• Стабильная связь теперь есть в поселке Октябрьский-2 в Приангарье
  • 55 тонн макулатуры собрали в Иркутской области по экологической акции «БумБатл»
  • В России запретят управлять электросамокатами подросткам до 16 лет

Главная > Искры 13.05.2021 17:23

В Казани студент устроил стрельбу в школе. Почему это произошло и может ли повториться в других городах

Ксения Хабибулина

Ксения Хабибулина

0 Читать комментарии
В Казани студент устроил стрельбу в школе. Почему это произошло и может ли повториться в других городах - Верблюд в огне

Фото: Егор Алеев / ТАСС

11 мая в Казани 19-летний студент устроил стрельбу в школе — погибли девять человек. Как сообщили СМИ, он получил разрешение на оружие меньше чем за две недели до происшествия. После этого федеральные власти поручили усилить безопасность в школах, а омбудсмен предложила выдавать лицензии на оружие с 21 года. Поможет ли ужесточение правил оборота оружия избежать подобного в будущем? А что с безопасностью школ — там и правда всё плохо? Что на самом деле может помочь предотвратить такие трагедии? «Верблюд» задал эти вопросы экспертам.


Максим Попенкер

историк оружия, создатель онлайн-энциклопедии современного стрелкового оружия XX и XXI веков

По всей стране ситуация с оружием регулируется законом об оружии, принятом в 1996 году и с тех пор неоднократно меняющемся и обновляющемся. Охотничье огнестрельное оружие можно приобрести с 18 лет, получив лицензию в соответствующих органах, а травматическое — с 21 года.

И в крупных городах, и в регионах оружие доступно, а получить лицензию, в сравнении с получением прав на автомобиль, легко. Потому что пройти курсы по безопасности для получения разрешения на оружие гораздо быстрее, проще и дешевле, чем обучение вождению, а врачебная комиссия почти идентична: анализы на наркотики, справка от психиатра и нарколога. Единственное отличие — необходимость получения рапорта от участкового. По идее, если человек известен своим хулиганским, асоциальным поведением, то ему откажут в таком рапорте. Для этого, правда, должен быть неравнодушный участковый, который понимает, что происходит на его территории.

«»

Насчет ситуации в Казани: все почему-то говорят о ружье, но там еще ведь был взрыв бомбы — самодельного взрывного устройства, разрешение на которое юноша получить не мог. Но все фокусируются на одном, не видя, что проблема не в оружии, не в инструменте, а в людях.

Люди всегда были склонны совершать не только хорошие, но и плохие поступки. А уж избежать психически больных или обиженных людей не получится точно так же, как и автомобильных аварий.

Если повысить возраст получения лицензии на оружие до 21 года, возникнет противоречие: в армию мы призываем в 18 лет. После присяги пацан получает автомат. Когда у тебя есть автомат и ты умеешь им пользоваться, произвести выстрел — это 1,5 секунды и два движения руки. И ладно, если только автомат, те же самые 18-летние пацаны становятся водителями танков или обслуживают артиллерию, и что ему мешает развернуть пушку на 180 градусов и пальнуть в своих сослуживцев? Если мы не доверяем юношам гражданское оружие, давайте тогда и в армию забирать с 21 года.

Подобное повышение — попытка бороться с одним из симптомов, а не глобальное решение проблемы нашего общества. Преступник шел по улице с ружьем наперевес, как солдаты маршируют на парадах. Его видели многие. Хоть кто-нибудь в полицию позвонил? Люди не обязаны разбираться, игрушка это или нет: открытое ношение оружия в местах, не предназначенных для охоты, запрещено. Но никто не обратился в полицию.

Если бы полиция обратила на него внимание, изъяла оружие и выписала штраф за нарушение правил ношения оружия — его поставили бы на учет, к нему пришли бы домой, обнаружили элементы для заготовки бомбы и привлекли по соответствующей статье. Он бы оказался в тюрьме, так как изготовление взрывных устройств — это уголовное преступление.


Анжела Стрижакова

семейный психолог

Чтобы объяснить причины поведения этого юноши, нужно посмотреть на его ситуацию в семье,  так как то, что произошло, невозможно объяснить только влиянием социума. Такой уровень агрессии — я смотрела отрывок допроса — присущ человеку с тяжелым психическим расстройством. Диагноз мы еще узнаем, но всё очевидно. Вопрос к его семье: что там такого тяжелого происходило, раз он вырос таким озлобленным и агрессивным? Он будто бы мстит всему миру, и мстит за что-то глобальное, что произошло в его жизни. Мстит жестоко, выбирая детей.

Это не поступок одного дня, это не что-то импульсное. Он готовился. Это длительный стратегический план. Какой же серьезной местью он был одержим! Конечно, эта месть — результат какой-то тяжелой боли.

Гипотез много. Мы можем предположить, что он сам пострадал когда-то от сильного буллинга, может, было несправедливое отношение со стороны учителей. Возможно, в семье был огромный дефицит любви и внимания, у родителей была какая-то скрытая агрессия.

«»

Ситуация в Казани — это призыв к обществу. Прежде всего к родителям. Обратите свои сердца к детям, поддержите их, покажите свою любовь.

Предотвратить такое можно через нашу школьную систему. У нас в школах основа обучения — теория эволюции: человек произошел от обезьяны, мы животные, но нас от них отличает прежде всего виртуозная нравственная система. И это та часть души, которую сегодня нужно развивать. Конечно, начинать нужно с семьи, потому что именно там формируются нравственные и моральные основы, но если детям помогут с этим и в школе, у них будет больше возможностей и позитивного выбора. А сегодня у нас дети — безнадзорные. Даже те, кто воспитывается в благополучных семьях, по большей части предоставлены сами себе.


В иркутском областном психоневрологическом диспансере есть горячая линия помощи для взрослых и детей. Там можно получить экстренную психологическую поддержку по номеру 8 (3952) 54-63-63.

В трудных случаях всегда поможет консультация у психолога, но они работают на коммерческой основе и не все желающие могут себе позволить качественную психологическую помощь. Поэтому поддержка должна быть на уровне государства. Важно поддерживать просветительские инициативы и программы психологического взросления.


Ксения

экс-педагог школы в Правобережном округе Иркутска

Фото: «Верблюд в огне»

Безопасность в школе зависит от ее уровня: чем лучше оснащение школы, тем больше внимания уделяется вопросам подобного плана. Есть приказы, которые обязательны к исполнению, а есть рекомендации, и уже от руководства школы будет зависеть, какие рекомендации учтут, а какие проигнорируют.

Фото: «Верблюд в огне»

В той школе, в которой я работала, соблюдение правил безопасности было далеко от высокого уровня. Например, ввели магнитные пропуска, но турникеты почти всегда были открыты, пока карточки не появились у большей части учеников и сотрудников, а это месяца 3-4 точно. И так практически с любыми нововведениями. Со временем всё улучшилось: стали делать записи в журнале посещений, а если пропуска нет, проводить посторонних в школу только с сопровождением сотрудника школы. На посту на входе стал сидеть охранник, а не работник гардероба.

Правила безопасности иногда даже противоречат друг другу. С одной стороны, родителям нельзя посещать школу без соответствующего разрешения или пропуска. С другой, родители начальных классов должны доводить ребенка до кабинета, не важно, есть у них пропуск и разрешение или нет.

У нас не было каких-то серьёзных происшествий, максимум, распыление перцового баллончика и учебные тревоги по пожару, землетрясению. Но за три года работы я не помню ни одной тренировки на случай террористических атак. Поэтому, если что-то случится, будет паника и действия по ситуации.


Подписывайтесь на телеграм-канал «Верблюда в огне»!

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому