• Стабильная связь теперь есть в поселке Октябрьский-2 в Приангарье
  • 55 тонн макулатуры собрали в Иркутской области по экологической акции «БумБатл»
  • В России запретят управлять электросамокатами подросткам до 16 лет

Главная > Герои 08.06.2020 22:43

Спасай, а не болтай: как Егор Лесной и его команда очищают Приангарье от мусора

Екатерина Балагурова

Екатерина Балагурова

0 Читать комментарии
Спасай, а не болтай: как Егор Лесной и его команда очищают Приангарье от мусора - Верблюд в огне

Фото предоставлено героем, фотограф Артем Моисеев

Последние два года иркутский блогер Егор Лесной вместе с единомышленниками очищает Иркутскую область от мусора. Зимой его проект «Спасай, а не болтай» выиграл грант от частного благотворительного фонда, на эти деньги Лесной купил джип, чтобы быстрее добираться до нужных локаций. Но в конце мая машина перевернулась на пути в Бугульдейку. Об истории проекта и о том, что будет с ним дальше, — в интервью «Верблюда в огне».


Я — обычный чувак, которому не пофиг

Представьте, что вы идете по улице и видите волонтёров в одинаковых футболках и кепочках. Убираются. О чём вы сразу подумаете? Скорее всего, что скоро выборы и опять происходит какая-то показуха. Вот этого я избегаю. У нас нет одинаковой одежды, горы брендированных инструментов, нам никто не платит за работу. До недавнего времени у проекта даже не было машины, чтобы добираться в труднодоступные места.

Я не эко-активист, а обычный чувак, которому не пофиг. Который тратит так свои выходные. И моя команда думает так же. Именно это привлекает внимание. Прохожие спрашивают: «А зачем вы здесь убираетесь?» И мы честно отвечаем: «Потому что нам не всё равно, это наш дом». У людей диссонанс: мало кто тоже так делает, а живём все в одном регионе. Это главное в моём проекте — ломать барьеры в головах у людей. Основная цель «Спасай, а не болтай» — не очистка Байкала, это просто нереально. Мы хотим привлечь внимание к проблеме, донести, что каждый в силах что-то изменить.

Фото предоставлено героем. Фотограф Артем Моисеев.

Все только кричали: «Не дадим, это строят китайцы!»

История проекта началась весной 2018 года, когда стало известно, что в Слюдянском районе хотят построить завод по розливу байкальской воды. И люди на это ополчились. Всей страной активно подписывали петицию, выступали «против». Но никто толком не разобрался, что там планировалось и как. Все только кричали: «Не дадим, это строят китайцы!» С моей точки зрения, это была настоящая ксенофобия. Просто инвесторы были не россияне.

Я не был против строительства и ратовал за то, чтобы были соблюдены три пункта. Чтобы завод построили по международным стандартам, чтобы там работали местные и чтобы платились налоги. Всё. Кто инвесторы — китайцы, корейцы, американцы или русские, — мне не важно. Россия в глазах международной общественности становится максимально закрытой страной, которая сама просаживает свой инвестиционный рынок. Пришли инвесторы, а мы от них отказались из-за гражданства. Люди сами всё испортили. Не было никакого конструктивного диалога. В итоге те, кто против, победили. И меня до сих пор от этого бомбит. Сейчас на слюдянских болотах происходит выпас домашнего скота, а в советское время там был склад ГСМ. Здесь просто без комментариев.

Слева: Пикет в Иркутске. Фото: Алёна Шатуева. Справа: Посёлок Култук. Строительство завода по розливу воды. Фото: Вадим Данилов

При этом я видел, как местные собирались и кричали: «Спасите Байкал», а потом продавали рыбу из этого самого Байкала и бросали мусор себе под ноги. Они не думали ни о поголовье рыбы, ни о чистоте озера. Я понял, что в большинстве своём люди — кликуши. Кричат, ругаются, но сами ничего не делают для себя. Я так не могу. Считаю, что если ты живешь на этом свете, радуешься ему, берёшь от него ресурсы, ты просто не можешь не отдавать. Мне стыдно, потому что со всех сторон слышно «Я люблю свою Родину», но почти никто реально о ней не заботится. Я понял, что надо что-то делать. Не понтоваться и хейтить, а просто начинать с себя и люди подтянутся. Тогда я придумал проект и назвал его очень понятно. Вместо криков, подписей и петиций — возьми и начни действовать. Посмотри на себя. Спасай, а не болтай. Это моя философия.

Фото предоставлено героем. Фотограф Артем Моисеев.

Мне дико стыдно перед фондом, но это жизнь

Весной 2020 года я выиграл грант 500 тыс. рублей в конкурсе проектов благотворительного фонда «+7». Все деньги ушли на машину для экспедиций и уборок в регионе — купил внедорожник Mitsubishi Pajero, чтобы ездить на уборку в самые разные места, в том числе труднопроходимые. Мы тягаем большие деревья, железо, тяжелые покрышки из воды. На легковушке не справиться, а грузовик не везде удобен.

В итоге нашел машину на вторичном рынке, ее средняя цена — 450 тыс. рублей. Грантовые деньги улетели вмиг. Я пригнал своего железного коня из области, по минимуму довёл до ума. За месяц работы мы с командой успели вывезти 15 тонн покрышек из посёлка Патроны и был ещё ряд мелких уборок, которые я даже не считаю.

Фото: egor_lesnoy/ Instagram

Но теперь мы вынуждены замедлиться, потому что случилась беда. В последний день весны, 31 мая, когда мы ехали очищать Мраморный карьер в Бугульдейку, на гравийную дорогу, на сложном повороте со спуском выбежал конь. Мы улетели в кювет, не доехав до места всего 40 км. Машина перевернулась дважды. Все живы и целы, но автомобиль сильно пострадал.

Мне дико стыдно перед фондом, но это жизнь. Никто не застрахован от такого несчастья. Пока я пребываю в шоке, стараюсь найти в себе силы. Твёрдо решил восстанавливать машину. Предварительная сумма ремонта — 250 тыс. рублей.

По просьбам неравнодушных друзей и подписчиков открыл сбор, решение об этом далось мне сложно. Из-за этого в меня и мою жену летит много хейта, люди пишут гадости. Говорят, что мы наживаемся за счет проекта и машины. Это дико обидно, не может не задевать. Но я верю, что добрых людей и наших союзников больше. Я вкладываю в неё ежедневно, сам плачу за бензин, закупаю инструменты. И теперь уже точно вложу больше, чем изначальная сумма гранта. Я никогда не зарабатывал на проекте, хотя он занимает почти всё мое время. Иногда мне кажется, что я уже сам себе не принадлежу, потому что мои мысли постоянно о том, как помочь и как убрать больше. Это нелёгкое время, но я не отчаиваюсь. Выплывем.

Сейчас основной фронт работ — поселок Патроны

Первые 250 килограммов мусора мы собрали в 2019 году вместе с Женей Лоховым в Листвянке. Я занимаюсь фридайвингом, и благодаря этому мы всё вытащили со дна Байкала. Потом почти месяц я провел в Тулуне, помогал на наводнении. С машиной стало намного проще работать, не нужно никого постоянно искать.

До аварии мы выезжали на уборки от одного до четырех раз в неделю. Сейчас у нас уже собрано около 15 тонн мусора. В основном двигаемся своей компанией, а также присоединяются мои подписчики. Я всегда заранее пишу, куда едем, где встречаемся и что взять с собой. В среднем, на одной уборке нас бывает около десяти человек. Есть и мужчины, и женщины. По желанию можно брать детей. Работают все на равных. В прошлом году были просто люди, желающие помогать. В этом году понемногу подтягиваются большие компании.

Сейчас основной фронт работ — поселок Патроны. Впервые мы отправились туда в конце апреля по просьбе моих подписчиков, они прислали фотографии. Приехали на двух внедорожниках с прицепами и грузовичке. Думали, немного работы, быстро справимся. Но не тут-то было. Оказалось, там просто груды покрышек. Наши вывезенные 15 тонн оказались четвертью от того, что скопилось. Там в советское время была линия берегоукрепления, потом её переделали, а покрышки так и остались загрязнять окружающую среду и разлагаться.

Работать в Патронах было по-настоящему тяжело: часть покрышек находится в воде, на глинистом дне. Выбивали липкую твердую глину кувалдами, ломами и прочими инструментами.

На месте всегда были три команды — одни доставали покрышки из воды, вторые их чистили, третьи — грузили. Забитая покрышка может весит около 300 килограммов. Пустая — от 40 до 150 килограммов. На чистку одной покрышки у нас уходило по 3040 минут. Работали полный рабочий день и возвращались всегда без сил.

Фотографии предоставлены героем. Фотограф Артём Моисеев

В работе помогает «Байкал-шина» и её гендиректор Антон Тюменцев, он даёт своих рабочих, предоставляет инструмент и договаривается с грузовым транспортом — это огромная работа. Ещё администрация Патронов дала нам трактор для погрузки, а сеть Centra Market установила лебёдку на внедорожник, чтобы можно было тягать покрышки из воды. +7 и Reus тоже иногда выезжают с нами, помогают с лопатами, ломами и другими инструментами.

После уборки все покрышки увозим в Иркутский резиноперерабатывающий завод. Грузим вместе, а доставляет «Байкал-шина». Из переработанной резины на заводе делают покрытие для парков, детских площадок и стадионов.

Основная проблема — отношение людей

Год назад нас выгнали с уборки в порту «Байкал», где мы убирали покрышки со дна озера. Нас вызвали к начальнику и сказали, что надо было брать разрешение на уборку в МЧС и ещё в ряде организаций. И выгнали. Мы пытались объяснить, что всё делаем безопасно, никому не мешаем, работаем с яркими буями. Что хотим помочь сделать озеро чище, не просим денег. Но бесполезно.

Я понимаю, что это система, что виноват не сам человек, который нас оттуда гнал. Но ведь можно иначе выстроить диалог. Сказать: «Ребята, у вас инициатива, круто! У нас есть проблема с разрешением. Давайте мы пообщаемся с руководством, договоримся по поводу допуска». Можно было договориться на другой день. Черт с ним, выдать нам яркую форму. Но никакого диалога с нами никто не собирался строить.

Поэтому основная проблема сегодня — отношение людей. Те, кто у меня в подписчиках, мои сторонники. Но их меньшинство. Абсолютное большинство просто отмалчивается и ничего не делает. Им важно, чтобы мусорка в их дворе всегда была чистой. И они поднимают крик, только когда мусорка захламляется. А то, что у нас переполнены полигоны, их не интересует. У них позиция «Я живу здесь и сейчас, в своей квартирке. Не трогайте меня». Опять же, все ругают китайцев, а по факту ты приезжаешь к заливам и лесам и видишь, что мусорят россияне. Наша цель — менять сознание людей, показывать, что можно жить по-другому. Хотелось бы, чтобы нас, делающих, была критическая масса. Важно понимать, что даже если ты просто вышел убраться у дома, то ты уже сделал хорошее дело. Любая уборка хороша — неважно, сколько в ней человек принимает участие, несколько или сотни.

Фото предоставлено героем. Фотограф Артем Моисеев.

Однажды женщина в соцсетях написала мне, что я хочу хайпануть и машину на халяву, а акцию организовать — ничего не стоит. Так говорит только тот, кто ничего не организовывал и не объединял людей для общей задачи. Большинство пробуют это на себе один раз и тактично говорят: «Чувак, извини, я больше не готов таким заниматься». Еще находятся умники: «Вы своим фридайвингом вывозите со дна по паре тонн, так мало». Ребят, мы делаем то, что можем, с учетом нашей техники и возможностей. Сейчас наша главная задача — обратить внимание на проблему и делать то, что от нас зависит.

Команда «Спасай, а не болтай» очищают акваторию на причале Рогатка (Листвянка). Видео: egor_lesnoy/ Instagram

Конечно, хотелось бы поддержки. Даже не финансовой, а хотя бы в разрешениях — как в случае с портом «Байкал». У меня не раз брали телефон люди из администрации врио губернатора, представители каких-то партий. И на этом всё заканчивалось. Не было никаких встреч, обещаний. Я прошу власть просто лишний раз не мешать нам: не просить десятки разрешений и пропусков. Мы потратим больше времени на бумагу, чем на уборку. Все мы понимаем, что такое бюрократия.

Я не остановлюсь, у меня цель — заразить своей философией сотни людей

Я планировал до конца июня закончить с Патронами. Надеюсь, так и получится, потому что, помимо моей машины, есть ещё техника. В планах — Мраморный карьер, Слюдянка, порт «Байкал», Листвянка, Ольхон, Байкальск, Северобайкальск. Нет конкретного одного направления. Увы, но у нас куда ни поедешь — везде будет мусор. Очень хотелось бы найти партнёров, чтобы поставить на воду катамаран с мотором и лебедкой, чтобы доставать габаритный мусор со дна. Цена вопроса — около 300 тыс. рублей. Ещё думали о приобретении грузовика, дополнительной техники: хотелось бы обзавестись дайверским снаряжением и работать уже на глубине.

До автоаварии было много целей, связанных с проектом. Но теперь главное — восстановить автомобиль. С помощью внедорожника за один месяц работы сделали в четыре раза больше, чем за весь прошлый сезон. И я не могу взять и отремонтировать его дёшево, а потом кому-то перепродать. Это непорядочно. Сделаю ремонт на совесть и буду ездить убираться дальше.

В день города Егор Лесной со своей семьей убрали 100 кг мусора на берегу Ангары. Фото: egor_lesnoy/ Instagram

Я не остановлюсь, у меня цель — заразить своей философией сотни людей. Вижу, что уже сейчас многие выходят во двор и убираются. Это нетрудно. С конца апреля каждый день у меня по 23 отметки в инстаграме с хэштегом #cпасайанеболтай из разных городов России и даже мира. Недавно убирались даже на Багамских островах. Даже не выходя из дома можно помочь — просто начните сортировать мусор. Здесь дело не в хэштегах.

После аварии я получил огромную поддержку от людей: помогают те, кто может и хочет. Да, сейчас реально трудно. Проект держится на моей внутренней силе, на вере людей, который вовлечены в него. Сейчас время, которое просто нужно пережить. Очередное испытание, с которым мы точно справимся. Рассвет точно настанет.

Комментариев 0

Ничего не нашлось

Попробуйте как-нибудь по-другому