все-таки с материальной точки зрения лучше, когда муж и жена в семье работают.
Сейчас у меня частная логопедическая практика. Каждый день занимаюсь с 4 — 5 детьми. Кира ходит в детский сад, и с сентября я выхожу в школу на полный рабочий день. Я понимаю, что теперь буду работать иначе: декрет позволил мне повысить квалификацию. Теперь я понимаю, что чувствуют мамы к своим детям, и я с большим вниманием буду относиться к учащимся. И в целом буду работать с большим желанием, отдачей. А мое второе образование — логопед-дефектолог — поможет мне глубже увидеть проблемы обучения и помочь каждому ученику.
Для меня работа — прежде всего ответственность. Если берешь на себя обязательства, то надо выполнять их качественно. Я никогда не беру Киру на работу, помимо групп «Мама и малыш», она будет мешать. Думаю, что требования к работнику с ребенком никак не должны отличаться от требований к остальным сотрудникам. Тот же круг обязанностей, тот же рабочий день. Поэтому молодой маме, прежде чем выйти на работу, нужно взвесить все за и против. И если она поймет, что не сможет справиться с работой, лучше посидеть дома.
Конечно, я, как и все мамы, скучаю по своему ребенку. Сначала оставляла дочь с бабушкой или мужем на пару часов, постепенно прибавляя время своего отсутствия. Адаптация к моему полному рабочему дню у нас с дочкой длилась полгода, к детскому саду она тоже привыкала постепенно. Я считаю, что торопиться с этим не стоит: ведь саду привыкает не только малыш, но и мама. Сначала я оставляла ребенка в саду на 2 часа, потом подольше. Через 2 недели оставила на дневной сон. Адаптация в общем продлилась месяц. Для меня отдать ребенка в сад — тоже большой стресс. На первом месте для мамы все-таки должен быть ребенок. Если бы Кире было тяжело оставаться в саду, я бы отказалась от работы. Считаю, что до года ребенку нужно уделить максимум внимания, тогда и в дальнейшем не возникнет проблем с «отрывом» малыша от мамы.
Безусловно, из-за работы пришлось скорректировать и наш с мужем график. Когда другие папы отдыхали после работы, он сидел с Кирой, потому что по вечерам я вела тренировки. Но выходные для нас священны. В эти 2 дня мы не работаем и отдыхаем все вместе.
Я заметила, что в декрете изменилась не только я, но и мое отношение к отдыху. Свободного времени стало меньше. Раньше под словом «отдых» я понимала время, которое могу уделить только себе. А теперь отдыхаю вместе с ребенком: гуляю с ней, езжу на Байкал. Я всегда старалась разграничить домашние дела и отдых. Никогда не готовила и не убиралась, пока Кира спит. Я считаю, что детей надо вовлекать в дела по дому. Конечно, не полы мыть, но убрать свои игрушки Кира может. Пусть пока вам кажется, что ребенок только мешает и развозит грязь во время уборки, но через 4 — 5 лет дочка или сын будут действительно вам помогать.
Matt Dutile/Alamy
Полина Лыпкань
В декрете развивается навык совмещать несколько дел одновременно
У меня две дочери: старшей — почти 5 лет, младшей — 8 месяцев. В декретных отпусках я занималась бизнесом. Когда старшей было 1,5 года, я основала свой магазин детской одежды на заказ — «Миллимама» — и шила вещи сама. Началось все со звонка подруги. Она сказала: «У моей дочери есть шапкоснуд, но нам обе вещи большие. Можешь их уменьшить?». Я сделала. Тогда в Иркутске шапкоснуды были в новинку. Подруга попросила меня сшить ей еще два изделия других цветов, я стала искать ткань. И пошло-поехало. Она рассказала знакомым, те — своим друзьям, сработало сарафанное радио. В Иркутске 3,5 года назад было мало дизайнерской детской одежды.
Кстати, до сих пор не понимаю, почему выбрала именно пошив одежды. Никогда не любила шить. Я не люблю сидеть на месте, и до первого декрета все эти выкройки казались мне скукой. А с появлением ребенка что-то во мне изменилось. Я успокоилась, переосмыслила свою жизнь. Но через 1,5 года мне стало скучно. Захотелось самореализоваться, черпать откуда-то еще вдохновение, доказать, что могу быть не только хорошей мамой. Однако ребенок был еще мал для садика и я не могла выйти на работу. Вот я и выбрала курсы кройки и шитья. Я ходила на курсы 3 раза в неделю (в это время с малышом сидели родственники). Мне нравилось быть наедине с собой. Откуда-то вдруг взялись кропотливость и усидчивость, которых у меня до декрета не было.
Потом я увлеклась пошивом свитшотов. Создала страничку в инстаграме, закупала ткани через интернет и в магазинах, все делала сама. Постепенно начала брать более сложные изделия. За 1,5 года я даже наняла помощников: у меня появился смм-менеджер и швея. Я кроила во время дневного сна дочки, вечерами шила, в остальное время, занимаясь с ребенком, принимала и обсуждала заказы. Это было потрясающее время. Я была полна сил, казалось, зажила новой жизнью. Мне всё это безумно нравилось. Главное, мои изделия нравились клиентам. Муж меня очень поддержал. Он придумал логотип для моего магазина, помогал вести фотосъемки для инстаграма. Если нужно было забрать или привезти ткань, детали, доставить заказ, он никогда мне не отказывал. Бизнес — это сложно, без поддержки супруга я бы не справилась.
Другие родственники тоже старались меня поддержать, но всегда относились к моему увлечению с некоторым непониманием: «У тебя хорошая стабильная работа, зачем придумывать что-то еще? Ты же в отпуске! Сиди, наслаждайся». Тем не менее бабушки и дедушки всегда помогали, сидели с малышкой, когда мне нужно было работать. Так и сейчас. Услугами няни мы не пользовались.
Магазин работал 1,5 года, пока не закончился мой декрет. Когда ребенку исполнилось 3 года, я вышла на основную работу (в РЖД) и магазин пришлось закрыть, потому что совмещать бизнес и работу было невозможно. При этом люди постоянно продолжали писать и просили что-то сшить для их деток. Варианта уволиться не было: у меня высокооплачиваемая работа, шитьем я столько не зарабатываю. Но в ней нет никакого творчества, это меня угнетает.
Вскоре я ушла в декрет повторно. В марте, когда младшей дочери исполнилось 5 месяцев, я стала думать, как все восстановить. И вот 3 месяца назад я вновь открыла «Миллимаму».
Аккаунт в инстаграме со всеми подписчиками остался. Я нашла швею, сняла помещение, всё оборудовала. Деньги нужны были только на оплату самой студии, закупку оборудования и материалов. В мае запустились снова. Сейчас у нас примерно 35 заказов в месяц: шапочки, фатиновые платья, одежда из муслина, комбинезоны, сарафаны, кружева, перья, — что пожелает заказчик. Штат расширился: кроме швей, есть менеджер по приему и обработке заказов, смм-менеджер, копирайтер, доставщик.
Я стараюсь делегировать всё, что могу, но все равно круглосуточно хожу с телефоном в руках. Отвечаю на комментарии и вопросы в инстаграм, консультирую, если нужно, по приему заказов. Как минимум 2 часа в день я провожу в студии. Старший ребенок в это время в саду или у бабушек. Младшая еще грудная, поэтому она всегда со мной. Я могу держать ее на руках и говорить по телефону, могу дать ей какую-то кухонную утварь, например поварешку, ее это занимает.
Совмещать детей и бизнес помогает муж. Так было и в первом декрете, и сейчас. Он замечательный отец, мой лучший друг и партнер по жизни. Не могу сказать, что из-за моей загруженности у нас как-то изменились обязанности в семье. Супруг и раньше, и теперь участвует в воспитании девочек. У нас нет такого стереотипа: папа зарабатывает деньги, а мама сидит с детьми. Все родительские обязанности мы делим поровну. Конечно, больше времени с малышками провожу я. Но после работы и в выходные супруг с ними и в куклы играет, бывает, и ужин готовит, и в квартире убирается, если я занята работой.
Когда детей двое, разумеется, нужно уделять им вдвое больше внимания. У меня, как и у любой мамы, щемит сердце, когда я работаю и из-за этого не общаюсь с детьми. Впрочем, пока больших проблем с этим не возникало: старшая уже разумная, могу с ней договориться. Говорю, например: «Я работаю, закончу через час, и мы вместе поиграем». Она соглашается, спокойно играет, может посмотреть мультики.
Фото: Alamy
Мой магазин дает мне силы и вдохновение, которые могу отдать детям. Дети счастливы, когда счастливы их родители. Женщина в декрете должна не только заботиться о детях, но и думать о самореализации.
Женщинам, которые в декрете хотят выйти на работу, дам совет: не чувствуйте себя виноватыми. Обратите внимание не только на ребенка, но и на себя. Есть ведь в жизни обстоятельства, которые сильнее нас. Например, когда женщина живет одна и вынуждена работать, чтобы прокормить себя и ребенка. Вы не ущемляете ребенка, а обеспечиваете его будущее. Важно ведь не только проводить время с малышом, но наполнить это время. Можно целый день сидеть рядом, уткнувшись в телефон, а можно после работы на 2 — 3 часа полностью погружаться в его мир. Второе гораздо продуктивнее. Работая в декрете, вы учитесь ценить и грамотно распределять свое время.
Именно в отпуске по уходу за ребенком я стала работать лучше. Когда я вернулась из первого декрета на основную работу, мне все казалось скучным, безжизненным. Я привыкла к бесконечным звонкам, заказам, контент-планам. В декрете вообще очень развивается навык делать несколько дел одновременно. К работе я привыкала почти полгода.
Сейчас в декрете у меня остается время и для отдыха. Мы гуляем по лесу после работы вместе с детьми. Летом всей семьей ездим на дачу или на Байкал. Семья сама по себе — это отдых. Но бывает, просто хочется тишины. Тогда я отдаю детей мужу, а сама иду в ванную, ложусь в теплую воду и забываю обо всем.
Что будет дальше, не знаю. Хочу продолжать развивать бизнес, если получится. Ведь на основной работе я только винтик в большом механизме. Но в бизнесе мне пока не удалось достичь такого высокого дохода. Если получится, я подумаю об увольнении. Если нет, то снова закрою проект.
Марина Бочило
Педагог-психолог
До года ребенок не должен надолго оставаться без мамы
Мама всегда должна быть рядом с ребенком, пока ему не исполнится год, особенно в период грудного вскармливания. В это время у малыша формируются привязанности. Он выделяет близких людей и к каждому испытывает определенные эмоции. Мама для младенца — на первом месте. Малыш воспринимает ее как человека, который оберегает и защищает его. Когда ребенку исполнится год, можно смело оставлять его часа на 3, — эмоциональная связь не будет нарушена. Важно, чтобы женщина не оставляла ребенка надолго. А если необходимо отлучиться на более длительное время, постепенно на час увеличивайте время своего отсутствия. Вообще отпуск по уходу дан женщинам именно на 3 года не просто так. Это период, когда в жизни ребенка правильно формируются привязанности.
Самый тяжелый вариант — когда мама через несколько месяцев после родов выходит на работу на целый день. Конечно, в это время с малышом будет бабушка, тетя или няня. Они и накормят ребенка, и помоют его, и погуляют с ним. Но «значимое лицо» (мама) у малыша потеряется или перейдет на другого человека. Так или иначе, маленький человек почувствует себя покинутым, брошенным. Ранний и резкий отрыв ребенка от матери впоследствии может проявиться в неумении налаживать постоянные связи — например, школьник не сможет долго дружить с одним и тем же человеком, а во взрослом возрасте ему будет сложно выбрать постоянного партнера. У такого человека на подсознательном уровне формируется страх: «Меня бросили, я не нужен». Поэтому малыш нуждается в присутствии именно мамы. Каждый раз, когда ребенок плачет, нужно повторять ему: «Я тебя люблю, я обязательно за тобой приду». И необходимо держать это обещание, приходить вовремя. Иначе малыш может подумать, что вы его покинули и больше не вернетесь.
Галина Арефьева
В любой момент все брошу и примчусь к сыну
Я вышла на работу через полгода после родов. Немаловажную роль в этом сыграли и деньги. Хотелось помочь мужу и добиться, чтобы у нашего сына было только самое лучшее. К тому же я человек деятельный, мне тяжело сидеть дома. Хотелось развития, движения.
Сначала я открыла магазин одежды. Это было моей детской мечтой, и, как оказалось, выгодным делом. Мы живем в поселке Большое Голоустное в 120 км от Иркутска — место достаточно удалённое, проезд до Иркутска и обратно стоит 1,2 тыс. рублей. Не каждый может позволить себе ездить туда часто, а в поселке магазинов с одеждой у нас немного, да и выбор в них скромный.
Через знакомых я вышла на поставщиков магазина «Китай-город» в Иркутске. Теперь раз в месяц я езжу туда, закупаюсь. Сделала группу в вайбере, пригласила туда своих знакомых. Они позвали своих друзей. Число подписчиков постоянно растет. Сейчас в группе уже 150 человек, для нашего посёлка это много. Я делаю на все вещи накрутку и выставляю ассортимент в группу. Если людей что-то интересует, они приезжают на примерку прямо ко мне домой или я выезжаю к ним. Торговлей занимаюсь вместе с сыном. Можно сказать, мы с ним компаньоны. Пока люди примеряют одежду, Богдан сидит у меня на руках или играет рядом. Покупателям он совсем не мешает. Они смотрят на него с симпатией. А он в какой-то мере социализируется, привыкает к незнакомым людям.
Два месяца прошли в таком режиме. Сын почти всегда был со мной, а если было нужно срочно куда-то поехать, я просила посидеть с малышом мужа, его сестру, бабушек и дедушек. Они меня всегда поддерживают, не отказывают в помощи.
Когда малышу было 8 месяцев, меня пригласили работать по специальности — завхозом в школе на полный рабочий день. Я согласилась, понимая, что Богдану будет с кем посидеть: у нас целая армия прекрасных нянек-родственников. Конечно, отрываясь от ребенка, я переживала, испытывала огромное чувство вины перед сыном. Он для меня всегда будет на первом месте. Если он будет нуждаться во мне, я в любой момент всё брошу и примчусь к нему. Мне обидно, что я пропускаю какие-то важные вехи в его жизни. Например, я до слез расстраиваюсь, когда возвращаюсь вечером с работы домой, и узнаю, что Богдан научился говорить несколько новых слов, потому что этим словам его научила не я. Успокаиваю себя только тем, что зарабатываю деньги и этим помогаю мужу обеспечивать семью. Сейчас Богдану год и 3 месяца, в садик он не ходит. Думаю, что для садика он еще слишком мал. Не отдала бы, даже если бы появилось место.
В школе ко мне относятся с пониманием. Руководители шли мне навстречу, когда сын болел. Вот недавно была приемка школы, а Богдан заболел. Я позвонила директору, объяснила ситуацию. Директор сказала: «Лечитесь, мы всё за вас сделаем». Она сама в положении, и ко мне относится с пониманием.
Летом я была в отпуске, и мы много времени проводили с Богданом. Но скоро начнется осень и я буду занята с 9 утра до 11 вечера. Из них 7 часов — школа, остальное — магазин. К счастью, муж стал гораздо больше помогать во всем. Мой супруг работает спортивным инструктором. Раньше он работал почти круглосуточно и все домашние дела были на мне, а сейчас — только 5 часов в день. Он может приготовить обед или убраться, чтобы я лишний раз отдохнула. Каждые 2 недели ездит в командировки. В будние дни сидит с сыном до 10 утра, а потом передаёт родственникам и уходит на работу.
Мамам, которые думают, выходить ли им на работу, хочу посоветовать одно: вы сами должны понять, сможете ли морально быть без своего ребенка. Ребёнок — это, бесспорно, самое важное и прекрасное в жизни женщины, но самореализоваться тоже нужно. Я считаю, что работа пошла мне только на пользу. До родов у меня было слишком много амбиций. Например, на моей прежней работе (я работала специалистом в Региональной транспортной компании) у нас как-то была проверка и начальница попросила меня помыть окна. Я сказала, что это в мои обязанности не входит, и уволилась. Сейчас бы я так не поступила, я стала более ответственной, менее импульсивной. Поняла, что создавать будущее своему ребенку — моя обязанность.
Я много работаю, поэтому по-настоящему ценю отдых. В выходные стараюсь не загружать себя домашними делами. В группе магазина в вайбере заранее пишу, чтобы в этот день меня не беспокоили. Мы с мужем и Богданом обычно ездим на природу, отключаем телефоны и просто наслаждаемся временем, которое можем посвятить друг другу.
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»
Комментариев 0