10.06.2020 17:05
10.06.2020 17:05
Фото: Алена Шатуева/ «Верблюд в огне»
Весной 2020 года Иркутская хоральная синагога стала одним из первых религиозных учреждений города, закрывшихся из-за коронавируса. Это далеко не первый случай, когда службы в иудаистском общинном доме, которому уже минул 141 год, прерываются из-за влияния тяжёлых обстоятельств. «Верблюд в огне» решил рассказать о синагоге: ее истории, создателях, а также о том, кто может соперничать с ней за звание старейшей в России.
В русском языке сложилась традиция называть храмами любые культовые сооружения. Однако согласно представлениям иудеев, синагога — не храм, а помещение для молитвы еврейской общины. Храм при этом может быть во всём мире только один, в Иерусалиме, — он был разрушен римлянами более двух тысяч лет назад. От него осталась только часть стены, известная ныне как Стена Плача.
Иркутская еврейская община почти с самого появления делилась на две враждующие группы: солдатскую, состоящую из малоимущих потомков солдат-евреев, и купеческо-мещанскую, — люди из неё часто имели свой молитвенный дом.
Первой ходатайство о создании в Иркутске синагоги подала солдатская община, а после неё — и купеческо-мещанская. Первое прошение удовлетворил министр внутренних дел России в апреле 1878 года. Другим же отказали, ссылаясь на то, что разрешение на постройку уже выдано, а Иркутску «достаточно и одной синагоги».
Однако солдаты-евреи из-за своего положения не имели достаточных средств для создания приличного каменного здания, нужна была поддержка купцов, зажиточных единоверцев. Для этого группы решили объединиться: они выбрали комитет для заведования постройкой, в который вошли представители обеих сторон.
Здание на Саломатовской улице построили довольно быстро: план возведения утвердили 10 мая 1878 года, а к весне 1879 года синагога уже была готова, — первое торжественное служение прошло 5 апреля. До большого иркутского пожара оставалось чуть больше двух месяцев.
С 22 по 24 июня 1879 года почти весь старый центр Иркутска был уничтожен огнем. Не обошла трагедия стороной и совсем новую синагогу, от которой пожар оставил одни лишь стены. Через некоторое время еврейская община приступила к восстановлению здания. Общее собрание прихожан молитвенного дома состоялось в январе 1881 года. Там и рассмотрели вопрос об изыскании средств на восстановление.
Новый облик синагоги после перестройки кардинально не поменялся, но изменения все-таки были. Известно, что именно в 1881 году утвердили создание купола, а боковые двери переместили с торцов здания на одну сторону с главным входом. 30 мая того же года проект восстановления и частичной перестройки синагоги утвердили.
В большинстве современных публикацией говорится, что автор проекта синагоги — архитектор Владислав Кудельский. Доподлинно известно, что именно он утверждал изменения в облике синагоги после пожара, но документальных подтверждений, что он создавал её первоначальный облик, увы, нет.
Кудельский — выпускник Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1860 году он приехал в Иркутск, где почти сразу принялся за работу, — уже через несколько месяцев по его проекту построили паперть к Крестовоздвиженской церкви, которая соединила тёплым переходом главный храм и северный придел.
В последующие более чем три десятка лет по проектам Кудельского в Иркутске появилось немало ныне хорошо известных горожанам зданий: от дома купчихи Колыгиной (теперь Дом офицеров) до здания Трапезниковского училища (сейчас там биолого-почвенный факультет ИГУ). На них и сегодня можно взглянуть, вспомнить облик иркутской синагоги и задуматься: рука ли это одного мастера?
Интересно, что архитектор, построивший в Иркутске православные храмы и, возможно, синагогу, был, судя по всему, католиком, и дело здесь не только в польском имени и фамилии. После смерти в 1893 году его похоронили именно на католической части Иерусалимского кладбища. В советские годы крупнейший погост превратили в Центральный парк культуры и отдыха, снеся все надгробия и памятники, поэтому точное место, где покоится архитектор Кудельский, теперь найти невозможно.
Точную дату окончания восстановления синагоги история не сохранила, но известно, что общинный дом к концу 1882 года уже функционировал. В 1886 году из старого дома Домбровского на верхнее помещение синагоги перевели еврейское училище. В середине 1890-х годов при синагоге организовали библиотеку — к 1915 году её фонд составлял 4,2 тыс. томов, его оценивали в 6,5 тыс. рублей. Для сравнения: само здание в том же году оценили в 65 тыс. рублей.
Жизнь общины кардинально изменилась вскоре после установления власти большевиков. В 1920 году синагога значится по улице с другим названием — старинную иркутскую Саломатовскую переименовали в честь малоизвестного немецкого революционера Карла Либкнехта. Саму синагогу изъяли из собственности Иркутской еврейской общины, а ее руководство получило от новой власти договор о передаче синагоги «в бессрочное бесплатное пользование». Выходит, община получила в пользование то, что за её счет построили и ей же всегда принадлежало.
С 1929 года советские организации и госучреждения поднимали вопрос о закрытии синагоги для передачи себе её здания. В 1931 году общине предложили взамен другое помещение, по улице 1-й Красноармейской, 20 (сейчас дома с таким адресом не существует). Община была вынуждена согласиться, попросив время на подготовку нового здания к переезду. Однако советские власти в ответ потребовали перед передачей капитально отремонтировать здание за счёт верующих.
К концу 1933 года синагоги на улице Либкнехта официально не существовало. Община получила помещение на 1-й Красноармейской, но уже в 1938 году иркутский облисполком принял решение о ликвидации новой синагоги, а в 1939 году это утвердили в Верховном совете РСФСР.
Лишь в 1947 году еврейской общине вернули второй этаж синагоги, некоторое время она действовала, но в 1958 году была вновь закрыта. Почти ничего не происходило там вплоть до реконструкции 1981 года. Службы возобновились в предпоследнем десятилетии 20-го века, а в 1990-е годы синагога полностью вернулась к еврейскому религиозному обществу.
Последним испытанием для общины снова стал пожар — он случился в июле 2004 года. Его последствия оказались не столь разрушительны, как за 125 лет до этого, но на проведение полного ремонта потребовалось несколько лет. Открытие отреставрированной синагоги в первозданном виде состоялось 24 февраля 2009 года, в год её 130-летия.
Над входом в иркутскую синагогу закреплена цифра «1879» — дата вознесения первой молитвы в только что построенном здании. Главный раввин региона Аарон Вагнер прямо говорит, что в Иркутске — старейшая действующая синагога России. Многих иркутян это может удивить, ведь старейшие учреждения страны, как правило, находятся в Москве или Санкт-Петербурге, в то время как в Иркутске некоторые здания могут в лучшем случае претендовать на звание старейших в Сибири.
И всё-таки старейшую синагогу Москвы построили в период с 1887 по 1891 год, а в Петербурге — с 1883 по 1893 год, то есть иркутское здание не намного, но старше. Однако двумя столицами дело не ограничивается.
В сети можно найти немало противоречивой информации о звании старейшей синагоги России. Так, например, в некоторых новостях о реставрации иудаистского общинного дома в Нижнем Новгороде говорилось, что именно он — старейший. Но и здесь достаточно сверить даты, чтобы удостовериться в ошибке (строительство велось с 1881 по 1883 год).
И все-таки уверенность в безоговорочном «лидерстве» иркутской синагоги можно пошатнуть: в Ростове-на-Дону находится Солдатская синагога, которая основана в 1872 году. Казалось бы, эта дата однозначно лишает иркутскую звания старейшей, но здесь есть нюанс.
В 1905 году в Ростове-на-Дону произошла трагедия — в городе случился еврейский погром, во время которого Солдатскую синагогу фактически разрушили. Через несколько лет здание решили перестроить, и по завершении работ в 1914 году облик синагоги уже не имел ничего общего с изначальным, — на том же месте фактически построили новое здание. Тем не менее Солдатская синагога сохранила своё название, поскольку ею по-прежнему ведало Еврейское солдатское общество.
Итак, разобрались: в Ростове-на-Дону находится место, где богослужения начались раньше, чем в любой другой действующей синагоге. Но город, где находится старейшее в России здание синагоги, — это Иркутск.
Ещё интересное:
Почему иркутяне отмечают неправильную дату основания города, или сколько Иркутску лет на самом деле
Глазами местных: путеводитель по району Ново-Ленино и его культовым местам
Наш канал в телеграме — «Верблюд в огне», подпишись!
Комментариев 1
Вы еще равина, батюшкой назовите!
15.06.2020 13:09