• В России запретят управлять электросамокатами подросткам до 16 лет
  • Пенсионерка 11 дней плутала по тайге в Приангарье и выжила
  • Рысь стала выходить к людям на Ольхоне – ее отпугнут светошумовыми средствами

Главная > Тренды 30.12.2021 12:26

Обугленные стены и дверь на потолке: как выглядит первый в Иркутске центр современного искусства «Огонь»

Екатерина Балагурова

Екатерина Балагурова

0 Читать комментарии
Обугленные стены и дверь на потолке: как выглядит первый в Иркутске центр современного искусства «Огонь» - Верблюд в огне

Фотографии: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»

В конце декабря в Иркутске открылся центр современного искусства «Огонь». Здание, в котором появилось новое арт-пространство, является домом-памятником и находится под охраной региона. До 2019-го здесь работала Вальдорфская школа, она переехала, а в прошлом году случился пожар. После двух лет простоя помещение внезапно обрело совершенно новую жизнь — буквально за два месяца коллектив энтузиастов сделал ремонт и открыл первую выставку.

«Верблюд» встретился с арт-директором центра Екатериной Лазаревой и узнал, кто стоит за новым арт-пространством, зачем там оставили обгоревший потолок и чего иркутянам ждать от «Огня».


Место ссылки, коммуналка и Вальдорфская школа

Центр современного искусства открылся по адресу Марата, 11. Это двухэтажное каменное здание — объект культурного наследия регионального значения, по государственному реестру — «Дом призрения бедных им. Сибирякова». Как сообщили «Верблюду» в Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, дом построен в 1860-х годах, а кто был архитектором, в ведомстве не знают. «Дом имеет историческую ценность, связанную с пребыванием в сибирской ссылке революционера-ленинца Леонида Борисовича Красина, который вел пропаганду среди рабочих, распространял запрещенную литературу», — отмечают в Службе по охране объектов культурного наследия. В доме на Марата, 11, Красин прожил два года ссылки — 1895–1897.

До революции в помещении также располагалась богадельня — сюда приходили люди, которым нужен был приют на безвозмездной основе, рассказал Алексей Егоров, предприниматель и меценат «Огня». С приходом советской власти, по его словам, в особняке сделали коммунальную квартиру.

С 1947 года первый этаж здания перешел в ведение областного колледжа культуры, который и по сей день располагается там. Второй  этаж так и оставался коммуналкой до 1994-го, затем помещение выкупила Вальдорфская школа. Частное образовательное учреждение проработало здесь 25 лет — до 2019 года. После этого школа переехала в более просторное помещение и второй этаж стал пустовать. 12 апреля 2020 года на втором этаже исторической постройки случился пожар. Причину выяснить не удалось. Один из управляющих помещения, бизнесмен и меценат Алексей Егоров начал вывозить оттуда мусор и задумался, как использовать помещение в 500 квадратных метров. Основными вариантами были хостел и творческое пространство. 

Помог случай. Нашелся человек, который увидел в «постогненном» интерьере красоту. В тот момент помещение напоминало кадр из фильма ужасов — сгоревший пол, стены, темные от копоти, обуглившиеся потолки. В сентябре 2021 года иркутский художник Анатолий Дмитраков попросил Алексея Егорова дать помещение под выставку, однако тогда речь шла о 5’S House, где тот выступает меценатом. Но Егоров предложил помещение на Марата, и Дмитраков охотно согласился — закопченный антураж, по его словам, отлично подходил для экспозиции. Алексей попросил помочь художнику в организации выставки 26-летнюю Екатерину Лазареву, у нее как раз был опыт кураторства в больших творческих проектах.

В октябре 2021 года Екатерина впервые поднялась в помещение будущего «Огня»: «Я тогда переступила порог и смогла сказать только одно: „Как красиво!“» С идеей создать в историческом особняке центр современного искусства, а не только провести одну выставку, она обратилась к Егорову. Сказала, что сама готова стать руководителем будущего центра и всецело его развивать. Егоров обещал подумать и улетел в командировку в Москву. На следующий день предприниматель позвонил Екатерине со словами: «Да, я готов. Будем делать центр современного искусства».

Дверь на потолке и дыра в полу

С момента рождения идеи и до официального открытия центра современного искусства прошло всего два месяца. За это время успели провести грандиозный ремонт, так как здание серьезно пострадало после пожара. Сказалось и то, что два года помещение стояло пустым и не использовалось.

Здесь три основных зала, разделенных длинным коридором. Помимо них, на втором этаже есть также подсобные помещения — уборная, гардероб, будущий магазин и кофейня, а еще бывшая учительская, которая стала комнатой для персонала «Огня» и хранения картин. Слева по коридору два выставочных зала, каждый площадью по 66 квадратных метров. Справа — один зал, лекционный, он же библиотека в 85 «квадратов». Именно здесь в 2020 году случился пожар.

Это помещение Екатерина Лазарева и Алексей Егоров, почти полностью финансирующий ремонт, решили оставить почти нетронутым и не убирать следы пожара полностью. Екатерина говорит, что так создатели «Огня» проявили уважение к истории центра, подчеркнули его связь с прошлым. Пол пришлось поменять и застелить новыми деревянными рейками, потому что именно с него начался пожар. «Здесь была огромная дыра, торчали деревянные сгоревшие балки», — рассказала Екатерина.

Окна заменили на пластиковые — деревянные обошлись бы очень дорого. А вот со стенами и потолком работали по минимуму: стены почистили от сажи и покрыли лаком, потолок оставили таким, каким он был, — черным, сгоревшим. «Я очень переживала, — вспоминает Екатерина, — что это небезопасно и сгоревший потолок может обрушиться. Но здесь был ряд проверок, проводили даже независимую экспертизу. Пострадала именно внешняя часть, под ней целые балки, не тронутые огнем». Оставили на потолке и необычный элемент — синюю дверь. «Никто не знает, что это значит, эта дверь висела сверху со времен школы. Почистили ее и оставили», — рассказала Екатерина.

В остальных помещениях стены окрасили в светло-серый цвет, побелили потолки, сняли с пола линолеум, покрасили пол. Также рабочие поменяли проводку, провели освещение. В «Огне» оборудовали новый санузел — теперь он размещен рядом со входом, перед гардеробом. Раньше там было помещение для отдыха детей. Вообще, от Вальдорфской школы осталось большое «наследие» — на ступенях, ведущих на второй этаж, нанесены цифры, а в бывшей учительской до сих пор таблички «Наше расписание» и «Правила школы». Здесь пока не делали ремонт — не хватило времени. Пока в «Огне» работают шесть человек — это арт-директор, два администратора, два продавца (будет магазин с книгами, сувенирами и мерчем «Огня») и уборщица. Скоро здесь также откроется кофейня.

Коридор, соединяющий все помещения центра, тоже не остался пустовать — его уже используют под выставки: здесь находятся картины и инсталляции. По правой стороне, сразу за библиотекой, есть еще два небольших зала — каждый по 32 квадратных метра. Это столовая и санузел бывшей Вальдорфской школы. Пока в них не начали ремонт — на стенах еще различимы детские рисунки, спрятавшиеся под копотью после пожара. Сюда вход для посетителей закрыт. В будущем, по словам Екатерины Лазаревой, в этих залах разместят постоянную экспозицию об истории криптовалюты в Иркутске. Всего на ремонт второго этажа ушло около 2,5 миллионов рублей.

Идеи и планы

Название центра — идея арт-директора Екатерины Лазаревой и фотографа Антона Климова. Егоров и его коллеги из арт-резиденции 5’S House предлагали назвать центр «Март» — что-то среднее между названием улицы Марата и словом «арт». «Но я уверена, что слово „Огонь“ подходит этому зданию куда больше», — говорит Лазарева. Для Екатерины это связано не только с историей о пожаре. «Просто огонь — это что-то теплое, что объединяет вокруг себя людей. Это символ жизни. Я хочу, чтобы именно так люди воспринимали наш центр. Это место реализации художников. Место, объединяющее в себе науку и искусство. Хочу, чтобы приходили сюда и насладиться искусством, и даже просто погреться и попить чай, если на улице холодно».

Целью работы центра Екатерина Лазарева видит развитие культуры и туристического потенциала Иркутска. Она уверена, что областной центр должны воспринимать как город со своей культурой и идентичностью, а не только как перевалочный пункт к Байкалу, Бурятии или другим местам. Арт-директор «Огня» мечтает, чтобы культура города развивалась, чтобы иркутянам хотелось здесь жить, а гостям — приезжать сюда. «Творческим людям должно быть в Иркутске хорошо, и мы будем делать это „хорошо“. Делать качественный контент для выставок, лекций, фестивалей, мероприятий».

Уже сейчас у галереи есть договоренности на размещение выставок на ближайшие полгода. В «Огне» будут демонстрировать свое творчество художники из Иркутска и других городов России и мира. «Имена всех я пока не готова раскрывать, но вот уже в январе с открытыми лекциями к нам приедут екатеринбуржец Владимир Селезнёв и один из кураторов московского «Гаража» Дмитрий Белкин, а августе у нас разместятся художники из Австрии», — рассказала Лазарева.

Пока договоренностей удается достигать благодаря дружеским связям Екатерины, художники будут прилетать за счет собственных средств. В будущем, по словам арт-директора «Огня», иркутский центр современного искусства должен выйти на самоокупаемость и начать хотя бы частично возмещать художникам затраты на размещение выставок или перелет в Иркутск.

Также Екатерине удалось договориться о прекрасном подарке Иркутску. Семь коробок книг предоставил «Огню» музей «Гараж», также отправили свои книги Московский музей современного искусства ММОМА, российское издательство Ad Marginem, Государственный центр современного искусства им. Пушкина. Кроме того, «Огонь» запускал открытый сбор книг через «Инстаграм» — книги об искусстве мог принести и подарить центру любой желающий. «Мы хотим, чтобы в нашей библиотеке были издания, которых нет больше нигде в Иркутске», — рассказала Екатерина.

На покупку проектора и стеллажей для книг «Огонь» запустил в начале декабря краудфандинговый сбор на planeta.ru. Необходимо было 300 тысяч рублей, сумму удалось собрать за 20 дней, и к открытию уже приобрели все необходимое. Имена жертвователей (среди них, например, олимпийский чемпион Артем Черноусов) написали на одной из стен в выставочном зале «Огня». Но главным инвестором по проекту все еще выступает Алексей Егоров.

На открытие «Огня» 25 декабря 2021 года пришли около 200 человек. На мероприятии побывала самая разная публика — от экс-мэра Иркутска Виктора Кондрашова до арт-блогера Анастасии Сосновской. В программе была экскурсия, рассказ об истории центра, фуршет. Гостям раздавали мерч — спички с символикой «Огня». Также можно было купить футболки. 

На следующий день состоялось официальное открытие выставки Анатолия Дмитракова «Время осмысления», она будет основной экспозицией в ближайшее время. Он представил на выставке, помимо своих картин и инсталляций, работы еще 20 художников России и мира. Сам Дмитраков позиционирует себя как создатель нового направления в искусстве — «болектический конструктивизм». «Мне важно объединять в своем творчестве физику, биологию и творчество. Мы живем во время перемен, и сейчас важно научиться понимать, что с нами происходит. Моя выставка как раз об этом понимании, об объединении разных сфер жизни в творчестве», — рассказал Дмитраков.

Команда проекта намерена развивать разные направления, не только изобразительного искусства. Так, например, по словам Алексея Егорова, к ним уже обратился руководитель Театра внутренней практики с просьбой помочь с помещением (действующий договор аренды театра закончится в начале лета). По мнению Егорова, такой театр стал бы отличной составляющей нового центра современного искусства.

Арт-пространство можно посетить до 31 декабря и с 5 января в любой день со вторника по воскресенье с 12:00 до 20:00. Понедельник — выходной. Стоимость входного билета составляет 250 рублей.

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому