Послевоенный модернизм (интернациональный стиль, брутализм — его подвиды) уже десятилетие набирает популярность в Европе и в европейской части России. Во многих европейских столицах (например Лондоне или Бухаресте) выходят путеводители по архитектуре модернизма.
Москвичи тоже постепенно отвыкли называть позднесоветские постройки «серыми коробками» и теперь сходят с ума от брежневских архитектурных шедевров вроде Нового Арбата или Даниловского рынка. В 2019 году у историков архитектуры Анны Броновицкой и Николая Малинина вышло второе издание путеводителя по московскому модернизму 1955-1991 годов, а годом ранее эти же авторы выпустили подобную книгу об Алма-Ате (именно советской Алма-Ате, ее самобытном модернизме с исламскими нотками). В Москве активно развивается проект 1931.center, посвященный авангардному довоенному жилью, а в Новой Третьяковке и на ВДНХ проходят модернистские выставки, затрагивающие не только архитектурную эстетику оттепели, но также кино и живопись.
В то же время, все еще сильны стереотипы представлений об Иркутске как городе сугубо дореволюционной архитектуры — милых особнячков и деревянных построек. Озабоченность активистов и градозащитников состоянием деревянной архитектуры в Иркутске понятна: ветхие здания разрушаются, а тот ремонт, который намерено делать государство, немыслим для памятников архитектуры. Например, в Доме офицеров деревянные перекрытия планировали заменить на бетонные, что уничтожит аутентику сооружения. Активистам, которые занимаются спасением архитектуры из дерева, удалось привлечь внимание горожан к этой теме.
К постройкам советского времени такого внимания нет, хотя в городе немало достойных зданий этого периода. Прежде всего, речь о брутализме архитектора Владимира Павлова (1938-2010). Необходимо пробудить к ним интерес: проводить экскурсии по объектам, еще не утратившим оригинальный облик, устраивать выставки.
Пока это никто не делает, «Верблюд» рассказывает о самых важных постройках Павлова в Иркутске.
Комментариев 0