• Стабильная связь теперь есть в поселке Октябрьский-2 в Приангарье
  • 55 тонн макулатуры собрали в Иркутской области по экологической акции «БумБатл»
  • В России запретят управлять электросамокатами подросткам до 16 лет

Главная > Искры 29.04.2020 18:28

От «единственного источника власти» до врага всех урбанистов. Анализ программ претендентов на пост мэра Иркутска

Вадим Палько

Вадим Палько

0 Читать комментарии
От «единственного источника власти» до врага всех урбанистов. Анализ программ претендентов на пост мэра Иркутска - Верблюд в огне

Коллаж: Олег Бородин

Депутаты иркутской городской думы уже на заседании 30 апреля могут избрать нового градоначальника. На сайте администрации опубликованы программы всех претендентов на эту должность, а после очных слушаний появился и их рейтинг. «Верблюд» изучил идеи и предложения кандидатов и попытался выяснить, кто из них достоин возглавить Иркутск. Спойлер: с вариантами так себе.


Байкал в сливном бачке

Если кто-то из иркутян думал, что кандидату на должность мэра Иркутска нужна особая квалификация и помощь экспертов, то действительность поражает — программы могут содержать пунктуационные и речевые ошибки, а их объем не превышать нескольких строк.

Первое место по лаконичности среди кандидатов занял фермер Андрей Бесменов — в его программе всего три пункта на треть страницы. Первый и самый объемный из них (целых шесть строк!) — о создании трубопровода от Байкала до Иркутска. «В каждой раковине и сливном бачке города будет вода, которая по стоимости дороже нефти», — агитирует фермер. Уделено внимание и брендингу: «Лозунг на строительстве будет следующего содержания “Присоединим Байкал к Иркутску а не к Китою”» (орфография автора сохранена).

Не совсем понятно, чем перед фермером провинилась протекающая через Ангарск река Китой. Можно предположить, что Бесменов имел в виду Китай — на это, а вернее на историю с китайским заводом, указывает его идея «массового развития производства бутилированной воды в городе». Другие два пункта программы (про развитие городского электротранспорта и доступ сельхозпроизводителей на Центральный рынок) блекнут на фоне первого из-за своей «нормальности». Но, увы, во многих других программах даже об этом не вспомнят.

Средняя планка и «единственный источник власти»

Весьма своеобразная программа фермера заняла последнее место в депутатском рейтинге, но всё же набрала 56 баллов — довольно много, если учесть, что у лидера, вице-мэра Руслана Болотова — 180. Так что средняя планка кандидатских программ действительно немного обескураживает.

В ряде случаев отличительной чертой программ стал стиль изложения: некоторые кандидаты, например, Станислав Галашин (123 балла) и Александр Ладога (71 балл) написали не сухую выжимку из цифр и проблем, а авторское эссе (чего, между прочим, и требовали условия конкурса). У последнего вышло даже трогательно: «Причиной моего переезда в столь отдаленный от Москвы край явилась любовь к прекрасной женщине, которая, впоследствии, стала моей супругой! Именно в Иркутске был зарегистрирован наш брак и спустя время появился на свет наш сын. Именно тут я вновь ощутил себя сыном и познал материнскую любовь…», — пишет Ладога. Заканчивается его эссе по меньшей мере смело: «…в 2024 году, независимо от результатов текущего голосования, я планирую выступать в качестве оппонента действующему президенту Российской Федерации!»

А вот временно неработающий кандидат Сергей Гагаркин (75 баллов) сходу заявил: «Я, Гагаркин Сергей Афанасьевич, гражданин Российской Федерации, субъект власти, носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации». Вся программа «единственного источника» состоит из выдержек новостей с цитатами экс-мэра Дмитрия Бердникова, врио губернатора Иркутской области Кобзева и прочих. Конкретным планам мэра Гагаркина в программе места почему-то не нашлось.

Кандидатская «вода»

Программы большинства кандидатов напоминают плохие студенческие курсовые — в них очень много «воды» и бюрократических клише. Часто встречаются общие фразы про необходимость ремонта дорог, развития общественного транспорта, озеленения, ремонта инфраструктуры, строительства социальных объектов. При этом за упоминанием проблемы чаще всего не следует описания стратегии ее решения и нет ничего конкретного (какие именно инфраструктурные проекты должны быть в приоритете, откуда брать деньги, как именно надо развивать общественный транспорт). В итоге об отличиях между кандидатами остается судить только по их самым необычным идеям.

У большинства кандидатов в программе  необходимость ремонта дорог, развития общественного транспорта, озеленения, ремонта инфраструктуры, строительства социальных объектов. Фото: Шатуева Алена/«Верблюд в огне»

Так, например, отдельная мания сразу нескольких кандидатов — создание аквапарка. Потенциальные мэры явно переоценивают значимость развлекательного объекта: финдиректор компании «Стаф» Константин Азеев считает, что его нужно строить в самом центре города, а инженер Минобороны Денис Карих (85 баллов) и вовсе уверен, что аквапарк будет привлекать в Иркутск туристов. И поэтому предлагает помочь бизнесу, спроектировав объект за счет города.

Другие кандидаты, кажется, плохо понимают, где заканчиваются полномочия мэра. Бухгалтер Андрей Арженевский (88 баллов) в качестве градоначальника планирует снижать пенсионный возраст для бюджетников, а безработный Сергей Сокол (89 баллов) предлагает реформы в сфере здравоохранения, которым ведают областные власти.

Кандидат Сергей Сокол предлагает реформы в сфере здравоохранения. Фото: Шатуева Алена/«Верблюд в огне»

Иногда в программах, наоборот, не достает пунктов, которые были у всех. Так, у кандидата Анны Романовой (96 баллов) в разделе «Благоустройство» указана только одна проблема — не все дома в Иркутске пронумерованы, и, когда она станет мэром, пронумерует каждый. Наверное, это какая-то личная история боли.

У многих кандидатов обнаружилась мысль о ревизии памятников деревянного зодчества — исключить из охраны «недостаточно ценные» дома, а другие отреставрировать. Конечно, за такие идеи их «съедят» градозащитники. Уже не первый год они утверждают, что главная ценность деревянной застройки в Иркутске заключается именно в ее численности, а не в уникальности отдельных домов. Остается надеяться, что депутаты городской думы, которые и выберут мэра, это предвидят.

Депутат городской думы Виталий Матвийчук. Фото: irkduma.ru

Враг всех урбанистов

Отдельного внимания заслуживает программа действующего депутата городской думы Виталия Матвийчука, который набрал 144 балла. Его идеи оказались настоящей страшилкой для современных урбанистов.

В части, где речь идет о транспортной инфраструктуре, Матвийчук собрал классические ошибки чиновников советской закалки. Он уверен, что в Иркутске для решения транспортных проблем нужно расширять дороги, сетует, что в городе не строятся многоуровневые эстакады и на полном серьезе хочет загнать пешеходов в подземные переходы, которых, считает он, должно быть как можно больше.

Еще из программы депутата можно узнать, что набережная в Иркутске нужна для создания «сплошной магистрали, по которой машины смогут свободно двигаться» — это нужно, чтобы разгрузить улицы центра города, утверждает Матвийчук.

Виталий Матвейчук считает что решением транспортных проблем будет расширение дорог, строительство многоуровневых эстакад и подземных переходов. Фото: Шатуева Алена/«Верблюд в огне»

Наконец, пока другие кандидаты требуют при развитии города следовать генплану, Матвийчук предлагает строить новый мост через Ангару (который, уверен он, необходим для удобства доступа автотранспорта в центр города), дублируя уже существующие Академический или Глазковский мост; совсем не там, где переправу планировали еще с советских времен — в створе улицы Франк-Каменецкого.

Как ни печально, но сторонников диаметрально противоположного мнения и тех, кто продвигал бы современные европейские стандарты городской среды, среди кандидатов почти не нашлось.

Вице-мэр Иркутска Руслан Болотов. Фото: пресс-служба правительства Иркутской области

Осторожно! Болотов

Программа действующего вице-мэра Иркутска и экс-председателя облправительства Руслана Болотова оказалась очень осторожной. В ней очень поверхностно, вскользь затрагиваются ключевые городские проблемы: с одной стороны, это помогло избежать однозначно спорных предложений, как у Матвийчука. С другой — в сущности, его программа ничем не выделяется на фоне многих конкурентов, а по некоторым пунктам даже заметно им проигрывает.

Начинается программа Болотова с протяжного потока шаблонных справок с цифрами (это же мы видим и во многих других «водянистых» программах). Когда же речь заходит о планах по развитию города, возникают вопросы.

Один из главных — почему в программе кандидата на пост мэра нет ни слова про развитие общественного транспорта? На эту тему высказались практически все, а у Болотова в документе нет даже такого словосочетания. Он только упоминает старый план по созданию транспортно-пересадочного узла на железнодорожном вокзале, и есть одно предложение про активизацию движения маршрутов по Академическому мосту (о котором говорили еще пять лет назад).

Что еще можно найти в программе Болотова? Планы по созданию транспортного кольца вокруг Иркутска. Но тут он не единственный — про обход города пишет его прямой конкурент, экс-зампред областного правительства Антон Логашов (172 балла, второе место в рейтинге), а пенсионер Евгений Филатов (127 баллов) описывает этот проект гораздо подробнее, упоминая и сопутствующие объекты вплоть до создания перехватывающих парковок.

По теме развития иркутской агломерации тоже оригинального мало: эту тему поднимал, например, Константин Азеев. Проблема ветхого жилья? Есть у Логашова. Строительство аэропорта? По этому вопросу более подробно высказались сразу несколько кандидатов. Качественные дороги с ливневой канализацией? Про это писал вообще каждый второй конкурент.

Пожалуй, единственная тема, широко затронутая только Болотовым — празднование 75-летия Победы и вопрос получения звания Города трудовой доблести для Иркутска. Иными словами, вице-мэр отличился в единственной теме, без упоминания которой в пятилетней стратегии можно было легко обойтись.

Тема, широко затронутая в программе Русланом Болотовым — празднование 75-летия Победы. Фото: irk.gov.ru

Кстати, именно в контексте юбилейных торжеств Болотов один раз упоминает слово «коронавирус» (что нужно планировать мероприятия исходя из реалий эпидемии). Но и здесь его обошли — про последствия режима самоизоляции писал, например, Дмитрий Разумов (144 балла), а предприниматель Антон Егерев (102 балла) даже посвятил коронавирусу целую главу со списком конкретных предложений помощи бизнесу со стороны города.

Почему так получилось?

Анализ кандидатских программ показал, что депутатский рейтинг соотносится явно не с их содержанием. Крепкие программы, даже более сильные, чем у лидеров, набрали довольно средние баллы. В некоторых случаях это объяснимо: у части кандидатов действительно ценные идеи в одной сфере сочетаются с весьма общими фразами в другой.

Поэтому отдельные хорошие инициативы найти нетрудно: тема общественного транспорта, никак не затронутая у лидера рейтинга Руслана Болотова, наиболее полно отражена у Ивана Лазовика (157 баллов). Бухгалтер Анна Кондрашова (146 баллов) внесла идеи по усовершенствованию работы общественного транспорта, улучшению пешеходных зон и созданию велодорожек для стимулирования отказа от автомобилей (единственный идеологический противовес депутату Матвийчуку). А о важности полномасштабной, не выборочной защиты деревянного Иркутска прямо заявили Дмитрий Разумов и Антон Логашов.

К сожалению, подобные ценные идеи скрыты в одинаковых текстах-конструкторах, большинство из которых кажутся написанными под копирку. Едва ли не единственный, кто нарушил эту структуру студенческой курсовой — глава иркутского штаба Навального Сергей Беспалов (114 баллов). В его программе минимум клише, а проблемы описаны комплексно, с анализом их происхождения (с которым, впрочем, можно спорить). Наконец, Беспалов отличился тем, что напрямую высказался против новой системы отбора градоначальника, выступив в пользу всеобщих выборов. О них иркутяне за последние 10 лет, кажется, уже позабыли.

Еще интересное: Экс-следователь и юрист: кто такая Анна Романова, которая хочет стать мэром Иркутска

Дума Иркутска опубликовала рейтинг кандидатов на должность мэра города. Почему итоги конкурса были очевидны?

Команда-винегрет, сотни поручений и неясные преимущества. 100 дней «генерал-губернатора» Приангарья Игоря Кобзева

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому