20.08.2020 16:04
20.08.2020 16:04
Коллаж: Евгения Власова/Верблюд в огне, фотографии: Евгений Козырев/Верблюд в огне
15 и 16 августа в Иркутске прошла акция «Фасадник», на которой волонтёры красят и частично восстанавливают фасады деревянных объектов в центре Иркутска. В этом году активисты облагородили 27 объектов, 25 из которых — памятники культурного наследия, а один — памятник федерального значения. Вместе с руководителем организационного комитета Иваном Назыровым рассказываем об акции и показываем, как выглядели здания до и после неё.
Иван Назыров
Руководитель организационного комитета «Фасадника»
Акция «Фасадник» прошла в пятый раз. Мы выбираем дома, над которыми будем работать, не просто так. В течение девяти месяцев — с сентября по май — был открыт приём заявок на сайт от горожан. В этом году мы облагородили семь домов, о которых рассказали жители Иркутска. Заявок было больше, но многие из них поступили поздно, — мы не смогли взять их в работу, потому что уже подготовили проектную документацию. Кроме горожан, подходящие дома выбирает и наш оргкомитет. Это 15 человек, главный руководитель проекта — Валентина Казимиренок.
У нас нет задачи работать исключительно с памятниками, просто в этом году так вышло: из 27 объектов 25 оказались памятниками культурного наследия, один даже памятник федерального значения — дом на Володарского, 6/1. Кроме них покрасили забор на Грязнова и дом на улице Свердлова, 7. Это не памятники — мы красили их, чтобы улицы просто выглядели опрятнее. И не прогадали — теперь это место стало гораздо красивее.
Процесс работы над домами очень кропотлив. Сначала мы готовим проектную документацию. Наш архитектор-реставратор выезжает на место, снимает с объекта старый слой краски и смотрит, в какие цвета был покрашен дом. Также он оценивает соседнюю архитектуру. Собственники дома могут попросить покрасить их объект в розовый или ярко-голубой цвет, но если весь ансамбль улицы и соседних домов выполнен в пастельных тонах, это нужно учитывать. Приходится договариваться с жильцами, искать компромисс. Архитектор готовит колористику и делает паспорт фасада. С учётом паспорта специалисты технического блока выезжают на место, просчитывают каждый элемент — наличники, ставни, двери, декоративные элементы. Мы рассчитываем необходимый объём краски и инструментов, закупаем всё с помощью партнёров. Фасуем набор на каждый дом.
На памятниках культурного наследия нельзя использовать механический инструмент — повредится структура дерева. Мы можем работать только руками, щётками по металлу, кистями и шкурками. Кроме того, перед началом работ мы моем каждый дом. Когда они высыхают, начинается основная работа. Приезжает бригада волонтёров, снимает краску. Дальше поверхность чистят щётками от пыли. Только после этого наносят слой новой краски.
Конечно, бывают казусные ситуации. Например, в этом году одному собственнику показалось, что голубой цвет, которым красили его дом, не такого оттенка, какой был в паспорте объекта и согласовывался изначально. Решилось всё просто — после высыхания краска приобрела нужный цвет.
Ещё в этом году возникли трудности с установкой строительных лесов. Для участия в «Фасаднике» зарегистрировались более 600 волонтёров — в три раза больше, чем раньше. Объектов тоже взяли больше — до этого в акции участвовало 5–12 домов. В итоге на некоторые объекты почему–то не пришли заранее зарегистрировавшиеся мужчины и в команде оказались только женщины. А для постройки лесов необходима физическая сила. В итоге «команда спасателей», состоявшая из мужчин, перемещалась с объекта на объект, устанавливала леса. Сыграл вопрос ответственности людей: если регистрируешься и не можешь прийти — предупреди организаторов.
Обычно над одним домом работают примерно 15–20 человек. Волонтёры у нас двух типов — те, кто записывается индивидуально, и те, кто работает в составе команд. Поскольку в этом году было 27 объектов, а для участников оргкомитета это много, мы разбили их на пять зон. За каждой из них закрепили старшего (кого-то из комитета) и архитектора. Последние в течение всей акции перемещались от объекта к объекту, следили, чтобы волонтёры использовали нужные цвета краски.
Были и «старшие по дому». Они помогали волонтёрам, обеспечивали их инструментами и следили за соблюдением техники безопасности. Получилось отлично — каждый вносил свой вклад, и работа была была пропитана дружеской атмосферой. Жильцы угощали волонтёров пирогами и булочками, кто-то включал музыку, а кто-то во время работы рассказывал интересные истории.
Сейчас прошел первый этап акции, в ближайшие две недели мы будем докрашивать вторые этажи. Этим могут заниматься только специализированные бригады, у которых есть средства страховки и разрешение на высотные работы. Уже примерно через неделю мы откроем регистрацию на «Фасадник–2021». Планируем провести акцию в мае. Кроме того, мечтаем передать свой опыт и другим командам, организациям и городам.
За четыре года работы мы покрасили 100 домов в Иркутске. Хочется, чтобы это число только увеличивалось. Сейчас мы описываем технологию проведения «Фасадника», готовимся к разработке методического пособия. Очень надеемся, что подобной доброй инициативой мы «заразим» ещё сотни и тысячи людей в Иркутске и за его пределами и «Фасадник» будет шагать по стране. Кстати, у нас уже был запрос на использование нашей технологии в Улан-Удэ и других городах.
Мы искренне благодарим наших партнёров и участников. Только вместе мы можем сделать наш город краше.
Читайте также:
Дёшево, некрасиво, стыдно. Семь иркутских зданий, изуродованных сайдингом
Байкальский модернизм. Пять архитектурных шедевров позднего СССР в Иркутске
Наш канал в Телеграм — «Верблюд в огне», подпишись!
Комментариев 0