• Стабильная связь теперь есть в поселке Октябрьский-2 в Приангарье
  • 55 тонн макулатуры собрали в Иркутской области по экологической акции «БумБатл»
  • В России запретят управлять электросамокатами подросткам до 16 лет

Главная > Искры 02.08.2019 12:45

Казачишка – не казак: кого так называли в Иркутской губернии?

Майя Новик

Майя Новик

0 Читать комментарии
Казачишка – не казак: кого так называли в Иркутской губернии? - Верблюд в огне

Казачество сыграло огромную роль в формировании границ Российского государства. Мобильные, воинственные и всегда готовые к боевым действиям, казаки осваивали пограничье Руси, заселяли его, ставили остроги, распахивали поля и защищали новые земли ценой собственной жизни. Превратившись к XIX веку в замкнутое сословие со своими обычаями, традициями и самоуправлением, казачество с осторожностью, а иногда и с презрением относилось к чужакам.

Особенно казаки не любили крестьян. Казачка, выходя замуж за крестьянина, покидала казачество, и ее дети не могли попасть в казачий реестр.

Легко представить реакцию казаков, когда в реестр по указанию российских властей стали насильственно записывать иноверцев, крестьян и даже дезертиров. В XIX веке генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский решился на эксперимент: насильно приписал к иркутским казакам крестьян и солдат-штрафников — тех, кого казаки всегда презирали. Что из этого вышло?


Кто был самым богатым казаком

Летом 1661 года на берегу Ангары, напротив устья Иркута казачий атаман Яков Похабов заложил Иркутский острог — чтобы прекратить распри казаков за ясак (подать, налог) с местного населения и утвердить власть России на пути в Китай.

Острог обживали не быстро: спустя 20 лет в Иркутске насчитывалось только 44 жителя, — их явно не хватало для освоения края и защиты от монголов.

Енисейский воевода Михаил Приклонский писал об этом в Москву царю Алексею Михайловичу.

Действительно, в Иркутске оставалось мало казаков, большинство находились в разъездах. Письмо помогло: поступило пополнение из Енисейска, также стали нанимать «гулящих» людей и промышленников на службу в городе.

В 1690 году в Иркутске проживало уже 400 казаков, но и этого было недостаточно. И потому в 1696 году казаки отправились в Москву с челобитной — прошением, чтобы в Иркутск прислали новое пополнение.

Однако к началу XVIII века число казаков в Иркутске оставалось неизменным — 409 конных и пеших. Различные государевы надобности отправляли еще 50 служилых людей, тут же жили 5 подьячих, 13 «боярских детей» и 2 дворянина из Москвы.

После того как казаки утвердились на «иркуцкой землице», здесь появились и крестьяне. В 1690 году в Приангарье было переселено 160 крестьянских семей из Тобольска и Енисейска. Воевода Леонтий Кислянский расселил их по рекам — Белой, Куде и Оёку, — в деревнях Урик и Разводная, где за первые 2 года крестьяне распахали 123 десятины. К концу XVII века в Иркутском уезде стояло более 300 крестьянских дворов, а к 1710 году проживало уже 2,8 тыс. крестьян.

Иркутские казаки тоже не сидели без дела. В начале XVIII века они редко ходили в походы и осели на земле, распахивая поля вокруг городка. Огромные наделы принадлежали династии иркутских казаков Перфильевых — 220 десятин (в XVIII веке десятина — 1,09 га пахотной земли). Разбогатела и казачья верхушка: Михалевы, Могилевы, Могутовы.

В 1724 году в Иркутске насчитывалось казаков — 511, головы казачьих 23, детей боярских — 35. Тогда казаков впервые коснулась реорганизация: власти утвердили реестр, по которому в Иркутске оставались служить 450 казаков, остальных перевели в разночинцы — в категорию населения вне сословий.

«В Иркутском и в брацких острогах служивых людей мало и оборонитца от воинских больших людей некем…»

Памятник Якову Похабову. Фото: Wikimedia.org

Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. Фото: Легион Медиа

Казаки охраняли и зарабатывали

Иркутские казаки кормились «с пашни», были освобождены от податей и год через два должны были охранять границу Российской империи с Монголией. Форму, оружие и коня казак покупал сам. Экипироваться бедным казакам помогали богатые: они вносили пожертвования в общую кассу. Служба продолжалась 22 года. Пока казак мог сидеть в седле, он был обязан нести охрану границ России. История охранной казачьей службы насчитывает 100 лет.

Со временем Иркутск стал базой для продвижения русских на восток, здесь происходило формирование казачьих отрядов. По примеру Иркутска зарождались казачьи войска в Забайкалье, на Уссури и Амуре. Даже штаб Забайкальского войска первое время находился в Иркутске.

За 100 лет недалеко от Иркутска появились казацкие винокурни, началась добыча слюды, серы, селитры, активно развивалась торговля с Китаем и с Монголией. В 1710 году в таможенной книге Нерчинска сделана запись: казак из Иркутска Никифор Большаков привез топоры, косы и сошники своей работы и обменял их у китайцев на ткани.

Казак Иван Штинников с братом Андреем в 1683 году построил мыловаренный завод и снабжал мылом не только острог, но и все Забайкалье. Казаки торговали, строили заводы, активно участвовали в жизни Иркутска. Они, можно сказать, были ядром города.

К началу XIX века власти видели в служилых людях надежную опору государства: казачество превратилось в закрытое военно-служилое сословие, указами был запрещен выход из казаков и ограничено вступление. Тем любопытнее страница иркутской истории, когда в казаки стали массово записывать крестьян, солдат и штрафников.

Как развивался Иркутск

В 1684 году в Иркутск пришел первый караван из Бухары, груженый тканями, бумагой, табаком и чаем. Через год к острогу пришел второй караван, из 130 верблюдов, а еще через год пожаловали уже 172 верблюда: на них привезли товары на 2000 рублей. С тех пор торговля со Средней Азией стала регулярной, в Иркутске порой не хватало складских помещений под привезенные с Востока товары.

Основание Иркутского казачьего войска считают с 1816 года, когда вышло Положение о пограничном войске Иркутском. А в 1822 году был создан Иркутский казачий полк в составе 5 сотен. Тогда граница с Монголией была поделена на 3 отделения: Цурухайтуйское, Харацайское и Тункинское, — каждое подчинялось приставу, назначенному иркутским губернатором. Обязанности казаков заключались в сборе ясака, охране границы и правопорядка и поддержании крепостей в исправном состоянии.

В 1832 году император Николай I подписал Положение о льготах иркутским казакам, стоящим на Китайской линии, то есть на границе с Китаем: им предоставлялся дополнительный отпуск и было даровано право беспошлинной торговли с жителями Поднебесной.

А в 1851 году Иркутский полк был реорганизован в 6-сотенный и передан в военное ведомство. После реорганизации в полку было 3552 казака. В этом же году на восточном берегу Байкала появилось Забайкальское казачье войско.

Сколько получали казаки

В конце XVII века пешему казаку в Иркутске платили в год 5 рублей жалованья, выдавали 40 пудов овса, 40 — ржи и 1,5 пуда соли. Конному полагалось 7,5 рублей и 25 пудов хлеба. Даже атаман Иван Похабов получал в год всего 7 рублей и 7 четей (1 четь — примерно 7 пудов) хлеба. Для сравнения, в те времена 1 пуд (около 16 кг) муки стоил 30 копеек, курица — 1 копейку, а за 1 рубль можно было купить бычка или соболью шубу.

Почему новые казаки были не способны воевать

Из-за присоединения Дальнего Востока обострилась борьба России с Китаем, на русские территории набегали разбойники-хунхузы. Поэтому российские власти проявляли особое внимание к казакам. Губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский пересчитал их и был разочарован малым числом. Для пополнения Иркутского войска губернатор приписал к нему штрафников внутренней службы и крестьян Енисейской и Иркутской губерний.

Вскоре в Иркутск из Центральной России было переселено и приписано к войску, кроме крестьян, еще 13 тыс. солдат-штрафников с семьями. Среди них были русские, малороссы, поляки, татары, — православные, лютеране, католики, мусульмане. Службы и казацких обычаев они не знали и знать не хотели. Чтобы «оказачить» переселенцев и перевоспитать солдат, власти прикрепили их к иркутским казакам. В надежде, что штрафники начнут вести хозяйство, власти выдали им провиант и подъемные для покупки жилья и обзаведения скотом. Под Нижнеудинском, на самых плодородных почвах, для них построили 3 станицы: Укырскую, Шипицинскую и Зенцовскую, — по 85 дворов каждая.

Потомственные казаки не оценили радения властей и презирали вновь прибывших: «казачишки», «казачьи сынки», а то и вовсе «сынки», — по-другому не звали. Да и сами штрафники не думали «перевоспитываться». Лишь треть из них кое-как приступили к службе, остальные промотали подъемные деньги по кабакам и скрылись в тайге. Некоторые вновь принялись за старое и попали на каторгу или в ссылку, в самые глухие места Сибири.

Участь их семей печальна: чтобы прокормить детей, женщины перебивались поденной работой, нанимались в прислуги или торговали собой. В 60-х годах XIX века в Иркутске 75% женской прислуги были из ссыльных.

К тому же выяснилось, что и те, кто начали службу, оказались небоеспособны. Летом 1866 года казаки выступили против восставших каторжан и ссыльных поляков, занятых на строительстве Кругобайкальской железной дороги. В помощь казакам губернские власти решили привлечь войско, но приписные «казачишки» отказались выполнять приказ: «Жизни же нас могут лишить!»

Помогли казаки из станиц 1-я Иркутская и Тункинская, расположенных поблизости. Они показали превосходную выучку и боевые качества: у речки Быстрой наголову разбили повстанцев в коротком бою, а после переловили каторжан, пытавшихся уйти в Китай. Захваченный поляками иркутский казак Рябов ценой своей жизни вывел восставших на отряд казаков. Он повторил подвиг Ивана Сусанина, считает историк Алексей Богуцкий.

Восстание показало, что проект по включению штрафников в казаки провален. От него отказались, но сколько это стоило казне, знают только чиновники.

В 1871 году реформа Муравьева-Амурского была отменена, а полки Иркутска и Енисейска — упразднены. «Казачишек» исключили из казачества. Потомственных казаков Иркутской губернии вывели из военного и передали в крестьянское ведомство — по основанию, что якобы невозможно ввести казачье самоуправление: земельные наделы иркутских казаков чередовались с крестьянскими. Отныне иркутяне с енисейцами должны были выставлять на службу только 2 сотни казаков, из которых в случае войны можно было образовать конный дивизион.

Пешие батальоны Забайкальского казачьего войска, XIX век. Фото: Wikipedia.org

Карта земель Забайкальского казачьего войска, XIX век. Фото: Wikipedia.org

Что стало с «казачишками»

Из-за неудачной реформы Муравьева-Амурского в Иркутской губернии появилась уникальная группа населения: «крестьяне из казаков», — те самые приписные крестьяне и штрафники, которых вычеркнули из казачества. В утешение казаки и урядники, исключенные из полков, должны были получить по 30 десятин земли, вдовы — по 100 десятин, обер-офицеры — по 200 десятин. «Казачишкам» полагалось по 15 десятин. Выделение земли растянулось на 50 лет, и большинство получило свои наделы аккурат к 1918 году.

Не обошлось без недовольства: в некоторых губерниях крестьяне, выведенные из казачьего сословия, несли повинности, которых до этого не имели. Крестьянские повинности понесли и потомственные казаки, переданные в крестьянское ведомство, — из-за путаницы с наделами.

Причина путаницы — нежелание иркутских властей разграничивать казаков и крестьян одной станицы. Например, в Смоленской волости было 7 станиц, где жили и казаки, и крестьяне. Казачье сословие, откуда их только что изгнали, имело льготы, и в начале XX века крестьяне стали массово проситься обратно в казаки.

«Крестьян из казаков» в этот период было 6214 мужчин, а с семьями — 11911 человек. Большая часть из них была богаче казаков — ведь крестьяне не отлучались надолго, не несли воинскую повинность, не покупали оружие, обмундирование и коня для военной службы.

В 1903 году командир отдельной Иркутской казачьей сотни генерал Михаил Иванович Хлыновский в своей работе «Казаки иркутские и енисейские» указывал, что в среднем у крестьян наделы были больше казачьих в 2 раза (15,3 десятины против 8,3 десятины). Среди них было меньше беспашенных (6,3%), в то время как у некоторых казаков не было даже приусадебных участков.

Иркутск, переправа через Ангару, XIX век. Фото: Wikipedia.org

Почему зажиточные крестьяне так хотели быть казаками? Историки указывают несколько причин.

Во-первых, престижность казачьей службы. С 1900 года иркутские казаки участвовали в походе в Китай, где шло восстание, стояли на охране границы, а во время Русско-японской войны охраняли железную дорогу и штабы 1-го Армейского и 4-го Сибирского корпусов.

Во-вторых, льготы. Крестьяне желали получить наделы, положенные казакам. В-третьих, в 1910 году были приняты новые правила службы: казаки служили с 21 до 23 лет, до 30 лет оставались «на льготе», до 38 лет их могли мобилизовать для наведения порядка. С 38 лет казаки были в отставке.

Мечта крестьян стать казаками начала массово осуществляться после Февральской революции, когда в казачье сословие записывали на общем сходе станицы.

После переворота 1917 года иркутское казачество осталось верным военной присяге. Среди тех, кто в это время служил в армии, не было дезертиров. Но с победой большевиков казачьи войска были расформированы.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите одновременно
клавиши «Ctrl» и «Enter»

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому