14.09.2021 16:01
14.09.2021 16:01
Фотографии: Алена Аманмахова / «Верблюд в огне»
В конце августа стало известно, что в микрорайоне Приморский собираются построить православный храм на месте рощи. Местные жители выступили против — составили петицию, на прошлой неделе дважды вышли на пикеты. «Верблюд» узнал позиции РПЦ, властей и активистов.
В Иркутске с 2000 года существует храм Святого благоверного князя Александра Невского. Он расположен на пересечении улиц Якоби и Захарова, в небольшом одноэтажном деревянном доме. Ранее в помещении в разное время располагались хозяйственное управление, детский клуб, общежитие, офис компании. Потом его приспособили под храм.
Впервые о строительстве нового здания храма в этом районе заговорили в 2012 году. «Комсомольская правда» сообщала, что в роще через дорогу от старого сооружения планируется создать постройку на 600 прихожан с классами для воскресной школы, библиотекой и читальным залом, музеем, квартирой для настоятеля обители. Стоимость такого проекта оценили примерно в 1 млрд рублей. Строительство обещали начать, когда найдется третья часть от названной суммы.
В 2016 году на этой территории провели первые изыскательские работы. Жителям Приморского это не понравилось, они не хотели лишаться рощи, места для прогулок: собрали подписи против строительства храма, создали петицию на портале Change.org в адрес президента. СМИ активно освещали ситуацию, и местные жители одержали победу — работы прекратились, храм не построили.
В августе 2021 года участок между улицами Гидростроителей, Безбокова и Захарова огородили забором, а на сайте Иркутской епархии появилось сообщение о строительстве храма. Первый камень планируют заложить этой осенью. Борьба возобновилась: на Change.org появилась новая петиция на имя мэра Иркутска Руслана Болотова, которую подписали более 4000 человек. Требования жителей те же — оставить зеленую зону в спальном районе в покое.
6 сентября иркутянка Валентина Волкова вышла к зданию мэрии на одиночный пикет против строительства храма. 10 сентября один из жителей Приморского встал с плакатом возле «Серого дома».
Как рассказали «Верблюду» в пресс-службе мэрии Иркутска, участок площадью 0,7 гектара с кадастровым номером 38:36:000028:420 выделен под строительство храма. Землю передали иркутской епархии еще в апреле 2006 года, она же и выступает застройщиком. Управление архитектуры и градостроительства мэрии согласовало проект храма в 2017 году. Как утверждают городские власти, застройщик получил разрешение на строительство в 2018 году.
В мэрии уточнили, что при возведении храма благоустроят прилегающую территорию: установят лавочки, обустроят дорожки, высадят деревья и кустарники. Также епархия обещает, что парк вокруг храма будет открыт и доступен для прогулок.
Депутатом 34 округа, куда входит Приморский микрорайон, является Михаил Корнев. Он не первый год продвигает строительство нового храма. «Могу подтвердить, что будут строить. Все документы: разрешение на строительство, экспертизы — все государственные документы находятся в порядке. Публичные слушания прошли», — сообщил депутат «Верблюду в огне».
Как ранее рассказывал Михаил Корнев изданию Irk.ru, старый деревянный приход не вмещает всех прихожан. «При приходе работают четыре воскресных школы под руководством отца Марка, и учащимся детям просто не хватает места. На сегодняшний день мы подвергаем опасности людей просто потому, что это старое здание, которое постоянно приходится латать. Оно выработало свой ресурс», — добавил Корнев. По его словам, новое здание строят на пожертвования прихожан.
По мнению настоятеля Александро-Невского храма Марка Косолапова, место строительства нельзя назвать ни сквером, ни парком, ни рощей: «На самом деле это заброшенный и неиспользуемый пустырь с травой по пояс. Там давно никто не ходит, не отдыхает, не выгуливает собак».
По словам священнослужителя, есть три причины, почему нельзя построить храм на нынешнем месте. Во-первых, приход арендует эту землю, она является городской собственностью. И после строительства вернется во владения мэрии. Во-вторых, на улице Захарова планируется транспортная развязка. И в-третьих, если храм будут строить на прежнем участке, то в процессе стройки негде будет проводить службы, прихожанам — негде молиться.
— То, что храм нужно построить, считаю не я, а прихожане, которые нынешний храм подняли из руин, отреставрировали, запустили и поддерживают его в рабочем состоянии. Они уже не помещаются в этом здании. И оно приспособленное, а не специализированное, что вызывает желание прихожан иметь настоящий храм, — сказал Марк Косолапов.
Когда участок под строительство храма огородили забором, горожане создали инициативную группу, открыли чаты и начали распространять информацию в социальных сетях. Часть активистов выступают против возведения храма на месте рощи, хотят сохранить её и благоустроить. Другие же не против самого религиозного сооружения, им не нравится, что его строят без одобрения местных жителей.
Активистка Ольга Чемякина считает, что нужно сохранить рощу и сделать там полноценный парк. По ее словам, местные жители с удовольствием бы поучаствовали, например, в создании проекта парка памяти гидростроителей и работников ГЭС. Также она отметила, что ради строительства изначально собирались спилить 80 деревьев, но теперь цифру уменьшили до 40. Эти деревья высаживали много лет назад люди, которые живут в Приморском, поэтому местные так обеспокоены их вырубкой.
«»
— Парковая зона, которую предлагают в проекте строительства храма, не устраивает: это все про религию. То есть туда не придешь с детьми, не поиграешь, не пошумишь, не выгуляешь собаку, не позанимаешься спортом, ведь территория храма — это территория спокойствия. Поэтому, как бы они это ни обозначали, ни говорили, что там будут лавочки, дорожки, это не про развлечение, не про общение, не про спорт, — убеждена активистка.
— Я не против самого храма, но решение о том, строить или не строить, должны принимать только жители района и окрестностей. Надо собрать их и проголосовать, потому что только люди должны решать. А если людям храм тут не нужен, то извините, его тут не должно быть. Публичные слушания по этому вопросу были профанацией, — говорит еще один активист, Алексей Колосков.
Жительница Приморского района Анна Скороходова рассказала, что место строительства храма — это единственная зеленая зона района, его щит от дорог и автомобильных выхлопов. По её мнению, рощу нужно облагородить, а храм построить на том месте, где он находится сейчас. Она объяснила, почему Приморский остро нуждается в благоустроенном парке.
— Здесь живет много семей с детьми, им негде проводить время, у нас ребятишки катаются на скейтах и велосипедах на площадке у Сбербанка. Почему нельзя сделать скейтпарк, велодорожки, корт? Благоустроить парк для детей и пенсионеров, которым тяжело ходить до Якоби? И строительство храма высотой 55 метров — это прецедент в Иркутске, таких у нас нет. А вокруг там исключительно двухэтажные жилые дома, непонятно, как стройка на них повлияет.
Как рассказал «Верблюду» глава иркутского отделения «Городских проектов» Григорий Скарченко, он не выступает против строительства храма в целом, его не устраивает наплевательское отношение к местным жителям. По его мнению, такое происходит, вероятнее всего, из-за отсутствия обратной связи.
— Лица, принимающие решения, не обладают реальной картиной того, как относятся люди к их проектам, не учитывают их реальные интересы. Уверен, если бы заранее была проведена работа с местными жителями, их пожелания учли, храм бы строился при их одобрении. Но решили пойти по формальной неработающей процедуре: через публичные слушания, о которых никто не знал, — считает Скарченко.
На своей странице в Facebook высказался общественный деятель Дмитрий Салко. Он уверен, что религиозное сооружение строить нужно, но не на этом месте. По его словам, нынешний храм — единственный в округе, при этом фактически расположен в бараке. «Слышал, что хотят перенести храм с текущего места, чтобы построить развязку. Жителей спросите про развязку — получите второй митинг, уже против нее. Да, кстати, архитектурно участок подан очень плохо — парковки, странный проезд по центру, это точно надо пересматривать», — написал Салко. Он отметил, что проблему можно решить, но только с помощью диалога, которого пока нет.
Автор «Иркутского блога» Вадим Палько усомнился в том, что храм на этом месте — желание значительной части горожан. Он сослался на собственный опрос в социальных сетях, подтверждающий, что противников больше. Также обратил внимание на то, что епархия замалчивает факт вырубки зеленой зоны и не рассматривает вариант благоустройства парка на этом участке: «Позиция превращается в ультиматум: либо заросший пустырь, либо благоустроенная территория, но с храмом».
Палько предложил два варианта решения конфликта. Первый — построить новый храм на месте нынешнего, как это сделали со Спасской и другими церквями. Второй — восстановить исторически утраченную церковь Николая Чудотворца на Старокузьмихинской: «Если бы инициаторы строительства церкви Александра Невского действительно задумались об удобстве и востребованности, а не уцепились за самый простой вариант (найти свободный незастроенный участок), — эта часть Иркутска могла бы получить храм, до которого было бы в равной степени удобно добираться как жителям, например, Университетского, так и жителям Приморского».
Перед выпуском этого материала пресс-служба мэрии сообщила «Верблюду», что планируется новое обсуждение по вопросу возведения храма в Приморском. Однако пока не определено, кто будет в нем участвовать и когда оно пройдет.
Читайте также:
Жители Ново-Ленино выступили против церкви на месте парка. Что говорят местные, РПЦ и власти?
Главный архитектор Иркутска предложил снести стадион «Труд». Что не так с этой идеей?
Подписывайтесь на телеграм-канал «Верблюда в огне»!
Комментариев 0