07.08.2019 15:23
07.08.2019 15:23
Иркутск известен, прежде всего, своей деревянной архитектурой: к 2018 году в городе выявлено почти 500 памятников деревянного зодчества. Но здесь также существовала самобытная школа брутализма. В отличие от проблемы деревянного зодчества, вопрос сохранения послевоенной архитектуры в Иркутске пока не поднимался, хотя в других странах признана значимость этой эпохи. По просьбе «Верблюда в огне» исследователь архитектуры Лев Шевченко объяснил, какие послевоенные здания представляют наибольшую ценность и почему для их сохранения нужно действовать прямо сейчас.
Послевоенный модернизм (интернациональный стиль, брутализм — его подвиды) уже десятилетие набирает популярность в Европе и в европейской части России. Во многих европейских столицах (например Лондоне или Бухаресте) выходят путеводители по архитектуре модернизма.
Москвичи тоже постепенно отвыкли называть позднесоветские постройки «серыми коробками» и теперь сходят с ума от брежневских архитектурных шедевров вроде Нового Арбата или Даниловского рынка. В 2019 году у историков архитектуры Анны Броновицкой и Николая Малинина вышло второе издание путеводителя по московскому модернизму 1955-1991 годов, а годом ранее эти же авторы выпустили подобную книгу об Алма-Ате (именно советской Алма-Ате, ее самобытном модернизме с исламскими нотками). В Москве активно развивается проект 1931.center, посвященный авангардному довоенному жилью, а в Новой Третьяковке и на ВДНХ проходят модернистские выставки, затрагивающие не только архитектурную эстетику оттепели, но также кино и живопись.
В то же время, все еще сильны стереотипы представлений об Иркутске как городе сугубо дореволюционной архитектуры — милых особнячков и деревянных построек. Озабоченность активистов и градозащитников состоянием деревянной архитектуры в Иркутске понятна: ветхие здания разрушаются, а тот ремонт, который намерено делать государство, немыслим для памятников архитектуры. Например, в Доме офицеров деревянные перекрытия планировали заменить на бетонные, что уничтожит аутентику сооружения. Активистам, которые занимаются спасением архитектуры из дерева, удалось привлечь внимание горожан к этой теме.
К постройкам советского времени такого внимания нет, хотя в городе немало достойных зданий этого периода. Прежде всего, речь о брутализме архитектора Владимира Павлова (1938-2010). Необходимо пробудить к ним интерес: проводить экскурсии по объектам, еще не утратившим оригинальный облик, устраивать выставки.
Пока это никто не делает, «Верблюд» рассказывает о самых важных постройках Павлова в Иркутске.
1964-65
Пока по всей стране — от Карпат до Тихого океана — строились одинаковые хрущевки, для иркутского НИИ благородных и редких металлов и алмазов Павлов спроектировал два необычных куба в четыре этажа.
Глядя на старое фото домов Иргиредмета, никогда не скажешь, что они стоят в СССР, а не где-то в Японии или Англии. Все решения этого жилья предвосхищают тенденции, которые пришли на запад Союза несколькими годами позже.
Вместо первого этажа — опоры-ноги (по заветам французского архитектора Ле Корбюзье), чтобы дом не занимал землю и по ней можно было ходить; широкие ленточные окна; дерево в наружной облицовке. Планировка тоже отличается от принятой в типовой пятиэтажке: это изолированные комнаты с выходом на лоджии-террасы.
1978
Это тоже жилой дом, но от домов Иргиредмета его отделяют почти два десятилетия. В доме-корабле на проспекте Маршала Жукова сразу виден фирменный почерк Павлова. Идеи, примененные на Горького, архитектор развил в цветовых решениях, широких лоджиях, вертикалях — и дополнил тенденциями зодчества 1970-х. Так в Иркутск пришел постмодернизм.
Марк Меерович
Архитектор
«Идея архитектора Владимира Азариевича Павлова по созданию подобного дома была для того времени не просто необычной — она являлась революционной для гражданского проектирования. Сейчас мы много говорим, что общественные пространства очень важны. Особенно в условиях Сибири, когда 6 месяцев в году скверы, улицы и дворы завалены снегом. 50 лет назад Владимир Азариевич и его коллеги выдвинули предложение: сформировать круглогодично эксплуатируемое общественное пространство, не зависящее от капризов природы, и расположить его в самом доме».
Как и дома Иргиредмета, «корабль» отличается от своих ровесников. Здесь нет привычных лестничных клеток и унылых подъездов. Двери квартир выходят на галереи-балконы (по замыслу архитектора, местные жители могли здесь проводить досуг), соединенные между собой лестницами. На каждый третий этаж выходит лифт, размещенный в отдельной башне вне корпуса. На первом этаже, как и было запланировано, работает магазин.
Изначально Павлов собирался построить три блока дома-корабля, но был реализован лишь один, наименьшей этажности. В советское время сложные проекты воплощали неохотно — они требовали дополнительных ресурсов.
1970
Павлов строил не только жилые здания. Один из его проектов общественных зданий — Дом культуры профсоюзов (улица Декабрьских событий, 102). За 50 лет (ДК открыли в 1970 году) объект несколько раз менял название — от Дома культуры до ночного клуба и скалодрома.
Здание, известное сейчас жителям Иркутска как «Панорама», — переработанный типовой проект ДК, которые сотнями строили в СССР.
Расположение города в сейсмоопасной зоне давало иркутским архитекторам преимущество переделывать типовые проекты по специальным требованиям, чем и воспользовался Павлов.
Благодаря сейсмоопасности ДК получился особо брутальным: — для усиления конструкции архитектор использовал бетонные стойки, придававшие зданию особую тяжеловесность. Правда, до нас этот брутальный шедевр дошел в неудовлетворительном виде — часть облицовки закрыта алюминиевыми панелями, уничтожен массивный козырек над входом, территория запущена, декоративный бассейн стоит пустой.
1987
С 1970-х годов Павлов вместе с архитекторами Станиславом Григорьевым и Валерием Афанасьевым разрабатывали проекты студенческих общежитий. Первый такой комплекс начали строить на Нижней набережной по проекту 1977 года, но закончили лишь в 1998 году. Сейчас там офис «Газпрома», общежитие Пединститута и жилье. Другой комплекс — общежитие Иркутского национального исследовательского технического университета на Игошина — закончили еще в 1987 году.
В проекте студенческих общежитий явно использованы идеи дома-корабля на Жукова — те самые скосы и сетка вертикальных и горизонтальных членений. Но это не многоквартирные дома, а в «общагах» лоджии ни к чему: вместо них архитекторы применили эффектные сотовые панели в чередовании с ленточным остеклением. Важно и удачное расположение — здания стоят на берегу реки и похожи на рукотворные горы среди открытого пространства.
1989
Как полагается крупному областному центру, в послевоенное время Иркутск получил собственный театр — монументальное здание. Его построили к 1989 году в довольно неудачном месте: для расчистки площадки под театр снесли десятки старинных деревянных домов, — однако место особо популярным у горожан не стало (типичная для советского модернизма история).
Архитектура ушла от характерного павловского стиля к традиционному образу советских модернистских театров. Это массивное здание, облицованное травертином. За прошедшие 30 лет оно практически не изменилось — все на месте, появились лишь новые окна и кондиционеры, а площадь заросла травой.
Портфолио Владимира Павлова не ограничивается названными объектами. Среди других его творений в Иркутске — проекты гостиниц «Русь» и «Академическая», микрорайонов Первомайского, Солнечного, Университетского, а также пяти школ.
У всех построек Павлова сейчас есть общие проблемы — несоответствие благоустройства первоначальному замыслу архитекторов, плачевное состояние фасадов и территории общественных зданий и самовольное остекление лоджий в жилых домах.
С каждым годом эти проблемы усугубляются — дает о себе знать качество советских стройматериалов и равнодушие городских властей к облику зданий. Нужно спешить: еще несколько лет — и мы потеряем архитектуру, которую можно считать мировым наследием.
Фото
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»
Комментариев 0