10.09.2020 16:22
10.09.2020 16:22
Фото: propeller.video / «Верблюд в огне»
Замечали ли вы два острова на Ангаре возле Академического моста? Возле них постоянно курсируют лодки, там расположены дачные постройки, а иногда можно даже разглядеть собак или людей. Но при этом об этих местах практически ничего не известно: записей в архивах крайне мало, а местные жители часто не готовы общаться с чужаками. «Верблюд» узнал всё, что известно об островах, и снял загадочные территории с земли и с квадрокоптера.
В исторических хрониках оба острова часто упоминаются как место ловли хариуса и ленка. Самый крупный из них — Елизовский. По данным Иркутского краеведческого музея, название он получил в честь некого гражданина Елизова. В начале XX века на острове заготавливали сено, но почти сразу стало ясно, что это провальная затея: во время покоса в начале июля его затапливает, вода мешала снимать сено или уносила уже скошенный урожай.
Город предложил сдавать остров под сенокос частным лицам. В известиях Иркутской городской думы сохранились фамилия и инициалы одного из арендаторов — В. А. Усольцева. Он арендовал остров с 1907 по 1912 год за 88 рублей 10 копеек.
Про остров Кривой (тот, что поменьше) нет и такой информации. Известно только, что 20 июля 1988 года на территории обоих островов образовали садоводческое товарищество «Елизовское».
Участок площадью 11 соток на острове стоит 750 тыс. рублей. При этом на нем нет ни электричества, ни доступа к питьевой воде, ни построек, а добраться до него можно только на лодке с КПП возле Верхней набережной.
Однако, несмотря на сложные условия, многим нравится идея жить на острове в центре города. Семья иркутского фитнес-тренера Ксении Яковлевой приобрела участок в 2007 году из интереса: «У дедушки была лодка, он любил на ней кататься и поэтому посчитал прикольной идеей купить дачу на острове».
Семья приезжала на остров только летом (зимой это невозможно и бессмысленно). На их участке росли малина, алыча, слива и смородина. «Электрогенератор был на два дома: наш и соседский. У них росли овощи: картошка, морковка, свекла, но огород часто затапливало. Вообще, когда воду на ГЭС поднимают, земля (особенно на краю острова) становится как болото», — говорит Ксения.
По ее словам, генератора хватало только на свет: отопление в доме было печное, еду готовили на печи, костре или мангале. Воду привозили в канистрах из города, потому что черпать ее из Ангары опасно.
«Если заехать вглубь острова к маленькому заливчику — там очень классно. Нет людей, тихо. Там ты словно отрезан от социума. Вечером можно выйти посидеть на заливе или даже искупаться. Там ты в центре города, но в уединенном пространстве», — вспоминает Ксения.
Но добираться до дачи на острове физически тяжело: с моторной лодки необходимо снимать мотор на земле, тянуть лодку в заводи, поэтому дедушка Ксении продал участок. Его приобрели знакомые с лодочной станции.
Жители острова неохотно делятся информацией о своем садоводстве, но с восхищением рассказывают, что по их их участку часто гуляют куропатки, подплывают ондатры и утки.
«Нам там нравится! Очень. Правда, когда были молодыми — было очень хорошо, а сейчас уже тяжело. Главная проблема — это отсутствие освещения. У каждого либо переносная электростанция, либо солнечные батареи. Председатель [садоводства] поставил три батареи — у него работает телевизор или холодильник», — рассказал 81-летний житель острова, отказавшийся представиться.
По словам председателя садоводства Виктора Кудашова, он вел переговоры с администрацией города, чтобы провести электричество хотя бы на один участок, но, как выяснилось, на это может потребоваться до 6 млн рублей.
В МЧС считают, что жить на островах опасно, — каждый необходимый сброс воды на ГЭС повышает уровень Ангары в черте города и, соответственно, риск затопления этих территорий.
Сотрудники МЧС информируют жителей о предстоящих подъемах уровня воды и рассказывают о возможных последствиях и правилах поведения при угрозе затопления, но местные не всегда открыты к диалогу. По словам спасателей, их предупреждения часто игнорируются, жители редко выходят на контакт.
Более того, некоторые из них обходят запрет на навигацию по Ангаре, который действует с 1 декабря по 1 марта. Жители острова оправдывают себя отсутствием выбора: для кого-то дом на острове — единственное жилье, и отказаться от сообщения с большой землей они просто не могут.
Читайте также:
«У нас каждое второе выступление — неудачное». Кто отвечает за новый юмор в Иркутске
Познакомьтесь с человеком, который в одиночку устроил фестиваль стрит-арта в Братске
Наш канал в телеграме — «ВЕРБЛЮД В ОГНЕ», подписывайся!
Комментариев 1
bat
Вообще не понятно чего жалуются, знали ведь куда селились
17.09.2020 14:23