• Стабильная связь теперь есть в поселке Октябрьский-2 в Приангарье
  • 55 тонн макулатуры собрали в Иркутской области по экологической акции «БумБатл»
  • В России запретят управлять электросамокатами подросткам до 16 лет

Главная > Искры 31.03.2020 17:17

Онлайн-университет: как студенты и преподаватели вузов Иркутска справляются с дистанционным обучением

Кристина Макаренко

Кристина Макаренко

0 Читать комментарии
Онлайн-университет: как студенты и преподаватели вузов Иркутска справляются с дистанционным обучением - Верблюд в огне

Фотограф: Алена Шатуева

16 марта 2020 года Минобрнауки рекомендовало российским вузам организовать дистанционное обучение студентов для профилактики распространения коронавируса. Как на это отреагировали иркутские вузы, студенты и преподаватели — в материале корреспондента «Верблюда» Кристины Макаренко. Спойлер: кажется, студентам стало только тяжелее.


В Иркутске первыми перевели студентов на домашнее обучение иркутский и байкальский госуниверситеты. Дистанционный режим в ИГУ установили до 5 апреля, а в БГУ дату не озвучили. Иркутский техуниверситет (ИРНИТУ) перешел на дистанционный формат 20 марта, о его окончании также неизвестно. Медуниверситет Иркутска (ИГМУ) пока работает в обычном режиме, но с 30 марта — полностью перейдет на удаленный.

26 марта стало известно, что иркутский госуниверситет принял решение продолжить дистанционное обучение студентов до лета и конца учебного года.


Людмила Германовна Добосова

старший преподаватель кафедры журналистики и медиаменеджмента ИГУ

«Некоторых студентов на парах я никогда не видела, но сейчас они активно отправляют мне домашние задания»

Я поняла, что мы можем перейти на дистанционное обучение, когда в Москве ограничили массовые мероприятия до 50 человек. Задумалась: у меня на паре сидит 74 студента, — это своего рода массовое мероприятие. Поэтому решение университетов города перейти на дистанционное обучение не было внезапным. Но мы с коллегами до последнего надеялись, что это не произойдет.

Я очень люблю свою работу и общение со студентами. Сейчас его нет. Конечно, приходится быть гибкой и подстраиваться, но всё же обучение онлайн, по моему мнению, не альтернатива очному обучению.

ИГУ был частично готов к ситуации: у нас есть специальные порталы, где преподаватели могут разместить домашнее задание для студентов, а они, в свою очередь, отправить свой ответ. Помимо этого, можно использовать социальные сети и электронную почту. Мы не привыкли к такой форме работы, и, конечно, возникают сложности. Но все же надеюсь, что мы сможем из дистанционного обучения вынести свой урок, увидеть в этом плюсы и в дальнейшем автоматизировать процесс обучения. К тому времени, как всё закончится, возможно, все привыкнут работать в онлайне и будут считать такое обучение более удобным.

Знакомые думают, что у меня стало меньше работы и я отдыхаю. Но на деле ее стало в разы больше. Чтобы отправить домашнюю работу и материал для подготовки, нужно сначала описать его, а лекции разделить на части. Еще появилось очень много проверки домашних заданий. Раньше мы обсуждали всё на парах, что-то делали в командах, теперь каждый — сам за себя.

Лекции приходится отправлять файлами. У меня 74 студента, и я понимаю, что подключить всех одновременно к онлайну сложно из-за издержек техники. На пробу дала задание по группам, но пока не знаю, как ребята справятся. Я бы хотела, чтобы ответы групп послушали все, но как мне подключить всех студентов, да еще и так, чтобы четверо совместно отвечали, а остальные – слушали? Некоторые студенты уехали домой в села, поселки и деревни, где не очень устойчивый интернет. Поэтому подключиться к моей лекции на 1,5 часа у них может просто не получиться. В итоге ребята отправляют мне домашние задания, я проверяю их, а потом пишу комментарии.

Я стараюсь быть лояльна к тем, у кого нет возможности что-то сделать. Планирую проводить после карантина консультации и объяснять то, что студенты не смогли понять. Они ведь не могут на университетской онлайн-платформе задать вопросы или попросить пояснения, а лично — постесняются написать.

Мы обучаемся работать в таком режиме, студенты — тоже. Преподаватели старшего возраста приходят в университет, дают задания лаборанту, и она помогает разместить их на портале. С ее помощью они проверяют домашние задания и отправляют всё необходимое для изучения.

Сложившаяся ситуация не дает нам выбора. Нет смысла злиться, ругаться, жаловаться. Но можно проявить гибкость, смирение и адаптироваться к ней. Кстати, есть в этом и свои плюсы: некоторых студентов на парах я никогда не видела, но сейчас они активно отправляют мне домашние задания.

Раньше я была уверена, что онлайн-образование — это классно. Когда сама слушала курсы в интернете, считала, что это удобно и полезно. Но теперь поняла, что онлайн-обучение может быть отличным дополнением, но не может заменить живого общения. Онлайн — это скучно, а хочется, чтобы и студенту, и преподавателю было интересно.


Антон Потороченко

студент 3 курса химического факультета ИГУ

«Попробуйте студенту-химику объяснить, как пахнет химическое соединение через монитор компьютера»

Основные часы занятий на моем факультете — лабораторные практикумы. Дистанционное обучение лишило нас возможности практиковаться. Мы не можем на что-то посмотреть своими глазами, покрутить в руках, сделать лабораторную работу или провести опыт, после которого теория становится понятна. Попробуйте студенту-химику объяснить, как пахнет химическое соединение через монитор компьютера. Как теперь будут реализованы практические занятия?

Ранее нам сообщали, что они пройдут позже, но в сжатом объеме. Теперь же, когда ИГУ перешел на дистанционное обучение до конца года, никто не понимает, что произойдет с практикой. Она есть в моей специальности всегда, от нее нельзя просто избавиться или перенести домой. Элементарно по технике безопасности дома провести эксперименты нельзя. Для этого нужны лаборатории, материалы, инструменты, реактивы.

Лекции всегда шли вместе с практикой в синтезе, чтобы мы укрепили свои знания. Как мы будем сдавать экзамены? Они требуют проведенных нами экспериментов и понимания того, что происходит. В химии невозможно прочитать теорию и представить в голове, как всё работает. Здесь теория — это первичная ступень получения знаний. Я считаю, что нельзя стать квалифицированным специалистом практической специальности без практики.

Учебы всё равно стало больше. Приходится уделять много времени изучению литературы и поиску информации в интернете. Ведь невозможно передать всю лекцию текстовым файлом или презентацией, возникают вопросы, необходимы дополнительные объяснения. Онлайн-лекций у нас нет. Чаще всего необходимо выполнить задания и отправить их решение до определенной даты. Мы сканируем или фотографируем эти решения и ответы, загружаем в форму обратной связи на сайте по данному курсу. С большим количеством заданий мы справляемся, но иногда приходится созваниваться с одногруппниками, обсуждать, помогать друг другу.

Мне удобнее учиться в университете очно, всё намного понятнее в изучении с преподавателем на парах. Но я думаю, что можно комбинировать способы обучения и перенести часть обычного обучения в формат дистанционного.

Зато я стал высыпаться, что хорошо влияет на мою продуктивность в течение дня. Появилось свободное время для себя и своих интересов, чего не хватало во время очного обучения.


Ирина Астрелова

студентка 4 курса 
Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ИГУ

«Лекции онлайн не проводят, форма работы на дистанционном обучении — это письменная договоренность»

Для меня дистанционное обучение — полностью негативный опыт. Мне было удобно приезжать в университет, слушать лекции, выполнять там задания. Сейчас мне приходится находиться в четырех стенах, и это очень напрягает, когда и выйти никуда не можешь, и объем работы увеличился в несколько раз. Темп обучения стал намного быстрее. За время карантина мы получили очень много домашних заданий, которых в плане работы и не было. Но преподаватели пытаются придумать способы нам дать знания и проверить их — поэтому мы пишем рефераты, делаем дополнительные задания.

Из-за сложившейся ситуации у выпускников отобрали последние недели учебы. А это — последние дни в роли студента с друзьями, преподавателями, сложившимися за 4 года коллективами. И это тоже стресс для нас.

В апреле мы уже выходим на сессию и затем сдаем выпускную квалификационную работу. Преподаватели, с одной стороны, говорят, что сейчас нужно максимально отдать свое время ей, но в то же время мы от них получаем тонну ненужных рефератов, которые сейчас, в эти последние недели, нам уже не так важны.

Жизнь стала только сложнее, и я бы сказала, намного, потому что мы и потеряли драгоценное время, и получили множество проблем с учебой.

Лекции онлайн не проводят, форма работы на дистанционном обучении — это письменная договоренность. Нам скидывают необходимые материалы и задания в текстовых файлах или передают всё старосте. Мы уточняем дедлайн, делаем всё это и отправляем на электронную почту. Вот уже несколько дней идет разговор об онлайн-лекциях. Старосту загрузили тем, что она должна выяснить, у кого есть возможность подключиться, у кого есть интернет, веб-камера, микрофон, да и вообще компьютер. Я, если честно, не понимаю, зачем это нужно.

Сложно сказать, справляемся ли мы, потому что у каждого ситуация сложилась своя. Есть студенты, которые на 4 курсе уже работают, и как они будут совмещать онлайн-лекции и работу или успевать делать такое количество домашних заданий — я не знаю.

Я сейчас всё свое время провожу в компьютере. После завтрака сажусь выполнять задания, и вечером только отвлекаюсь. Бывает, и ночью продолжаю, потому что до сдачи дипломной работы осталось очень мало времени. Раньше я старалась минимизировать свое общение с компьютером, а сейчас у меня вокруг него вертится весь мир.


Константин Колпаков

студент 3 курса ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИГУ

«Портал, на котором преподаватели выкладывают задания и тесты, не был готов к работе со всеми студентами университета»

Я — иногородний студент, во время обучения живу в общежитии. Когда университет перешел на дистанционное обучение, я планировал подключить интернет в своей комнате, но в связи с карантином пустить техника ко мне в общежитие не позволили. Первое время приходилось ходить по комнатам одногруппников, чтобы выполнять домашние задания, так как причины невыполнения никого не интересуют.

Затем решил уехать домой в Кяхту (республика Бурятия), но и тут не обошлось без проблем: в районе постоянно отключается то интернет, то электроэнергия. Полноценно выполнять задания не могу: если сбой интернета происходит во время выполнения теста или контрольной работы, единственная попытка засчитывается и преподаватель получает мою не до конца выполненную работу.

Портал, на котором преподаватели выкладывают задания и тесты, не был готов к работе со всеми студентами университета. Он постоянно зависает или же вообще не функционирует. Контакт с преподавателем устанавливается долго — если раньше мы могли разобрать тему, задать вопросы, услышать комментарий преподавателя, высказать свою точку зрения, то сейчас работа идет «в пустоту». Иногда просто в домашних условиях не хватает мотивации и концентрации, чтобы что-то выполнять.

Преподаватели проверяют работу по-разному: кто-то делает поправки, отправляет на редактирование, а кто-то просто ставит абсолютно одинаковые оценки всем, кто прислал задание. Лекции отправляют в формате аудиозаписи или видео, онлайн-лекций нет. В целом, преподаватели справляются, как и мои одногруппники. Если становится сложно или что-то непонятно, мы помогаем друг другу разобраться, как выполнить задание или где его найти.

Мне посещать занятия в университете приятнее и удобнее, чем быть на дистанционном обучении. Я не понимаю, как мы сможем учиться дистанционно до конца года и за что мы оплатили этот семестр, если нет онлайн-лекций и семинаров. Непонятно, как будут проходить экзамены. Пока никакой информации для студентов нет.


Анастасия Сергеевна Романова,

преподаватель кафедры уголовного права ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИГУ

«Идеальный вариант работы — это привычное для нас «живое» образование с использованием дистанционного»

Я преподаватель и веду только семинары, теперь — на специальной платформе университета Educa. Для каждой дисциплины здесь создан курс, где представлен учебный материал с заданиями. Так как я уже работала с платформой ранее, то сложившаяся ситуация не застала врасплох. Каких-то особых трудностей в работе со студентами не возникло. Educa позволяет просматривать ответы, оценивать их и давать отзыв к ним. Чтобы обратная связь имела не только дистанционный характер, проводятся онлайн-семинары, где обсуждаются выполненные задания и студенты могут задать свои вопросы.

Волнует лишь нехватка времени в условиях меняющихся обстоятельств. Несмотря на наличие образовательной платформы, которая существенно упрощает организацию учебы, необходимо продумать семинары так, чтобы это было доступно и понятно для всех студентов. Необходимо сработать на опережение, это занимает много времени.

Плюс для студентов в дистанционном обучении, на мой взгляд, в получении навыка планирования времени и самодисциплины. Минус отсутствие живого общения друг с другом и с преподавателями. Я не думаю, что возможно полностью перейти на дистанционное обучение. Идеальный вариант работы это привычное для нас «живое» образование с использованием дистанционного. И сделать это в процентном соотношении таким образом, чтобы офлайн занимало наибольший процент.


Ольга Давыдова,

студентка 1 курса педиатрического
факультета ИГМУ

«Я считаю, что дистанционное обучение для нашего университета — это плохо, ведь мы изучаем жизненно важные предметы»

Сейчас обучение проходит так же, как и до карантина, за исключением лекций. Их отменили, потому что на общие лекции ходит 150-170 человек, и риск заразиться достаточно большой. Остальные занятия и семинары остались без изменений, так как в группах всего по 15-18 студентов. Карантин сразу ввели для тех, кто учится на клинической базе, работает в больницах, но нас (педиатрию) не собирались переводить на дистанционное обучение. К сожалению, с 30 марта это всё равно произошло.

Студенты медуниверситета помогают в борьбе с распространением коронавируса информацией: мы рассказываем, как себя нужно вести в условиях пандемии, как защититься от вируса. На занятиях мы в масках, пользуемся антисептиками и стараемся соблюдать дистанцию, хотя всё равно друг с другом контактируем на парах или в коридорах.

На дистанционном обучении не будет интерактивных занятий, мы будем получать задания и теоретические материалы на сайте университета. А после выхода обратно на очное обучение нас проверят в виде зачетов.

Я считаю, что дистанционное обучение для нашего университета — это плохо, ведь мы изучаем жизненно важные предметы, в которых не разобраться самому без участия преподавателя. К тому же у нас каждую неделю проводятся зачетные занятия по нескольким предметам, а сейчас они все переносятся на неопределенное время. Потом будет очень сложно. Но в то же время карантин необходим, чтобы не заразиться самим и не передать вирус другим студентам.


Александра Беникова,

студентка 3 курса факультета журналистики БГУ

«Единственный предмет, по которому проводятся онлайн-лекции, — это корейский язык»

Быть дома в комфортной обстановке и не тратить время на утренние поездки в общественном транспорте — это заметный плюс. Минус дистанционного обучения — меньшее количество материала, минимальный контроль преподавателями нашей работы. Еще нет дисциплинированности, а дома очень сложно заставить себя учиться. И у нас заметно замедлился темп обучения, ведь если раньше мы приходили на занятие и выполняли всё там, то сейчас на домашнее задание дается порой даже целая неделя.

Единственный предмет, по которому проводятся онлайн-лекции, — это корейский язык. Занятия проходят в скайпе, и все подключаются в определенное время и учатся вместе. По остальным предметам мы получаем текстовые файлы или книги, которые нужно читать и по которым необходимо выполнять задания или писать конспекты. После проверки преподаватели отправляют файл с оценками.

Те, кто не делал ничего на очном обучении, сейчас словно на каникулах. Но я выполняю задания, потому что понимаю, зачем мне это нужно. Для меня дистанционное обучение не проблема, но посещать пары мне нравится больше. Мне просто необходимо иметь четкий распорядок дня и делать всё по расписанию. Тем не менее приходится адаптироваться: параллельно я работаю в офисе, и если раньше я ходила на пары, а затем шла на работу, то теперь я просто встаю чуть позже, делаю учебное домашнее задание, а затем иду на работу в офис.

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому