14.06.2019 11:46
- 237 мемориалов отреставрируют в Иркутской области в этом году
- В Иркутске зальют 27 катков для массового и спортивного катания
- Иркутянина осудили за незаконную прослушку чужих разговоров
14.06.2019 11:46
В России термин «адмиралтейство» ассоциируется прежде всего с Санкт-Петербургом и его великим морским прошлым. Знатоки военно-морской истории вспомнят и адмиралтейства на Чёрном море — «времён Очакова и покоренья Крыма». Но мало кто в Иркутске знает, что в городе на Ангаре, посреди Сибири, за две тысячи верст от моря тоже было адмиралтейство.
Два столетия назад на берегу реки Ушаковки — там, где сейчас стадион «Динамо», — располагались казармы Иркутской морской команды и отдельное Адмиралтейство Российской империи. Оно было куда скромнее петербургского, но сыграло в отечественной истории весьма серьёзную роль — впрочем, как и весь город.
Озеро Байкал, начало XX века. Фото: Легион Медиа
В прошлом Иркутск вполне официально считался приморским поселением. Ещё первопроходцы называли пресноводный Байкал не иначе, как Ламское море. Николай Спафарий, автор одного из первых отечественных описаний Сибири, в 1675 году простодушно, но вполне логично объяснял:
Байкал может называться морем потому, что величина его в длину и ширину, и в глубину велика есть…
Спустя век, в 1773 году, вышла первая научная карта Байкала, составленная инструментальной съемкой, под названием «Карта плоская, специальная Байкала-моря с показанием впадающих рек и речек». То есть самое глубокое озеро нашей планеты звалось морем вполне официально, а не только в народной песне про омулевую бочку (песня «Славное море — священный Байкал». — Ред.).
Судоходство по Байкалу в эпоху весла и паруса было сложным. Об этом в своих мемуарах писал еще знаменитый раскольник протопоп Аввакум.
В Байкаловом море тонул и на берегу насилу место обрёл от волн.
Паровой паром-ледокол «Байкал» , 1899. Фото: Wikipedia.org
Первопроходцы пересекали Ламское море на самодельных лодках, зачастую одноразовых, а первый большой корабль для Байкала был построен в 1684 году, именно в Иркутске.
Расположенное близ Иркутска, «море» вело на Дальний Восток, к просторам Даурии и берегам Амура. Эта река, освоенная Ерофеем Хабаровым и его казаками-первопроходцами, в XVIII столетии официально считалась китайской. До появления железных дорог именно она была самой удобной трассой к настоящим, соленым морям Тихого океана. И в 1753 году власти Российской империи задумали восстановить плавание по Амуру. Та эпопея — секретная Нерчинская экспедиция — вошла в историю. В строгой тайне, чтоб не конфликтовать с Китаем, был исследован Амур на предмет будущего судоходства.
Но путь к амурским истокам лежал через Иркутск и волны Байкала. Поэтому в июне 1754 года был издан царский указ о направлении в город на Ангаре «адмиралтейской команды» из столичного Петербурга. Так в Иркутске появились свое адмиралтейство, морская воинская часть и даже «навигацкая школа», готовившая геодезистов и штурманов для российской флотилии Камчатки и Охотского моря.
Первому руководителю Иркутского адмиралтейства Михаилу Татаринову пришлось даже спорить с начальством в далеком Петербурге о конструкции кораблей для Байкала — условия навигации, характеристики волн и ветров этого пресного «моря» кардинально отличались от привычных адмиралам балтийских.
Среди руководителей Иркутского адмиралтейства было немало интереснейших личностей. Например, его глава с 1812 года Леонтий Гагемейстер свою флотскую карьеру начинал на Балтике, учебную практику проходил в Англии, сражаясь с наполеоновским флотом под началом самого Нельсона, лучшего в мире адмирала той эпохи. Прежде чем попасть в Иркутск, Гагемейстер командовал вторым в отечественной истории кругосветным плаванием — на пути от Балтики до Камчатки и Аляски его корабль первым из русских судов посетил Австралию.
Иркутск как центр дипломатии
Упоминание Камчатки, Аляски и даже Австралии в истории Иркутска не случайно. В ту эпоху город на Ангаре был не просто областным центром. В XVIII веке Иркутская губерния охватывала все дальневосточные владения России вплоть до Курильских островов. Сегодня на слуху русско-японский спор вокруг Курил, но едва ли даже в Иркутске многие вспомнят, что первые в истории официальные переговоры с японцами о судьбе этого архипелага начались летом 1779 года и вёл их от имени иркутского губернатора иркутский купец Дмитрий Шабалин.
Паровой паром-ледокол «Байкал», 1905. Фото: Легион Медиа
Именно с Иркутска в ту эпоху начинались все континентальные пути России к морским берегам Тихого океана. Купцы, офицеры, чиновники, отправлявшиеся два столетия назад на Камчатку или даже к американской Аляске, сначала по Сибирскому тракту добирались до Иркутска, официальной столицы Восточной Сибири. Потом они направлялись по Ангаре и её притоку Вилюю к верховьям Лены, чтобы плыть в Якутск, тогда уездный город Иркутской губернии. Из Якутска на вьючных лошадях через тайгу двигались к другому уездному городу той же губернии — Охотску, на берегу одноименного моря. Из Охотска уже на кораблях плыли в «Камчатскую область», тогда в составе всё той же Иркутской губернии.
Дорога на Аляску шла также через Иркутск. Не случайно знаменитая Русско-Американская компания, созданная для освоения заокеанских просторов вплоть до Калифорнии, зародилась 220 лет назад именно в Иркутске: её непосредственный предшественник — Северо-Восточная компания, основанная в городе на Ангаре в 1783 году. Из четырех членов первого совета директоров Русско-Американской компании трое были иркутяне.
Мультикультурный Иркутск
Еще три столетия назад, когда Иркутск насчитывал всего тысячу домов, здесь жили купцы из самых экзотических стран. Например, в истории города известен индийский купец из Дели по имени Парессотемагир, здесь крестившийся и женившийся на иркутянке. В XVIII веке единственная в России школа японского языка располагалась в Иркутске.
Торжественная присяга первых руководителей русской Америки состоялась в одном из городских храмов Иркутска в 1799 году. Изначально «главную контору» (или, как сказали бы сегодня, головной офис) Русско-Американской компании планировали разместить в Иркутске — и только по особому указу императора Павла I перевели в Петербург. Но в городе на Ангаре долгие десятилетия располагалась крупнейшая региональная «контора» этой знаменитой компании — там, где ныне стоит особняк по адресу ул. Сурикова, 24.
В ту же эпоху Иркутск был и важнейшими воротами в Китай. Из столицы Восточной Сибири по долине реки Иркут, давшей имя городу, начинался путь к русско-китайскому пограничью, тогда совсем близкому — менее чем в 200 верстах от Иркутска. Именно торговля с Китаем, в том числе добытыми иркутским купечеством мехами Аляски, превратила город на Ангаре в один из крупнейших коммерческих центров в масштабах всей страны. К концу XVIII века торговый оборот Иркутской ярмарки составлял почти 6% от общероссийского ярмарочного оборота.
В советское время была популярна фраза «Москва — порт пяти морей». Столица СССР была связана системой каналов со всеми морями европейской России: Чёрным, Азовским, Каспийским, Белым и Балтийским. А для азиатской России ключевым связующим звеном с акваториями многих морей исторически служил Иркутск. Фактически, иркутское Адмиралтейство связывало страну с Охотским и Японским морями, со всем морями от устья Лены до Берингова пролива и даже с берегами Жёлтого моря (если учесть значение Иркутска той эпохи в торговле с Китаем). Прибавим к этому «славное море, священный Байкал» — и сможем по праву сказать, что Иркутск — порт семи морей.
Как Иркутск познакомил Россию с чаем
В XVIII веке, как только Россия распробовала этот прежде экзотический товар, через Иркутск прошёл «чайный тракт». В 1889 году, по официальной статистике, через Иркутскую таможню проходило 62% всего чая, тогда поставлявшегося в Россию.
Комментариев 0